|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 ... 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№392752Добавлено: Пн 12 Мар 18, 11:45 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Anupadisesa .. Considering the fifith cessation, not leaving any constituent groups of existence with the person; the then cessation of constituent groups of future existence, that asankhata mahānibbāna, is called "anupādisesa""
И что Вы этим хотите сказать? Что здесь речь идёт именно о пяти кхандхах, а не о розовых носорогах? Так в этом конкретном диалоге только пять кхандх и обсуждаются. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№392785Добавлено: Пн 12 Мар 18, 13:01 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: ЭМПИРИОКРИТИК, спасибо. Следовательно в момент "прямого знания" в наличии имеются вышеуказанные читты. Известно, что ниббана и париниббана имеют одну природу, вы вроде бы ранее согласились, что ниббаны-1 и ниббаны-2 нету, ниббана одна. Значит если в момент Постижения имеются читты, то они же имеются и в момент париниббаны. Что с ними дальше происходит?
Когда арахант умирает, читты перестают возникать. Арахант входит в ниббану (в париниббану) при наличии нескольких читт. В ниббане никаких изменений быть не может, т.к. она не конструирована. Понятно, что новые читты перестают возникать. А те, с которыми он вошел - получается они ведь тоже исчезнуть не могут, т.к. ниббанизируясь арахант входит в состояние, которое неизменно?
Так а том и речь, что Ниббана - это термин, который в буквальном (а не в метафорическом) смысле означает не какое-либо состояние, а прекращение без последующего возникновения, прекращение воспроизводства страданий.
Махаси Саядо: "Nibbāna is figuratively shown as the abode of cessation of all suffering brought about by defilements. Its nature is also described metaphorically as the very element of quiescence". –p.14
Ниббану образно описывают, как местопребывание, где прекращено любое страдание, порожденное загрязнениями. Также природу Ниббаны метафорически описывают, как состояние покоя, которое наступает в результате прекращения страдания..
И далее: "The most important point to note is that the nature of nibbāna is the annihilation of all defilements. With the end of the cycle of defilements, no new becoming arises, and all is quiescence. Let me coin an aphorism for easy recollection:“Nibbāna is where the cycle of suffering ceases. Nibbāna is instrumental in bringing about the cessation of the cycle of suffering. The very nature of nibbāna is the cessation of cycle of suffering.” " - p.14
"Самое важное, о чём нужно сказать, состоит в том, что природа Ниббаны - прекращение всех килес. Когда прекращается воспроизводство килес, новое существование не возникает, и всё пребывает в покое. Давайте я это сведу это к одному высказыванию, чтобы облегчить запоминание: “Ниббана - это то, где прекращается воспроизводство страданий. Ниббана приводит к прекращению воспроизводства страданий. Сама природы Ниббаны - это прекращение воспроизводства страданий".”
Леди Саядо ( http://dhammadownload.com/File-Library/LediSayaDaw/The-Ledi-Dhamma-On-Nibbana.pdf ) :
"Таким образом, прекращение определенной дхаммы навсегда, без нового появления, называется прекращением без остатка (thus the cessation of a certain dhamma forever, no more to appear, is called the cessation without the substrata remaining). "Прекращение" не значит "прекращение путём исчезновения"; речь идёт не о смерти и не о [проявлении] непостоянства. Это прекращение означает преодоление появления рождений (uppādajāti). Следует отличать прекращение путём распада, смерти, непостоянства (bhanga, maraṇa anicca) от того прекращения, которым является Ниббана" -p.5
"Прекращение (Ниббана), которое было достигнуто на каждом из четырёх путей - это одна и та же вещь. Эта Ниббана, и та, которая будет достигнута после париниббаны, разрушения прежней каммы - тоже одна и та же вещь" - p.9
То есть, поскольку Ниббана - это прекращение без последующего возникновения, то Леди Саядо и говорит, что Ниббана достигается при достижении каждого из благородных путей - потому что каждый из этих путей, начиная с пути вступившего в поток, необратимо прекращает некоторые из оков.
Поскольку Ниббана - это прекращение, а не какое-либо состояние, ничто никуда не "входит". Читты араханта тоже не "входят" в Ниббану. Их воспроизводство прекратилось ещё раньше (что и было достижением Ниббаны). А теперь они просто исчезают. Про страдание и килесы всё понятно, речь идет о читтах. Ранее вы вроде бы говорили, что читты в момент Постижения есть. Теперь "их воспроизводство прекратилось еще раньше (что и было достижением Ниббаны)". Следовательно в момент самого Постижения читт нет?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№392839Добавлено: Пн 12 Мар 18, 14:10 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: ЭМПИРИОКРИТИК, спасибо. Следовательно в момент "прямого знания" в наличии имеются вышеуказанные читты. Известно, что ниббана и париниббана имеют одну природу, вы вроде бы ранее согласились, что ниббаны-1 и ниббаны-2 нету, ниббана одна. Значит если в момент Постижения имеются читты, то они же имеются и в момент париниббаны. Что с ними дальше происходит?
Когда арахант умирает, читты перестают возникать. Арахант входит в ниббану (в париниббану) при наличии нескольких читт. В ниббане никаких изменений быть не может, т.к. она не конструирована. Понятно, что новые читты перестают возникать. А те, с которыми он вошел - получается они ведь тоже исчезнуть не могут, т.к. ниббанизируясь арахант входит в состояние, которое неизменно?
Так а том и речь, что Ниббана - это термин, который в буквальном (а не в метафорическом) смысле означает не какое-либо состояние, а прекращение без последующего возникновения, прекращение воспроизводства страданий.
Махаси Саядо: "Nibbāna is figuratively shown as the abode of cessation of all suffering brought about by defilements. Its nature is also described metaphorically as the very element of quiescence". –p.14
Ниббану образно описывают, как местопребывание, где прекращено любое страдание, порожденное загрязнениями. Также природу Ниббаны метафорически описывают, как состояние покоя, которое наступает в результате прекращения страдания..
И далее: "The most important point to note is that the nature of nibbāna is the annihilation of all defilements. With the end of the cycle of defilements, no new becoming arises, and all is quiescence. Let me coin an aphorism for easy recollection:“Nibbāna is where the cycle of suffering ceases. Nibbāna is instrumental in bringing about the cessation of the cycle of suffering. The very nature of nibbāna is the cessation of cycle of suffering.” " - p.14
"Самое важное, о чём нужно сказать, состоит в том, что природа Ниббаны - прекращение всех килес. Когда прекращается воспроизводство килес, новое существование не возникает, и всё пребывает в покое. Давайте я это сведу это к одному высказыванию, чтобы облегчить запоминание: “Ниббана - это то, где прекращается воспроизводство страданий. Ниббана приводит к прекращению воспроизводства страданий. Сама природы Ниббаны - это прекращение воспроизводства страданий".”
Леди Саядо ( http://dhammadownload.com/File-Library/LediSayaDaw/The-Ledi-Dhamma-On-Nibbana.pdf ) :
"Таким образом, прекращение определенной дхаммы навсегда, без нового появления, называется прекращением без остатка (thus the cessation of a certain dhamma forever, no more to appear, is called the cessation without the substrata remaining). "Прекращение" не значит "прекращение путём исчезновения"; речь идёт не о смерти и не о [проявлении] непостоянства. Это прекращение означает преодоление появления рождений (uppādajāti). Следует отличать прекращение путём распада, смерти, непостоянства (bhanga, maraṇa anicca) от того прекращения, которым является Ниббана" -p.5
"Прекращение (Ниббана), которое было достигнуто на каждом из четырёх путей - это одна и та же вещь. Эта Ниббана, и та, которая будет достигнута после париниббаны, разрушения прежней каммы - тоже одна и та же вещь" - p.9
То есть, поскольку Ниббана - это прекращение без последующего возникновения, то Леди Саядо и говорит, что Ниббана достигается при достижении каждого из благородных путей - потому что каждый из этих путей, начиная с пути вступившего в поток, необратимо прекращает некоторые из оков.
Поскольку Ниббана - это прекращение, а не какое-либо состояние, ничто никуда не "входит". Читты араханта тоже не "входят" в Ниббану. Их воспроизводство прекратилось ещё раньше (что и было достижением Ниббаны). А теперь они просто исчезают. Про страдание и килесы всё понятно, речь идет о читтах. Ранее вы вроде бы говорили, что читты в момент Постижения есть. Теперь "их воспроизводство прекратилось еще раньше (что и было достижением Ниббаны)". Следовательно в момент самого Постижения читт нет?
"Прекратилось воспроизводство" - это значит, что прекратили появляться каммически активные четаны, формирующие сознание следующего существования. Другими словами, речь идёт о том, что прекратилось воспроизводство будущих кхандх, в том числе будущих читт. Я вот здесь цитату привёл, из Леди Саядо:
https://dharma.org.ru/board/post392750.html#392750 С Вашего позволения, в этом посте переведу из той цитаты фразы, прямо относящиеся к Вашему вопросу.
Таким образом, различаются пять прекращений, включая прекращение совокупностей (khandha-parinibbāna). Из этих пяти, первые три прекращения не затрагивают некоторые из килес и некоторые из совокупностей, образующих существование (khandhā). Четвёртое прекращение устраняет все килесы, но остаются совокупности, образующие только нынешнее существование. Пятое прекращение устраняет уже и совокупности, образующие нынешнее существование. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№392843Добавлено: Пн 12 Мар 18, 15:23 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Эмпириокритик, наверное можно оставить в покое килесы и страдания, т.к. понятно, что с ними в ниббану не пролезть. Нельзя ли на читтах сосредоточиться? Вот Махаси Саядо пишет: "ниббана - это абсолютная реальность, реальность обнуления активности ума, тела и ментальных процессов". Скажите пожалуйста, "обнуление активности ума и ментальных процессов" как следует понимать, если не как отсутствие мыслей (читт)?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№392848Добавлено: Пн 12 Мар 18, 16:06 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Эмпириокритик, наверное можно оставить в покое килесы и страдания, т.к. понятно, что с ними в ниббану не пролезть. Нельзя ли на читтах сосредоточиться? Вот Махаси Саядо пишет: "ниббана - это абсолютная реальность, реальность обнуления активности ума, тела и ментальных процессов". Скажите пожалуйста, "обнуление активности ума и ментальных процессов" как следует понимать, если не как отсутствие мыслей (читт)?
Полное их отсутствие будет уже после смерти. А при жизни речь идёт о прекращении воспроизводства. Вернёмся к началу:
""Nibbāna means extinction or annihilation. What is extinguished or annihilated? The cycle of suffering in the realm of defilement (kilesa vaṭṭa), of action (kamma vaṭṭa), and the result of action (vipāka vaṭṭa) is extinguished or annihilated" – p.2
"Ниббана" означает угасание/иссякание или прекращение. Что иссякает или прекращается? Иссякает или прекращается воспроизводство страданий посредством воспроизводства загрязнений (kilesa vaṭṭa), каммы (kamma vaṭṭa) и результатов каммы (vipāka vaṭṭa).
Когда устраняются килесы - это значит, что перестаёт производиться новая камма (не возникают каммически активные четаны) - а значит, не будет и результатов каммы в виде нового существования - то есть, в виде возникновения новых совокупностей. То есть, полное, необратимое устранение килес - это, автоматически, и прекращение воспроизводства каммы и результатов каммы. Нынешние совокупности (включая вин'няна кхандху и составляющие её читты) просуществуют столько, сколько позволяет предшествующая камма и другие условия (может быть и весьма долго, как у Готамы Будды), а потом прекратятся. Новых же совокупностей не будет. Таким образом, при жизни араханта воспроизводство читт (которые появились бы в новом существовании) уже прекратилось, но читты нынешнего существования вполне продолжают появляться. Арахант осознаёт окружающее, действует, общается с окружающими, и т.д. Но Ниббана уже достигнута.
Я уже неоднократно цитировал, как конкретно происходит это достижение, но, надеюсь, не буду в тягость, процитировав ещё раз:
" What is unsatisfactory is suffering. Now you have arrived at the knowledge of the truth of suffering. This realisation dispels ignorance, so craving fails to assert itself as your mind-object. As craving is absent, attachment, cannot act as its accomplice. As no attachment occurs, no volitional activities can operate for the satisfaction of desires conjured up by the mind and its object. It means that no actions can be formed, when we say that no formations arise. When formations cease, no rebirth-linking consciousness can take place. So there will be no new birth, that is to say no new aggregates. This indicates the cessation of both suffering and the cause leading to suffering. At that particular instant when you recognise this cessation you realise nibbāna" - p. 71
"То, что неудовлетворительно - то есть страдание. Так Вы постигли истину страдания. Это постижение устраняет неведение; таким образом, жажда уже не может привлекать к себе Ваш ум. Когда нет жажды, цепляние не может ей содействовать. Когда не происходит цепляния, невозможны волевые импульсы, нацеленные на удовлетворение желаний, порожденных умом и объектами ума. Мы говорим, что не возникают санкхары - это значит, что не может формироваться камма. Когда прекращаются санкхары, не может возникнуть сознание перерождения. Таким образом, не будет нового рождения, не будет новых совокупностей. Это свидетельствует о прекращении и страдания, и причины страдания. В тот момент, когда Вы осознаёте это прекращение, Вы постигаете Ниббану".
То есть, момент достижения Ниббаны - это полное прекращение жажды, после которого более не возникают каммически активные волевые импульсы, которые были бы нацелены на удовлетворение жажды.
P.S. Обычный человек может узнать, что это такое, с помощью практики випассаны временно, на какие-то несколько мгновений остановив жажду, остановив действие килес - но достижением Ниббаны это не является; Ниббана достигается только бесповоротным, окончательным прекращением килес, а их полное прекращение достигается только полным развитием всех факторов Б8П:
"For an insight meditator, defilements become inert only for a moment during the practice of insight meditation. They cannot be totally uprooted. Total elimination is possible only with the realisation of the Noble Path, resulting in Path-consciousness flowing into the stream of annihilation" – p. 14
У того, кто практикует медитацию прозрения, килесы могут замереть на мгновение в ходе практики. Они не могут [при этом] быть вырваны с корнем. Полное устранение возможно лишь при осуществлении Благородного пути, в результате чего появляется сознание Пути, устремленное к прекращению. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Рената Скот, Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№392851Добавлено: Пн 12 Мар 18, 17:18 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Тут речь шла о том, что происходит в момент смерти. В момент смерти распадаются все пять совокупностей. А до смерти - понятно, что остаются.
В цитируемой сутте сказано про отличие ниббаны с остатком от ниббаны без остатка. Отличие в наличии "груза" - рупы и веданы.
Вы имеете в виду, что после смерти могут остаться какие-то кхандхи, не являющиеся топливом?
Я имею в виду ровно то, что было написано - то, что "остаток" в определениях двух ниббан - две скандхи, а не что угодно еще.
По той сутте, которую Вы цитируете, выходит так. Но авторы, которые здесь обсуждаются, оперируют иными определениями. Вот Леди Саядо (всё из той же самой книги http://dhammadownload.com/File-Library/LediSayaDaw/The-Ledi-Dhamma-On-Nibbana.pdf ), p.10:
"Saupādisesa .. Thus there are five prominent cessations including khandha-parinibbāna. Of these five, the first three cessations leave some defilements and some constituent groups of existence (khandhā). The fourth cessation does not leave any defilements; but the constituent groups of only present existence remain. The fifth cessation does neither leave even the constituent groups of present existence. Considering the first four cessations, still leaving the defilements, still leaving the constituent groups of existence with the person; the then cessation of defilements, the then cessation of the constituent groups of future existence, asankhata mahānibbāna, is called saupādisesa.
Anupadisesa .. Considering the fifith cessation, not leaving any constituent groups of existence with the person; the then cessation of constituent groups of future existence, that asankhata mahānibbāna, is called "anupādisesa""
"Частные религиозные мнения" (с), или как там? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№392852Добавлено: Пн 12 Мар 18, 17:33 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Тут речь шла о том, что происходит в момент смерти. В момент смерти распадаются все пять совокупностей. А до смерти - понятно, что остаются.
В цитируемой сутте сказано про отличие ниббаны с остатком от ниббаны без остатка. Отличие в наличии "груза" - рупы и веданы.
Вы имеете в виду, что после смерти могут остаться какие-то кхандхи, не являющиеся топливом?
Я имею в виду ровно то, что было написано - то, что "остаток" в определениях двух ниббан - две скандхи, а не что угодно еще.
Т.е. последняя читта это две последних скандхи? |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№392854Добавлено: Пн 12 Мар 18, 17:39 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Тут речь шла о том, что происходит в момент смерти. В момент смерти распадаются все пять совокупностей. А до смерти - понятно, что остаются.
В цитируемой сутте сказано про отличие ниббаны с остатком от ниббаны без остатка. Отличие в наличии "груза" - рупы и веданы.
Вы имеете в виду, что после смерти могут остаться какие-то кхандхи, не являющиеся топливом?
Я имею в виду ровно то, что было написано - то, что "остаток" в определениях двух ниббан - две скандхи, а не что угодно еще.
По той сутте, которую Вы цитируете, выходит так. Но авторы, которые здесь обсуждаются, оперируют иными определениями. Вот Леди Саядо (всё из той же самой книги http://dhammadownload.com/File-Library/LediSayaDaw/The-Ledi-Dhamma-On-Nibbana.pdf ), p.10:
"Saupādisesa .. Thus there are five prominent cessations including khandha-parinibbāna. Of these five, the first three cessations leave some defilements and some constituent groups of existence (khandhā). The fourth cessation does not leave any defilements; but the constituent groups of only present existence remain. The fifth cessation does neither leave even the constituent groups of present existence. Considering the first four cessations, still leaving the defilements, still leaving the constituent groups of existence with the person; the then cessation of defilements, the then cessation of the constituent groups of future existence, asankhata mahānibbāna, is called saupādisesa.
Anupadisesa .. Considering the fifith cessation, not leaving any constituent groups of existence with the person; the then cessation of constituent groups of future existence, that asankhata mahānibbāna, is called "anupādisesa""
"Частные религиозные мнения" (с), или как там?
Во-первых, именно о мнениях этих лиц в данном случае и тема.
Во-вторых, повторюсь, что не спорю с тем, что из сутт, при желании, можно много что вывести. Может быть, оттуда можно вывести и кхандхи (по крайней мере, вин'няна, сан'ня и санкхара) которые могли бы продолжать существование и после смерти араханта. Для этого им, очевидно, нужно было бы не быть предметами жажды и цепляния, и не зависеть от каммы, не быть ею сформированными/обусловленными. Сомневаюсь, но не могу исключать возможность - чтобы её исключать, надо бы было прочитать, и не просто прочитать, а тщательно проработать вообще все сутты.
Но вот о чём я могу говорить уже с некоторой долей уверенности - так это что не помню в Абхидхамме такого - чтобы как-то упоминались или обсуждались кхандхи, не являющиеся упадана-кхандхами и не сформированные каммой. Но то что я этого не помню - конечно же, не аргумент. Но вот Бхиккху Бодхи - в отличие от меня, знаток ПК. В смежной теме уже обсуждалось (примерно сотню страниц назад), что он, по его собственным словам, не помнит в ПК никакого фрагмента, который можно было бы истолковать, как указание на существование несформированного/необусловленного сознания:
"I have not found any passage in the texts that uses the word viññāṇa (or its cognates) in a way that affirms “an unconditioned dimension of viññāṇa.”
http://www.sbinstitute.com/sites/default/files/What%20Happens%20to%20an%20Arahant%20at%20Death_BB-BAW_BB-Revised.pdf p.4
Уже не с долей уверенности, а с уверенностью добавлю, что ничего подобного нет в важнейшем постканоническом тексте - в Висуддхимагге. В Абхидхамматха-сангаха - тоже нет. В общем, если и есть в палийских суттах какие-то такие возможности (вроде той сутты, которую Вы цитируете, и где понятие остатка сводится к двум кхандхам), то вся следующая за ними традиция (а не только бирманские учителя XX века) эти возможности не использовала. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№392855Добавлено: Пн 12 Мар 18, 17:48 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Вы кстати неправильно переводите vinnana как сознание. Из-за этого возникает куча споров, так как исчезновение vinnana приравнивается к исчезновению сознания.
Vinnana это очень специальный вид сознания, и не соответствует русскому "сознание"
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Анабхогин, empiriocritic_1900, Гость 108 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№392858Добавлено: Пн 12 Мар 18, 17:52 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Вы кстати неправильно переводите vinnana как сознание. Из-за этого возникает куча споров, так как исчезновение vinnana приравнивается к исчезновению сознания.
Vinnana это очень специальный вид сознания, и не соответствует русскому "сознание"
В данном случае возник вопрос конкретно о кхандхах. Так что и я говорю конкретно о viññāṇa khandha. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Анабхогин Гость
|
№392859Добавлено: Пн 12 Мар 18, 17:53 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Вы кстати неправильно переводите vinnana как сознание. Из-за этого возникает куча споров, так как исчезновение vinnana приравнивается к исчезновению сознания.
Vinnana это очень специальный вид сознания, и не соответствует русскому "сознание"
Виджнана — процесс первичного различения. Мано-виджнана — сознание, мышление. Чакшус-виджнана — это уже зрение. |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№392861Добавлено: Пн 12 Мар 18, 17:54 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Виджнана — процесс первичного различения
Ну вот видите, уже лучше, и это весьма даже не сознание как целое, а всего лишь одна из его функций.
Ответы на этот пост: Анабхогин |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№392862Добавлено: Пн 12 Мар 18, 17:55 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Так что и я говорю конкретно о viññāṇa khandha
Я бы сначала разобрался что такое vinnana и что такое khandha отдельно. |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№392864Добавлено: Пн 12 Мар 18, 18:02 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Вы кстати неправильно переводите vinnana как сознание. Из-за этого возникает куча споров, так как исчезновение vinnana приравнивается к исчезновению сознания.
Vinnana это очень специальный вид сознания, и не соответствует русскому "сознание"
Да, и ещё одно. Прошу меня простить, что я сразу стремлюсь эти моменты прояснить - я не спорю, что опираясь только на сутты, можно строить разные интерпретации, в которых будут разные виды сознания, одни из которых вин'няна, другие - читта, третьи - мано, четвертые - ещё какие-то.
Но и в этой теме, и в смежных с ней по смыслу обсуждается в основном последующая традиция (начиная с Абхидхаммы и далее) - не потому, что так кто-то произвольно решил (например, я), а просто потому, что именно так вопросы здесь ставились всеми спорящими сторонами.
А в последующей традиции всё достаточно однозначно. Читта, вин'няна, мано получают полностью идентичные определения уже в Дхаммасангани:
6. Katamaṃ tasmiṃ samaye cittaṃ hoti?
Yaṃ tasmiṃ samaye cittaṃ mano mānasaṃ hadayaṃ paṇḍaraṃ mano manāyatanaṃ manindriyaṃ viññāṇaṃ viññāṇakkhandho tajjā manoviññāṇa dhātu-idaṃ tasmiṃ samaye cittaṃ hoti.
....
63. Katamo tasmiṃ samaye viññāṇakkhandho hoti?
Yaṃ tasmiṃ samaye cittaṃ mano mānasaṃ hadayaṃ paṇḍaraṃ mano manāyatanaṃ manindriyaṃ viññāṇaṃ viññāṇakkhandho tajjā manoviññāṇadhātu - ayaṃ tasmiṃ samaye viññāṇakkhandho hoti.
....
65. Katamaṃ tasmiṃ samaye manāyatanaṃ hoti?
Yaṃ tasmiṃ samaye cittaṃ mano mānasaṃ hadayaṃ paṇḍaraṃ mano manāyatanaṃ manindriyaṃ viññāṇaṃ viññāṇakkhandho tajjā manoviññāṇa dhātu - idaṃ tasmiṃ samaye manāyatanaṃ hoti.
И в полном соответствии с этим вопрос затем решает Буддагоса (Висуддхимагга, глава XIV, параграф 82):
82. “Whatever has the characteristic of cognizing should be understood, all taken together, as the consciousness aggregate” was said above. And what has
the characteristic of cognizing (vijánana)? Consciousness (viññāṇa); according as it is said, “It cognizes, friend, that is why ‘consciousness’ is said” (M I 292).
The words viññāṇa (consciousness), citta (mind, consciousness), and mano (mind) are one in meaning. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№392866Добавлено: Пн 12 Мар 18, 18:08 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Но и в этой теме, и в смежных с ней по смыслу обсуждается в основном последующая традиция
Мне так не показалось. Нигде не ставилось условие спора - спорить на основе последующей традиции, а не на основе сутт.
Ваши оппоненты этого не осознают.
Дальнейшая традиция ушла очень далеко от оригинального буддизма, исказила термины. Вы совершенно правы, что Абхидхамма смешала уже все виды сознания в кучу что и породила противоречия.
В понимании Будды виньяна совсем даже не эквивалента сознанию.
P.S. Если дергать одни определения и мысли из одних источников, другие из других, то можно почти любую точку зрения обосновать. Имеет ли смысл? Не привязанность ли это?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 ... 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130 След.
|
Страница 26 из 130 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|