|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№412919Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:12 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Вот ещё один интересный момент:
в то время как в словарных определениях предмета и объекта говорится, что это нечто, на что "направлена мысль", в буддийской (и обще-древне-индийской парадигме мышления) аарамана - это то, от чего внимание-восприятие "отталкивается", возвращаясь в виде веданы-санньи и т.д. То есть, древние жители Индостана понимали наблюдение-восприятие как процесс, подобный посылке сигнала и получению отражённого сигнала, на основе которого и выстраивается картина восприятия (как летучие мыши это делают), в отличие от древних философов Эллады, полагавших, что мы просто смотрим и видим.
Похоже, что "предмет" даже больше подходит для этого. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№412920Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:15 (7 лет тому назад) |
|
|
|
лучше "предмет" заменить на "объект". Предмет обсуждения или объект рассмотрения... для ума, привычного мыслить "онто-логически" вряд ли это существенная помощь, хотя... для точности определения, наверно, лучше. Это, правда, уводит нас к "академичности" языка, в то время как сутты записаны с разговорной речи.
Это может быть точнее, если рассматривается дхарма, являющая объект - "чайник" например. Но менее точно, если рассматривается однокачественная дхарма - "белое", например. Или дхарма сложно-описуемого процесса - " ветер", например. И ещё сложнее, если словом "чайник" обозначен не чайник, а человек. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Samantabhadra |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412921Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:16 (7 лет тому назад) |
|
|
|
лучше "предмет" заменить на "объект". Предмет обсуждения или объект рассмотрения... для ума, привычного мыслить "онто-логически" вряд ли это существенная помощь, хотя... для точности определения, наверно, лучше. Это, правда, уводит нас к "академичности" языка, в то время как сутты записаны с разговорной речи.
Это может быть точнее, если рассматривается дхарма, являющая объект - "чайник" например. Но менее точно, если рассматривается однокачественная дхарма - "белое", например. Или дхарма сложно-описуемого процесса - " ветер", например. И ещё сложнее, если словом "чайник" обозначен не чайник, а человек.
Да, уж) |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№412922Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:36 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Это может быть точнее, если рассматривается дхарма, являющая объект - "чайник" например.
Хм... У меня "чайник" гораздо в большей степени ассоциируется со словом "предмет", чем "объект".
Кроме того, если говорить о познании и восприятии, то для многих людей известно и привычно: субъект-объект (а не субъект-предмет).
Что более естественно звучит: дхамма Ниббана - предмет ума, или дхамма Ниббана - объект ума? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Samantabhadra |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412925Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:45 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Это может быть точнее, если рассматривается дхарма, являющая объект - "чайник" например.
Хм... У меня "чайник" гораздо в большей степени ассоциируется со словом "предмет", чем "объект".
Кроме того, если говорить о познании и восприятии, то для многих людей известно и привычно: субъект-объект (а не субъект-предмет).
Что более естественно звучит: дхамма Ниббана - предмет ума, или дхамма Ниббана - объект ума?
Предмет, т.к. Ниббана не имеет отношения к бытовым предметам. В данном контексте, ясно что это абстрактный предмет восприятия и ещё более абстрактный предмет рассмотрения. Никакого объекта " Ниббана" нет даже примерно.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№412926Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:50 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Никакого объекта " Ниббана" нет даже примерно. Точно подмечено. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№412927Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:51 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Если набирать в гугле и смотреть количество найденных результатов, то:
"Объект ума" используется гораздо чаще, чем "предмет ума".
"Объект медитации" - гораздо чаще, чем "предмет медитации". _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№412928Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:53 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Если набирать в гугле и смотреть количество найденных результатов, то:
"Объект ума" используется гораздо чаще, чем "предмет ума".
"Объект медитации" - гораздо чаще, чем "предмет медитации". Поэтому для конвенциональной пользы мы можем использовать слово "объект", когда говорится об объектах (направления) внимания, например, как в случае объектной медитации. Но в случае обсуждения дхамм как "предметов анализа умственной деятельности", полагаю, правильнее говорить о "предметах". То есть - в одном случае дхамма это объект, в другом - предмет, но при этом мы понимаем, что и то, и другое - та же дхамма. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Чт 10 Май 18, 17:54), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№412929Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:53 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Никакого объекта " Ниббана" нет даже примерно. Точно подмечено.
А предмет "Ниббана", значит, есть ))) _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Samantabhadra |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№412931Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:57 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Никакого объекта " Ниббана" нет даже примерно. Точно подмечено.
А предмет "Ниббана", значит, есть ))) Как "предмет рассмотрения", предмет сугубо умственный - it is a matter of the mind, not off it. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30616
|
№412932Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:58 (7 лет тому назад) |
|
|
|
В традиции сатипаттханы нам даётся десять предметов для медитации (удержания в уме, поглощения умом - absorption (which is an often found rendering of the word jhana), десятый - ниббана.
Хотя в англоязычных текстах мы гораздо чаще сталкиваемся в случаях инструкций по медитации со словом object - да, это факт. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Чт 10 Май 18, 18:04), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412934Добавлено: Чт 10 Май 18, 18:01 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Никакого объекта " Ниббана" нет даже примерно. Точно подмечено.
А предмет "Ниббана", значит, есть )))
Не так, а Ниббана, как "предмет восприятия" или как "предмет рассмотрения восприятия".
Т.е. в принципе, говорить то можно как угодно, в том числе и как " Ниббана это объект ума", но это в первом приближении, если вы рассказываете это совсем неофиту. Но если быть более точным, то надо быть более точным
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№412936Добавлено: Чт 10 Май 18, 18:10 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Но если быть более точным, то надо быть более точным
Если "надо быть более точным", то можно ориентироваться на понятия "объект исследования" и "предмет исследования" в науке.
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/object/
То есть предмет исследования - более узкое понятие, чем объект исследования.
Объект исследования - это то, что изучается. Например, дхаммы.
Предмет исследования - это те стороны/свойства объекта исследования, которые изучаются. Например, такие свойства дхамм, как аничча, дуккха и анатта. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Samantabhadra |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412937Добавлено: Чт 10 Май 18, 18:20 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Но если быть более точным, то надо быть более точным
Если "надо быть более точным", то можно ориентироваться на понятия "объект исследования" и "предмет исследования" в науке.
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/object/
То есть предмет исследования - более узкое понятие, чем объект исследования.
Объект исследования - это то, что изучается. Например, дхаммы.
Предмет исследования - это те стороны/свойства объекта исследования, которые изучаются. Например, такие свойства дхамм, как аничча, дуккха и анатта.
Так ведь, кроме качеств, дхарм то и нет
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Страница 10 из 23 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|