О, вспомните про улиток с головы Будды. Уж их-то накопленной благой карме может позавидовать кто угодно.
К сожалению я не знаю историю про улиток с головы Будды. Если подскажете где это в ПК, то с удовольствием почитаю. Наверное эти улитки накопили благую камму от того, что находились рядом с полностью постигшим. Соответственно, чтобы улучшать кому-то камму, хорошо бы обладать не только энтузиазмом, но и мудростью (есть несколько сутт, говорящих о том, что когда один омрачённый пытается помочь другому омрачённому, то оба только еще глубже увязают в болоте сансары). В связи с этим хочется спросить у тех, кто в отличие от Jane и меня в теме - сколько (приблизительно) человек принимает обет спасения жс в год? Aurum объяснил, что их не миллионы. А сколько?
Улитки сползлись на бритую голову Шакьямуни, чтобы защитить от солнца. Все стандартные изображения Будды - с головой, покрытой улитками.
"Эти мои кудри не полагаются для отшельника. Никто не может остричь волосы будущему Будде, поэтому я сам отрежу их своим мечом". Взяв меч в правую руку и держа заплетенные вместе с диадемой волосы левой рукой, он отрезал их. Таким образом его волосы укоротились до длины в два пальца и, завившись справа, плотно прилегли к голове. Они оставались такой же длины в течении всей его жизни..." Нинандакатха. Про благочестивых улиток на голове никогда раньше не слышала.
История про улиток легко гуглится, как на русском, так и на английском. Но, возможно, что это народное творчество, и не каноническое. _________________ Буддизм чистой воды
Я ничего не писал про несколько путей до анагаминства.
Речь шла про пути (списки стадий) до обретения святости. Они все вписывается в Восьмеричный Путь, там "нет ничего нового". Эмпириокритик взялся утверждать, что в тхераваде нет никаких разработок (списков, матрик) по этапам до достижения святости. А в соседних школах - махищасака и т.п. - всё это есть, есть и термины для еще не святых, но уже достигших некоторых успехов.
Судя по "сотаппана-сертификатам" в тхераваде на самом деле нет (или утеряна) разработка пути до обретения святости. Не могут присвоить ничего меньше, чем сразу сотапанну.
А ведь стадии до сотапанны в разы важнее. Так как последнему ниббана уже гарантирована, и чем он там будет заниматься дальше не столь уж важно. Даже термин бхавана в бхавана-марга для практик после обретения сротапанства (по Асанге), означает не совсем практику. Да, видно, что в тхераваде потеряли часть наработок. Эта тема абсолютно безотносительно махаяны, это всё, эти пути, есть сугубо "шравакское". _________________ Буддизм чистой воды
Названия путей гуглятся легко - но какое отношение они имеют к Тхераваде? ГДе они разбираются, в каких тхеравадинских текстах?
Вы хотите сказать, что в тхераваде нет даже дассана-магга? По крайней мере, вам об этом ничего не известно?
У Асанги описывается три вида предварительных путей - the Path of preparation (sambhāramārga), the Path of application (prayagamārga), the Path of seeing (darśanamārga) - и это всё без всякого касательства темы бодхисаттв, обычная абхидхарма, близкой к тхераваде школы.
Я не специалист по тхеравадинской Абхидхамме, но вроде это должно совпадать.
Нет, в тхеравадинской Абхидхамме именно такого нет. Путями (magga) в Тхераваде всё-таки называются благородные пути - путь сотапанны, путь сакадагамина, путь анагамина, путь араханта, на каждом из которых возникают окончательно сформированные (в той мере, в какой окончательно отброшены соответствующие оковы) факторы Б8П.
Но это не значит, конечно, что практика до возникновения пути сотапанны никак не структурирована. Если говорить о развитии мудрости, то одно за другим, достигаются три полных понимания (pariññá - см. Висуддхимагга, глава XX, параграф 3), или (более дробное деление, охватывающее часть второго полного понимания и третье полное понимание) девять знаний (глава XXI, параграф 1), и т.п. Если говорить о развитии сосредоточенности, то здесь, само собой, говорится о восьми джханах. _________________ Границы мира - это границы языка
Магга - это просто термин. Смысл - в неких этапах, или частях.
Нет дассана-магга из 16 пунктов, где на последнем достигается плод сотапанны?
Поскольку я не знаю, что конкретно расписано в этих шестнадцати пунктах, мне сложно сравнить. Повторюсь, что вся эта тхеравадинская структура расписана в Висуддхимагге, в главах XVIII-XXII в терминах "пониманий" и "знаний". Краткое её изложение есть здесь: https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/mahasi/progress.html#top Тут с начала третьей главы (Purification of View) идёт сжатый, но аккуратный пересказ вышеназванных глав Висудхимагги. _________________ Границы мира - это границы языка
А ведь стадии до сотапанны в разы важнее. Так как последнему ниббана уже гарантирована, и чем он там будет заниматься дальше не столь уж важно.
С этим вновь не соглашусь. Гарантия у сотапанны есть только в том смысле, что его усилия непременно увенчаются успехом, а не в том, что ему уже не нужно прилагать усилия. Будда говорит в MN70, что прилагать усилия ещё нужно всем, кроме арахантов.
В Висуддхимагге вопрос о практике арьев обсуждается в 22 главе. И там говорится, что сотапанна ставит себе задачу ("makes it his task") достичь плода сакадагамина, сакадагамин - ставит себе задачу достичь плода анагамина, а анагамин (естественно, если он прежде не умер) - задачу достичь плода араханта.
То, что каждый из них делает для выполнения этой задачи, описывается в каждом из соответствующих параграфов (22, 25, 28) одной и той же формулой: "He brings to bear the faculties, the powers, and the enlightenment factors, and he works over and turns up that same field of formations, classed as materiality, feeling, perception, formations, and consciousness, with the knowledge that they are impermanent, painful, not-self, and he embarks upon the progressive series of insights".
Добавлю, что выражением "brings to bear" (согласно примечанию переводчика) здесь переведен глагол
samodhāneti. Согласно словарю PTS, значения этого глагола - соединять, сочетать, применять. В самом же выражении bring to bear есть ещё более энергичный оттенок - не просто "применить", а "оказать давление", "применить силу".
Что касается "faculties" и "powers", то далее, в параграфе 37, объясняется, что и то, и другое - это faith, energy, mindfulness, concentration and understanding.
Итак, в нормальном случае и сотапанна, и сакадагамин, и анагамин преднамеренно (поставив себе такую задачу) исследуют пять совокупностей, чтобы ещё яснее увидеть присущие им три характеристики. В ходе этого исследования они задействуют, применяют [работают с помощью] веру, а также осознанность, энергию/усердие/воодушевление (одним словом, речь идёт о viriya) и другие факторы пробуждения. Другими словами, они весьма энергично практикуют ради пробуждения - чему нимало не мешает то, что у них есть гарантия непременной успешности этой их практики.
Могут ли быть из этого общего пути исключения? Конечно, могут. Это как раз те немногочисленные случаи в Каноне, на которые Вы ссылаетесь. Случаи, обусловленные (вероятно) какими-то необыкновенными накоплениями заслуг. Но общим путём эти исключения, тем не менее, не становятся - и Висуддхимагга не представляет их в качестве общего пути (или даже в качестве варианта такого пути). По крайней мере, по тхеравадинским текстам выходит именно так - у других же школ, конечно, могла и может быть иная точка зрения на эти вопросы. _________________ Границы мира - это границы языка
Магга - это просто термин. Смысл - в неких этапах, или частях.
Нет дассана-магга из 16 пунктов, где на последнем достигается плод сотапанны?
Поскольку я не знаю, что конкретно расписано в этих шестнадцати пунктах, мне сложно сравнить. Повторюсь, что вся эта тхеравадинская структура расписана в Висуддхимагге, в главах XVIII-XXII в терминах "пониманий" и "знаний". Краткое её изложение есть здесь: https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/mahasi/progress.html#top Тут с начала третьей главы (Purification of View) идёт сжатый, но аккуратный пересказ вышеназванных глав Висудхимагги.
THE PATH OF SEEING (DARŚANAMĀRGA)
3. What is the Path of seeing (darśanamārga)? In brief,
(i) it is the inconceivable concentration (anupalambhasamādhi) obtained immediately after the supreme mundane virtue (laukikāgradharma) and the conjunction with wisdom.
(ii) It is also like the knowledge of subject and object (ālambyālambanjñāna).
(iii) It is also the direct knowledge itself of objects (1-2) without the conventional designations of beings and things (apanītasattva-saṅketadharmasaṅketa), (3) completely free of these two conventional designations (sarvato’panītobhayasaṅketa).263
DIVISION BY KNOWLEDGE OF (JÑĀNA) AND ACQUIESCENCE (KṢĀNTI) TO THE PATH OF SEEING (DARŚANAMĀRGA) INTO SIXTEEN STAGES
Immediately following the supreme mundane virtue (laukikāgradharma), the Path of seeing (darśanamārga) is divided into sixteen stages as follows:
1) acquiescence to the knowledge of the doctrine of suffering (duḥkhe dharmajñānakṣānti),
2) knowledge of the doctrine of suffering (duḥkhe dharmajñāna),
3) acquiescence to the consecutive knowledge of suffering (duḥkhe anvayajñānakṣānti),
4) consecutive knowledge of suffering (duḥkhe anvayajñāna);
5) acquiescence to the knowledge of the doctrine of the origin (samudaye dharmajñānakṣānti),
6) knowledge of the doctrine of the origin (samudaye dharmajñāna),
7) acquiescence to the consecutive knowledge of the origin (samudaye anvayajñānakṣānti),
8) consecutive knowledge of the origin (samudaye anvayajñāna);
9) acquiescence to knowledge of the doctrine of cessation (nirodhe dharmajñānakṣānti),
10) knowledge of the doctrine of cessation (nirodhe dharmajñāna),
11) acquiescence of the consecutive knowledge of cessation (nirodhe ‘nvayajñānakṣānti),
12) consecutive knowledge of cessation (nirodhe anvayajñāna);
13) acquiescence to the knowledge of the doctrine of the Path (mārge dharmajñānakṣānti),
14) knowledge of the doctrine of the Path (mārge dharmajñāna),
15) acquiescence to consecutive knowledge of the Path (mārge anvayajñānakṣānti),
16) consecutive knowledge of the Path (mārge anvayajñāna).
Гарантия у сотапанны есть только в том смысле, что его усилия непременно увенчаются успехом, а не в том, что ему уже не нужно прилагать усилия. Будда говорит в MN70, что прилагать усилия ещё нужно всем, кроме арахантов.
Возможно ли, по тхерваде, отпадение сотапанны от плода, и становление обратно путхуджаной? Если нет, то говорить не о чем - гарантия есть, и про "усилия" это просто досужие рассуждения. _________________ Буддизм чистой воды
Гарантия у сотапанны есть только в том смысле, что его усилия непременно увенчаются успехом, а не в том, что ему уже не нужно прилагать усилия. Будда говорит в MN70, что прилагать усилия ещё нужно всем, кроме арахантов.
Возможно ли, по тхерваде, отпадение сотапанны от плода, и становление обратно путхуджаной? Если нет, то говорить не о чем - гарантия есть, и про "усилия" это просто досужие рассуждения.
Разумеется, нет - потому что он обязательно будет прилагать усилия. А насчёт усилий - это не досужие рассуждения. Я привёл сутту, в которой сказано, что все арьи ещё должны их прилагать. Я привёл главу Висуддхимагги, где расписано, как конкретно они должны их прилагать. Правда, может быть, это Вы и называете досужими утверждениями? Но, в таком случае, это не мои досужие утверждения. _________________ Границы мира - это границы языка
Гарантия у сотапанны есть только в том смысле, что его усилия непременно увенчаются успехом, а не в том, что ему уже не нужно прилагать усилия. Будда говорит в MN70, что прилагать усилия ещё нужно всем, кроме арахантов.
Возможно ли, по тхерваде, отпадение сотапанны от плода, и становление обратно путхуджаной? Если нет, то говорить не о чем - гарантия есть, и про "усилия" это просто досужие рассуждения.
Разумеется, нет - потому что он обязательно будет прилагать усилия. А насчёт усилий - это не досужие рассуждения. Я привёл сутту, в которой сказано, что все арьи ещё должны их прилагать. Я привёл главу Висуддхимагги, где расписано, как конкретно они должны их прилагать. Правда, может быть, это Вы и называете досужими утверждениями? Но, в таком случае, это не мои досужие утверждения.
"Должны" кому? Они могут прилагать, так как этого скорее всего будут хотеть. Но уж точно никому ничего не "должны". _________________ Буддизм чистой воды
Магга - это просто термин. Смысл - в неких этапах, или частях.
Нет дассана-магга из 16 пунктов, где на последнем достигается плод сотапанны?
Поскольку я не знаю, что конкретно расписано в этих шестнадцати пунктах, мне сложно сравнить. Повторюсь, что вся эта тхеравадинская структура расписана в Висуддхимагге, в главах XVIII-XXII в терминах "пониманий" и "знаний". Краткое её изложение есть здесь: https://www.accesstoinsight.org/lib/authors/mahasi/progress.html#top Тут с начала третьей главы (Purification of View) идёт сжатый, но аккуратный пересказ вышеназванных глав Висудхимагги.
THE PATH OF SEEING (DARŚANAMĀRGA)
3. What is the Path of seeing (darśanamārga)? In brief,
(i) it is the inconceivable concentration (anupalambhasamādhi) obtained immediately after the supreme mundane virtue (laukikāgradharma) and the conjunction with wisdom.
(ii) It is also like the knowledge of subject and object (ālambyālambanjñāna).
(iii) It is also the direct knowledge itself of objects (1-2) without the conventional designations of beings and things (apanītasattva-saṅketadharmasaṅketa), (3) completely free of these two conventional designations (sarvato’panītobhayasaṅketa).263
DIVISION BY KNOWLEDGE OF (JÑĀNA) AND ACQUIESCENCE (KṢĀNTI) TO THE PATH OF SEEING (DARŚANAMĀRGA) INTO SIXTEEN STAGES
Immediately following the supreme mundane virtue (laukikāgradharma), the Path of seeing (darśanamārga) is divided into sixteen stages as follows:
Логика похожая в том отношении, что это градация по достигаемым знаниям. Но приобретаемые знания структурируются несколько иначе. В Висуддхимагге сначала идёт аналитическое исследование элементов нама-рупа (фактически, это то, что называется випашьяной в Ламриме Цонкапы) и зависимого возникновения. Оно приводит к full understanding (pariññá) as the known. Таким образом практик устанавливает первую и вторую БИ by means of mundane knowledge only. Затем начинается исследование явлений на предмет наличия в явлениях трёх характеристик (важнейший аспект здесь - исследование возникновения и исчезновения феноменов); после преодоления десяти недостатков випассаны (Висуддхимагга, глава XX, параграфы 105-130), практик достигает знания (аналогично - мирского) четвертой Благородной истины. Затем, продолжение исследования возникновения и исчезновения феноменов приводит к появлению девяти знаний.
"Now, insight reaches its culmination with the eight knowledges, and knowledge in conformity with truth is ninth; these are what is called purification by knowledge and vision of the way. The eight should be understood as follows: (1) knowledge of contemplation of rise and fall, which is insight free from imperfections and steady on its course, (2) knowledge of contemplation of dissolution, (3) knowledge of appearance as terror, (4) knowledge of contemplation of danger, (5) knowledge of contemplation of dispassion, (6) knowledge of desire for deliverance, (7) knowledge of contemplation of reflection, and (8) knowledge of equanimity about formations". (Глава XXI, параграф 1). А дальше уже будет непосредственно переход к возникновению пути сотапанны. _________________ Границы мира - это границы языка
Гарантия у сотапанны есть только в том смысле, что его усилия непременно увенчаются успехом, а не в том, что ему уже не нужно прилагать усилия. Будда говорит в MN70, что прилагать усилия ещё нужно всем, кроме арахантов.
Возможно ли, по тхерваде, отпадение сотапанны от плода, и становление обратно путхуджаной? Если нет, то говорить не о чем - гарантия есть, и про "усилия" это просто досужие рассуждения.
Разумеется, нет - потому что он обязательно будет прилагать усилия. А насчёт усилий - это не досужие рассуждения. Я привёл сутту, в которой сказано, что все арьи ещё должны их прилагать. Я привёл главу Висуддхимагги, где расписано, как конкретно они должны их прилагать. Правда, может быть, это Вы и называете досужими утверждениями? Но, в таком случае, это не мои досужие утверждения.
"Должны" кому? Они могут прилагать, так как этого скорее всего будут хотеть. Но уж точно никому ничего не "должны".
Должны - в том смысле, что иначе достичь результата невозможно. _________________ Границы мира - это границы языка
№366544Добавлено: Сб 23 Дек 17, 23:07 (7 лет тому назад)
СлаваА
Активная деательность без желания плодов этой деятельности? Так ведь плоды будут всё равно. Васудэва поэтому и подставляет получателем плодов Кришну - всё от бога, всё богу.
На то, что это позднее буддизма, указывает то, что такие идеи характерны для периода пуран, но в современных Будде доктринах этого не известно, насколько мне известно. Хотя в апокрифическом (скорее всего) наставлении воеводе содержатся очень сходные идеи, но в начальной форме. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Должны - в том смысле, что иначе достичь результата невозможно.
Если не могут нечто не делать - то "должны" тут явно неуместно. Уже сформированы все качества, уже есть все нужные причины - ни о каком "долге" говорить смысла нет, санкхары автоматом катятся в ниббану. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы