|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Рената Гость
|
№412848Добавлено: Чт 10 Май 18, 12:36 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Где в суттах говорится, что Ниббану невозможно описать? Говорится "я обучу вас тому, что очень трудно узреть". Скорее всего если что-то трудно узреть, то и описать непросто.
Ответы на этот пост: Tong Po, empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№412852Добавлено: Чт 10 Май 18, 12:48 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Где говорится об оставлении всех дхамм? Оставляются, отбрасываются, устраняются неблагие (akusala) дхаммы, ментальные загрязнения (килесы). Благие дхаммы (например, семь факторов пробуждения, восемь факторов Б8П) не отбрасываются, а наоборот развиваются. Другое дело, что все они сформированы (санкхарами) и обусловлены - и поэтому не являются постоянными, но обречены прекратиться. А вот Ниббана - она же третья Благородная истина, она же несформированный элемент (асанкхата дхату), будучи не обусловленной, не прекращается. Однако, когда есть ум, она познаваема умом. Поэтому вполне закономерно, что asaṅkhatā dhātu является одним из предметов, рассматриваемых в Дхаммасангани ("Сборник дхамм" - базовый трактат Абхидхаммы). Любопытно, каким именно образом прекращаются благие дхаммы - ведь никаких признаков угасания благих дхамм у араханта не наблюдается, скорее наоборот. По поводу того, что ниббана познается умом, то ведь не заурядным умом она познается, так что скорее всего для нас она пока что непознаваема и те или иные категоричные утверждения в отношении ниббаны, как правильно было замечено выше, неуместны.
Ответы на этот пост: Tong Po |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№412853Добавлено: Чт 10 Май 18, 12:55 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Тем не менее «природа» ума одинаковая. Просто содержание ума разное. Но оно и у не-арахантов разное. А сиддхи бывают и у небудлийских йогинов. Так что это вовсе не показатель. Я лично знаю людей с сиддхами. И они не то что не арахант, а и не буддисты вовсе. А еще бывают колдуны и маги. Но никакого отношения к чистому уму эти люди с возможными сверхспособностями не имеют. А природа чистого ума, даже если этот ум очищен не до конца, скажем, у праведников-небуддистов коренным образом отличается от природы нашего ума. Вам просто с такими людьми видимо еще не приходилось встречаться. Они и на людей-то не похожи, скорее на свет в человеческом облике. |
|
Наверх |
|
|
Tong Po
Зарегистрирован: 15.12.2012 Суждений: 1657
|
№412854Добавлено: Чт 10 Май 18, 13:04 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Где в суттах говорится, что Ниббану невозможно описать? Говорится "я обучу вас тому, что очень трудно узреть". Скорее всего если что-то трудно узреть, то и описать непросто. Вы понимаете смысл слова «трудно»? Вы осознаёте, что «нельзя описать» и «трудно» это совершенно разные понятия? _________________ นโมพุทฺธาย |
|
Наверх |
|
|
Tong Po
Зарегистрирован: 15.12.2012 Суждений: 1657
|
№412855Добавлено: Чт 10 Май 18, 13:05 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Где говорится об оставлении всех дхамм? Оставляются, отбрасываются, устраняются неблагие (akusala) дхаммы, ментальные загрязнения (килесы). Благие дхаммы (например, семь факторов пробуждения, восемь факторов Б8П) не отбрасываются, а наоборот развиваются. Другое дело, что все они сформированы (санкхарами) и обусловлены - и поэтому не являются постоянными, но обречены прекратиться. А вот Ниббана - она же третья Благородная истина, она же несформированный элемент (асанкхата дхату), будучи не обусловленной, не прекращается. Однако, когда есть ум, она познаваема умом. Поэтому вполне закономерно, что asaṅkhatā dhātu является одним из предметов, рассматриваемых в Дхаммасангани ("Сборник дхамм" - базовый трактат Абхидхаммы). Любопытно, каким именно образом прекращаются благие дхаммы - ведь никаких признаков угасания благих дхамм у араханта не наблюдается, скорее наоборот. По поводу того, что ниббана познается умом, то ведь не заурядным умом она познается, так что скорее всего для нас она пока что непознаваема и те или иные категоричные утверждения в отношении ниббаны, как правильно было замечено выше, неуместны. Эти дхаммы угасают в силу своей природы как и любые санкхата дхаммы. Вы о кшаникаваде чего-нибудь слышали? _________________ นโมพุทฺธาย
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№412856Добавлено: Чт 10 Май 18, 13:08 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Где в суттах говорится, что Ниббану невозможно описать? Говорится "я обучу вас тому, что очень трудно узреть". Скорее всего если что-то трудно узреть, то и описать непросто.
Ну разумеется что "трудно". Без практики, развивающей факторы Б8П, не получится. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№412858Добавлено: Чт 10 Май 18, 13:12 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Рената
Обратите внимание - Вы жаловались когда-то, что я-де открываю темы всё о посмертном состоянии араханта, снова и снова. Оставим в стороне то обстоятельство, что о "посмертном состоянии араханта" я вообще ни одной темы не начинал (о Ниббане - было дело, разумеется; но это совсем другое). Но даже вот сейчас - тема совсем не о Ниббане. Тем не менее, Вы и здесь начали обсуждать свой любимый вопрос. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Mindfulness
Зарегистрирован: 09.01.2016 Суждений: 1247
|
№412859Добавлено: Чт 10 Май 18, 13:12 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А вторая и третья сатипаттханы - это ещё не отслеживание всех феноменов, относящихся к нама-рупа, но только некоторых, в порядке подготовки, тренировки. Во второй сатипаттхане внимание на один аспект - веданы, на то, как именно переживается то, что воспринимается в ходе шести видов контакта. В третьей сатипаттхане внимание нацелено на те конкретные четасики, которые доминируют над читтой и другими четасиками (в Паттхане подобное будет называться adhipati paccayo, "доминирующее условие"). значит ли это , что по сути цель сатипатханы - дхаманупассана, а все остальные опоры лишь пошаговое приближение к этой всеобъемлющей основе осознанности?
В таком случае почему используется именно такая градация: на тело, чувства, состояния ума, -- а не иная. _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№412866Добавлено: Чт 10 Май 18, 14:07 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Mindfulness
Нет такого, что какая-то из сатипаттхан - главная. В Тхерагатхе один монах говорит, что из всех сокровищ в мире предпочел бы памятование о теле. Дост.Ананда стал арахантом во время медитации на ходьбе.
Вся сатипаттхана начинается с простого управления манасикарой, затем это приводит к самадхи и випассане. Были люди, которые достигли арахантства в уборной, были - кто увидел "как есть" красивую женщину. То есть нет цели стремиться к развитию только одной из сатипаттхан. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30620
|
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№412870Добавлено: Чт 10 Май 18, 14:21 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А вторая и третья сатипаттханы - это ещё не отслеживание всех феноменов, относящихся к нама-рупа, но только некоторых, в порядке подготовки, тренировки. Во второй сатипаттхане внимание на один аспект - веданы, на то, как именно переживается то, что воспринимается в ходе шести видов контакта. В третьей сатипаттхане внимание нацелено на те конкретные четасики, которые доминируют над читтой и другими четасиками (в Паттхане подобное будет называться adhipati paccayo, "доминирующее условие"). значит ли это , что по сути цель сатипатханы - дхаманупассана, а все остальные опоры лишь пошаговое приближение к этой всеобъемлющей основе осознанности?
В таком случае почему используется именно такая градация: на тело, чувства, состояния ума, -- а не иная.
Я не уверен, что здесь правильно писать "лишь", акцентируя их как будто неполноценность. Конечно, ни одна из сатипаттхан не может быть взята отдельно и поставлена над другими. Без первых трёх сатипаттхан и четвертой быть не может (по крайней мере, при условно "нормальном" течении событий - а так-то исключения всякие всегда бывают), так что четыре сатипаттханы - это единый комплекс техник работы с умом, увенчанный знанием и видением четырёх благородных истин/действительностей.
Если же говорить о том, почему именно такая последовательность, то на этот вопрос есть три логически мыслимых ответа:
А) можно ответить "потому что в таком порядке их расположил Будда". Ответ верный, но он Вам и так известен, поэтому вряд ли Вас он устроит.
Б) можно сослаться на авторитетного автора, который бы объяснил, почему именно такой порядок. Очень вероятно, что кто-то это и объяснял подробно, но я этого просто не помню или не знаю. Некий намёк на описание логики, по которой они расположены именно в таком порядке, усматриваю в комментарии Нарада Тхера на фрагмент VII главы Абхидхамматха Сангаха ( http://www.palikanon.com/english/sangaha/chapter_7.htm ), где речь идёт о четырех сатипаттханах: "Briefly, the objects of mindfulness may be divided into nāma and rūpa. The first - which deals with rūpa, breath is also regarded as a kind of rūpa. The second and the third deal with different kinds of feelings and thoughts. The fourth deals with both nāma and rūpa".
В) можно выдвинуть предположение, исходя из того, как это работает.
1. Внимание к телесным процессам - это относительно наиболее простой якорь, чтобы постоянно возвращать внимание к настоящему моменту, не давать ему уноситься безвозвратно туда, куда влекут различные волевые импульсы, или просто мысленные ассоциации. Отвлечения внимания, конечно, будут происходить - но если не увлекаться за ними, а отслеживать их, сам факт отвлечений ставит практикующего "лицом к лицу" с тем фактом, что скачки внимания, мысли, волевые импульсы - в общем, различные ментальные феномены, возникают автоматически, безлично. Видеть это - значит оказаться по отношению к ним в позиции внешнего наблюдателя.
2. Заняв позицию внешнего наблюдателя по отношению к ментальным феноменам, уже можно приступить к рассмотрению того, какие чувственные восприятия и умственные представления переживаются как приятные, какие - как неприятные, а какие - как нейтральные. Ментальные феномены не сводятся к их приятности/неприятности/нейтральности - но именно их приятность или неприятность служит отправной точкой для множества эмоциональных реакций, волевых импульсов, решений, слов, действий. Можно сказать, что приятные и неприятные переживания (которые окрашивают не только чувственные восприятия, но и чисто умственные представления) - это та точка, отталкиваясь от которой ментальный процесс снова и снова возобновляет своё движение, и ключ к наблюдению всего ментального процесса. Внимательно и сосредоточенно рассматривая, что (приятное или неприятное) переживается в данный момент, практикующий замечает и то, какие реакции возникают в ответ на эти переживания - но не следует вниманием за этими реакциями, а возвращается к отслеживанию приятных/неприятных/нейтральных переживаний.
3. Когда реакции влечения (желание, страсть, интерес, энтузиазм и т.д.) и отторжения (раздражения, гнева, отвращения, страха, беспокойства, озабоченности, и т.п.) попадают в поле зрения, порождаясь приятными/неприятными представлениями и восприятиями, становится доступно наблюдение и за ними. А когда доступно наблюдение за ними, становится видна динамика ментального процесса. Становится видно, какие желания, стремления, установки сейчас доминируют в уме, настойчиво подталкивая внимание в ту или другую сторону, к тем или иным объектам, и порождая волевые импульсы, решения, слова и действия. Говоря короче, становятся видны состояния ума.
Именно стремления и желания (наиболее устойчивые среди них) и образуют ту наиболее глубокую основу, которую люди обычно склонны считать своим "я", центром своей личности. Рассмотрение этих ментальных феноменов из позиции внешнего наблюдателя, видение их зависимого, обусловленного характера позволяет напрямую увидеть иллюзорный характер представлений о "личности", о "я", другими словами - о решающем и действующем субъекте.
4. Так, научившись смотреть на разные аспекты нама и рупа, можно уже рассматривать весь процесс функционирования тела и ума, как обусловленное возникновение и исчезновение безличных и непостоянных, и оттого тягостных и непривлекательных дхамм. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30620
|
№412872Добавлено: Чт 10 Май 18, 14:22 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А вторая и третья сатипаттханы - это ещё не отслеживание всех феноменов, относящихся к нама-рупа, но только некоторых, в порядке подготовки, тренировки. Во второй сатипаттхане внимание на один аспект - веданы, на то, как именно переживается то, что воспринимается в ходе шести видов контакта. В третьей сатипаттхане внимание нацелено на те конкретные четасики, которые доминируют над читтой и другими четасиками (в Паттхане подобное будет называться adhipati paccayo, "доминирующее условие"). значит ли это , что по сути цель сатипатханы - дхаманупассана, а все остальные опоры лишь пошаговое приближение к этой всеобъемлющей основе осознанности?
В таком случае почему используется именно такая градация: на тело, чувства, состояния ума, -- а не иная. Поступательная: от простого к сложному - от того, что можно наблюдать "невооружённым взглядом" к более sophisticated things - dhammas. But anyway, eberything we can apprehend are dhammas. on every level. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Upas |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№412888Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:12 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Вы применительно к дхармам неоднократно применяете слово "предметы" и даже "вещи". Если бы я не ориентировалась в основах буддизма, то решила бы, что дхармы - что-то вроде атомов (мельчайших частиц материи). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30620
|
№412890Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:16 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Вы применительно к дхармам неоднократно применяете слово "предметы" и даже "вещи". Если бы я не ориентировалась в основах буддизма, то решила бы, что дхармы - что-то вроде атомов (мельчайших частиц материи). Да, в этом есть определённая трудность - именно с ней и сталкиваются те, кто начинает осваивать буддийскую теорию, так как дхаммы мыслятся по-привычке онтологически. Онтологичность мышления - укоренившаяся привычка, которую очень хорошо заметил и описал в наше время Карл Рождерс, в частности. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№412892Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:22 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Вы применительно к дхармам неоднократно применяете слово "предметы" и даже "вещи". Если бы я не ориентировалась в основах буддизма, то решила бы, что дхармы - что-то вроде атомов (мельчайших частиц материи). Да, в этом есть определённая трудность - именно с ней и сталкиваются те, кто начинает осваивать буддийскую теорию, так как дхаммы мыслятся по-привычке онтологически. Онтологичность мышления - укоренившаяся привычка, которую очень хорошо заметил и описал в наше время Карл Рождерс, в частности.
Да, поэтому, например, в отрывке:
empiriocritic_1900 пишет: Теперь посмотрим, в каких контекстах Будда в суттах говорит о " дхаммах". Здесь есть три контекста.
А) дхаммы, как содержание шестой из внешних основ восприятия - то есть, предметы, познаваемые умом (см., например MN148)
Б) дхаммы, как предмет четвёртой сатипаттханы (см. DN22, MN10)
В) дхаммы, как предмет dhammavicaya, второго фактора пробуждения (sambojjhaṅga).
лучше "предмет" заменить на "объект". _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Samantabhadra, Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Страница 8 из 23 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|