|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 ... 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№394843Добавлено: Пт 16 Мар 18, 15:59 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Ниббана не является читтой. Но есть читты, касающиеся ниббаны. Можно навоображать об этом горы иллюзий, они ни заменят, ни отменят этого. Всё верно: прекращающуюся читту можно обозначить как "читта, касающаяся ниббаны", ну, чтобы просто как бы нагляднее сделать представление об этом (хотя это и заводит нас в пустыню всякого субстанционалистического хлама). А какая читта является свидетелем отсутствия читт, когда прекращение завершено, чтобы убедиться, что это вообще возможно? Последняя прекращающаяся читта является этим свидетелем. Так понятно или с наглядной метафорой было бы проще понять? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Тренер, Тренер, Тренер |
|
Наверх |
|
|
Максим Фурин
Зарегистрирован: 01.05.2017 Суждений: 798
|
№394844Добавлено: Пт 16 Мар 18, 16:00 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Есть Будда, нет Атты. Есть опыт, но им никто не обладает. Со смертью это не прекращается. Нет этернализма. Это воззрение типа «я не существует у меня»? Если Будда есть как истина и реальность тогда это и есть постулирование Атты.
Опыт есть. Им никто не обладает. И он прекращается потому что он возникает. Арахат не исключение, со смертю сознание\восприятие и тп. прекращается, но в его случае не возникает вновь. Утверждать обратное - этернализм. _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№394845Добавлено: Пт 16 Мар 18, 16:01 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Максим, конечно проще было бы представить, что улитки, обретя покой, рассыпались в прах. Однако в суттах мы не находим подтверждения подобному предположению. Не "трансформировались для пребывания в другом мире ниббаны", а скорее "ниббанизировались", ниббана (постижение, просветление) трансформировала их.
Улитки рассыпаются в прах (мы до сих пор о совокупностях говорим?) чисто в силу своей природы. Это марана. Смерть. Разрушение совокупностей. Разве постижение как то отменяет их непостоянство? во что они трансформируются постижением? Очень точно подмечено, Максим, благодарю вас. Если ещё немного продолжить в этом же правильном духе, то можно сказать так: в прах рассыпается то, что прахом было; если есть в этом прахе то, что не является прахом - то (!) продолжится.
И вот тут конечно же возникает неизбежное искушение - предположить, а что же может быть тем самым "то"... Невозможность предположить не даёт право отрицать. дело не в том, что можно или нельзя что-то предполагать, а в том, зачем и почему это делатся - само это предположение о "том", что не прекратится. Потому, что это даёт прекрасную возможность: в случае реального обнаружения этого "того", то это "то" и следует считать "Самим собой, своим настоящим "Я". Не правда ли?
И вот, когда кто-то уверяет или даже просто говорит, что есть это самое "то", и он знает, что это, вам очень хочется верить этому человеку. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Тренер |
|
Наверх |
|
|
Adzamaro
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
|
№394846Добавлено: Пт 16 Мар 18, 16:13 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Максим Фурин
Цитата: Это воззрение типа «я не существует у меня»? Там это написано?
Цитата: Если Будда есть как истина и реальность Это тоже написано?
Цитата: Утверждать обратное - этернализм Перечитайте определение этернализма, если вы так на них напираете.
Цитата: И он прекращается потому что он возникает А в суттах как написано? "Все что создано намерением - подвержено прекращению". Обусловленность - это не любая причина-следствие.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№394847Добавлено: Пт 16 Мар 18, 16:15 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Максим, конечно проще было бы представить, что улитки, обретя покой, рассыпались в прах. Однако в суттах мы не находим подтверждения подобному предположению. Не "трансформировались для пребывания в другом мире ниббаны", а скорее "ниббанизировались", ниббана (постижение, просветление) трансформировала их.
Улитки рассыпаются в прах (мы до сих пор о совокупностях говорим?) чисто в силу своей природы. Это марана. Смерть. Разрушение совокупностей. Разве постижение как то отменяет их непостоянство? во что они трансформируются постижением? Всецело бы с вами согласилась, если бы не сутты ПК, говорящие о ниббане как о сфере, об острове, о дальнем береге, о том, что очень трудно узреть, о нестареющем, бессмертном, возвышенном, прибежище. Затруднительно одни только разрушенные совокупности натянуть на все эти определения. Не допустите ли вы, как это сделал Эмпириокритик, что возможно есть что-то еще, вне человеческого опыта, что подходит под эти определения?
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Максим Фурин
Зарегистрирован: 01.05.2017 Суждений: 798
|
№394848Добавлено: Пт 16 Мар 18, 16:26 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Не допустите ли вы, как это сделал Эмпириокритик, что возможно есть что-то еще, вне человеческого опыта, что подходит под эти определения?
Ну так то что там за пределами опыта нами никак не может рассматриваться. Поэтому собственно когда сознание прекращается, говорить о чём то мы более и не можем.
Цитата: Всецело бы с вами согласилась, если бы не сутты ПК, говорящие о ниббане как о Ох, ну с этим я поделать ничего не могу. Для меня эти эпитеты всецело описывают чудесную свободу от жажды злобы и заблуждения. И никак не входят в противоречие с тем что после смерти то что мы называем "переживанием" заканчивается. Оно в любом случае закончиться. Главное успеть достигнуть эту чудесную свободу тут. При жизни в человеческом теле. И тогда, когда они перестанут возникать вновь... Ох, это действительно остров в океане рождения и смертей, действительно дальний берег.
Adzamaro
Цитата: "Все что создано намерением - подвержено прекращению". Nope:
Whatever is subject to origination is all subject to cessation.SN 35.74 _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№394849Добавлено: Пт 16 Мар 18, 16:28 (7 лет тому назад) |
|
|
|
А в суттах как написано? "Все что создано намерением - подвержено прекращению". Обусловленность - это не любая причина-следствие. Всё, что намеренно создано, подвержено разрушению.
Не всё, что связано причинно-следственной связью, обусловлено. ... Возможно, тут надо добавить слово "намерением". То есть: не все причинно-следственные связи обусловлены намерением.
Намеренно созданное - это сакхата, результат камматхи - намеренных действий (ибо помним, что Будда определил каммой не только ритуальное, но и вообще всякое намеренное действие - четанам каммам).
Итак, первое утверждение говорит нам: каммические результаты невечны и подлежат разрушению. Санкхата ниродхо.
Второе утверждение (ваше?) говорит, что не вся камма обусловлена четаной.
То есть, Будда сказал: вся камма - четана.
А вы теперь утверждаете: нет! Не вся камма - четана.
Ок. Но это значит, что вы говорите о "бессознательных, ненамеренных действиях" - вот они то и являются, надо полагать, то самой "необусловленной каммой"? Но зачем об этом говорить? Или вы считаете, что человеку, чтобы "очистить свою камму" (то есть заработать лучшую жизнь, чем эта), нужно совершать только хаотичную бессознательную деятельность? Как вы себе это представляете, интересно. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№394851Добавлено: Пт 16 Мар 18, 16:30 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Максим, конечно проще было бы представить, что улитки, обретя покой, рассыпались в прах. Однако в суттах мы не находим подтверждения подобному предположению. Не "трансформировались для пребывания в другом мире ниббаны", а скорее "ниббанизировались", ниббана (постижение, просветление) трансформировала их.
Улитки рассыпаются в прах (мы до сих пор о совокупностях говорим?) чисто в силу своей природы. Это марана. Смерть. Разрушение совокупностей. Разве постижение как то отменяет их непостоянство? во что они трансформируются постижением? Всецело бы с вами согласилась, если бы не сутты ПК, говорящие о ниббане как о сфере, об острове, о дальнем береге, о том, что очень трудно узреть, о нестареющем, бессмертном, возвышенном, прибежище. Затруднительно одни только разрушенные совокупности натянуть на все эти определения. Не допустите ли вы, как это сделал Эмпириокритик, что возможно есть что-то еще, вне человеческого опыта, что подходит под эти определения? Если есть что-то вне человеческого опыта, то вам ведь это всё равно недоступно - ведь вы-то человек. Или вы уже и в этом научились сомневаться? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Рената |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№394853Добавлено: Пт 16 Мар 18, 16:34 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет:
Остаётся ли что-то после Ниббаны? Что-то, не входящее в пять совокупностей, и, поэтому, не нуждающееся в ниббанизации? Может быть и остаётся. Если найти какую-то реальность, не причастную страданию, то прекращение страдания, естественно, не будет прекращением этой вещи. Но эту теоретическую возможность люди обычно трактуют так, как трактовать совершенно не следует. Берут читту, или даже не читту, а просто ведану (впрочем, в последнем счёте это одно и то же - в человеческом опыте не встречается читта без веданы), пишут на них, что это-де не читта и не ведана (видимо, надеясь этим кого-то обмануть и соблюсти буддийский политес) - и жаждут бесконечного продолжения этих читты и веданы после смерти араханта. Сказано, что на ниббану три характеристики мира не распространяются. Так что не совсем понятно, отчего же на нее должен распространяться человеческий опыт. Вы говорите "после ниббаны" - как понимать подобное? То есть арахант обретает ниббану и случается еще некое "после"? Вы говорите: "может быть и остается". Сделайте хоть какое-то предположение о том, что, по-вашему может остаться.
1. Понять именно так, что Ниббана - это прекращение без последующего возникновения (килес и кхандх), а не состояние.
2. Каким образом возможно выдвигать предположения о том, на что не распространяется человеческий опыт? 1.У вас получается ниббана отдельно - арахант отдельно. Он достигает ниббаны путем прекращения килес и кхандх, а потом у него ещё некое возможное "после". Однако, как говорит Бкихку Бодхи, арахант ниббанизируется, или, как говорите вы, угасает. Угасший, не имеющий килес и кхандх это ведь состояние, не так ли? Уснувший, протрезвевший - состояние? 2.Чуть ранее вы пишете "Остается ли что-то после ниббаны?...Может быть и остается". Но не вы ли утверждали, что согласно Абхидхамме все познается читтами (умом). Вы полагаете, что раз в париниббане читт нет, то и ничего там от того, что ранее было арахантом, нет. Или вы все же согласны с тем, что что-то, на что "не распространяется человеческий опыт" остается? Если вы допускаете подобное (что может быть что-то, недоступное человеческому опыту, вне читт), то о чём тогда спорите?
Арахант - это, строго говоря, вообще концепция, имя, связанное с этими кхандхами. Как можно об имени, отдельно от кхандх, говорить, что оно находится в каком-то состоянии, или не находится? А что касается того, что всё познаётся читтами (точнее говоря, что познание/представление чего-либо и называется "читтой"), так это верно. И, разумеется, там где не происходит никакое познание, о том, что остаётся или не остаётся, нет никакой возможности судить. Да и необходимости об этом судить, в рамках буддизма, нет - потому что Дхамма - не о бытии или небытии, а о страдании, возникновении страдания, прекращении страдания (оно же - Ниббана), и качествах, необходимых, чтобы прекратить страдание. Другими предметами Дхамма не занимается, оставляя их на долю других желающих. А спорю я с самопротиворечивыми утверждениями людей, которые признают, что кхандхи, образующие необходимую (единственную мыслимую, единственную представимую) структуру человеческого опыта, прекращаются, но при этом представляют посмертное бытие араханта, как некий опыт.
Какая бы после смерти араханта реальность ни оставалась - в любом случае, это не то, что у людей называется "опытом". _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
isDen Гость
|
№394857Добавлено: Пт 16 Мар 18, 16:42 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Максим Фурин
Я Вам уже раз сто сказал, что это не понять интеллектом, а Вы всё равно всё сводите к логике. Будда не учил понимать это интеллектом.
Он вообще Б8П учил, где правильным воззрением является знание 4БИ. Что вы подразумеваете под словом "знание"? |
|
Наверх |
|
|
Adzamaro
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
|
№394863Добавлено: Пт 16 Мар 18, 17:06 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Горсть листьев
Цитата: Второе утверждение (ваше?) говорит, что не вся камма обусловлена четаной. Нет, не мое. Вы там дальше ведете какой-то диалог с самим собой, на основе ваших измышлений о цитируемом вами моем тезисе из сутт.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Adzamaro
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
|
№394868Добавлено: Пт 16 Мар 18, 17:15 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Максим Фурин
Цитата: Nope:
Whatever is subject to origination is all subject to cessation.SN 35.74 Я вам привел вообще-то цитату из сутты тоже:
They understand: ‘But whatever is produced by choices and intentions is impermanent and liable to cessation.’
Yaṃ kho pana
kiñci abhisaṅkhataṃ abhisañcetayitaṃ tadaniccaṃ nirodhadhamman’ti pajānāti.
"subject to origination" - это все что создано намерением, а не просто "все что возникает". Вы на основе русских слов, выдернутых из контекста сутты, из контекста всего Учения Будды делаете какие-то заключения. Ваше дело, конечно.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№394870Добавлено: Пт 16 Мар 18, 17:22 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Горсть листьев
Цитата: Второе утверждение (ваше?) говорит, что не вся камма обусловлена четаной. Нет, не мое. Вы там дальше ведете какой-то диалог с самим собой, на основе ваших измышлений о цитируемом вами моем тезисе из сутт. В таком случае, прошу объяснить, что же вы утверждаете, если это не то, что я понял из ваших слов? Я привёл своё понимание ваших слов - как говорят психологи, "дал обраточку". Теперь объясните мне, чего же я у вас не понял. Если вы утверждали не это, то что же вы утверждали? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№394872Добавлено: Пт 16 Мар 18, 17:30 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Максим Фурин
Цитата: Nope:
Whatever is subject to origination is all subject to cessation.SN 35.74 Я вам привел вообще-то цитату из сутты тоже:
They understand: ‘But whatever is produced by choices and intentions is impermanent and liable to cessation.’
Yaṃ kho pana
kiñci abhisaṅkhataṃ abhisañcetayitaṃ tadaniccaṃ nirodhadhamman’ti pajānāti.
"subject to origination" - это все что создано намерением, а не просто "все что возникает". Вы на основе русских слов, выдернутых из контекста сутты, из контекста всего Учения Будды делаете какие-то заключения. Ваше дело, конечно. Там же пали на белом написано: "и вот что-либо, понимаемое как абхисанкхатам (т.е.) абхисанчетанам (намеренно произведённое, созданное намерением), то есть "бездушным" (таданиччам), познаётся как подлежащее разрушению (ниродхадхаммам'ти). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№394877Добавлено: Пт 16 Мар 18, 17:44 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Максим, конечно проще было бы представить, что улитки, обретя покой, рассыпались в прах. Однако в суттах мы не находим подтверждения подобному предположению. Не "трансформировались для пребывания в другом мире ниббаны", а скорее "ниббанизировались", ниббана (постижение, просветление) трансформировала их.
Улитки рассыпаются в прах (мы до сих пор о совокупностях говорим?) чисто в силу своей природы. Это марана. Смерть. Разрушение совокупностей. Разве постижение как то отменяет их непостоянство? во что они трансформируются постижением? Всецело бы с вами согласилась, если бы не сутты ПК, говорящие о ниббане как о сфере, об острове, о дальнем береге, о том, что очень трудно узреть, о нестареющем, бессмертном, возвышенном, прибежище. Затруднительно одни только разрушенные совокупности натянуть на все эти определения. Не допустите ли вы, как это сделал Эмпириокритик, что возможно есть что-то еще, вне человеческого опыта, что подходит под эти определения? Если есть что-то вне человеческого опыта, то вам ведь это всё равно недоступно - ведь вы-то человек. Или вы уже и в этом научились сомневаться? Вне человеческого опыта, но не вне опыта араханта. Я не думаю, что есть три ниббаны: ниббана-1 (с мыслями), ниббана-2 (париниббана без мыслей) и ниббана-3 (то, что после ниббаны, недоступное опыту). Я полагаю, что в ниббане (ниббанизируясь) арахант, освобождаясь от кхандх получает некий опыт (о котором Будда пытался нам рассказать, дав более 20 определений ниббаны). Через какое-то время арахант уходит в париниббану, которая от ниббаны отличается только тем, что рассказать нам о том, что там, возможности нет. Но это и не нужно - ведь Будда никогда не говорил, что есть разные ниббаны, напротив, он говорил, что ниббана одна. Если бы всё заканчивалось простым угасанием, то Будда бы так и сказал: "то, что вы называли Татхагатой, после смерти не существует". Однако он предложил более сложную формулировку. Также не думаю, что если бы посмертие сводилось только к угасанию, Будда называл бы его, в том числе "бессмертным", "неболеющим". Бессмертное угасание это что=то из черного юмора на мой взгляд.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 ... 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130 След.
|
Страница 73 из 130 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|