[Bodily and mental] pleasant feeling are called suffering in change because they are a cause for the arising of pain when they change (M I 303).
Ну, во-первых, насчет приятного чувства. В вашем тексте, как я понимаю, сказано, что оно болезненно, когда изменяется. Но давайте подумаем, а так ли это на самом деле?
Не нужно, так как там сказано несколько не так, как вы поняли.
Приятные ощущения названы "страдание в изменении", потому что как только ум устремляется в погоню за приятным (что есть естественная тенденция ума), они обязательно сменяются неприятными. Само их наличие служит причиной возникновения противоположного, и это изменение неизбежно. Например, ты вкусно кушаешь сейчас, но обилие вкусной еды - причина переедания и всех неприятностей, с этим связанных, и ты уже сейчас об этом знаешь - и это уже сейчас превращает приятное в болезненное).
Понятное дело, что когда ум начинает, устремляется к «приятным» чувствам - то это приводит к возникновению в нём взбудораженности, что переживается как неудовольствие. И это, кстати, доказывает, что приятных чувств на самом деле нету, потому что если бы они были - то получение такого чувства всегда было бы приятным, и чем в большем количестве это чувство было бы получено - тем приятнее становилось бы. Но как мы знаем - любой тип стимуляции при достаточной интенсивности становится неприятным, в том числе и стимуляция в джханах. Причем, логическим концом этой сверх-стимуляции - во всех случаях является смерть, вызванная перегрузкой нервной системы.
Разве я что-то сказал о взбудораженности??? Нет. Приятное ощущение приятно - поэтому оно называется приятным. Но при этом Будда учил, что даже приятные ощущения в своей сути - это всё равно плохо, так как они "беременны", отягощены дуккой, то есть имеют потенциал дуккхи, а именно - природу неизбежного изменения и природу обусловленности. Видеть это может, конечно же, лишь мудрый, пробуждённый ум. Но то, что в хлебе есть потенциал стать брагой вовсе не означает, что хлеб - это алкоголь, и думать подобное - совсем не мудро.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 09 Июл 18, 15:57), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Just process
№428083Добавлено: Пн 09 Июл 18, 15:55 (7 лет тому назад)
Кроме того, восхождение в джханах - это восхождение ко всё большему покою путём обнаружения того, что этому покою не соответствует, беспокоит - сначала это мирские беспокойства, от которых мы отстраняемся путём уединения, затем это пять беспокойных состояний ума, и далее - всё более тонкие беспокойства, когда молниеносная сила мысли и прозрения первой джханы становится беспокоящим фактором для второй, а восторг пробуждения ума становится беспокоящим фактором для третьей, и так далее...
О, да, безусловно, это вопрос был адресован Анабхогину:
интересно, а с точки зрения вашей версии ваджраяны земные бодхисаттвы и небесные махабодхисаттвы - это тоже существа, которые "всегда рага-двеша-моха"?
Вы ошибаетесь, когда утверждаете, что махаяна и ваджраяна не имеет существенных отличий. Да, они пересекаются на поверхностном уровне. Именно в силу этого и появился такой синкретический феномен, как махаяно-ваджраянские учения тибетцев
Есть ли хоть одна тибетская школа, которая не придерживается этого (по Вашему мнению) синкретизма? Мне такие неизвестны. И у гелуг, и у кагью, и у ньингма, и у сакья - воззрение Махаяны (Бодхисаттваяны), и методы как парамитаяны, так и мантраяны (ваджраяны).
Не знаю точно как в других школах, но в ньингме девять направлений учения. Есть там и хинаяна и махаяна, но в высших учениях — тогале и свабхавикакае — уже иное воззрение и иной метод.
О, да, безусловно, это вопрос был адресован Анабхогину:
интересно, а с точки зрения вашей версии ваджраяны земные бодхисаттвы и небесные махабодхисаттвы - это тоже существа, которые "всегда рага-двеша-моха"?
Если это существа, самсарины, то да. Вне раги, двеши и мохи только Самантабхадри, изначальная чистота.
[Bodily and mental] pleasant feeling are called suffering in change because they are a cause for the arising of pain when they change (M I 303).
Ну, во-первых, насчет приятного чувства. В вашем тексте, как я понимаю, сказано, что оно болезненно, когда изменяется. Но давайте подумаем, а так ли это на самом деле?
Не нужно, так как там сказано несколько не так, как вы поняли.
Приятные ощущения названы "страдание в изменении", потому что как только ум устремляется в погоню за приятным (что есть естественная тенденция ума), они обязательно сменяются неприятными. Само их наличие служит причиной возникновения противоположного, и это изменение неизбежно. Например, ты вкусно кушаешь сейчас, но обилие вкусной еды - причина переедания и всех неприятностей, с этим связанных, и ты уже сейчас об этом знаешь - и это уже сейчас превращает приятное в болезненное).
Понятное дело, что когда ум начинает, устремляется к «приятным» чувствам - то это приводит к возникновению в нём взбудораженности, что переживается как неудовольствие. И это, кстати, доказывает, что приятных чувств на самом деле нету, потому что если бы они были - то получение такого чувства всегда было бы приятным, и чем в большем количестве это чувство было бы получено - тем приятнее становилось бы. Но как мы знаем - любой тип стимуляции при достаточной интенсивности становится неприятным, в том числе и стимуляция в джханах. Причем, логическим концом этой сверх-стимуляции - во всех случаях является смерть, вызванная перегрузкой нервной системы.
Разве я что-то сказал о взбудораженности??? Нет. Приятное ощущение приятно - поэтому оно называется приятным. Но при этом Будда учил, что даже приятные ощущения в своей сути - это всё равно плохо, так как они "беременны", то есть имеют потенциал дуккхи, а именно - природу неизбежного изменения и природу обусловленности. То, что в хлебе есть потенциал стать брагой вовсе не означает, что хлеб - это алкоголь.
Оно называется приятным только потому, что оно не так болезненно как что-то другое, но по сравнению с отсутствием ощущений оно болезненно.
О, да, безусловно, это вопрос был адресован Анабхогину:
интересно, а с точки зрения вашей версии ваджраяны земные бодхисаттвы и небесные махабодхисаттвы - это тоже существа, которые "всегда рага-двеша-моха"?
Если это существа, самсарины, то да. Вне раги, двеши и мохи только Самантабхадри, изначальная чистота.
...в ваджраяне есть такие ключевые учения, как тогал и учение о свабхавикакае (предельной дхармакае), аналогов которым нет в махаяне.
Зато они есть в шиваизме, не так ли?
Да, есть шиваистские учения, похожие на учение о свабхавикакае (они есть и в суттах), но там нет внятной методологии, аналога тогала. Или я о ней просто мало, что знаю.
Кроме того, восхождение в джханах - это восхождение ко всё большему покою путём обнаружения того, что этому покою не соответствует, беспокоит - сначала это мирские беспокойства, от которых мы отстраняемся путём уединения, затем это пять беспокойных состояний ума, и далее - всё более тонкие беспокойства, когда молниеносная сила мысли и прозрения первой джханы становится беспокоящим фактором для второй, а восторг пробуждения ума становится беспокоящим фактором для третьей, и так далее...
Ну да, и, в конце концов, мы придем к тому, что все ощущения окажутся на самом деле беспокойством.
О, да, безусловно, это вопрос был адресован Анабхогину:
интересно, а с точки зрения вашей версии ваджраяны земные бодхисаттвы и небесные махабодхисаттвы - это тоже существа, которые "всегда рага-двеша-моха"?
Если это существа, самсарины, то да. Вне раги, двеши и мохи только Самантабхадри, изначальная чистота.
Намо шивая!
"Намо шивая!" — это бхакти. А Самантабхадри — это йога. Кардинально отличающиеся учения.
О, да, безусловно, это вопрос был адресован Анабхогину:
интересно, а с точки зрения вашей версии ваджраяны земные бодхисаттвы и небесные махабодхисаттвы - это тоже существа, которые "всегда рага-двеша-моха"?
Если это существа, самсарины, то да. Вне раги, двеши и мохи только Самантабхадри, изначальная чистота.
Намо шивая!
"Намо шивая!" — это бхакти. А Самантабхадри — это йога. Кардинально отличающиеся учения.
Ну да, и, в конце концов, мы придем к тому, что все ощущения окажутся на самом деле беспокойством.
Будда очень не рекомендовал торопить джханы. Пока не насладишься сполна радостью уединения, рано пытаться чувствовать беспокойство от молниеносной силы прозрения.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы