Зарегистрирован: 09.09.2008 Суждений: 7953 Откуда: Воронеж
№577942Добавлено: Чт 20 Май 21, 22:52 (4 года тому назад)
Я, кстати, понял, про что хипстотская "сатипаттхана".
Примерно про то же, про что и "дзогчен", "дзэн" и пр. - про ПРЕБЫВАНИЕ В МОМЕНТЕ, РАССЛАБЛЕНИЕ В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ и прочий бред, который изначально хоть и имел некий смысл, но позже превратился в шлак.
Т.е., в их вымыслах, есть некое "тело", по отношению к которому надо быть "внимательным". Видимо, "тело" - это вполне автономная от хипстотхерософа сущность, которую надо тщательно отслеживать. Отслеживание превращается не в средство непосредственного видения непостоянства, а в самоцель, отсюда и эти придирки к опискам, разнообразные претензии на тему размера калап и т.п. _________________
Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!
№577943Добавлено: Чт 20 Май 21, 22:54 (4 года тому назад)
Там "видит только" (тело как тело и т.п.) означает, что видит дхаммы и не видит существа (атмана). А это есть воззрение, непонятное дуракам, и требующее изучения. _________________ Буддизм чистой воды
Там "видит только" означает, что видит дхаммы и не видит существа (атмана). А это есть воззрение, непонятное дуракам, и требующее изучения.
Не знаю, мне всегда казалось очевидным, что в этой сутте описаны упражнения, направленные на установление трилакшаны, причем упражнения следуют абхидхамме. Но, видимо, существуют люди, которые понимают эту несчастную сутту как некую магическую практику - типа дышит туда-сюда йог, внимательно какает и у него без знакомства с моделью абхидхаммы внезапно само возникает воззрение. _________________
Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!
Сатипаттхана (smrtupasthana)- применение (upasthana) запомненного (учения).
Да, есть ещё громоздкий термин "удержание в уме", и искусственный "памятование". Я полагаю, что внимательность - это как раз правильный референс к тому, что нужно проявлять осмотрттельную внимательность, то есть правильно направлять ум - сохранять правильное внимание. Но понятие действительно сложное. Сказать что сати - это просто память, как ментальная функция, явно недостаточно.
Ошибка в том, что думают, что речь про "памятование" о теле и прочем. А тело и три других группы предметов - это область применения учения. Запомненное применяется к этим четырем группам. А не "памятуют" об этих четырех. Что за дикость, как такое могло прийти в голову - считать, что память о теле или внимательность к телу, сама-по-себе, это некая практика?
А что, по-вашему, означает словосочетание "запомненное применяется к" тому, что находится в фокусе внимания. По-моему, это и означает внимательное отношение, т.е. внимательность как фактор сознательности. Вспоминая наставление по практике дзен, это подобно тому, как охотник следит за своей целью - он его внимательность активна и наполнена знанием. Он не просто так глазеет, и не впадает в мечтательность, он весь внимание.и полное присутствие. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вообще занятно - баптисты-хипстеры-нигилисты атакуют, измышляя невероятную сатипаттхану. Не которая про практическое отслеживание в своем собственном теле и уме предварительно теоретически изученного непостоянства-анатмана-страдательности, а которая про какую-то ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ и ОСОЗНАННОСТЬ.
Там же все просто как валенок - есть сутты, есть абхидхамма, в них есть определенная модель существа, некоторая теория и йогин ищет в своем теле и уме события, соответствующие описанным в теории.
Поэтому я и сказал о сложности передачи этого термина. Недавно я столкнулся с рендерингом этого термина (саммасати) корейским учителем дзен как right method, что мне видится в практическом смысле правильным, хотя с точки зрения корректности перевода это...спорно... _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Там "видит только" означает, что видит дхаммы и не видит существа (атмана). А это есть воззрение, непонятное дуракам, и требующее изучения.
Не знаю, мне всегда казалось очевидным, что в этой сутте описаны упражнения, направленные на установление трилакшаны, причем упражнения следуют абхидхамме. Но, видимо, существуют люди, которые понимают эту несчастную сутту как некую магическую практику - типа дышит туда-сюда йог, внимательно какает и у него без знакомства с моделью абхидхаммы внезапно само возникает воззрение.
Традиционные учителя тхеравады (напр. Гунаратана, бх.Бодхи...) так и объясняют, что это практика наблюдения тилакханы, которая имеет целью "расцепление цепляний", то есть выработка отстранённости. Однако и дзенский метод, хотя он и не оперирует стройной терминологией, имеет целью то же самое. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Озарение (интуитивное познание) происхолит / приходит "вне слов"; словами оно оформляется, чтобы произошло закрепление познанного. То есть, озарение реализуется в слове, но словесные построения не являются озарением.
Попробуйте вспомнить, как вы о чём-то долго размышляли, но так и не пришли к заключению, потом отложили это, занялись чем-то ещё, и вдруг искомое заключение как будто само возникло в вашем уме, вполне цельное, и вам лишь надо облечь его в правильную словесную / знаковую форму. Можно ли сказать, что это произошло в результате размышления? И да, и нет. Если бы вы не размышляли, то этого бы не произошло, но это произошло, когла вы об этом не размышляли. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Зарегистрирован: 09.09.2008 Суждений: 7953 Откуда: Воронеж
№577955Добавлено: Пт 21 Май 21, 01:21 (4 года тому назад)
Но что самое занятное - модель абхидхаммы - это лишь одна из возможных моделей личности и мира. Можно придумать еще кучу непротиворечивых и также согласующихся с опытом моделей. _________________
Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!
№577956Добавлено: Пт 21 Май 21, 02:34 (4 года тому назад)
Чтобы нечто познать, надо активно размышлять. А размышляя, вы будете преимущественно использовать слова. Совершенно очевидно при этом что мышление в целом это большее.
Однако считают что достаточно прочитать тексты, а затем нечто иное просто пристально наблюдать и необходимое знание "снизойдет". С большой вероятностью эту методику создали тогда, когда перестали знать логические цепочки ведущие к необходимым выводам из текстов.
Плюс, как я уже писал, размышление считается профанным, а "снизошло" - сакральным, духовным.
Это базируется на сообщении Будды о его откровении, а также на том, что подобное озарение каждый должен пережить сам, а не только заучивать тексты. Заучивание текстов ради рассуждений Багават сравнил с ношением плота на голове, вместо того чтобы переплывать на этом плоте бурные потоки сансары. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Но что самое занятное - модель абхидхаммы - это лишь одна из возможных моделей личности и мира. Можно придумать еще кучу непротиворечивых и также согласующихся с опытом моделей.
Есть каноническая и классическая модель патичча-саммупады, или взаимозависимого возникновения. Как по мне, этой модели вполне достаточно для того, чтобы изучить и перейти к самой практике сатипаттханы _________________ Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
Плюс, как я уже писал, размышление считается профанным, а "снизошло" - сакральным, духовным.
Это базируется на сообщении Будды о его откровении, а также на том, что подобное озарение каждый должен пережить сам, а не только заучивать тексты. Заучивание текстов ради рассуждений Багават сравнил с ношением плота на голове, вместо того чтобы переплывать на этом плоте бурные потоки сансары.
Верно, в Дхаммападе (перевод Топорова) даже ою этом есть строки
19. Если даже человек постоянно твердит Писание, но, нерадивый, не следует ему, он подобен пастуху, считающему коров у других. Он непричастен к святости.
Bahumpi ce saṃhita bhāsamāno, na takkaro hoti naro pamatto. Gopova gāvo gaṇayaṃ paresaṃ, na bhāgavā sāmaññassa hoti.
Перевод местами хоть и не совсем точный, но смысл более-менее передаёт. _________________ Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы