Наиболее распространенный сейчас метод, в том же Тае - это практика через опору на вдох-выдох (анапанасати) и предварительное развитие сосредоточения до джхан или упачара самадхи. Но есть центры с методиками, где дают "сухую" випассану, без анапанасати.
Джхана - это не цель буддийской практики, сосредоточенный в джхане ум используется для дальнейшей практики випассаны.
То, что джхана только инструмент, понятно. Непонятно как в отсутствии хоть какого-то инструмента, если не опыта джханы, то хотя бы навыка сосредоточения, можно випассану практиковать.
При випассане развивается моментное сосредоточение (кханика самадхи), оно эквивалентно уровню сосредоточения доступа в саматхе.
При випассане развивается моментное сосредоточение (кханика самадхи), оно эквивалентно уровню сосредоточения доступа в саматхе.
Допустим, человек выучил все звенья взаимозависимого возникновения, можете их повторить без запинки и периодически повторяет. Помогает ли данное повторение развитию моментного сосредоточения, если заниматься только этим повторением, не практикуя сидячую медитацию на дыхании? Или человек читает по несколько сутт ежедневно и старается вникнуть в их смысл. Весьма полезное занятие, но только от одного этого чтения разовьется ли моментное сосредоточение?
При випассане развивается моментное сосредоточение (кханика самадхи), оно эквивалентно уровню сосредоточения доступа в саматхе.
Допустим, человек выучил все звенья взаимозависимого возникновения, можете их повторить без запинки и периодически повторяет. Помогает ли данное повторение развитию моментного сосредоточения, если заниматься только этим повторением, не практикуя сидячую медитацию на дыхании? Или человек читает по несколько сутт ежедневно и старается вникнуть в их смысл. Весьма полезное занятие, но только от одного этого чтения разовьется ли моментное сосредоточение?
Кханика самадхи развивается в ходе практики випассаны, созерцания дхамм, а не чтения и заучивания сутт. Знание и понимание теории необходимо, чтобы установить йонисо манасикара. С этим установленным на уровень параматтха мудрым вниманием, с памятованием и бдительностью, и моментным сосредоточением, созерцаются параматтха-дхаммы и их характеристики, так возникает прямое видение/знание реальности, випассана-ньяна, с этим знанием развивается мудрость, в итоге происходит разотождествление с ккхандхами и ум поворачивается к ниббане.
Кханика самадхи развивается в ходе практики випассаны, созерцания дхамм, а не чтения и заучивания сутт. Знание и понимание теории необходимо, чтобы установить йонисо манасикара. С этим установленным на уровень параматтха мудрым вниманием, с памятованием и бдительностью, и моментным сосредоточением, созерцаются параматтха-дхаммы и их характеристики, так возникает прямое видение/знание реальности, випассана-ньяна, с этим знанием развивается мудрость, в итоге происходит разотождествление с ккхандхами и ум поворачивается к ниббане.
Не совсем понятно, как практикующий собирается созерцать дхаммы, не получив хотя бы начальные навыки сосредоточения, которые можно приобрести только в сидячей медитации и скорее всего это будет медитация на дыхании (а не на касинах, первоэлементах и трупах разной степени свежести). То есть ваш спор с Владом, как мне кажется, сводится к тому, что Влад говорит о том, что не овладев грамотой невозможно читать книги, а вы утверждаете, что существует множество книг. Медитация на дыхании является основой всех других буддийских достижений, потому как знание теории отнюдь не означает понимания теории.
Кханика самадхи развивается в ходе практики випассаны, созерцания дхамм, а не чтения и заучивания сутт. Знание и понимание теории необходимо, чтобы установить йонисо манасикара. С этим установленным на уровень параматтха мудрым вниманием, с памятованием и бдительностью, и моментным сосредоточением, созерцаются параматтха-дхаммы и их характеристики, так возникает прямое видение/знание реальности, випассана-ньяна, с этим знанием развивается мудрость, в итоге происходит разотождествление с ккхандхами и ум поворачивается к ниббане.
Не совсем понятно, как практикующий собирается созерцать дхаммы, не получив хотя бы начальные навыки сосредоточения, которые можно приобрести только в сидячей медитации и скорее всего это будет медитация на дыхании (а не на касинах, первоэлементах и трупах разной степени свежести). То есть ваш спор с Владом, как мне кажется, сводится к тому, что Влад говорит о том, что не овладев грамотой невозможно читать книги, а вы утверждаете, что существует множество книг. Медитация на дыхании является основой всех других буддийских достижений, потому как знание теории отнюдь не означает понимания теории.
Навык сосредоточения может развиваться с любым подходящим концептуальным или параматтха объектом. Опора на дыхание - это лишь один из вариантов практики саматхи, причем кому-то он может и вообще не подойти, а пойдет, к примеру, метта-бхавана. О других методах, которые практикуют, вам уже было рассказано.
Кому что больше подходит - определяется индивидуально, это зависит от качеств ума.
Кханика самадхи развивается в ходе практики випассаны, созерцания дхамм, а не чтения и заучивания сутт. Знание и понимание теории необходимо, чтобы установить йонисо манасикара. С этим установленным на уровень параматтха мудрым вниманием, с памятованием и бдительностью, и моментным сосредоточением, созерцаются параматтха-дхаммы и их характеристики, так возникает прямое видение/знание реальности, випассана-ньяна, с этим знанием развивается мудрость, в итоге происходит разотождествление с ккхандхами и ум поворачивается к ниббане.
Не совсем понятно, как практикующий собирается созерцать дхаммы, не получив хотя бы начальные навыки сосредоточения, которые можно приобрести только в сидячей медитации и скорее всего это будет медитация на дыхании (а не на касинах, первоэлементах и трупах разной степени свежести). То есть ваш спор с Владом, как мне кажется, сводится к тому, что Влад говорит о том, что не овладев грамотой невозможно читать книги, а вы утверждаете, что существует множество книг. Медитация на дыхании является основой всех других буддийских достижений, потому как знание теории отнюдь не означает понимания теории.
Как Вы помните, в AN4.170 Ананда говорит, что саматха (спокойствие, безмятежность ума) и випассана могут развиваться в разном порядке - может быть так, что сначала развивается саматха, потом випассана, может быть так, что сначала випассана, потом саматха, может быть и так, что они развиваются вместе.
В каждом из этих случаев - свои техники.
1. В случае, если (сначала) развивается саматха и только саматха, используемые техники сводятся к прочной фиксации внимания на объекте, и отбрасывании возникающих отвлечений до тех пор, пока они не перестанут возникать. В результате возникают мощные эйфорические состояния (которые затем успокаиваются, оставляя ум сосредоточенным и невозмутимым). Правда, я, вслед за дост. Вималарамси, не понимаю, каким образом достигнутая этим путём невозмутимость способствует дальнейшему прозрению - но, в отличие от Вималарамси и его учеников, не возвожу своё личное непонимание в ранг разногласий или возражений. Если в традиции принято, что так делать можно, что такая структура практики работает - значит, вероятно, так и есть (хотя и не для любых людей). В любом случае, дыхание - это один из возможных объектов для концентрации внимания в ходе этой практики. Но не единственный - те же касины подходят ничуть не хуже.
2. Другой, тоже легитимный путь - сначала развивается випассана, а потом саматха. Этому пути и следуют те учителя, которые учат випассане без предварительного достижения джхан. Техника здесь сводится к тому, чтобы с памятованием и внимательностью отслеживать моменты возникновения феноменов - телесных ощущений, мысленных представлений, и т.д. При этом полезно, чтобы сначала внимание направлялось на какой-то один процесс, на феномены одного типа, потому что, как пишет Махаси Саядо, научиться отслеживать всё сразу практически невозможно. Этим первоначально отслеживаемым объектом может быть дыхание. Но, опять же, может им быть и что-либо другое (хоть соприкосновения подошв с землей при ходьбе, хоть что-то ещё, даже мысленный счёт раз-два-три). Сам по себе "якорь" здесь не важен. Он только отправная точка, чтобы попытки сосредоточиться на нём сделали заметным, как внимание отвлекается, и как при этих отвлечениях возникают разнообразные представления - основанные на чувственных восприятиях или же только умственные. Вот моменты возникновения представлений (которые, как выяснится, переживаются как приятные, неприятные или нейтральные, и вызывают разнообразные реакции) и будут настоящим объектом медитации для развития випассаны. Снова и снова прилагая усилие, чтобы вернуть внимание к отслеживанию этих моментов, практик дистанцируется от реакций влечения и отвращения. В обычном состоянии, если у нас возникло какое-либо представление, переживаемое как приятное, внимание задерживается на этом представлении, и следует туда, куда его толкает возникшее влечение. То же самое происходит и в случае с неприятным переживанием - только внимание в этом случае направляется не влечением, не интересом, не желанием, а отвращением, злобой, беспокойством, страхом. Но занимаясь памятливым и внимательным отслеживанием возникновения представлений, практик отмечает, что эти представления вызывают реакции, но не следует вниманием за этими реакциями, а возвращает их к отслеживанию возникновения новых представлений. Поскольку видно, что и представления, и соединенные с ними переживания, и реакции на них непостоянны, и не просто непостоянны, а возникают безлично, автоматически - интерес к этому процессу ослабевает, реакции влечения и отвращения, едва возникая, едва обозначившись, сразу же и прекращаются, уже даже без усилий. Внимание сосредоточено на наблюдении ментального процесса, не вовлекаясь в этот процесс. Таким образом, на основе видения трёх характеристик наблюдаемых феноменов возникает собранность, уравновешенность, спокойствие ума.
3. Третий возможный способ - развитие саматхи и випассаны в одной связке. В этом случае, внимание направляется на одном объекте (которым тоже может быть дыхание - но не обязательно именно оно), но менее жёстко, чем в первом случае. Тогда отвлечения будут не просто отбрасываться, но, в процессе этого отбрасывания также и отслеживаться, распознаваться как зависимо возникающие, безличные, непостоянные, тягостные. Дост. Вималарамси (снова его вспоминаю, потому что эта тема возникла как ветка темы о его школе) утверждает, что судя по суттам, именно таков был метод самого Будды. Может быть и так - но это не означает того, что два других метода не каноничны. Напротив, они вполне каноничны, вполне легитимны в рамках буддизма. Кроме того, следует иметь в виду, что "метод Будды" дост. Вималарамси излагает со значительными упрощениями, упуская или опуская некоторые важные аспекты - что чревато серьезными ошибками.
Говоря короче - ни буддийская бхавана вообще, ни конкретно "изучение грамоты" отнюдь не сводится к анапанасати. Есть и другие, не менее уместные (а для кого-то, быть может, более уместные) объекты медитации. Кроме того, техника работы с объектами медитации изменяется, в зависимости от того, какой метод применяется - развивается ли сначала саматха, потом випассана, или сначала випассана, потом саматха, или саматха и випассана развиваются вместе. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Пт 08 Июн 18, 19:13), всего редактировалось 1 раз
№421926Добавлено: Пт 08 Июн 18, 18:19 (6 лет тому назад)
Цитата:
Может быть и так - но это не означает ни того, что два других метода не каноничны. Напротив, они вполне каноничны, вполне легитимны в рамках буддизма.
Очень спорное утверждение. На самом деле никаких двух других методов не существует, есть только вот один метод медитации. Ваши первые два "метода" на самом деле одно и то же, просто вы этого не видите.
Если вы попытаетесь выписать разницы между вашими 1 и 2 то увидите, что их просто нет и все это на самом деле метод 3, который и есть канонический метод, которому и учил Будда, и джханы в этом методе обязательно присутствуют.
Без сосредоточения на одном объекте действительно высоких уровней сосредоточения вы не достигнете и джхан не достигнете. Максимум разовьете одномоментную концентрацию и только, которой для прозрения совершенно недостаточно.
Вообще упоминания о достижении Нирваны без джхан присутствуют в суттах Канона только в паре мест, аутентичность которых весьма весьма сомнительна, и скорее всего он появился значительно позже жизни Будды в процессе развития буддийской доктрины.
Медитация Випассаны же по Махаси Саядо это именно классическая каноническая медитация а не что-то отдельное. Ребрендинг обычной медитации. Если сравнить описание от Саядо с описанием любого другого мастера "не-Випассаны", то отличий вообще нет. Просто бирманский буддизм ребрендил медитацию в рамках самопиара и все. _________________ Так я слышал
№421948Добавлено: Пт 08 Июн 18, 18:57 (6 лет тому назад)
Из книги Махаси Саядо: "Медитация Сатипаттхана Випассана".
Медитация випассана без предшествующего развития джханы
Возможно сразу же начать с медитации видения-как-есть (випассана), не развив перед этим полного сосредоточения в медитации знания (джхана).
"При этом, некоторые созерцают пять групп привязанности как непостоянные и тому подобное, не развив перед этим спокойствия (саматха). Это созерцание – медитация видения-как-есть".
Эта цитата из комментария показывает. что можно начать с медитации видения-как-есть, не достигнув перед этим сосредоточения доступа и полного сосредоточения. Сказано, что тот, чей инструмент – видение-как-есть, распознает четыре элемента, что также подтверждает эту возможность. Кроме того, из двадцати одной части "Маха-сатипаттхана сутты", во всех, кроме описывающих осознанность дыхания, размышления об отвратительности тела и девять созерцаний на кладбище, раскрываются способы медитации видения-как-есть, так что очевидно, что медитация видения-как-есть при таких условиях возможна. Однако в "Комментарии" отмечается, что эти части посвящены созерцаниям на уровне сосредоточения доступа; и нужно понимать, что уровень сосредоточения доступа достигается при созерцании поз тела и так далее, и что при преодолении пяти помех приобретается чистота ума. Поэтому из упомянутых выше частей в "Висуддхимагге" под заголовком темы медитации "распознавание элементов" (дхату-ваваттхана) описывается размышление над материальными элементами, связанными с медитацией видения-как-есть, и указывается, что при созерцании четырех элементов преодолеваются помехи и достигается сосредоточение доступа. Опираясь на утверждение в комментарии, нужно уверенно и твердо помнить о том, что при созерцании либо всех четырех, либо одного, двух или трех из четырех, можно развить сосредоточение доступа, преодолеть помехи и достичь чистоты ума. Это личный опыт тех, кто с энтузиазмом практикует медитацию.[/i]
№421962Добавлено: Пт 08 Июн 18, 19:09 (6 лет тому назад)
Ассаджи сутта:
Здесь дост. Ассаджи не может достичь сосредоточения из-за болезни и Будда перенаправляет его внимание на распознавание феноменов и их характеристик (випассана-бхавана), без предварительной саматхи:
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Прежде, Учитель, когда я был болен, я поддерживал успокоение телесных формаций, но [теперь] я не обретаю сосредоточения. Поскольку я не обретаю сосредоточения, мысль приходит ко мне: «Только бы мне не пасть!».
«Те жрецы и отшельники, Ассаджи, которые считают сосредоточение сутью [святой жизни] и соотносят сосредоточение с отшельничеством, когда не могут обрести сосредоточения, могут подумать: «Только бы мне не пасть!».
«Как ты думаешь, Ассаджи, постоянна ли форма или непостоянна?
«Непостоянна, Учитель».
«А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?»
«Страданием, Учитель».
«А то, что непостоянно и страдательно, подвержено изменению – может ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, Учитель».
«Чувство постоянно или непостоянно?...
«Восприятие постоянно или непостоянно?...
«Формации постоянны или непостоянны?...
«Сознание постоянно или непостоянно?»
«Непостоянно, Учитель».
«А то, что непостоянно, то является страданием или счастьем?»
«Страданием, Учитель».
«А то, что непостоянно и страдательно, подвержено изменению – может ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, Учитель».
«Поэтому, Ассаджи, любой вид формы – прошлой, настоящей, будущей, внутренней или внешней, грубой или утончённой, низшей или возвышенной, далёкой или близкой – всякую форму следует видеть в соответствии с действительностью правильной мудростью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я». Любой вид чувства… любой вид восприятия… любой вид формаций… любой вид сознания – прошлого, настоящего, будущего, внутреннего или внешнего, грубого или утончённого, низшего или возвышенного, далёкого или близкого – всякое сознание следует видеть в соответствии с действительностью правильной мудростью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».
Видя так, Ассаджи, обученный ученик Благородных испытывает разочарование в [отношении] формы… чувства… восприятия… формаций… сознания. Испытывая разочарование, он становится беспристрастным. Посредством беспристрастия [его ум] освобождён. Когда он освобождён, приходит знание: «Освобождён». Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования»
Может быть и так - но это не означает ни того, что два других метода не каноничны. Напротив, они вполне каноничны, вполне легитимны в рамках буддизма.
Очень спорное утверждение. На самом деле никаких двух других методов не существует, есть только вот один метод медитации. Ваши первые два "метода" на самом деле одно и то же, просто вы этого не видите.
Если вы попытаетесь выписать разницы между вашими 1 и 2 то увидите, что их просто нет и все это на самом деле метод 3, который и есть канонический метод, которому и учил Будда, и джханы в этом методе обязательно присутствуют.
Без сосредоточения на одном объекте действительно высоких уровней сосредоточения вы не достигнете и джхан не достигнете. Максимум разовьете одномоментную концентрацию и только, которой для прозрения совершенно недостаточно.
Вообще упоминания о достижении Нирваны без джхан присутствуют в суттах Канона только в паре мест, аутентичность которых весьма весьма сомнительна, и скорее всего он появился значительно позже жизни Будды в процессе развития буддийской доктрины.
Медитация Випассаны же по Махаси Саядо это именно классическая каноническая медитация а не что-то отдельное. Ребрендинг обычной медитации. Если сравнить описание от Саядо с описанием любого другого мастера "не-Випассаны", то отличий вообще нет. Просто бирманский буддизм ребрендил медитацию в рамках самопиара и все.
Самадхи - это не жесткая концентрация на одном объекте, а свобода от отвлечений, уравновешенность внимания. Что без самадхи высокого уровня, другими словами, без джхан, ниббана не достигается - это верно, и с этим я отнюдь и не спорил. Здесь речь о другом - что самадхи развивается разными путями. А насчёт того, чтобы "выписать различия", я, ИМХО, именно это и сделал. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы