|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Upas Гость
|
№412895Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:36 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А вторая и третья сатипаттханы - это ещё не отслеживание всех феноменов, относящихся к нама-рупа, но только некоторых, в порядке подготовки, тренировки. Во второй сатипаттхане внимание на один аспект - веданы, на то, как именно переживается то, что воспринимается в ходе шести видов контакта. В третьей сатипаттхане внимание нацелено на те конкретные четасики, которые доминируют над читтой и другими четасиками (в Паттхане подобное будет называться adhipati paccayo, "доминирующее условие"). значит ли это , что по сути цель сатипатханы - дхаманупассана, а все остальные опоры лишь пошаговое приближение к этой всеобъемлющей основе осознанности?
В таком случае почему используется именно такая градация: на тело, чувства, состояния ума, -- а не иная. Поступательная: от простого к сложному - от того, что можно наблюдать "невооружённым взглядом" к более sophisticated things - dhammas. But anyway, eberything we can apprehend are dhammas. on every level.
Именно так, от простого к сложному, начинают с рупа, потому что махабхута возникают и исчезают в 17 раз реже, чем дхаммы ума, их просто легче отслеживать. За один момент возникносения-пребывания-исчезновения рупа элементов, происходит полоный ментальный процесс, состоящий из 17 моментов ума. |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№412896Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:40 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Вы применительно к дхармам неоднократно применяете слово "предметы" и даже "вещи". Если бы я не ориентировалась в основах буддизма, то решила бы, что дхармы - что-то вроде атомов (мельчайших частиц материи). Да, в этом есть определённая трудность - именно с ней и сталкиваются те, кто начинает осваивать буддийскую теорию, так как дхаммы мыслятся по-привычке онтологически. Онтологичность мышления - укоренившаяся привычка, которую очень хорошо заметил и описал в наше время Карл Рождерс, в частности.
Да, поэтому, например, в отрывке:
empiriocritic_1900 пишет: Теперь посмотрим, в каких контекстах Будда в суттах говорит о " дхаммах". Здесь есть три контекста.
А) дхаммы, как содержание шестой из внешних основ восприятия - то есть, предметы, познаваемые умом (см., например MN148)
Б) дхаммы, как предмет четвёртой сатипаттханы (см. DN22, MN10)
В) дхаммы, как предмет dhammavicaya, второго фактора пробуждения (sambojjhaṅga).
лучше "предмет" заменить на "объект".
Да, согласен, объекты гораздо лучше (и как перевод термина араммана, который здесь и имеется в виду, используются гораздо чаще). Правда, поменять это в первом посте уже не получится по техническим причинам. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412897Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:41 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Вы применительно к дхармам неоднократно применяете слово "предметы" и даже "вещи". Если бы я не ориентировалась в основах буддизма, то решила бы, что дхармы - что-то вроде атомов (мельчайших частиц материи). Да, в этом есть определённая трудность - именно с ней и сталкиваются те, кто начинает осваивать буддийскую теорию, так как дхаммы мыслятся по-привычке онтологически. Онтологичность мышления - укоренившаяся привычка, которую очень хорошо заметил и описал в наше время Карл Рождерс, в частности.
Да, поэтому, например, в отрывке:
empiriocritic_1900 пишет: Теперь посмотрим, в каких контекстах Будда в суттах говорит о " дхаммах". Здесь есть три контекста.
А) дхаммы, как содержание шестой из внешних основ восприятия - то есть, предметы, познаваемые умом (см., например MN148)
Б) дхаммы, как предмет четвёртой сатипаттханы (см. DN22, MN10)
В) дхаммы, как предмет dhammavicaya, второго фактора пробуждения (sambojjhaṅga).
лучше "предмет" заменить на "объект".
Что такое объект?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№412898Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:44 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Вы применительно к дхармам неоднократно применяете слово "предметы" и даже "вещи". Если бы я не ориентировалась в основах буддизма, то решила бы, что дхармы - что-то вроде атомов (мельчайших частиц материи). Да, в этом есть определённая трудность - именно с ней и сталкиваются те, кто начинает осваивать буддийскую теорию, так как дхаммы мыслятся по-привычке онтологически. Онтологичность мышления - укоренившаяся привычка, которую очень хорошо заметил и описал в наше время Карл Рождерс, в частности.
Да, поэтому, например, в отрывке:
empiriocritic_1900 пишет: Теперь посмотрим, в каких контекстах Будда в суттах говорит о " дхаммах". Здесь есть три контекста.
А) дхаммы, как содержание шестой из внешних основ восприятия - то есть, предметы, познаваемые умом (см., например MN148)
Б) дхаммы, как предмет четвёртой сатипаттханы (см. DN22, MN10)
В) дхаммы, как предмет dhammavicaya, второго фактора пробуждения (sambojjhaṅga).
лучше "предмет" заменить на "объект".
Что такое объект?
Написал же - ārammaṇa; буквально это значит "опора" [восприятия]. То, при контакте с чем органов чувств и ума или только ума возникают представления (читты). Другими словами, то, что воспринимается органами чувств и умом или только умом.
P.S. Пардон, не заметил, что вопрос не мне. Перегрелся на майском солнце и влезаю куда не нужно. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Ктото, Samantabhadra |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№412899Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:49 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: P.S. Пардон, не заметил, что вопрос не мне.
Это вопрос словарю. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Samantabhadra |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412900Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:51 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900
Вы применительно к дхармам неоднократно применяете слово "предметы" и даже "вещи". Если бы я не ориентировалась в основах буддизма, то решила бы, что дхармы - что-то вроде атомов (мельчайших частиц материи). Да, в этом есть определённая трудность - именно с ней и сталкиваются те, кто начинает осваивать буддийскую теорию, так как дхаммы мыслятся по-привычке онтологически. Онтологичность мышления - укоренившаяся привычка, которую очень хорошо заметил и описал в наше время Карл Рождерс, в частности.
Да, поэтому, например, в отрывке:
empiriocritic_1900 пишет: Теперь посмотрим, в каких контекстах Будда в суттах говорит о " дхаммах". Здесь есть три контекста.
А) дхаммы, как содержание шестой из внешних основ восприятия - то есть, предметы, познаваемые умом (см., например MN148)
Б) дхаммы, как предмет четвёртой сатипаттханы (см. DN22, MN10)
В) дхаммы, как предмет dhammavicaya, второго фактора пробуждения (sambojjhaṅga).
лучше "предмет" заменить на "объект".
Что такое объект?
Написал же - ārammaṇa; буквально это значит "опора" [восприятия]. То, при контакте с чем органов чувств и ума или только ума возникают представления (читты). Другими словами, то, что воспринимается органами чувств и умом или только умом.
P.S. Пардон, не заметил, что вопрос не мне. Перегрелся на майском солнце и влезаю куда не нужно.
Т.е. это сложно назвать объектом в обиходном значении этого слова, учитывая неучитывание метафизики? |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412901Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:52 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: P.S. Пардон, не заметил, что вопрос не мне.
Это вопрос словарю.
Да, вашему.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№412902Добавлено: Чт 10 Май 18, 15:59 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: P.S. Пардон, не заметил, что вопрос не мне.
Это вопрос словарю.
Да, вашему.
Тогда отвечу своими словами.
В контексте этой темы, объект - то, на что направлен процесс познания, или, другими словами, то, на чем может быть сосредоточен ум. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Samantabhadra |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412903Добавлено: Чт 10 Май 18, 16:07 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: P.S. Пардон, не заметил, что вопрос не мне.
Это вопрос словарю.
Да, вашему.
Тогда отвечу своими словами.
В контексте этой темы, объект - то, на что направлен процесс познания, или, другими словами, то, на чем может быть сосредоточен ум.
Т.е. человеку, слабо знакомому с буддизмом, без предварительного определения, термин "объект" будет примерно так же сложен для понимания, как и "предмет"? Учитывая, что "предмет" может быть "предметом умственного рассмотрения", а объект может быть неопознанным летающим или объектом страсти?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№412907Добавлено: Чт 10 Май 18, 16:25 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Т.е. человеку, слабо знакомому с буддизмом, без предварительного определения, термин "объект" будет примерно так же сложен для понимания, как и "предмет"? Учитывая, что "предмет" может быть "предметом умственного рассмотрения", а объект может быть неопознанным летающим или объектом страсти?
С одной стороны, Вы правы - просто в контексте русского языка "предмет" гораздо больше похож на то, что рассматривается умом, а "объект" - просто на какое-то тело в пространстве.
С другой стороны, Кто-то тоже права, о чём я выше и написал - потому что араммана гораздо чаще переводят как объект, чем как что-либо ещё, поэтому человек, знакомый с какими-либо буддийскими текстами, хоть на русском, хоть на английском, в большинстве случаев легче воспримет здесь "объект", чем "предмет".
С третьей же стороны, лично я не расположен спорить по поводу переводов - всё равно перевод любого палийского термина, хоть на русский, хоть на английский, хоть на другие европейские языки, нужно снабжать пояснениями. И так будет, пока в наших языках не сформируется собственная прочная традиция изложения Дхаммы. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№412909Добавлено: Чт 10 Май 18, 16:34 (7 лет тому назад) |
|
|
|
С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Н. Е. Яценко: «Объект – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». «Предмет – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство.
http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/object/
Как видим, именно "предмет" в толковых словарях (которые больше соответствуют обиходным значениям слов, чем философские словари) - это в первую очередь "всякое материальное явление, вещь", что увеличивает и так высокую вероятность неверно понимать дхармы как некие атомы. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Samantabhadra |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412914Добавлено: Чт 10 Май 18, 16:57 (7 лет тому назад) |
|
|
|
С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Н. Е. Яценко: «Объект – 1. В философии – всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле – предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность». «Предмет – 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство.
http://www.zpu-journal.ru/asp/matriculation/faq/object/
Как видим, именно "предмет" в толковых словарях (которые больше соответствуют обиходным значениям слов, чем философские словари) - это в первую очередь "всякое материальное явление, вещь", что увеличивает и так высокую вероятность неверно понимать дхармы как некие атомы.
Да, если подходить совсем уж на бытовом уровне, не учитывая, что предмет может быть абстрактным, тогда как объект это нечто более определённое, тем более как вы сами привели, ассоциированное с неким самосущим.
В контексте устоявшихся английских терминов, sound object, например, переводить как звуковой объект или объект звука, прямо скажем, звучит запутывающе " Опора восприятия слуха" как-то понятнее, как по мне |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№412916Добавлено: Чт 10 Май 18, 16:59 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Интересно, что вы в первом посте ни разу не упомянули в отношении дхарм слова "свойство" или "качество".
Мне казалось, что именно эти слова - ключевые для понимания, что такое дхармы. Вы считаете по-другому? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30620
|
№412917Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:02 (7 лет тому назад) |
|
|
|
лучше "предмет" заменить на "объект". Предмет обсуждения или объект рассмотрения... для ума, привычного мыслить "онто-логически" вряд ли это существенная помощь, хотя... для точности определения, наверно, лучше. Это, правда, уводит нас к "академичности" языка, в то время как сутты записаны с разговорной речи. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Samantabhadra |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412918Добавлено: Чт 10 Май 18, 17:10 (7 лет тому назад) |
|
|
|
лучше "предмет" заменить на "объект". Предмет обсуждения или объект рассмотрения... для ума, привычного мыслить "онто-логически" вряд ли это существенная помощь, хотя... для точности определения, наверно, лучше. Это, правда, уводит нас к "академичности" языка, в то время как сутты записаны с разговорной речи.
Это может быть точнее, если рассматривается дхарма, являющая объект - "чайник" например. Но менее точно, если рассматривается однокачественная дхарма - "белое", например. Или дхарма сложно-описуемого процесса - " ветер", например.
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Ктото |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Страница 9 из 23 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|