Анумана-прамана не "мышление", а умозаключение, вывод. Неслабая разница ....
Учитывая то, что изначально речь шла о санджне, концептуализации, анумана-прамана здесь вообще ни к селу ни к городу
Познание при помощи концептов (самджни), осуществляется умозаключением - применением концепта к непосредственной действительности. Так что, это одна деревня.
Первое. Умозаключение лишь один из способов конструирования, а санджня - весь ментальный конструктор, так что деревни всё же разные, хоть и по соседству 8)
У буддистов, умозаключение это единственный способ "конструирования".
Цитата:
Второе. Применить санджню ну никак нельзя. Это же Азы. Первая арьясатья - не хозяин я ни рупе своей, ни ведане своей, ни санджне своей, ни санскаре своей, ни виджняне своей.
Не могу их ни применить, ни изменить, ни остановить (как тут выше поняли некоторые товарищи). Могу только разъединиться с ними, перестать видеть в них себя и своё.
Вы что-то смешиваете несмешиваемое - "сделать умозаключение о действительном (применить концепт к действительности)" и "не хозяин". _________________ Буддизм чистой воды
Про мгновенное - разные смыслы в разных системах, тут нечего обсуждать
Самджня и концепты — разные смыслы в разных системах, тут нечего обсуждать.
Все дхармы мгновенны, а понятия - вечны. Это не значит, что понятийня скандха не мгновенна, а вечна. Просто разные смыслы.
Да кстати, ведь никто не называет самджню праджняптой. Более того они противопоставляются или по крайней мере перпендикулируются. (В смысле праджняпти не трилакшанны (а лакшаны синоним самджни)).
Интересная тема. Конечно же, предметы в самджне это праджняпти. Тут сложная для многих вещь - различать понятие как понятие, и предмет понятия.
Праджняпти конструируется на базе самджни, как вобщем-то и всё остальное (кроме уж совсем низкоуровнего восприятия/познания).
Обрати внимание, что самджня есть в каждом моменте познания (сарватрага дхарма) наряду с контактом, веданой и четаной.
№156121Добавлено: Вт 16 Июл 13, 00:32 (11 лет тому назад)
Возможно, можно различить так: автоматические, неосознаваемые ануманы (применения концептов к чувственному) - самджня, а осознаваемое рассуждение - виджняна. _________________ Буддизм чистой воды
Если вспомнить ту аналогию, то самджня это очень простые восприятия, типа блеск, звон и цвет монет. А у виджняны (т.е. для нас тут важно, что не самджни) - "монета" (которую можно так и так использовать).
А, я понял, надо подумать. Различаются они так, что самджня - это детали конструктора (виджняны) или более простой конструктор, по сравнению с виджняной.
ЗЫ последний вариант хорош тем, что у ребенка получается есть виджняна
Думаю там так: виджняна - полное восприятие/познание предмета, а самджня только часть (за кадром остались другие четасики, но их никто не отменял). Ну а праджня понятно - учёность.
Праджняпти конструируется на базе самджни, как вобщем-то и всё остальное (кроме уж совсем низкоуровнего восприятия/познания).
Обрати внимание, что самджня есть в каждом моменте познания (сарватрага дхарма) наряду с контактом, веданой и четаной.
Думаю, праджняпти это функция самджни. А не праджняпти как-то там отдельно на базе нее, но не в ней. Длинное-короткое - однозначно праджняпти.
Вывод у ДДД тоже всегда есть - так как это способ использования понятий. Без этого не будет сознания (обычного, по крайней мере). _________________ Буддизм чистой воды
Возможно, можно различить так: автоматические, неосознаваемые ануманы (применения концептов к чувственному) - самджня, а осознаваемое рассуждение - виджняна.
Конечно у тебя есть возможность сказать, что самджня, это выводная часть в смешанном познании. Но ведь никто не говорит, что это вывод, так как это разные системы и они и не должны соотноситься. Одна (праманавада) адвербиальная феноменология, а вторая (абх) не адвербиальная.
Кстати у тебя есть еще одно направление мысли не туда - якобы есть самджня и есть его предмет. Самджня это облачко, само по себе оно мгновенная дхарма, а вот его предмет уже вечное праджняпти. Чуднó.
Возможно, можно различить так: автоматические, неосознаваемые ануманы (применения концептов к чувственному) - самджня, а осознаваемое рассуждение - виджняна.
Конечно у тебя есть возможность сказать, что самджня, это выводная часть в смешанном познании. Но ведь никто не говорит, что это вывод, так как это разные системы и они и не должны соотноситься. Одна (праманавада) адвербиальная феноменология, а вторая (абх) не адвербиальная.
Кстати у тебя есть еще одно направление мысли не туда - якобы есть самджня и есть его предмет. Самджня это облачко, само по себе оно мгновенная дхарма, а вот его предмет уже вечное праджняпти. Чуднó.
Ну мы пытаемся соотнести системы, и если это делать, то получается так. А если вообще не соотносить, то о чем разговор?
Самджня у меня - понятие, запомненное представление, а так же вывод (или любой, или только неосознаваемый), которым это применяется к рупе или другой самджне. _________________ Буддизм чистой воды
№156126Добавлено: Вт 16 Июл 13, 00:47 (11 лет тому назад)
У нас есть абхидхармическое определение самджни, как накладывание знака, как запомненное представление и т.п. И у нас есть ДДД, у которых накладывание знака, и использование запомненного представления (понятия) - анумана. У Васубандху было на эту тему, как бы найти? _________________ Буддизм чистой воды
Практика "вне ментальных конструкций" даст перерождение асаннасаттой. При том, что мышление остановится потерей интереса к нему. Усилия в "не думании", я думаю, куда более разрушительны. Лока животных, в одной из версий называется "те, кто не использует язык", насколько я помню. Это выдумка, что Будда такому учил.
Мне интересно, вот Аджхан Брахм учит путю к джханам где 2й этап (до джхан) это полная остановка мышления. Что, получается что есть опасность для такого медитатора попасть в локу животных или асаннасати? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
№156128Добавлено: Вт 16 Июл 13, 00:52 (11 лет тому назад)
Как я понимаю, техническая функция самджни произвести нимитту. На вход объект (тот же, что и у читты), на выходе нимитта. При чём тут какие-то выводы, концепты? При этом нимитта может восприниматься. Самджня функционирует как часть восприятия. Никто не говорил, что восприятие не может анализироваться.
Как я понимаю, техническая функция самджни произвести нимитту. На вход объект (тот же, что и у читты), на выходе нимитта. При чём тут какие-то выводы, концепты?
При том, что длинное-короткое это понятия (общие свойства). А выводы - это только у ДДД, по крайней мере, у тх. я этого не видел. А у реалистов вообще понятия могут накладываться просто так, или восприниматься снаружи. Тогда выводы не нужны. _________________ Буддизм чистой воды
Самджня у меня - понятие, запомненное представление, а так же вывод (или любой, или только неосознаваемый), которым это применяется к рупе или другой самджне.
Вывод чего, где там логика? Самджня в системе вывода играет свою роль задолго до собственно вывода, это ближе всего к тождеству А=А как база вывода (и даже суждения).
№156131Добавлено: Вт 16 Июл 13, 00:56 (11 лет тому назад)
КИ
Цитата:
Вы что-то смешиваете несмешиваемое - "сделать умозаключение о действительном (применить концепт к действительности)" и "не хозяин".
Ментальное конструирование происходит само собой, а не как Вы предполагаете - Вашими умозаключениями.
Мы лишь различаем возникающие "концепты", а не применяем их.
Так что "сделать умозаключение о действительном" значит не Ваше "применить концепт к действительности", а констатировать возникновение концепта в этой самой действительности.
Напоминание об анатмане здесь как нельзя кстати. Ведь и все "наши" умозаключения тоже возникают, будучи причинно-обусловленными. Выглядят же как "я сделал" только по недосмотру.
И именно Ваша уверенность, что Вы хозяин своего процесса познания, даёт Вам силы и уверенность продолжать этот спор.
Самджня у меня - понятие, запомненное представление, а так же вывод (или любой, или только неосознаваемый), которым это применяется к рупе или другой самджне.
Вывод чего, где там логика?
Суждение типа "это есть синее" - у ДДД вывод. Такой нюанс этой системы - такие суждения это уже умозаключения (выводы).
Цитата:
Самджня в системе вывода играет свою роль задолго до собственно вывода, это ближе всего к тождеству А=А как база вывода (и даже суждения).
В западной эпистемологии было бы так, да. _________________ Буддизм чистой воды
Как я понимаю, техническая функция самджни произвести нимитту. На вход объект (тот же, что и у читты), на выходе нимитта. При чём тут какие-то выводы, концепты?
При том, что длинное-короткое это понятия (общие свойства). А выводы - это только у ДДД, по крайней мере, у тх. я этого не видел.
Самджня играет роль и в выводном познании и в восприятии. Но самджня сама не делает выводов, выводы после (скажем, праджней), она маркирует воспринятое нимиттами. (Часть процесса восприятия.)
Последний раз редактировалось: test (Вт 16 Июл 13, 01:00), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы