То есть имеется в виду, что те люди, или, по крайней мере, значительная часть тех людей, кто формально даёт обеты бодхисаттвы, фактически тоже встают на путь бодхисаттвы? Но если так, то это ведь и есть то, что имела в виду Jane (что в Махаяне учат массовому вступлению на путь бодхисаттвы).
Нет. Jane говорила не о том, что "учат массовому вступлению на путь бодхисаттвы".
Вся соль в том, что бодхисатта это существо из миллиардов, а в махаяне их чуть ли не миллионами выпускают. Огромная редкость, да и чтобы им стать, нужно обет дать живому Будде, не хала-бала
Она говорила: "в махаяне их [бодхисаттв] чуть ли не миллионами выпускают"
В который раз уже пишу в этой теме. Еще раз повторю.
Принять обеты бодхисаттвы не означает автоматически стать бодхисаттвой.
В который раз уже пишу в этой теме. Еще раз повторю.
Принять обеты бодхисаттвы не означает автоматически стать бодхисаттвой.
Уловили?
А с этим никто и не спорит. Речь идёт о том, что
А) действительное порождение бодхичитты возможно не ранее чем на уровне анагамина или вообще араханта
Б) для развития тех качеств, которые понадобятся, чтобы на уровне анагамина/араханта действительно зародить бодхичитту (если это будет необходимо), нет необходимости в каких-то специальных "обетах бодхисаттвы", и в отдельном пути бодхисаттвы вообще. Для этого достаточно развития доброжелательности в рамках десяти благих деяний, а затем - развития брахмавихар. Будучи полностью развитыми, брахмавихары включают в себя и то великое сострадание, которое приводит анагамина или араханта к решению стать Буддой. _________________ Границы мира - это границы языка
А) действительное порождение бодхичитты возможно не ранее чем на уровне анагамина или вообще араханта
Б) для развития тех качеств, которые понадобятся, чтобы на уровне анагамина/араханта действительно зародить бодхичитту (если это будет необходимо), нет необходимости в каких-то специальных "обетах бодхисаттвы", и в отдельном пути бодхисаттвы вообще. Для этого достаточно развития доброжелательности в рамках десяти благих деяний, а затем - развития брахмавихар. Будучи полностью развитыми, брахмавихары включают в себя и то великое сострадание, которое приводит анагамина или араханта к решению стать Буддой.
Ну это вы в тхераваде там разбирайтесь, как у вас там правильнее. Я лишь заметил, что написанное про махаяну было неверно и написал про это.
№366043Добавлено: Пт 22 Дек 17, 16:26 (7 лет тому назад)
Поясню еще, раз тут уж затронули тему.
В тхераваде бодхисаттой называют Шакьямуни до достижения просветления. Соответственно, стал кто-то буддой, значит делаем вывод, что во всех его предыдущих рождениях и непосредственно до момента просветления он был бодхисаттвой. Этакое ретроспективное бодхисаттство.
В махаяне не так. Зародил и развил соответствующее устремление, стал бодхисаттвой, прошел все ступени (бхуми), а потом стал полностью просветлённым буддой.
Путь бодхисаттвы в тхеравадинском понимании является, условно говоря, тропинкой следов, уже оставленных человеком, прошедшим путь до цели.
А в махаяне же это не просто пройденный путь, а намеченный, но не пройденный путь по которому еще нужно пройти.
Дост. Ариттха не только придерживался ложных взглядов - он имел намерение отстаивать их и тем самым вносить смятение в ряды других бхиккху. То есть он причинял вред и себе, и другим.
Полностью согласен. Своим дурным примером он мог зародить сомнения и неправильные взгляды в других монахах, тем самым помешав им на Пути. Поэтому, в современном мире, и при общении на буддийском форуме, если человек упорно пытается навязать свои неправильные взгляды другим буддистам - он также мешает и себе и другим. _________________ ...угасание, прекращение, Ниббана
Серьезная ошибка Будды - что он решил стал Буддой? Вас не Мара зовут по паспорту, случайно?
Мы же с Вами это уже много раз обсуждали. Вопрос в том, когда он это решил. Если ориентироваться на четыре Никаи (и, кстати, на Абхидхамму, которая никаких "бодхисаттв" среди типов личностей не знает - что очень показательно, например, в сравнении с АС Асанги), то он сначала достиг пробуждения, а затем, движимый состраданием, решил проповедовать другим живым существам.
Если ориентироваться на благочестивые сказки в джатаках и в Буддавамсе (что тоже можно, потому что они тоже включены в Канон) и на комментарии к ним, то получается, что будущий Будда решил стать Буддой прежде пробуждения - но тоже находясь уже в одном шаге от него. Уже будучи аскетом, овладевшим всеми восемью джханами, встретившим Будду своего времени и поверившим его учению. В совокупности, это характеристики анагамина.
В Никаях сказано, что Будда в прошлых жизнях не следовал по пути бодхисаттвы? Вроде нет . _________________ Буддизм чистой воды
В тхераваде бодхисаттой называют Шакьямуни до достижения просветления. Соответственно, стал кто-то буддой, значит делаем вывод, что во всех его предыдущих рождениях и непосредственно до момента просветления он был бодхисаттвой. Этакое ретроспективное бодхисаттство.
В махаяне не так. Зародил и развил соответствующее устремление, стал бодхисаттвой, прошел все ступени (бхуми), а потом стал полностью просветлённым буддой.
Это везде одинаково - как у вас описано для махаяны (кроме бхуми). Просто ряд тхеравадинов склонны отрицать большую часть своего Канона "ради красного словца". _________________ Буддизм чистой воды
Серьезная ошибка Будды - что он решил стал Буддой? Вас не Мара зовут по паспорту, случайно?
Мы же с Вами это уже много раз обсуждали. Вопрос в том, когда он это решил. Если ориентироваться на четыре Никаи (и, кстати, на Абхидхамму, которая никаких "бодхисаттв" среди типов личностей не знает - что очень показательно, например, в сравнении с АС Асанги), то он сначала достиг пробуждения, а затем, движимый состраданием, решил проповедовать другим живым существам.
Если ориентироваться на благочестивые сказки в джатаках и в Буддавамсе (что тоже можно, потому что они тоже включены в Канон) и на комментарии к ним, то получается, что будущий Будда решил стать Буддой прежде пробуждения - но тоже находясь уже в одном шаге от него. Уже будучи аскетом, овладевшим всеми восемью джханами, встретившим Будду своего времени и поверившим его учению. В совокупности, это характеристики анагамина.
В Никаях сказано, что Будда в прошлых жизнях не следовал по пути бодхисаттвы? Вроде нет .
Одно дело - быть бодхисаттвой по факту (точнее говоря, в ретроспективе - раз он теперь стал Буддой, то видит, что предшествующие жизни его к этому готовили), другое дело - преднамеренно встать на этот путь. И вот о преднамеренном выборе пути бодхисаттвы речь идёт только в некоторых историях пятой Никаи. Ни в четырёх Никаях, ни в Абхидхамме преднамеренных бодхисаттв нет.
Вот пара цитат из статьи Бхиккху Бодхи на эту тему (статьи, замечу, написанной в очень экуменическом духе, с очень большим старанием найти в ПК пассажи, хотя бы косвенно свидетельствующие в пользу махаянского понимания пути бодхисаттвы):
" In the Nikāyas, the Buddha does refer to himself as a bodhisatta in the period prior to his enlightenment: in his immediately preceding life, when he dwelled in the Tusita heaven, and during the period of his final life, as Gotama of the Sakyan clan, before his enlightenment. But he says nothing to suggest that he had been consciously following a deliberate course of conduct aimed at the attainment of Buddhahood.
….in the Nikāyas the Buddha is never seen teaching others to enter a bodhisattva path. Whenever he urges his monastic disciples to strive for any goal, it is to strive for arahantship, for liberation, for nirvāṇa. Whenever monastic disciples come to the Buddha, they ask for guidance in following the path to arahantship. The monks that the Buddha praises in the midst of the Sangha are those who have attained arahantship. Lay disciples often attain the three lower stages of liberation, from stream-entry to non-returning; those who lack the potential for world-transcending attainments aim at a heavenly rebirth or for a fortunate rebirth back into the human realm. No mention is ever made, however, of a lay disciple treading the bodhisattva path, much less of a dichotomy between monastic arahants and lay bodhisattvas".
Ваши слова про чушь это тоже личное мнение, но вы же продолжаете его высказывать. Я о том же и говорю - что бодхисаттой стать невозможно вон так за здорово живешь, что вы и подтвердили, собственно (что толпы принявших обеты никакими будущими буддами в реальности не становятся).
Вы и правда не понимаете и, похоже, не хотите даже понять. В махаяне не выпускают бодхисаттв миллионами, как вы писали выше. Принять обеты бодхисаттвы не означает сразу же стать бодхисаттвой от этого. Поэтому, написанное вами есть чушь, что я заметил выше.
В ответ же вы начали говорить о том, что махаяна вам лично не нравится и задавать провокационные вопросы.
Где логика?
Или это брахмавихары так и прут из вас?
Принять обеты не есть стать бодхисаттой - совершенно согласна. Итого имеем почти бессмысленное мероприятие.
Мне махаяна не то что не нравится - это просто позднее учение, которое возникло под большим влиянием индуизма. Я вам вопросы задала в ответ на ваши эмоциональные сообщения. Вы зря так переживаете.
Серьезная ошибка Будды - что он решил стал Буддой? Вас не Мара зовут по паспорту, случайно?
Мы же с Вами это уже много раз обсуждали. Вопрос в том, когда он это решил. Если ориентироваться на четыре Никаи (и, кстати, на Абхидхамму, которая никаких "бодхисаттв" среди типов личностей не знает - что очень показательно, например, в сравнении с АС Асанги), то он сначала достиг пробуждения, а затем, движимый состраданием, решил проповедовать другим живым существам.
Если ориентироваться на благочестивые сказки в джатаках и в Буддавамсе (что тоже можно, потому что они тоже включены в Канон) и на комментарии к ним, то получается, что будущий Будда решил стать Буддой прежде пробуждения - но тоже находясь уже в одном шаге от него. Уже будучи аскетом, овладевшим всеми восемью джханами, встретившим Будду своего времени и поверившим его учению. В совокупности, это характеристики анагамина.
В Никаях сказано, что Будда в прошлых жизнях не следовал по пути бодхисаттвы? Вроде нет .
Одно дело - быть бодхисаттвой по факту (точнее говоря, в ретроспективе - раз он теперь стал Буддой, то видит, что предшествующие жизни его к этому готовили), другое дело - преднамеренно встать на этот путь. И вот о преднамеренном выборе пути бодхисаттвы речь идёт только в некоторых историях пятой Никаи. Ни в четырёх Никаях, ни в Абхидхамме преднамеренных бодхисаттв нет.
Нет отрицания, и нет противоречия с тем, где про это есть. Вы же не будете отрицать высшую математику на основе ее отсутствия в учебниках для младшей школы (это не на тему "высшести махаяны", если что)? Плюс, упоминания бодхисаттв, в случае с последователями Махавихары, могли быть сознательно не сохранены. _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Пт 22 Дек 17, 17:04), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Серьезная ошибка Будды - что он решил стал Буддой? Вас не Мара зовут по паспорту, случайно?
Мы же с Вами это уже много раз обсуждали. Вопрос в том, когда он это решил. Если ориентироваться на четыре Никаи (и, кстати, на Абхидхамму, которая никаких "бодхисаттв" среди типов личностей не знает - что очень показательно, например, в сравнении с АС Асанги), то он сначала достиг пробуждения, а затем, движимый состраданием, решил проповедовать другим живым существам.
Если ориентироваться на благочестивые сказки в джатаках и в Буддавамсе (что тоже можно, потому что они тоже включены в Канон) и на комментарии к ним, то получается, что будущий Будда решил стать Буддой прежде пробуждения - но тоже находясь уже в одном шаге от него. Уже будучи аскетом, овладевшим всеми восемью джханами, встретившим Будду своего времени и поверившим его учению. В совокупности, это характеристики анагамина.
В Никаях сказано, что Будда в прошлых жизнях не следовал по пути бодхисаттвы? Вроде нет .
Будда следовал. И даже указал, кто еще станет буддой - таких было около 10 человек, и то это займет бесчисленные эоны.
И бодхисатта - это исключительное существо, не массовая фабрика, как в махаяне.
Будда следовал. И даже указал, кто еще станет буддой - таких было около 10 человек, и то это займет бесчисленные эоны.
И бодхисатта - это исключительное существо, не массовая фабрика, как в махаяне.
Но ведь нет отрицания возможной "массовости"? _________________ Буддизм чистой воды
При чем тут индуизм? Идеи эти весьма и весьма ранние, сугубо внутри-буддийского происхождения, и абсолютно уникальные в истории человечества. _________________ Буддизм чистой воды
Будда следовал. И даже указал, кто еще станет буддой - таких было около 10 человек, и то это займет бесчисленные эоны.
И бодхисатта - это исключительное существо, не массовая фабрика, как в махаяне.
Но ведь нет отрицания возможной "массовости"?
Будда учил своих монахов и мирян практике избавления от страданий здесь и сейчас. В Каноне нет ничего подобного на обучению, тем более массовому, некому особому пути (помните - Татхагата ничего не прячет в кулаке?)
Иначе мы вынуждены будем признать, что один Будда учил одному, а через 500 лет он вдруг вышел из Париниббаны и вдруг стал учить совершенно иному. Ну это нереалистично.
Будда следовал. И даже указал, кто еще станет буддой - таких было около 10 человек, и то это займет бесчисленные эоны.
И бодхисатта - это исключительное существо, не массовая фабрика, как в махаяне.
Но ведь нет отрицания возможной "массовости"?
Отрицание возможной массовости есть - бодхисаттвой может стать (согласно Дхаммапале) только человек, который встречался с предыдущим Буддой при жизни последнего. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы