Ага и родственников своих убивать, не ту сторону выбравших.
Нет, я уж лучше в буддийском понимании кармы останусь, где действия в основе которых злоба, алчность, тупость... - дают и подобный результат и связывают узами кармы.
А действия в основе которых доброжелательность, милосердие, сочувствие - дают и подобный результат и развязывают узы кармы.
И да любое действие имеет последствия, без исключений, только есть такие которые связывают, а есть такие которые позволяют выпутаться.
И любое действие даёт себе подобный результат, убийство даёт результат убийство, даже если на это Шри Кришна или какая то иная разумная воля добро дали.
То есть Вы бы на месте Арджуны оставили бы царство родственникам, жену в служанки а сами вместе с братьями пошли медитировать?
Представьте себе ситуацию, Вы уехали на время медитировать в Бирму. Оставили квартиру на время родственнику. Возвращаетесь, а он Вам говорит, знаешь Гвоздь понравилась мне твоя квартира, я буду в ней дальше жить, а ты поезжай себе с миром назад в Бирму монашествовать. И Вы такой благочестивый благословляете своего родственника и идете в монахи.
В Гите этот вариант тоже рассматривается первым и Арджуна даже сначала к нему склоняется. И только потом Кришна объясняет ему, что есть более возвышенный путь, а именно действие без желаний.
при помощи Йоги трудов, лишенных желания niskаma karma... человек считается способным подняться над законом кармы, где любое действие имеет последствия.
То есть, чтобы не было последствий, надо совершать действия, не помышляя, не будучи привязанным к их плодам-последствиям. По-моему, это прямое заимствование из буддизма (где кстати вспомнить о nekkhama parami - совершенстве непритязательности), только к нему пририсовывается моральное "посвящение себя беззаветному служению Господу Кришне - который один есть источник всех действий и получатель всех плодов".
Можно и в обратную сторону повернуть, что буддизм заимствовал эту идею из Гиты только убрал Кришну из рассмотрения, так как Гита по некоторым источникам 1-ое тысячелетие до н.э.
И опять скажу, что там нет моральной идеи. Это уже современное прочтение Гиты про моральное служение. Мораль, нравственность это гуна сатвы, а там идея поднятия над всеми гунами, но не пассивное как в санкхье, а в активной деятельности.
Но чем плоха та логика, которую Дхаммапала извлёк из Кхуддака-Никаи? Что решение стать следующим Буддой человек принимает уже на пороге арахантства?
А у вас, кто угодно случайно может начать путь становления Буддой? Без предварительных накоплений?
Путь бодхисаттвы и шравака - разные. Это так и в тхераваде. Нельзя идти по одному, а потом "перескочить".
Кто угодно, случайно - такое не предполагается никем и нигде. Но в Махаяне считается, что предварительные накопления для того, чтобы "начать путь становления Буддой" - это уже тоже какой-то особый путь (или, если угодно, предварительный путь - но отдельный от пути шраваков). А в Тхераваде ничего подобного нет.
Вынужден повториться: А) для Тхеравады, как здесь справедливо замечает Jane, это вообще маргинальная тема. В основных доктринальных текстах (в четырёх Никаях Сутта-питаки и в Абхидхамме) не присутствует вообще. В суттах нет упоминаний, что Будда кого-либо учил пути бодхисаттв; в Абхидхамме бодхисаттвы не перечисляются среди типов личностей.
Тема преднамеренного вступления на путь бодхисаттвы присутствует только в некоторых текстах пятой Никаи - канонических, но совершенно не доктринальных. Другими словами, в отличие от многих сутт четырёх Никай, которые сами по себе являются философскими или даже научными трактатами, истории Джатак или Буддавамсы сами теоретическими трактатами не являются - учение может быть только извлечено из них посредством комментария. А такое "извлечение" в тхеравадинской традиции произвёл только Дхаммапала.
Б) Постольку, поскольку вообще можно говорить о какой-то позиции Тхеравады по этому вопросу (на основании трактата Дхаммапалы), выходит так: чтобы стать Буддой, нужно развивать парамиты. Чтобы приступить к развитию парамит, надо зародить бодхичитту. А зарождать бодхичитту можно только обладая теми качествами, о которых речь шла выше - человеческое существование, мужской пол, монашеский образ жизни, совершенно развитое сосредоточение (все восемь джхан + сверхспособности), самоотверженная преданность Будде, и т.д. Причём делать это (зарождать бодхичитту) можно только в присутствии живого Будды (то есть, до его Париниббаны).
Необходимость личной встречи с Буддой делает этот путь эксклюзивным; но если бы этого условия не было, то все остальные предварительные условия зарождения бодхичитты вполне формируются на обычном "пути шраваков", ближе к его завершению, на уровне анагамина - хотя, конечно, не у всякого анагамина, а у того, кто во главу угла ставит развитие самадхи, у body-witness (kāyasakkhi) - ср. MN70. Отдельные колесницы для этого не нужны.
Впрочем, охотно признаю, что любая попытка реконструировать путь бодхисаттвы в рамках Тхеравады обречена на домысливания - потому что сама традиция этим практически не занимается. _________________ Границы мира - это границы языка
СлаваА
В этом вашем объяснении буддист выглядит адептом некого абсурда, так как стремится освободить то, чего нет.
Но и ваш ведантист не в лучшем положении, так как стремится освободить то, что никогда и не было несвободно.
Буддийская точка зрения совсем не искажена "Идентичного "Я" нет, никогда не было и никогда не будет. "
А у ведантиста не совсем так. Он не стремится освободить то что и так свободно. Яма говорит Начикетасу о выходе за пределы личности к Истинной Личности.
Разница в позициях только в том есть ли что-то после прекращения маленького я. Ну раз и боги спорят по этому вопросу, то логично, что и у нас могут быть разные понимания.
Когда говорят о "выходе за пределы личности к Личности", мне сильно это напоминает один смешной рассказ. В нём кролики огорчились тем, что они такие маленькие и пушистые, и все их поэтому мучают - всем нравится их шкурки и мясо, а они такие беззащитные и совсем несчастные... и решили несчастные кролики спросить умного Филина - пусть он скажет им умное слово, как им перестать быть такими несчастными.
Пришли, значит, к Филину, выложили, мол, так и так, совсем мы несчастные, все против нас, что нам делать?
- Хорошо! - ухнул Филин. - Я скажу вам великое стратегическое решение!
Он посидел, похлопал глазами, закрыл их, а потом открыл и произнёс:
- О, кролики! Станьте ежами! Вот вам великое стратегическое решение!
Обрадовались кролики, побежали было домой, да на ходу задумались... Хорошо, конечно, умный Филин сказал "станьте ежами". Но как же нам стать ежами? Наверно, Филин что-то не досказал. Пошли-ка, вернёмся и спросим его.
Ну, вернулись, спрашивают, а Филин надулся, нахохлился и закричал на них:
- Вы что?! Я тут вам великое стратегическое решение дал, а вы ко с какой-то ерундой лезете!
Филин не прав. В инт. йоге есть и стратегическое решение и тактическая сторона вопроса тоже проработана.
Кто угодно, случайно - такое не предполагается никем и нигде. Но в Махаяне считается, что предварительные накопления для того, чтобы "начать путь становления Буддой" - это уже тоже какой-то особый путь (или, если угодно, предварительный путь - но отдельный от пути шраваков). А в Тхераваде ничего подобного нет.
Пока отвечу только на эту (убегаю) - предварительные пути есть, и в тхераваде конечно же тоже. Более того - они гораздо важнее того, что у святых, которым ниббана уже гарантирована. Термины с названиями путей сами нагуглите - это не сложно. _________________ Буддизм чистой воды
Ага и родственников своих убивать, не ту сторону выбравших.
Нет, я уж лучше в буддийском понимании кармы останусь, где действия в основе которых злоба, алчность, тупость... - дают и подобный результат и связывают узами кармы.
А действия в основе которых доброжелательность, милосердие, сочувствие - дают и подобный результат и развязывают узы кармы.
И да любое действие имеет последствия, без исключений, только есть такие которые связывают, а есть такие которые позволяют выпутаться.
И любое действие даёт себе подобный результат, убийство даёт результат убийство, даже если на это Шри Кришна или какая то иная разумная воля добро дали.
То есть Вы бы на месте Арджуны оставили бы царство родственникам, жену в служанки а сами вместе с братьями пошли медитировать?
....)
В Гите этот вариант тоже рассматривается первым и Арджуна даже сначала к нему склоняется. И только потом Кришна объясняет ему, что есть более возвышенный путь, а именно действие без желаний.
То что я б сделал не дало бы хорошей кармы. И это бы в пример другим не ставил, что вот так надо делать.
....
Там чётко говорятся заблуждения:
Я их уже убил - убивай.
Действуй во имя Меня и не запачкаешься кармой.
И путь, тот возвышенный, там именно служение Ему. Там предлагается действовать, хоть и без желаний, но по воле Его.
О чём вот тоже уже писал, что в индуизме за реальностью(или внутри реальности) придумывается некая сущность, и всё на неё направляется. Вместо того, чтоб разобраться в реальности, разобраться что существует и как это существует, и испльзават то что есть и для того что есть.
Вообще очень серьёзные различия есть между индуизмом и буддизмом: в понимании кармы, в понимании себя, в понимании реальности. Это вот Вы просто всё ещё пытаетесь рассматривать буддизм с позиции своих взглядов, рассматривая не буддизм а свои взгляды.
А зарождать бодхичитту можно только обладая теми качествами, о которых речь шла выше - человеческое существование, мужской пол, монашеский образ жизни, совершенно развитое сосредоточение (все восемь джхан + сверхспособности), самоотверженная преданность Будде, и т.д. Причём делать это (зарождать бодхичитту) можно только в присутствии живого Будды (то есть, до его Париниббаны).
А если пытаться развивать бодхичитту, несмотря ни на что - то это является накоплением неблагих заслуг, по вашей версии тхеравады? _________________ Буддизм чистой воды
О, вспомните про улиток с головы Будды. Уж их-то накопленной благой карме может позавидовать кто угодно.
К сожалению я не знаю историю про улиток с головы Будды. Если подскажете где это в ПК, то с удовольствием почитаю. Наверное эти улитки накопили благую камму от того, что находились рядом с полностью постигшим. Соответственно, чтобы улучшать кому-то камму, хорошо бы обладать не только энтузиазмом, но и мудростью (есть несколько сутт, говорящих о том, что когда один омрачённый пытается помочь другому омрачённому, то оба только еще глубже увязают в болоте сансары). В связи с этим хочется спросить у тех, кто в отличие от Jane и меня в теме - сколько (приблизительно) человек принимает обет спасения жс в год? Aurum объяснил, что их не миллионы. А сколько?
Улитки сползлись на бритую голову Шакьямуни, чтобы защитить от солнца. Все стандартные изображения Будды - с головой, покрытой улитками.
"Эти мои кудри не полагаются для отшельника. Никто не может остричь волосы будущему Будде, поэтому я сам отрежу их своим мечом". Взяв меч в правую руку и держа заплетенные вместе с диадемой волосы левой рукой, он отрезал их. Таким образом его волосы укоротились до длины в два пальца и, завившись справа, плотно прилегли к голове. Они оставались такой же длины в течении всей его жизни..." Нинандакатха. Про благочестивых улиток на голове никогда раньше не слышала.
Кто угодно, случайно - такое не предполагается никем и нигде. Но в Махаяне считается, что предварительные накопления для того, чтобы "начать путь становления Буддой" - это уже тоже какой-то особый путь (или, если угодно, предварительный путь - но отдельный от пути шраваков). А в Тхераваде ничего подобного нет.
Пока отвечу только на эту (убегаю) - предварительные пути есть, и в тхераваде конечно же тоже. Более того - они гораздо важнее того, что у святых, которым ниббана уже гарантирована. Термины с названиями путей сами нагуглите - это не сложно.
Названия путей гуглятся легко - но какое отношение они имеют к Тхераваде? ГДе они разбираются, в каких тхеравадинских текстах? Какие ещё тхеравадинские тексты посвящены этому вопросу, кроме "фельетона" Дхаммапалы?
P.S. Вот, кстати ещё отрывочек из трактата Дхаммапалы о том, у кого порождается бодхичитта:
Bodhisattvas also become threefold at the moment they form the aspiration, according to their division into those who comprehend through a condensed teaching, those who comprehend through an elaborated teaching, and those who are capable of training. Among these, one who comprehends through a condensed teaching has such supporting conditions that, if he were disposed toward the enlightenment of a disciple, he could attain arahatship together with the four discriminations and the six direct knowledges while listening to a four-line stanza from the lips of a perfectly enlightened Buddha, even while the third line is as yet unconcluded. The second has such supporting conditions that, if he were disposed toward the enlightenment of a disciple, he could attain arahatship together with the six direct knowledges while listening to a four-line stanza from the lips of the Exalted One, even while the fourth line is as yet unconcluded. And the third has the supporting conditions to attain arahatship together with the six direct knowledges when the four-line stanza he hears from the Exalted One is concluded. These three types, who form their aspirations without any allotted division of time, receive predictions (of their future Buddhahood) directly from the Buddhas. Then they fulfill the paaramiis in order and reach the supreme enlightenment...
То есть арахантство достижимо для них не просто в той жизни, в какой они порождают бодхичитту, но буквально за одно мгновение. Они действительно стоят на его пороге, и делают выбор - или шагнуть за этот порог, или устремиться к становлению следующим Буддой. _________________ Границы мира - это границы языка
А зарождать бодхичитту можно только обладая теми качествами, о которых речь шла выше - человеческое существование, мужской пол, монашеский образ жизни, совершенно развитое сосредоточение (все восемь джхан + сверхспособности), самоотверженная преданность Будде, и т.д. Причём делать это (зарождать бодхичитту) можно только в присутствии живого Будды (то есть, до его Париниббаны).
А если пытаться развивать бодхичитту, несмотря ни на что - то это является накоплением неблагих заслуг, по вашей версии тхеравады?
Если не сопровождается раздуванием самомнения, то, разумеется, ничего неблагого в этом нет. Это просто развитие брахмавихар, такое же, как у (других) шраваков. А когда он с помощью этого развития брахмавихар и других "хинаянских" практик подойдёт вплотную к плоду араханта, у него появится возможность уже и настоящую бодхичитту породить. _________________ Границы мира - это границы языка
Но чем плоха та логика, которую Дхаммапала извлёк из Кхуддака-Никаи? Что решение стать следующим Буддой человек принимает уже на пороге арахантства?
Для махаяны, это похоже на момент становления арья-бодхисаттвой первого бхуми. Человек может стать сротапанной, а может арья-бодхисаттвой - это момент, когда после выбора уже нельзя повернуть назад. Для обычных людей, дойти до такого момента, это уже предел мечтаний. А у вас, кто угодно случайно может начать путь становления Буддой? Без предварительных накоплений?
Путь бодхисаттвы и шравака - разные. Это так и в тхераваде. Нельзя идти по одному, а потом "перескочить".
Мне непонятно два момента. 1.До какого именно уровня пути практики одинаковы и в чем конкретно их отличие после того, как человек принял решение. 2.Если человек встал на путь сотапанны, то согласно махаяне он не станет буддой (полностью постигшим) и соответственно никогда не достигнет окончательного освобождения. Но если хотя бы одно жс не достигло окончательного освобождения, то никто его не достигает. Значит все-таки однажды придется "перескочить" на другой путь и стать буддой, чтобы всех остальных не задерживать?
Названия путей гуглятся легко - но какое отношение они имеют к Тхераваде? ГДе они разбираются, в каких тхеравадинских текстах?
Вы хотите сказать, что в тхераваде нет даже дассана-магга? По крайней мере, вам об этом ничего не известно?
У Асанги описывается три вида предварительных путей - the Path of preparation (sambhāramārga), the Path of application (prayagamārga), the Path of seeing (darśanamārga) - и это всё без всякого касательства темы бодхисаттв, обычная абхидхарма, близкой к тхераваде школы.
Я не специалист по тхеравадинской Абхидхамме, но вроде это должно совпадать. _________________ Буддизм чистой воды
Названия путей гуглятся легко - но какое отношение они имеют к Тхераваде? ГДе они разбираются, в каких тхеравадинских текстах?
Вы хотите сказать, что в тхераваде нет даже дассана-магга? По крайней мере, вам об этом ничего не известно?
У Асанги описывается три вида предварительных путей - the Path of preparation (sambhāramārga), the Path of application (prayagamārga), the Path of seeing (darśanamārga) - и это всё без всякого касательства темы бодхисаттв, обычная абхидхарма, близкой к тхераваде школы.
Я не специалист по тхеравадинской Абхидхамме, но вроде это должно совпадать.
Мне тоже ничего не известно о разных путях и разных практиках. Наверное, если бы они были, то ПК делился бы две (или более) части - для каждого пути были бы свои, особые наставления. Полностью согласна с Empiriocriticom - до анагаминства путь только один. А что, в махаяне есть разные наставления для тех, кто готовится выбрать разные пути? В чём их принципиальное различие?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы