|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№412813Добавлено: Чт 10 Май 18, 00:50 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Но умственные представления есть - ровно те самые, которые воспринимаются в сновидении.
восприятие и представление это все же разные вещи. к тому же это представление независимо от субъекта, да еще часто с привлечением материала из бессознательного. да и в состоянии глубокого сна сновидений вообще нет.
"Субъект" тут вообще не причём. Какой субъект? А что касается восприятия и представления - то я сто раз подчеркнул, что речь идёт не только о том, что воспринимается умом посредством органов чувств, но и о том, что представляется одним только умом. Буддийский эмпиризм - это отнюдь не то же самое, что европейский сенсуализм.
вы читаете, что пишу? в состоянии глубокого сна нет никакого восприятия и представлений, нет сновидений.
Там есть сознание, но нет самосознания и сновидений.
Вот, товарищей, помнящих сон без сновидений, прибыло) |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№412815Добавлено: Чт 10 Май 18, 01:28 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Подлинная реальность, другими словами.
Просто реальность. В разных учениях она разная, у буддистов она дхармы.
empiriocritic_1900 пишет: Итак, говоря короче, дхаммы - это [...] объекты, выявляемые посредством анализа тех явлений, которые отслеживаются в ходе практики сатипаттхан - практики внимательного и сосредоточенного наблюдения чувственных восприятий и ментальных состояний. "Анализ" о котором идёт речь, происходит посредством приложения к наблюдаемому ряда классификаций, разработанных Буддой.
Почему отсылка к 2й и 3й сатипаттханам хотя дхаммы в 4й?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Яреб
Зарегистрирован: 11.05.2017 Суждений: 1213 Откуда: Беларусь
|
№412818Добавлено: Чт 10 Май 18, 04:05 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Поэтому они и ввели такую виртуальную вспомогательную частицу как дхамму с очень специфическими свойствами. Как и со всеми такими условными вспомогательными понятиями, в ходе логических выводов понятий более высокого уровня эта виртуальная частица должна была бы сократиться и на конечный результат не влиять.
В каком смысле Вы говорите о "виртуальной частице"?
Как я понимаю. Суть в том, что наш ум в принципе не может оперировать чем-то постоянно изменчивым, не имеющим хотя бы мгновенного статичного состояния. Для этого любой непрерывный процесс умом представляется как последовательность статичных образов - дискретизация. Поэтому для описания реальности приходится вводить виртуальное понятие с такими свойствами, чтобы, во-первых, им можно было в нужной мере оперировать - хоть и мгновенная и условная, но статичность; во-вторых, со свойствами хоть как-то эту реальность отображающими - мгновенность появления и исчезновения, отсутствие самосущности и обусловленность. Теперь осталось: правильно строить логические выводы между понятиями, желательно так, чтобы в конечной формулировке никаких виртуальных частиц не оставалось; правильно понимать границы применимости таких определений и не забывать, что вне заданного контекста такой модели ни о каких дхаммах с такими свойствам как о существующих в реальности говорить неправильно. Однако, стоит только контекст "потерять", как тут же из виртуальных и условных, дхаммы перейдут в разряд реальных. Так, домыслы... _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Tong Po
Зарегистрирован: 15.12.2012 Суждений: 1657
|
№412819Добавлено: Чт 10 Май 18, 04:38 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Но умственные представления есть - ровно те самые, которые воспринимаются в сновидении.
восприятие и представление это все же разные вещи. к тому же это представление независимо от субъекта, да еще часто с привлечением материала из бессознательного. да и в состоянии глубокого сна сновидений вообще нет.
"Субъект" тут вообще не причём. Какой субъект? А что касается восприятия и представления - то я сто раз подчеркнул, что речь идёт не только о том, что воспринимается умом посредством органов чувств, но и о том, что представляется одним только умом. Буддийский эмпиризм - это отнюдь не то же самое, что европейский сенсуализм.
вы читаете, что пишу? в состоянии глубокого сна нет никакого восприятия и представлений, нет сновидений.
Есть. Вы же живете в состоянии глубокого сна? Т.е. ЦНС продолжает управлять всеми процессами, т.е. обратные связи в организме присутствуют. Таким образом некое «самовосприятие» продолжается независимо от того, помните Вы о нем или нет. _________________ นโมพุทฺธาย |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№412821Добавлено: Чт 10 Май 18, 08:17 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Поэтому они и ввели такую виртуальную вспомогательную частицу как дхамму с очень специфическими свойствами. Как и со всеми такими условными вспомогательными понятиями, в ходе логических выводов понятий более высокого уровня эта виртуальная частица должна была бы сократиться и на конечный результат не влиять.
В каком смысле Вы говорите о "виртуальной частице"?
Как я понимаю. Суть в том, что наш ум в принципе не может оперировать чем-то постоянно изменчивым, не имеющим хотя бы мгновенного статичного состояния. Для этого любой непрерывный процесс умом представляется как последовательность статичных образов - дискретизация. Поэтому для описания реальности приходится вводить виртуальное понятие с такими свойствами, чтобы, во-первых, им можно было в нужной мере оперировать - хоть и мгновенная и условная, но статичность; во-вторых, со свойствами хоть как-то эту реальность отображающими - мгновенность появления и исчезновения, отсутствие самосущности и обусловленность.
Да, понял, о чём Вы. Да, таковы свойства работы нашего сознания (в широком смысле - ментального аспекта, "нама"). Если конкретизировать эту мысль дальше, развивать её, пользуясь терминами Типитаки, то скажем так: познаётся, представляется (становится предметом той или иной вин'няны/ читты) то что распознаётся (становится предметом saññā). В MN43 об этом говорится, что ведана, сан'ня и вин'няна - это соединенные дхаммы (dhammā saṃsaṭṭhā). А в терминологии Абхидхаммы, сан'ня относится к числу универсальных четасик (саббачиттасадхарана - то есть, буквально, сопровождающих все читты).
А что такое сан'ня? - это как раз распознавание отличительных (и, тем самым, идентифицирующих) характеристик того, что воспринимается в ходе шести видов контакта. Что вот это - красное, а то - зеленое, и т.п. Как это поясняет Буддагоса (Висуддхимагга, глава XIV, параграф 130): "Its function is to make a sign as a condition for perceiving again that “this is the same,” as carpenters, etc., do in the case of timber, and so on".
Таким образом, мы познаём какие-либо объекты благодаря "содействию" распознавания - благодаря тому, что различаем эти объекты, что выделяем их идентифицирующие характеристики, и отделяем одно от другого. В противном случае всё бы для нас слилось в одну неразличимую кашу.
Приводит ли эта абсолютная необходимость разделять, расчленять элементы опыта к парадоксам? Да, пожалуй. Часто любят спрашивать (у мадхъямаки на этом и вовсе вся философия построена), как дхаммы (особенно читты и четасики) текущего момента могут быть связаны с читтами и четасиками прошлого момента? Ведь читты и четасики прошлого момента уже прекратились, уже сменились нынешними читтами и четасиками. Как же тогда нынешняя читта может быть, например, рефлексией предыдущей читты (представлением, что мгновение назад "в голову пришла такая-то мысль")? А ответ, ИМХО, заключается именно в том, что хотя мы можем распознавать время только как поток следующих друг за другом моментов, оно, при этом, непрерывно. Нынешняя читта и прошлая читта - это не разные атомы или монады, между которыми разрыв; прекращение прежней читты и происходит путём возникновения нынешней читты, поэтому нынешняя читта вполне может иметь своим предметом прежнюю читту. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Чт 10 Май 18, 08:30), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№412822Добавлено: Чт 10 Май 18, 08:25 (7 лет тому назад) |
|
|
|
У араханта и простого человека один и тот-же ум, просто у первого он лишен жажды и арахант пребывает в покое, покой это феномен освобожденного ума, ума у которого прекращена жажда. Насчет одно и того же ума сомневаюсь я что-то. Если вдруг вам посчастливилось пообщаться с продвинутыми практиками, а возможно и на собственном скромном примере вы могли заметить, что даже при неполном очищении ума с жс и тем, что окружает жс происходят кардинальные изменения. Джейн иногда пишет об этом - другое ощущение тела, времени, другое восприятие. Знаю случаи, когда полные люди, начиная практиковать, безо всяких усилий худели, сама перестала курить, просто потому, что перестала ощущать вкус сигарет. Меняется окружение, бытовые вопросы удивительным образом отходят на третий план. Если так меняется человек, только чуть-чуть начавший практиковать, то что же происходит с умом, окончательно лишившимся жажды? Так что если мы не знаем чего-то, что познается умом, то это вполне возможно оттого, что ум у нас неподходящий.
Ответы на этот пост: Tong Po |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№412823Добавлено: Чт 10 Май 18, 08:27 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Подлинная реальность, другими словами.
Просто реальность. В разных учениях она разная, у буддистов она дхармы.
empiriocritic_1900 пишет: Итак, говоря короче, дхаммы - это [...] объекты, выявляемые посредством анализа тех явлений, которые отслеживаются в ходе практики сатипаттхан - практики внимательного и сосредоточенного наблюдения чувственных восприятий и ментальных состояний. "Анализ" о котором идёт речь, происходит посредством приложения к наблюдаемому ряда классификаций, разработанных Буддой.
Почему отсылка к 2й и 3й сатипаттханам хотя дхаммы в 4й?
1. Да, согласен с Вами, слово "подлинная" не обязательно.
2. Конкретно в приведенной Вами цитате речь идёт именно о четвертой сатипаттхане. Содержание что рубрики "пять кхандх", что рубрики "шесть аятан" - то же самое, что у менее дробной классификации "нама-рупа".
А вторая и третья сатипаттханы - это ещё не отслеживание всех феноменов, относящихся к нама-рупа, но только некоторых, в порядке подготовки, тренировки. Во второй сатипаттхане внимание на один аспект - веданы, на то, как именно переживается то, что воспринимается в ходе шести видов контакта. В третьей сатипаттхане внимание нацелено на те конкретные четасики, которые доминируют над читтой и другими четасиками (в Паттхане подобное будет называться adhipati paccayo, "доминирующее условие"). _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Mindfulness |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№412824Добавлено: Чт 10 Май 18, 08:29 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Где в суттах говорится, что Ниббану невозможно описать? Вообще-то в суттах ниббана описывается, более 20 эпитетов ниббаны там дано, но вы же сами настойчиво уверяли, что это всего лишь метафоры. Помимо этих "метафор" ниббана описывается исключительно через отрицание - отсутствие жажды, прекращение неведения и пр.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Tong Po |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№412825Добавлено: Чт 10 Май 18, 08:34 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Где в суттах говорится, что Ниббану невозможно описать? Вообще-то в суттах ниббана описывается, более 20 эпитетов ниббаны там дано, но вы же сами настойчиво уверяли, что это всего лишь метафоры. Помимо этих "метафор" ниббана описывается исключительно через отрицание - отсутствие жажды, прекращение неведения и пр.
Так почему Вы считаете, что "отсутствие жажды", "прекращение неведения" и т.д. - это не описание (или неполноценное описание) Ниббаны? Вот Tong Po выше привёл несколько цитат, в которых именно описание Ниббаны и содержится: http://dharma.org.ru/board/post412692.html#412692 _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Чт 10 Май 18, 08:34), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№412826Добавлено: Чт 10 Май 18, 08:34 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Выделил жирным amosadhammaṃ nibbānaṃ - "не ложная (не обманчивая, не лживая) дхамма - ниббана". (см. mosa).
В Абхидхамма-питаке ниббана рассматривается как дхамма например в Дхаммасангани, одном из самых древних текстов Абхидхамма-питаки, как считают. Спасибо вам преогромное за ясный ответ. Всё же имеет место противопоставление дхаммы ниббаны всем другим дхаммам, дается указание на то, что качество дхаммы ниббаны отлично от других дхамм, а соответственно общим аршином (заурядным понятийным аппаратом) скорее всего измерить ее не получится. |
|
Наверх |
|
|
Tong Po
Зарегистрирован: 15.12.2012 Суждений: 1657
|
№412827Добавлено: Чт 10 Май 18, 08:37 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Где в суттах говорится, что Ниббану невозможно описать? Вообще-то в суттах ниббана описывается, более 20 эпитетов ниббаны там дано, но вы же сами настойчиво уверяли, что это всего лишь метафоры. Помимо этих "метафор" ниббана описывается исключительно через отрицание - отсутствие жажды, прекращение неведения и пр. Но, тем не менее, она описывается. Через метафоры и апофатически. Это ведь тоже описания. Причём, зачастую, весьма конкретные. _________________ นโมพุทฺธาย |
|
Наверх |
|
|
Tong Po
Зарегистрирован: 15.12.2012 Суждений: 1657
|
№412828Добавлено: Чт 10 Май 18, 08:40 (7 лет тому назад) |
|
|
|
У араханта и простого человека один и тот-же ум, просто у первого он лишен жажды и арахант пребывает в покое, покой это феномен освобожденного ума, ума у которого прекращена жажда. Насчет одно и того же ума сомневаюсь я что-то. Если вдруг вам посчастливилось пообщаться с продвинутыми практиками, а возможно и на собственном скромном примере вы могли заметить, что даже при неполном очищении ума с жс и тем, что окружает жс происходят кардинальные изменения. Джейн иногда пишет об этом - другое ощущение тела, времени, другое восприятие. Знаю случаи, когда полные люди, начиная практиковать, безо всяких усилий худели, сама перестала курить, просто потому, что перестала ощущать вкус сигарет. Меняется окружение, бытовые вопросы удивительным образом отходят на третий план. Если так меняется человек, только чуть-чуть начавший практиковать, то что же происходит с умом, окончательно лишившимся жажды? Так что если мы не знаем чего-то, что познается умом, то это вполне возможно оттого, что ум у нас неподходящий. Тем не менее «природа» ума одинаковая. Просто содержание ума разное. Но оно и у не-арахантов разное. А сиддхи бывают и у небудлийских йогинов. Так что это вовсе не показатель. Я лично знаю людей с сиддхами. И они не то что не арахант, а и не буддисты вовсе. _________________ นโมพุทฺธาย
Ответы на этот пост: Рената |
|
Наверх |
|
|
Mindfulness
Зарегистрирован: 09.01.2016 Суждений: 1247
|
№412840Добавлено: Чт 10 Май 18, 12:18 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
И ваших рассуждениях есть упущение. Если дхармы вы сводите просто к процессу восприятия, то перерождения были бы невозможны, так как в момент смерти существа восприятие прекращается, а значит и дхармы тоже. Для работы перерождений необходимо, чтобы дхармы обладали собственной природой, своебытием, и тогда бы они имели возможность ретранслироваться далее, к следующему воплощению.
Также непонятен момент со сном. В процессе глубокого сна никакое восприятие не активно, почему же тогда человек успешно просыпается утром и помнить весь предыдущий опыт? Ведь по вашему дхармы были не активны, а значит преемственность психического опыта была бы нарушена. Да и сами сновидения, что это такое? Ведь восприятия нету. А если мы сюда еще подключим бессознательное, так ваша теория вообще терпит крах. Совершенно верно. А еще, если бы дхаммы были просто опытом чувств, то контакт был бы невозможен ведь еще до самого контакта, сознания и чувства есть объект и опора, которые становятся обуславливающими факторами опыта еще до самого опыта.
По этой логике, глаз и форма воспринимаемая глазом, воспринимаются (переживаются в опыте) еще до самого контакта, т.е. самого акта переживания-опыта. Что конечно-же не соответсвует действительности. Если воспринимать феномены не как сам опыт, а как нечто, что обуславливает опыт, или то, что чувственному опыту доступно -- т.е.феномен в неидеалистическом понимании, тогда все противоречия снимаются. _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Mindfulness
Зарегистрирован: 09.01.2016 Суждений: 1247
|
№412844Добавлено: Чт 10 Май 18, 12:22 (7 лет тому назад) Re: Несколько слов о дхаммах |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Т.е. дхаммы это просто то, что мы воспринимаем умом и чувствами? Т.е. вне восприятия нет дхамм? Так это ведь субъективный идеализм, не более. Выходит, что вне моего сознания ничего не существует.
Так и какова же природа дхамм, они обладают своебытием или нет?
Вы можете знать что-то о том, что не воспринимается органами чувств и не представляется умом? Или кто-то ещё может?
Да, я могу получать знания опосредованно, либо через другого, либо через символы (текст, аудио, видео), при этом непосредственно не воспринимая объектов и феноменов, о которых идет речь. И насчет природы дхамм вы не ответили. Аудио, текст - визуальная и аудиальная информация, которая несет идеи для ума. _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать" |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№412846Добавлено: Чт 10 Май 18, 12:26 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
И ваших рассуждениях есть упущение. Если дхармы вы сводите просто к процессу восприятия, то перерождения были бы невозможны, так как в момент смерти существа восприятие прекращается, а значит и дхармы тоже. Для работы перерождений необходимо, чтобы дхармы обладали собственной природой, своебытием, и тогда бы они имели возможность ретранслироваться далее, к следующему воплощению.
Также непонятен момент со сном. В процессе глубокого сна никакое восприятие не активно, почему же тогда человек успешно просыпается утром и помнить весь предыдущий опыт? Ведь по вашему дхармы были не активны, а значит преемственность психического опыта была бы нарушена. Да и сами сновидения, что это такое? Ведь восприятия нету. А если мы сюда еще подключим бессознательное, так ваша теория вообще терпит крах. Совершенно верно. А еще, если бы дхаммы были просто опытом чувств, то контакт был бы невозможен ведь еще до самого контакта, сознания и чувства есть объект и опора, которые становятся обуславливающими факторами опыта еще до самого опыта.
По этой логике, глаз и форма воспринимаемая глазом, воспринимаются (переживаются в опыте) еще до самого контакта, т.е. самого акта переживания-опыта. Что конечно-же не соответсвует действительности. Если воспринимать феномены не как сам опыт, а как нечто, что обуславливает опыт, или то, что чувственному опыту доступно -- т.е.феномен в неидеалистическом понимании, тогда все противоречия снимаются.
Паки и паки подчеркиваю - речь не о том, что (все) дхаммы возникают только вместе с воспринимающей их читтой, и без этой читты не существуют. Наоборот, совершенно нормальная ситуация, когда объекты воспринимаются и распознаются как уже существующие на тот момент, когда началось их восприятие, как "возникшие до" (purejāta) восприятия. Но это их свойство, это их "предсуществование" всё равно познаётся органами чувств и умом, и никак иначе.
Знание и представление чего-либо не умом - это тезис, автоматически опровергающий сам себя. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Страница 7 из 23 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|