«А то, что непостоянно, является страданием, подвержено изменению – может ли считаться таковым: «Это моё, я таков, это моё «я»?
«Нет, уважаемый».
«Поэтому, монахи, любой вид материальной формы – прошлой, настоящей, будущей, внутренней или внешней, грубой или утончённой, низшей или возвышенной, далёкой или близкой – всякую материальную форму следует видеть в соответствии с действительностью правильной мудростью: «Это не моё, я не таков, это не моё «я».
Непостоянное — это не "я".
Отсюда, кстати, вполне себе логически вычисляется: постоянное — это я.
А почему непостоянное -- не Я? Какой закон мешает Я быть не-постоянным?
Отсутствие подвластности мешает. Изменчивость + страдательность + неподвластность = Анатма.
Чисто изменчивый Атман можно представить. А привести пример изменчивого и обладающего полной властью над Собой уже не получится. Ну то есть пример есть - это Брахман или Господь. Только мы не были свидетелями того как он проявляет свою власть. Можно только верить, что Брахман есть.
Чисто изменчивый атман?! В какой же традиции есть такое?
Самый простой пример - "традиция" материализма. Вечная изменчивая материя, которая из одной формы в другую переходит, но никогда не исчезает полностью.
Поток понятие без я. Но человек то может считать этот поток своей самостью.
Не понимаете, что пишете. Может ли ученый астроном всерьез считать, что Земля плоская?
В Вашем примере ученый астроном это аналог араханта. Арахант естественно не будет считать поток своей самостью, а человек легко. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
То есть выражение "чтобы под землю заодно не затянуло" не точное. Так как только Ваши мысли и поступки приведут или не приведут под землю. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Смысл безличности материи в другом.
Хорошо тут у Махаси Саядо описано:
" Во время прилежного наблюдения всех телесных действий (сидения, вставания, хождения, наклонов…) приходит понимания тягостной природы тела и его неподвластности приказам, в результате чего возникает прозрение, основанное на собственном опыте: «Моё тело выглядит как нечто принадлежащее мне, но в действительности оно угнетает меня и не является моим; оно отказывается подчиняться мне. Я ошибочно считал его собой и своим, однако на самом деле оно не является таковым – оно безлично и неуправляемо». Таков пример истинного прозрения в безличность."
Тут "Я" только больше становится, чем было "с телом". Считать себя телом - меньшее зло, чем считать себя отдельным от тела.
Где тут Махаси Саядо говорит, что надо считать Себя отдельным от тела? У него там последовательное рассмотрение в медитации про тело, чувства и т.д. Идея Ваша не понятна. При наблюдении непостоянства и неподвластности тела (формы) есть риск, что "Я" возрастет? Наоборот же - уменьшится.
Выделил. Обратите внимание, что в примере aurum'а другое использование местоимений. _________________ Буддизм чистой воды
Но говоря, "тело не моё", "тело — не я", по сути, говорящий такое отделяет некоего себя от тела, провозглашает себя отдельным от тела.
Это если есть идея Атмана отличного от тела. У Махаси Саядо ведь очевидно такой идеи нет и в суттах такой идеи нет. Такая идея есть в упанишадах, утрируя - отделяем себя от тела и находим высший Атман. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Но говоря, "тело не моё", "тело — не я", по сути, говорящий такое отделяет некоего себя от тела, провозглашает себя отдельным от тела.
Это если есть идея Атмана отличного от тела. У Махаси Саядо ведь очевидно такой идеи нет и в суттах такой идеи нет. Такая идея есть в упанишадах, утрируя - отделяем себя от тела и находим высший Атман.
Даже не важно, есть ли идея Атмана или её нет. Говорящий "я не тело" подразумевает, что некое "я" является отличным и, следовательно, отдельным от тела.
Но говоря, "тело не моё", "тело — не я", по сути, говорящий такое отделяет некоего себя от тела, провозглашает себя отдельным от тела.
Это если есть идея Атмана отличного от тела. У Махаси Саядо ведь очевидно такой идеи нет и в суттах такой идеи нет. Такая идея есть в упанишадах, утрируя - отделяем себя от тела и находим высший Атман.
Даже не важно, есть ли идея Атмана или её нет. Говорящий "я не тело" подразумевает, что некое "я" является отличным и, следовательно, отдельным от тела.
А если говорящий продолжает дальше - переходит к чувствам, уму, сознанию (а в сутте про Брахму Баку) и ко Всему и нигде не обнаруживает "Я"? Тогда можно допустить, что он не подразумевает некое "я", а просто использует как оборот речи, а на самом деле нигде не обнаруживает этого "Я". _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
"Тело - не я" - может быть эквивалентом рупа-найратмя. А "тело угнетает меня" - не может, как ни крути.
"тело угнетает" - это характеристика страдательности, дуккхи. Если бы материальная форма была самостью, она не приводила бы к бедствию, однако она делает это, порождая различные страдания.
"Пять совокупностей – это нечто угнетающее (upaddavato), вызывающее страх (bhayato), опасное (upasaggato), ненадёжное (calato), хрупкое (pabhaṅguto), неустойчивое (adhuvato), лишённое защиты (atāṇato), лишённое укрытия (aleṇato), лишённое прибежища (asaraṇato), тщетное (rittato)." _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Но говоря, "тело не моё", "тело — не я", по сути, говорящий такое отделяет некоего себя от тела, провозглашает себя отдельным от тела.
Это если есть идея Атмана отличного от тела. У Махаси Саядо ведь очевидно такой идеи нет и в суттах такой идеи нет. Такая идея есть в упанишадах, утрируя - отделяем себя от тела и находим высший Атман.
Даже не важно, есть ли идея Атмана или её нет. Говорящий "я не тело" подразумевает, что некое "я" является отличным и, следовательно, отдельным от тела.
А если говорящий продолжает дальше - переходит к чувствам, уму, сознанию (а в сутте про Брахму Баку) и ко Всему и нигде не обнаруживает "Я"? Тогда можно допустить, что он не подразумевает некое "я", а просто использует как оборот речи, а на самом деле нигде не обнаруживает этого "Я".
Можно допустить что угодно! Даже то, что ищущий плохо искал.
Я лишь говорю, что любой, говорящий "я не тело", "я не чувства", "я не [вставить нужное]" подразумевает, что он отличен и отделён от того, что отрицает.
"Тело - не я" - может быть эквивалентом рупа-найратмя. А "тело угнетает меня" - не может, как ни крути.
"тело угнетает" - это характеристика страдательности, дуккхи. Если бы материальная форма была самостью, она не приводила бы к бедствию, однако она делает это, порождая различные страдания.
"Пять совокупностей – это нечто угнетающее (upaddavato), вызывающее страх (bhayato), опасное (upasaggato), ненадёжное (calato), хрупкое (pabhaṅguto), неустойчивое (adhuvato), лишённое защиты (atāṇato), лишённое укрытия (aleṇato), лишённое прибежища (asaraṇato), тщетное (rittato)."
Можно допустить что угодно! Даже то, что ищущий плохо искал.
Это да. ) Но про Будду такое допустить сложно. )
Цитата:
Я лишь говорю, что любой, говорящий "я не тело", "я не чувства", "я не [вставить нужное]" подразумевает, что он отличен и отделён от того, что отрицает.
В суттах Будда явно говорит, что это просто оборот речи, а не то что он подразумевает себя как какую-то самость отдельную от того что он отрицает. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы