Ну вот ещё раз отвечу), любой опыт возможен, если есть чем его познавать. По смерти архата, сознание прекращено, а вместе с этим и любая познавательная деятельность, активность. Конечно Вы можете упомянуть о блаженстве ниббаны, но тут либо речь идёт о прижизненной ниббане, с остаточными группами существования и тогда ум архата пребывает без пятен загрязнения. Либо, блаженство рассматривается в онтологическом плане, что это последнее рождение, то есть не надо рассматривать блаженство в плане чувства.
Совокупности не могут быть разделены друг от друга, они всегда взаимозависимы:
«Чувство, восприятие, сознание, друг: эти качества соединены, а не разъединены. Невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними. Что человек чувствует, то он воспринимает. Что он воспринимает, то он познаёт. Таким образом, эти качества соединены, а не разъединены, и невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними». (см. Махаведалла сутту).
Последний раз редактировалось: Forest (Вс 18 Дек 16, 16:59), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Садко
Ну вот ещё раз отвечу), любой опыт возможен, если есть чем его познавать.
Опыт и дхарма (дхамма) - синонимы. Классификация дхарм (дхамм) это классификация различных видов опыта. Скандхи сознания и чувства - частный случай опыта, а не любой возможный опыт вообще. Есть ещё асанскрита дхамма Ниббана, кроме санскрита дхамм.
Если конечная нирвана это голое отсутствие любого опыта, с такой нирваной встретиться нельзя. "Когда я есть, то смерти ещё нет - когда есть смерть, то меня уже нет". Так и с петербургской анупадисеса ниббаной.
№305941Добавлено: Вс 18 Дек 16, 17:30 (9 лет тому назад)
Ниббана дхату сутта.
«Это было провозглашено тем, кто видит -
Свойства ниббаны того, кто независим, того, кто Таков:
Одно свойство - в этой самой жизни с остаточным топливом,
Благодаря разрушению порыва к становлению,
И иное свойство - без остатка, после завершения жизни -
В котором всякое становление полностью прекращается.
У того, кто знает это несотворённое состояние,
Ум освобождён прекращением порыва к становлению,
Он, постигая суть Учения, доволен окончанием,
Покинувший всякое становление, он Таков».
Тевиджджа сутта.
"Эти же сведущие в трех ведах брахманы, поистине, говорят так: "Мы проповедуем путь к соединению с тем, кого не знаем и не видим; этот путь прям, эта дорога направлена к избавлению и выводит следующего по ней к соединению с Брахмой".
Как же ты думаешь об этом, Васеттха? Если так, то не оказываются ли слова брахманов, сведущих в трех ведах, необоснованными?"
– "Несомненно, почтенный Готама, если так, то слова брахманов, сведущих в трех ведах, оказываются необоснованными".
"Хорошо, Васеттха. Итак, Васеттха, эти брахманы, сведущие в трех ведах, способны проповедовать путь к соединению с тем, чего не знают и не видят: "Этот путь прям, эта дорога направлена к избавлению и выводит следующего по ней к соединению с Брахмой". А такого быть не может."
Однажды Достопочтенный Махакассапа и Достопочтенный Сарипутта пребывали в Варанаси в Оленьем Парке возле Исипатаны. И тогда, вечером, Достопочтенный Сарипутта вышел из затворничества и отправился к Достопочтенному Махакассапе. Он обменялся вежливыми приветствиями с Достопочтенным Махакассапой и, после обмена вежливыми приветствиями и любезностями, он сел рядом и сказал ему:
«Так как же, друг Кассапа, существует ли Татхагата после смерти?»
«Друг, Благословенный не утверждал, что «Татхагата существует после смерти».
«В таком случае, друг, Татхагата не существует после смерти?»
«Друг, Благословенный не утверждал, что «Татхагата не существует после смерти».
№305944Добавлено: Вс 18 Дек 16, 17:36 (9 лет тому назад)
Если опыт сферы обусловленного, включая прижизненную ниббану, единственно возможный опыт Татхагаты - если любой опыт Татхагаты не выходит за рамки возможностей скандх, то тхеравадинского Татхагаты после смерти и распада скандх не существует.
«Друг, Благословенный не утверждал, что «Татхагата не существует после смерти».
Ещё разок отвечу). В сутте идёт речь о том, что нет самости, атты, чтобы по смерти что-то существовало или разрушалось. Подобные вопросы, неприменимы к понятию анатты, как взаимозависимого возникновения.
Последний раз редактировалось: Forest (Вс 18 Дек 16, 18:21), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Садко, Садко
«Друг, Благословенный не утверждал, что «Татхагата не существует после смерти».
Ещё разок отвечу). В сутте идёт речь о том, что нет самости, атты, чтобы по смерти что-то существовало или разрушалось. Подобные словоупотребления, неприменимы к понятию анатты, как взаимозависимого возникновения.
МН 22
Алагаддупама сутта: Пример с водяной змеёй
Монахи, было бы хорошо иметь такое обретение, обладание которым было бы постоянным, неизменным, вечным, не подверженным переменам, и было бы таким в течение вечности. Но видите ли вы такое обретение, обладание которым было бы постоянным, неизменным, вечным, не подверженным переменам, и было бы таким в течение вечности?»
«Нет, Учитель».
«Хорошо, монахи. Я тоже не вижу такого обретения, обладание которым было бы постоянным, неизменным, вечным, не подверженным переменам, и было бы таким в течение вечности.
Существуй такое обретение, как прекращение любого опыта, оно бы было постоянным, неизменным, вечным, не подверженным переменам.
«Друг, Благословенный не утверждал, что «Татхагата не существует после смерти».
Ещё разок отвечу). В сутте идёт речь о том, что нет самости, атты, чтобы по смерти что-то существовало или разрушалось. Подобные словоупотребления, неприменимы к понятию анатты, как взаимозависимого возникновения.
Вы приравняли Татхагату к самости. Речь шла о Татхагате, не о самости. Если же Татхагата у Вас это самость, то тогда нет никакого Татхагаты, потому что анатта.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы