Ереси у Мипам Ринпоче нет. Третий поворот продолжает Второй; не-пустота от мудрости дополняет пустоту от самобытия.
Ну вот и у Долпопы нет. Тот же третий поворот, татхагатагарбха и т.п.
Одних буддийских слов недостаточно для того, чтоб получился буддизм. Должно сохраняться значение. У Долпопы нирвана абсолютно реальна, а сансара во всём от неё отлична; в буддизме же сансара и нирвана одинаково подобны иллюзии, пусты от самобытия - и равно светоносны в аспекте основы. У Долпопы перетолкованный в духе индуизма Третий поворот отменяет Второй (заменяет шуньяваду онтологией индуизма) - а у Мипам Ринпоче Третий поворот продолжает Второй, дополняет и развивает.
Но в толковании, однако, говорится о другом: о тождестве состояния дхарм (санскрита и асанскрита) в силу их пустотности.
Из перевода толкования в книге Андросова стр. 429 (в переводе странные "дхармо-частицы" означают дхармы):
"В силу пустотности самосущего у групп дхарм дхармы не имеют бесконечного процесса происхождения и превращения (исчезновения), чему мы (мадхьямики) учим изначально. Поэтому все дхармы в равной мере не возникают и не исчезают, а у череды рождений (сансара) нет никакого различия с (состоянием) отсутствия череды рождений (нирвана). Как у череды рождений нет никакого различия с (состоянием) отсутствия череды рождений, так у (состояния) отсутствия череды рождений нет никакого различия с чередой рождений"
Это воззрение представлено в жентонг Мипам Ринпоче - это воззрение, которому противоречит недостоверный жентонг Долпопы.
Не-пустота от мудрости - не то же самое, что не-пустота от самобытия.
"Непустота от мудрости" - это вид "непустоты от другого"?[/quote]
В достоверном жентонг, под "другим" ("иным") понимаются измышления, заблуждения. Мудрость Будды пуста от заблуждений: пуста от "иного". Это не делает состояние Будды самосущим в традиционно отвергнутом смысле: нирвана пуста от самобытия, от которого пуста и сансара.
№218462Добавлено: Вт 14 Окт 14, 14:54 (10 лет тому назад)
Дхармы сансары и нирваны обязательно неотличимы друг от друга в каком-то значении. Это может быть значение их пустоты от самобытия, а может быть значение их светоносной ясности. Как Второй, так и Третий поворот учат о неотличимости сансары от нирваны - а не разрывают их на два различных во всех смыслах "царства".
Долпопа их именно что разорвал.
Это ложные взгляды.
№218466Добавлено: Вт 14 Окт 14, 15:09 (10 лет тому назад)
Как уже говорилось, суть псевдо-буддизма - представление о том, что Третий поворот, якобы, "отменяет" Второй. При этом Третий поворот перетолковывается на индуистский лад: во избежание чего Второй и был ему предпослан. Конечно, Второй поворот мешает наслаждаться викальпированием самосущего Абсолюта, и нужно Второй поворот "отменить". Это ложные взгляды.
Но главное, конечно - был бы человек хороший.
Сторонники воззрения Долпопы тоже получают какую-то пользу; пусть расцветают все цветы.
Но в толковании, однако, говорится о другом: о тождестве состояния дхарм (санскрита и асанскрита) в силу их пустотности.
Толкователям понадобилось не различать, вот и "схлопнули" две категории, которые во все времена прекрасно различались абхидхармистами.
А о чем хотел сказать сам автор ММК, есть много интерпретаций.
Цитата:
"В силу пустотности самосущего у групп дхарм дхармы не имеют бесконечного процесса происхождения и превращения (исчезновения)
Борются с представлением о дхармо-кирпичиках, которые рождаются в бесконечном процессе.
№218470Добавлено: Вт 14 Окт 14, 15:36 (10 лет тому назад)
Лучше конечно не сооружать псевдо-буддизм под себя, а последовать традиции еретической буддийской школы. Укоренившаяся ересь лучше, в еретической традиции присутствует благословение. Будды с Бодхисаттвами заботятся о тех, кто неспособен к чистой Будда-Дхарме, помогая им в рамках буддийских ересей, синкретических и небуддийских учений. Так поступает и Е.С. Далай-Лама.
Никогда так не будет, что всем подойдёт чистая Будда-Дхарма.
Еретические школы тоже есть смысл поддерживать и сохранять.
Но в толковании, однако, говорится о другом: о тождестве состояния дхарм (санскрита и асанскрита) в силу их пустотности.
Толкователям понадобилось не различать, вот и "схлопнули" две категории, которые во все времена прекрасно различались абхидхармистами.
А о чем хотел сказать сам автор ММК, есть много интерпретаций.
Какая интерпретация текста действительно соответствует представлениям автора, вот в чём вопрос. О.О. Розенберг считал, что отправной точкой анализа должна быть не произвольная интеллектуальная реконструкция, а изучение позиции живых учителей буддийских школ. Любой текст полисемантичен: но автор текста имел в виду что-то определённое, не весь букет возможных прочтений. Только традиция может подбросить нужный ключ интерпретации.
О.О. Розенберг считал, что отправной точкой анализа должна быть не произвольная интеллектуальная реконструкция, а изучение позиции живых учителей буддийских школ.
Только традиция может подбросить нужный ключ интерпретации.
Скорее, исторический контекст, а не традиция.
Есть ли в данном случае более древние манускрипты и точно датированные альтернативные комментарии, чем в книге Андросова? На каком основании комментарий исторически недостоверен в древности предлагаемых трактовок?
"В силу пустотности самосущего у групп дхарм дхармы не имеют бесконечного процесса происхождения и превращения (исчезновения)
Борются с представлением о дхармо-кирпичиках, которые рождаются в бесконечном процессе.
Это показ отсутствия различий между санскрита дхармами и асанскрита (последние не прекращаются и т.д.) Показ отсутствия различий между сансарой и нирваной на уровне состояния дхарм. Если узнать подлинное состояние дхарм, то паратантра минус парикальпита равно паринишпанна, уже в философии Асанги. В любом случае, речь об отсутствии различий между сансарой и нирваной в аспекте основы - в то время, когда Долпопа настаивал на всеобъемлющем различии.
"Для Долпопы видимости не могут быть манифестацией или самопроявлением мудрости (ye shes rang snang), или Дхармакайей и т.д., потому что обычные видимости - это полностью вымышленная парикальпита и зависимая паратантра, которые в действительности являются несуществующими. То, что является реальным и существующим - это истинная природа паринишпанны, недвойственная изначальная осознанность, Дхармакайя и т.д. Будучи обычными живыми существами, мы проводим свою жизнь в заботах о несуществующих явлениях, находясь во сне по отношению к реальности истинной природы в каждом из нас. Пробуждение обретается лишь тогда, когда благодаря практике духовного пути удаляются временные омрачения, что позволяет воссиять пробужденному плоду - вечно присутствующей пустотной основе, татхагатагарбхе. В приведенных выше цитатах Долпопа не раз упоминает, что обычное сознание - это противоположность Дхармакайи, что оно коренным образом отлично от изначальной осознанности. Причина тому в том, что все разновидности сознания относительны и пусты от собственной природы, в то время как Дхармакайя и недвойственная изначальная осознанность пусты только от всех прочих, относительных явлений. Это как бы два отдельных великих мира. А объектами этих двух различных состояний восприятия являются сансара и нирвана, которые нераздельны только в том смысле, что первая, в действительности несуществующая, не могла бы существовать без наличия второй, истинно существующей. (В другом контексте Долпопа утверждает, что в окончательном смысле нет ни сансары, ни нирваны; такое разграничение делается лишь на уровне относительного восприятия: dam pa'i don du 'khor 'das gang yang med kun rdzob snang ngor brjod pa de ltar lags). Ибо, как сказал Калки Пундарика, "Бытие и нирвана - не одно и то же; они подобны тени и солнцу".
У Асанги паратантра минус парикальпита равно паринишпанна, у Долпопы паринишпанна исключает паратантру с парикальпитой. Абсолют, реальный со своей стороны, и начисто иллюзорный мир проявлений. Понятно, что между сансарой и нирваной нет ничего общего: с одной стороны, самосущее бытие - а с другой стороны, голая иллюзия, небытие; что в сущности - один лишь только самосущий Абсолют. Типичная адвайта: учение тиртхиков.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы