№423760Добавлено: Чт 14 Июн 18, 23:59 (6 лет тому назад)
Не знаю, как можно не понимать таких простых вещей, что Будда учил саматха-бхаване отдельно, совершенно отдельная от випассаны практика с концептом "существо": https://dhamma.ru/canon/kn/snp/snp1-8.htm
дык таки самадхи и шаматха - это разные понятия и в санскрите и в тибетском. Или здесь это одно и тоже?
И здесь есть саматха и самадхи.
Самадхи переводится просто как концентрация, сосредоточение. Происходит от "сам-а-дха", что значит собирать вместе, т.е. концентрация, сведение воедино, объединение сознания.
В суттах самадхи также определяется как однонаправленность сознания (cittaekaggata)
Саматха почти взаимозаменяемо с самадхи, но означает спокойствие. Происходит от другого корня - "сам", становиться спокойным. _________________ Так я слышал
№423774Добавлено: Пт 15 Июн 18, 01:51 (6 лет тому назад)
У тибетцев это разные слова. Да в санскрите, даже судя по вики это разные, хоть и похожие слоги. Добуддийское или внебуддийское самадхи - это просто высшая стадия сосредоточенности в дхияне, то есть слияние субъекта с объектом созерцания, сама-дхи. Но я не секу в этих языках за ненадобностью, а только любопытно иногда. ) Шаматха- просто успокоенность в расслаблении отсутствия противоречий в уме, а випашьяна - оперативное, актуальное осознание этого факта, то есть это не боддхи, а таки ещё конкретное состояние кайфа. Мож конечно я ошибаюсь. Но и это не важно, поскольку будда в Сутре Совершенного Просветления выделял именно три медитативных свершения, весьма удобных для прорыва в Боддхи. Это- шаматха, дхияна и самапатти.
"В общем Татхагата указал,
Что имеются три вида путей:
Умиротворенная шаматха,
Как зеркало, отражающая образы;
Самапати, что подобна иллюзии,
Сравним ее с ростками из земли;
Умиротворенное прекращение — дхьяна,
Подобная колокольному звону.
Эти три чудесные пути Ведут к пробуждению.
Татхагаты десяти сторон света
И множество великих бодхисаттв
Благодаря им обрели путь.
Когда эти три дела в совершенстве исполнены,
Это называется наивысшей нирваной».
«Великая сутра широкого распространения о ясном смысле обретения Совершенного Пробуждения» (Да фан гуан юань цзюэ сюдоло ляо и цзин)
С этим я согласна, Вы все хорошо описали. Я возражала лишь против идеи становления медитационным наркоманом, когда доминирующие состояния сознания ума в самадхи (пити, суккха и более тонкие) полностью захватывают их владельца и препятствуют какой бы то ни было мудрости.
В суттах сказано, что вкус ниббаны можно познать в джханах. Ниббана предполагает Постижение, т.е. абсолютную мудрость. Соответственно трудно представить человека, умеющего уверенно входить в буддийские джханы и при этом ни в коей мере мудрость не обретающего. Другое дело, если человек не буддист и будет использовать сосредоточение для неверных целей, для поиска атмана, скажем. Но даже в этом случае на бытовом уровне он станет более сосредоточенным, более осознанным, а следовательно более мудрым.
Буддийская джхана это как? Джхана не принадлежит буддизму, ее практиковали задолго до Будды. Это как сказать "буддийская щедрость". Щедрость есть щедрость, она не марикируется.
Когда Будда узнал о том, что его бывшие учители джхан умерли, он испытал к ним сочувствие, так как они умерли без арийских плодов. Да огромное количество людей достигало джхан а Индии, но это не привело их к Ниббане именно по причине того, что не было достаточной мудрости.
Сам Будда говорил про себя, что ни восторг, ни покой джхан не затопили его разум, а вы приводите слова Аджана Брама про то, что он медитационный наркоман. Наркомания это нездоровое состояние.
У нас есть свидетельство (AN5.176), что Будда рекомендовал целой толпе мирян время от времени достигать первой джханы
Спорно. Можно сказать, что там речь о практике бхаваны, а не о джхане идет.
Посмотрите, как Сарипутта в этой же сутте характеризует (а Будда затем тут же это подтверждает) состояние, в которое ученикам-мирянам рекомендуется входить:
"When he said this, Venerable Sāriputta said to the Buddha: “It’s incredible, sir, it’s amazing! How well said this was by the Buddha: ‘Householders, you have supplied the mendicant Saṅgha with robes, alms-food, lodgings, and medicines and supplies for the sick. But you should not be content with just this much. So you should train like this: “How can we, from time to time, enter and dwell in the rapture of seclusion?” That’s how you should train.’ At a time when a noble disciple enters and dwells in the rapture of seclusion, five things aren’t present in him. The pain and sadness connected with sensual pleasures. The pleasure and happiness connected with sensual pleasures. The pain and sadness connected with the unskillful. The pleasure and happiness connected with the unskillful. The pain and sadness connected with the skillful. At a time when a noble disciple enters and dwells in the rapture of seclusion, these five things aren’t present in him.”
С таким же успехом можно сказать, что араханты бы не стали и проповедью заниматься.
Однако араханты вполне могут проповедовать. И, поскольку они не являются первооткрывателями Дхаммы, но следуют за Буддой, совершенно естественно, что они делают это, комментируя слова Будды. Я думаю, Вы прекрасно помните сутты, в которых араханты (например, Сарипутта) объясняли другим слова Будды (то есть, комментировали).
Письменные работы, не то же самое, что проповедь к соотвествующему случаю. Дальше вы уже от своей идеи отталкиваетесь, что проповедь тождественна созданию комментариев.
Причём тут письменные работы, если те же трактаты Абхидхаммы сначала создавались устно? Я говорил только о том, что арахант вполне может (и мы знаем из Канона, что они это делали) не только о своем опыте проповедовать, но также (и даже в первую очередь) объяснять слова Будды. Это уже и есть комментарий (пусть и в форме проповеди по случаю). А дальше уже ученики могут эти проповеди записывать, сводить, и т.п. Как Вы помните, в Висуддхимагга часто делается именно это - Буддагоса часто пишет, что по такому-то вопросу одни тхеры утверждают вот это, а другие тхеры - вот то, а третьи - ещё и другое. _________________ Границы мира - это границы языка
Можно ведь на это и с другой т.з. посмотреть, что с более высокими уровнями, неудовлетворительность становится все более тонкой, и ее сложнее обнаружить.
О, да. Суть лишь в том, что если вы пьёте морскую воду, то вы сразу же ощущаете её солёность. После многих вынужденных глотков морской воды (пока вы плыли к берегу) пара глотков воды из приморского затона может показаться едва ли не чудесной, блаженной и спасительной влагой. И лишь когда остатки ощущения морской воды смоются из рта, вода из затона вдруг перестанет быть так уж хороша, и даже станет понятно, что и она очень даже солона, и плохо утоляет жажду.
Конечно, если нам заранее скажут "когда выплывешь на берег, не пей воду из затона, найди чистую воду", то это поможет нам в поиске чистой воды, хотя бы в том смысле, чтобы мы знали, что вода в затоне - это не то, что нам надо. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Буддийская джхана это как? Джхана не принадлежит буддизму, ее практиковали задолго до Будды. Это как сказать "буддийская щедрость". Щедрость есть щедрость, она не марикируется.
Когда Будда узнал о том, что его бывшие учители джхан умерли, он испытал к ним сочувствие, так как они умерли без арийских плодов. Да огромное количество людей достигало джхан а Индии, но это не привело их к Ниббане именно по причине того, что не было достаточной мудрости.
Сам Будда говорил про себя, что ни восторг, ни покой джхан не затопили его разум, а вы приводите слова Аджана Брама про то, что он медитационный наркоман. Наркомания это нездоровое состояние.
Буддийская джхана это вот как: джхана это средство (велосипед). Если вы научились ездить на велосипеде и отправились на поиски атмана, то это езда с небуддийской целью и к арийским плодам она не приведет. А если на велосипеде пытаться ехать восьмеричным Путем, то это езда с правильной целью и она может привести к ниббане. По поводу опасности джхан имеется слишком мало данных. Периодически возникают споры на тему того, что джханы в принципе недостижимы людьми, живущими в миру. Так что для начала хорошо бы узнать поконкретнее, сколько людей вообще в состоянии стабильно входить в джхановые состояния, а уже потом попытаться разобраться, сколько из этих успешных практикующих "залипли" на этих состояниях, какой именно срок можно считать "залипанием" - 10, 20, 30 лет успешного вхождения в джханы? Учитывая, что Будда до последнего дня джханами не брезговал, не совсем понятно, что вообще можно считать "залипанием". То, что умение входить в джхану по-любому делает человека более осознанным, сосредоточенным и усердным понятно, потому как без развития этих качеств в джхану стабильно входить не получится. Аджан Брахм вполне уважаемый учитель, вроде бы ни в чем дурном не замешан, невзирая на свою зависимость от джхан.
Не знаю, как можно не понимать таких простых вещей, что Будда учил саматха-бхаване отдельно, совершенно отдельная от випассаны практика с концептом "существо": https://dhamma.ru/canon/kn/snp/snp1-8.htm
Хотя на ее основе можно и випассану практиковать.
Хотелось бы знать, как именно вы практикуете на доброжелательность, какое именно представляете существо вначале - маленькое, длинное, толстое или короткое; представляете ли вы это существо когда прогуливаетесь или в сидячей медитации, на кого затем распространяется ваша метта, как долго длится одна сессия, с какой регулярностью?
Можно ведь на это и с другой т.з. посмотреть, что с более высокими уровнями, неудовлетворительность становится все более тонкой, и ее сложнее обнаружить.
О, да. Суть лишь в том, что если вы пьёте морскую воду, то вы сразу же ощущаете её солёность. После многих вынужденных глотков морской воды (пока вы плыли к берегу) пара глотков воды из приморского затона может показаться едва ли не чудесной, блаженной и спасительной влагой. И лишь когда остатки ощущения морской воды смоются из рта, вода из затона вдруг перестанет быть так уж хороша, и даже станет понятно, что и она очень даже солона, и плохо утоляет жажду.
Конечно, если нам заранее скажут "когда выплывешь на берег, не пей воду из затона, найди чистую воду", то это поможет нам в поиске чистой воды, хотя бы в том смысле, чтобы мы знали, что вода в затоне - это не то, что нам надо.
Любите Вы аналогии. )) Вот представьте, что чистую воду искать долго и если не выпьете воду из затона, то просто погибнете от жажды. ) Это я к тому, что во всем есть этапность. И когда человек говорит вот эта вода еще солона не буду ее пить, или этот этап пути не для меня я сразу постигну чистую истину, то он впадает в заблуждение.
Не знаю, как можно не понимать таких простых вещей, что Будда учил саматха-бхаване отдельно, совершенно отдельная от випассаны практика с концептом "существо": https://dhamma.ru/canon/kn/snp/snp1-8.htm
Хотя на ее основе можно и випассану практиковать.
Хотелось бы знать, как именно вы практикуете на доброжелательность, какое именно представляете существо вначале - маленькое, длинное, толстое или короткое; представляете ли вы это существо когда прогуливаетесь или в сидячей медитации, на кого затем распространяется ваша метта, как долго длится одна сессия, с какой регулярностью?
Да, Упас знатный практик доброжелательности. Сейчас он нам расскажет. ))
Буддийская джхана это как? Джхана не принадлежит буддизму, ее практиковали задолго до Будды. Это как сказать "буддийская щедрость". Щедрость есть щедрость, она не марикируется.
Когда Будда узнал о том, что его бывшие учители джхан умерли, он испытал к ним сочувствие, так как они умерли без арийских плодов. Да огромное количество людей достигало джхан а Индии, но это не привело их к Ниббане именно по причине того, что не было достаточной мудрости.
Сам Будда говорил про себя, что ни восторг, ни покой джхан не затопили его разум, а вы приводите слова Аджана Брама про то, что он медитационный наркоман. Наркомания это нездоровое состояние.
Буддийская джхана это вот как: джхана это средство (велосипед). Если вы научились ездить на велосипеде и отправились на поиски атмана, то это езда с небуддийской целью и к арийским плодам она не приведет. А если на велосипеде пытаться ехать восьмеричным Путем, то это езда с правильной целью и она может привести к ниббане. По поводу опасности джхан имеется слишком мало данных. Периодически возникают споры на тему того, что джханы в принципе недостижимы людьми, живущими в миру. Так что для начала хорошо бы узнать поконкретнее, сколько людей вообще в состоянии стабильно входить в джхановые состояния, а уже потом попытаться разобраться, сколько из этих успешных практикующих "залипли" на этих состояниях, какой именно срок можно считать "залипанием" - 10, 20, 30 лет успешного вхождения в джханы? Учитывая, что Будда до последнего дня джханами не брезговал, не совсем понятно, что вообще можно считать "залипанием". То, что умение входить в джхану по-любому делает человека более осознанным, сосредоточенным и усердным понятно, потому как без развития этих качеств в джхану стабильно входить не получится. Аджан Брахм вполне уважаемый учитель, вроде бы ни в чем дурном не замешан, невзирая на свою зависимость от джхан.
Так Будда же обьяснил (МН.36) про не-залипание
...Оставив чувственные удовольствия и неумелые умственные качества, я вошёл и пребывал в первой джхане: восторг и удовольствие, рождённые оставлением, сопровождались направлением и удержанием ума. Но приятное чувство, которое возникло благодаря этому, не наводнило мой ум и не осталось в нем.
Конечно, джханы нужны, никто не спорит, но - как средство. А остаться кайфовать в них это неумело, как и не видеть опасности в этом. Для араханта джхана это счастливое пребывание (суккхам вихаратха), но они свое дело выполнили, им ничего не осталось делать в этом мире, и для них привязанность к любым состояниям сознания невозможна в принципе. Для всех других - вполне себе.
Что касается невозможности джхан для мирян, то пример Нандаматы такой версии не поддерживает, она была упасикой и достигала всех четырех созерцаний и даже общалась с божествами.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы