Не сказал бы, что так уж маргинально.
Кроме джатак есть и атхакаттха, например дхаммападатхакаттха, в первая истории, где Будда по поводу того что Анатхапиндика жалея Его вообще Ему вопросов о Дхамма не задаёт, думает:
А Я ведь для этого четыре неисчислимых кальпы специально парами развивал, ...., для того чтоб другим Дхамму открыть, а этот не хочет спрашивать...
И это всё Типитака.
Да, для того чтоб Будда дал предречения нужны развитые причины и условия, но так махаянци это и развивают, не обет такой как перед Буддой принимают, а вдохновённую бодхичитту развивают, что-бы потом реальный обет принять и получить предначертание от Будды, хотя может некоторые уже с предыдущими Буддами встречались и давали такой обет и предречение получали.
Что в комментариях это есть, я и не отрицал никогда. Под маргинальностью имею в виду следующее:
1. Отсутствие в четырёх Никаях. Здесь снова приведу цитату из Бхиккху Бодхи, которую уже давал:
" In the Nikāyas, the Buddha does refer to himself as a bodhisatta in the period prior to his enlightenment: in his immediately preceding life, when he dwelled in the Tusita heaven, and during the period of his final life, as Gotama of the Sakyan clan, before his enlightenment. But he says nothing to suggest that he had been consciously following a deliberate course of conduct aimed at the attainment of Buddhahood.
….in the Nikāyas the Buddha is never seen teaching others to enter a bodhisattva path. Whenever he urges his monastic disciples to strive for any goal, it is to strive for arahantship, for liberation, for nirvāṇa. Whenever monastic disciples come to the Buddha, they ask for guidance in following the path to arahantship. The monks that the Buddha praises in the midst of the Sangha are those who have attained arahantship. Lay disciples often attain the three lower stages of liberation, from stream-entry to non-returning; those who lack the potential for world-transcending attainments aim at a heavenly rebirth or for a fortunate rebirth back into the human realm. No mention is ever made, however, of a lay disciple treading the bodhisattva path, much less of a dichotomy between monastic arahants and lay bodhisattvas".
3. Отсутствие в практике - в Тхераваде не учат, или почти не учат, следовать по пути бодхисатты. Классические тексты, посвященные описанию этого пути, кроме трактата Дхаммапалы, мне не известны. Если Вам известны - приведите их; возможно, они бы повернули дискуссию в другом направлении.
Впрочем (это я уже насчёт "вдохновенной бодхичитты"), может быть, что в таком специальном обучении и нет надобности - что касается условий, перечисленных в трактате Дхаммапалы, то все они, кроме условия №8, развиваются в рамках обычной тхеравадинской практики, нацеленной на развитие сосредоточенности, нравственности и мудрости.
А там, где они развиты, может появиться и условие №8. _________________ Границы мира - это границы языка
По махайане архаты могут стать бодхисаттами, а затем и Буддами как Шакйамуни.
Я уже несколько раз написал в этой теме, причем в ответ именно вам, что в махаяне есть разные мнения на этот счет. И написал, у кого и почему они разные. И каким образом это различие согласуется. Крайне удивляет, когда после всего этого, вы пишете вот такое.
А я несколько раз уже спросил: в какой именно махаяне ?
Махайанские традиции известны. И насколько знаю, не в одной из них нет такого мнения, что архат не может стать бодхисаттвой. Наоборот, есть утверждения что может и вконце концоа станет.
А то получается, что другим предлагаете следовать традиции и хотите осуждать традиционные буддийские взгляды, а сами говорите такое чего в традициях махаяны нет.
№367219Добавлено: Пн 25 Дек 17, 20:50 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
1. Не совсем понимаю такие деления.
Всё это Типитака.
2. А что должно присутствовать в Абхидхамме ?
3. В странах Тхеравады это есть, особенно среди правителей мирян. В текстах содержаться во многом наставления для биккху стремящихся к архатству, а накопление парами это как раз джатаки.
По махайане архаты могут стать бодхисаттами, а затем и Буддами как Шакйамуни.
Я уже несколько раз написал в этой теме, причем в ответ именно вам, что в махаяне есть разные мнения на этот счет. И написал, у кого и почему они разные. И каким образом это различие согласуется. Крайне удивляет, когда после всего этого, вы пишете вот такое.
А я несколько раз уже спросил: в какой именно махаяне ?
Якобы, я не ответил? _________________ Буддизм чистой воды
По махайане архаты могут стать бодхисаттами, а затем и Буддами как Шакйамуни.
Я уже несколько раз написал в этой теме, причем в ответ именно вам, что в махаяне есть разные мнения на этот счет. И написал, у кого и почему они разные. И каким образом это различие согласуется. Крайне удивляет, когда после всего этого, вы пишете вот такое.
А я несколько раз уже спросил: в какой именно махаяне ?
Якобы, я не ответил?
Нет, Вы не назвали ни одной из традиций буддизма махаяны.
По махайане архаты могут стать бодхисаттами, а затем и Буддами как Шакйамуни.
Я уже несколько раз написал в этой теме, причем в ответ именно вам, что в махаяне есть разные мнения на этот счет. И написал, у кого и почему они разные. И каким образом это различие согласуется. Крайне удивляет, когда после всего этого, вы пишете вот такое.
А я несколько раз уже спросил: в какой именно махаяне ?
Якобы, я не ответил?
Нет, Вы не назвали ни одной из традиций буддизма махаяны.
То есть, вы постулируете возможность отпадения от плода анагамина?
"Отпадение" было бы в случае скатывания назад, в состояние обычного человека. А здесь не отпадение, а смена направления движения - но в рамках той же самой Дхаммы.
"Родится не более одного раза" - вы постулируете возможность нарушения этого главного определения. Бодхисатта, по тхераваде, не святой, не арья. Вы постулируете возможность святого становится не святым - терять арьевость.
Допустим, в интересах дискуссии, что Вы правы.
КИ здесь прав в любом случае - и в интересах дискуссии, и вне интересов дискуссии. Он четко и ясно указал на имеющееся логическое противоречие. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
По махайане архаты могут стать бодхисаттами, а затем и Буддами как Шакйамуни.
Я уже несколько раз написал в этой теме, причем в ответ именно вам, что в махаяне есть разные мнения на этот счет. И написал, у кого и почему они разные. И каким образом это различие согласуется. Крайне удивляет, когда после всего этого, вы пишете вот такое.
А я несколько раз уже спросил: в какой именно махаяне ?
Якобы, я не ответил?
Нет, Вы не назвали ни одной из традиций буддизма махаяны.
По махайане архаты могут стать бодхисаттами, а затем и Буддами как Шакйамуни.
Я уже несколько раз написал в этой теме, причем в ответ именно вам, что в махаяне есть разные мнения на этот счет. И написал, у кого и почему они разные. И каким образом это различие согласуется. Крайне удивляет, когда после всего этого, вы пишете вот такое.
А я несколько раз уже спросил: в какой именно махаяне ?
Якобы, я не ответил?
Нет, Вы не назвали ни одной из традиций буддизма махаяны.
)))
КИ, желаю вам терпения в наступающем году и всех последующих годах.
Оно явно вам понадобится ))) _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
empiriocritic_1900
1. Не совсем понимаю такие деления.
Всё это Типитака.
2. А что должно присутствовать в Абхидхамме ?
3. В странах Тхеравады это есть, особенно среди правителей мирян. В текстах содержаться во многом наставления для биккху стремящихся к архатству, а накопление парами это как раз джатаки.
1. Всё это Типитака, да. И что отсюда следует?
2. Например, бодхисатта мог бы быть включен в перечень типов личностей, как это есть в АС Асанги.
3. Правители-миряне явно не подпадают под условия, перечисленные Дхаммапалой. То есть они если и "бодхисатты", то в каком-то ином смысле. _________________ Границы мира - это границы языка
То есть, вы постулируете возможность отпадения от плода анагамина?
"Отпадение" было бы в случае скатывания назад, в состояние обычного человека. А здесь не отпадение, а смена направления движения - но в рамках той же самой Дхаммы.
"Родится не более одного раза" - вы постулируете возможность нарушения этого главного определения. Бодхисатта, по тхераваде, не святой, не арья. Вы постулируете возможность святого становится не святым - терять арьевость.
Допустим, в интересах дискуссии, что Вы правы.
КИ здесь прав в любом случае - и в интересах дискуссии, и вне интересов дискуссии. Он четко и ясно указал на имеющееся логическое противоречие.
Противоречие здесь имеется только в том случае, если считать, что бодхисатта в Тхераваде встроен в некую общую матрику, где были бы все типы личностей, так, чтобы было ясно, что превращение из арьи в бодхисаттву - это потеря арьевости. У меня же складывается впечатление, что вся тема с бодхисаттвами сбоку пристроена к стройной тхеравадинской доктрине, и с общими классификациями плохо соотносится. Легко допускаю, что в этом отношении я не прав (к главному вопросу - о необходимости условий, перечисленных Дхаммапалой, для порождения бодхичитты, это всё равно прямого отношения не имеет).
Если кто укажет другие (помимо трактата Дхаммапалы) классические тексты Тхеравады о пути бодхисаттв, где бы обсуждаемые неясности решались однозначно, я буду только рад - даже если окажется, что они решились не в мою пользу. _________________ Границы мира - это границы языка
1. Это не моё мнение, что текст написан в пику вайпульяваде.
2. Не интересно уже.
Не хотите отвечать на вопрос: может ли с позиции махаяны архат стать бодхисаттвой ?
Я ответил - там есть разные мнения.
Когда говорят - есть разные мнения. То чаще всего оказывается, что есть мнение традиции и новые возникшие недавно. И это также очень похоже на то как начинали тру.ру. Теперь правда в тру.ру есть лишь одно мнение - новое возникшее недавно.
Где, в какой махаяне есть мнение, что архат не может стать бодхисатвой ?
Как мне объясняли, причем весьма настойчиво и подробно, любое жс вообще (не только архат) в махаяне не может, а обязан однажды стать бодхисаттой, чтобы помочь всем жс освободиться, а когда они освободятся, он освободится вместе с ними. Пока все жс не освободились, освобождение арьи может быть только временным (в махаяне много категорий ниббан, типа небесных миров). Это мне несколько месяцев объяснял представитель школы ньингма и другие махаянцы ничуть ему не возражали. По поводу предсказания Будды Дипанкары. Вы говорите о том, что будды не ошибаются. Разумеется. Но предсказание было не о том, что в обязательном порядке аскет Сумедха достигнет буддовости, а о том, что он может достичь буддовости при наличии достаточного усердия. То есть никакой предрешенности в подобных предсказаниях нет.
Как мне объясняли, причем весьма настойчиво и подробно, любое жс вообще (не только архат) в махаяне не может, а обязан однажды стать бодхисаттой, чтобы помочь всем жс освободиться, а когда они освободятся, он освободится вместе с ними. Пока все жс не освободились, освобождение арьи может быть только временным (в махаяне много категорий ниббан, типа небесных миров). Это мне несколько месяцев объяснял представитель школы ньингма и другие махаянцы ничуть ему не возражали.
А Вы считаете, что это плохой идеал? Вам не кажется, что по другому, то есть собственное освобождение игнорируя других живых существ это странный, неполноценный идеал? И поэтому я поддерживаю идеал махаяны, что Вы не освободитесь (возможно где-то отдохнете) и никто с таким идеалом не освободится окончательно пока не примет идеал бодхисатвы.
Как мне объясняли, причем весьма настойчиво и подробно, любое жс вообще (не только архат) в махаяне не может, а обязан однажды стать бодхисаттой, чтобы помочь всем жс освободиться, а когда они освободятся, он освободится вместе с ними.
Любой махаянский тезис следует рассматривать, как пропедевтику. Следует понять, кого и с какой целью учат такому воззрению. Например, учат тех, кто еще очень далек от дхармического воззрения, и чья мотивация стать бодхисаттвой держится на мирских устремлениях. Чтобы они не потеряли цель, и не свернули в "хинаяну", их и учат подобному. Это я раскрыл для всех большой секрет. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы