Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Несколько слов о дхаммах

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

412919СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:12 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вот ещё один интересный момент:
в то время как в словарных определениях предмета и объекта говорится, что это нечто, на что "направлена мысль", в буддийской (и обще-древне-индийской парадигме мышления) аарамана - это то, от чего внимание-восприятие "отталкивается", возвращаясь в виде веданы-санньи и т.д. То есть, древние жители Индостана понимали наблюдение-восприятие как процесс, подобный посылке сигнала и получению отражённого сигнала, на основе которого и выстраивается картина восприятия (как летучие мыши это делают), в отличие от древних философов Эллады, полагавших, что мы просто смотрим и видим.
Похоже, что "предмет" даже больше подходит для этого.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

412920СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:15 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:
Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:

лучше "предмет" заменить на "объект".
Предмет обсуждения или объект рассмотрения... для ума, привычного мыслить "онто-логически" вряд ли это существенная помощь, хотя... для точности определения, наверно, лучше. Это, правда, уводит нас к "академичности" языка, в то время как сутты записаны с разговорной речи.

Это может быть точнее, если рассматривается дхарма, являющая объект - "чайник" например. Но менее точно, если рассматривается однокачественная дхарма - "белое", например. Или дхарма сложно-описуемого процесса - " ветер", например.
И ещё сложнее, если словом "чайник" обозначен не чайник, а человек. Wink
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Samantabhadra
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

412921СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:16 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Samantabhadra пишет:
Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:

лучше "предмет" заменить на "объект".
Предмет обсуждения или объект рассмотрения... для ума, привычного мыслить "онто-логически" вряд ли это существенная помощь, хотя... для точности определения, наверно, лучше. Это, правда, уводит нас к "академичности" языка, в то время как сутты записаны с разговорной речи.

Это может быть точнее, если рассматривается дхарма, являющая объект - "чайник" например. Но менее точно, если рассматривается однокачественная дхарма - "белое", например. Или дхарма сложно-описуемого процесса - " ветер", например.
И ещё сложнее, если словом "чайник" обозначен не чайник, а человек. Wink

Да, уж)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

412922СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:36 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:
Это может быть точнее, если рассматривается дхарма, являющая объект - "чайник" например.

Хм... У меня "чайник" гораздо в большей степени ассоциируется со словом "предмет", чем "объект".
Кроме того, если говорить о познании и восприятии, то для многих людей известно и привычно: субъект-объект (а не субъект-предмет).
Что более естественно звучит: дхамма Ниббана - предмет ума, или дхамма Ниббана - объект ума?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Samantabhadra
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

412925СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:45 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Samantabhadra пишет:
Это может быть точнее, если рассматривается дхарма, являющая объект - "чайник" например.

Хм... У меня "чайник" гораздо в большей степени ассоциируется со словом "предмет", чем "объект".
Кроме того, если говорить о познании и восприятии, то для многих людей известно и привычно: субъект-объект (а не субъект-предмет).
Что более естественно звучит: дхамма Ниббана - предмет ума, или дхамма Ниббана - объект ума?

Предмет, т.к. Ниббана не имеет отношения к бытовым предметам. В данном контексте, ясно что это абстрактный предмет восприятия и ещё более абстрактный предмет рассмотрения. Никакого объекта " Ниббана" нет даже примерно.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

412926СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:50 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:
Никакого объекта " Ниббана" нет даже примерно.
Точно подмечено.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

412927СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:51 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Если набирать в гугле и смотреть количество найденных результатов, то:
"Объект ума" используется гораздо чаще, чем "предмет ума".
"Объект медитации" - гораздо чаще, чем "предмет медитации".

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

412928СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:53 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Если набирать в гугле и смотреть количество найденных результатов, то:
"Объект ума" используется гораздо чаще, чем "предмет ума".
"Объект медитации" - гораздо чаще, чем "предмет медитации".
Поэтому для конвенциональной пользы мы можем использовать слово "объект", когда говорится об объектах (направления) внимания, например, как в случае объектной медитации. Но в случае обсуждения дхамм как "предметов анализа умственной деятельности", полагаю, правильнее говорить о "предметах". То есть - в одном случае дхамма это объект, в другом - предмет, но при этом мы понимаем, что и то, и другое - та же дхамма.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Чт 10 Май 18, 17:54), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

412929СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:53 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Samantabhadra пишет:
Никакого объекта " Ниббана" нет даже примерно.
Точно подмечено.

А предмет "Ниббана", значит, есть )))

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Samantabhadra
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

412931СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:57 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Samantabhadra пишет:
Никакого объекта " Ниббана" нет даже примерно.
Точно подмечено.

А предмет "Ниббана", значит, есть )))
Как "предмет рассмотрения", предмет сугубо умственный - it is a matter of the mind, not off it.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30616

412932СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 17:58 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В традиции сатипаттханы нам даётся десять предметов для медитации (удержания в уме, поглощения умом - absorption (which is an often found rendering of the word jhana), десятый - ниббана.
Хотя в англоязычных текстах мы гораздо чаще сталкиваемся в случаях инструкций по медитации со словом object - да, это факт.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Чт 10 Май 18, 18:04), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

412934СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 18:01 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Samantabhadra пишет:
Никакого объекта " Ниббана" нет даже примерно.
Точно подмечено.

А предмет "Ниббана", значит, есть )))

Не так, а Ниббана, как "предмет восприятия" или как "предмет рассмотрения восприятия".
Т.е. в принципе, говорить то можно как угодно, в том числе и как " Ниббана это объект ума", но это в первом приближении, если вы рассказываете это совсем неофиту. Но если быть более точным, то надо быть более точным Smile


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

412936СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 18:10 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:
Но если быть более точным, то надо быть более точным Smile

Если "надо быть более точным", то можно ориентироваться на понятия "объект исследования" и "предмет исследования" в науке.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/object/

То есть предмет исследования - более узкое понятие, чем объект исследования.
Объект исследования - это то, что изучается. Например, дхаммы.
Предмет исследования - это те стороны/свойства объекта исследования, которые изучаются. Например, такие свойства дхамм, как аничча, дуккха и анатта.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Samantabhadra
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

412937СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 18:20 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Samantabhadra пишет:
Но если быть более точным, то надо быть более точным Smile

Если "надо быть более точным", то можно ориентироваться на понятия "объект исследования" и "предмет исследования" в науке.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/object/

То есть предмет исследования - более узкое понятие, чем объект исследования.
Объект исследования - это то, что изучается. Например, дхаммы.
Предмет исследования - это те стороны/свойства объекта исследования, которые изучаются. Например, такие свойства дхамм, как аничча, дуккха и анатта.

Так ведь, кроме качеств, дхарм то и нет Smile


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

412938СообщениеДобавлено: Чт 10 Май 18, 18:22 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:
Так ведь, кроме качеств, дхарм то и нет Smile

Качества качеств )))

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Samantabhadra
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23  След.
Страница 10 из 23

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.040 (0.094) u0.017 s0.000, 18 0.024 [267/0]