Прибежищем Будда выступать может, а арахант - нет.
Араханты могут выступать прибежищем, как и другие Арии. Мы принимаем прибежище в собрании Ариев, как третьем объекте прибежища.
Речь не про прибежище в Сангхе, а про прибежище в Будде и возможности его замены на прибежище в конкретном араханте.
Edit: Впрочем, прибежище в Сангхе - это тоже ведь не прибежище в конкретном араханте. _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Последний раз редактировалось: Яреб (Пт 12 Фев 21, 22:33), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: humanist, Рената Скот
https://royallib.com/book/dalaylama_XIV/chetire_blagorodnie_istini.html вот к примеру гелугпинская книжка о 4би
Да понятно, я Не могу понять одно: 1 - истина о дукхе, Дукха должна быть понята. То что имеет возникновение, то и имеет угасание. 2 - истина Неведении, Жажда и Цепляние = должна быть отброшена. 3 - истина Ниродха, должна быть реализована, 4 - истина о пути, сам путь реализации к 3 истине. К этому учению нет нужды ничего добавлять или убавлять, Арахант - достойный Ниббаны, это 3 Благородная истина.
Бодхисаттва медитирующий на Праджня-Парамитру, приходит в итоге к тому же самому к 4 Благородным истинам, он должен не вступать в поток, взращивать Парамитры и в конечном счете, он становиться Татхагатой, дающий 4 Истины: о Страдании и его Угасании. Так противоречие, Татхагата уже дал 4 БИ, чтобы все становились Арахантами, зачем тогда было давать 4 БИ, если высший путь в Махаяне Быть Бодхисаттвой, а потом Татхагатой?
путь бодхисаттвы не противоречит 4БИ и более того имеет их как основу...это тоже путь избавления от страданий....не понимаю где Вы взяли там противоречие.... _________________ Гонимый за Джонса и правды народныя ради)
№565780Добавлено: Пт 12 Фев 21, 22:33 (4 года тому назад)
Схоластика, просто для ознакомления.
Цитата:
Бхагаван говорил и о четырех Истинах, и о двух — условной истине (истине
«здравого смысла») и истине высшего смысла (абсолютной истине)45. Каково опре-
деление этих двух?
В комментарии (точнее, контркомментарии) Сангхабхадры это высказыва-
ние формулируется несколько иначе:
«Среди четырех Благородных истин сколько имеют условный (конвенциональ-
ный) смысл, сколько — абсолютный?
Согласно одной точке зрения, две имеют условный смысл (samvrti), две —абсо-
лютный (paramartha).
Согласно другой точке зрения, три имеют условный смысл (две первые и четвер-
тая), поскольку все причинно-обусловленное по своей природе ложно и обманчиво.
Согласно еще одной точке зрения, различие двух этих истин относится к изло-
жению учения. Наставления, в которых говорится об известных персонажах, горо-
дах, садах, рощах и т.п., относятся к условной (конвенциональной) истине; однако
поскольку наставление имеет целью наведение на подлинный смысл (tathya), а от-
нюдь не вызвано желанием ввести слушателя в заблуждение, оно называется "исти-
ной". Наставление, в котором говорится о группах (skandha), источниках сознания
(ayatana) и классах элементов (dhatu), имеет абсолютный смысл. Оно имеет целью
объяснить подлинный характер дхарм; оно разрушает понятия единства, [реально-
сти] совокупности (pinda), "личности" (sattva); в нем говорится о реальной сущности
(tattva), поэтому оно называется "истиной". Наставление о четырех [Благородных]
истинах приводит к тому, что люди реализуют эту реальность; поэтому оно является
абсолютной истиной.
Стхавира [Шрилата] говорит об этом: "Три истины одновременно и условны,
и абсолютны. В единой Истине страдания способ выражения (prajnapti) является
условным (samvrti), но подлинная сущность (bhutadravya), которая служит опорой
(высказывания], есть то, что существует в абсолютном смысле (paramartha). To же
самое относится и к Истинам возникновения [страдания] и пути. Что касается Ис-
тины прекращения [страдания], то, поскольку ее собственная природа невыразима,
напоминая то, что является «неопределенным» (avyakrta), о ней нельзя сказать, что
она существует [в абсолютном смысле?]. Как [Шарипутра] говорит в сутре: «До-
сточтимый Ананда, представляют ли шесть источников "контакта" (sparsayatana)
и их угасание-отвержение-разрушение-успокоение-переход [в иное?] одну и ту же
вещь или же это разные вещи? На этот вопрос нельзя ответить категорически (па
vyakrtam). Хочешь ли ты, чтобы я тебе ответил?» (ср. AN, II, с. 161, где вместо
Ананды назван Махакоттхита).
Рассмотрим эту теорию стхавиры: она противоречит определению двух истин —
условной и абсолютной. Каковы сущностные характеристики этих истин?
Карика гласит: ... ». —См. МСВ, V, с. 169-171 (перевод Л. де ла Балле Пуссе-
на китайской версии «Ньяя-анусара-шастры» Сангхабхадры). Далее Сангхабхадра
приводит слегка отредактированный текст карики Васубандху (АКВ, VI. 4) и дает
к ней собственный комментарий.
Если нечто воспринимается сверхмирским знанием или обретенным после него
мирским [знанием], то оно абсолютно истинно (истинно в высшем смысле); если
иным способом, то оно истинно условно ( в относительном смысле). Так утверждают
древние учителя
4.5. В переводе Л. де ла Балле Пуссена: «Этим вещам, горшку, одежде и т.д.,
воде, огню и т. д. даны различные наименования с относительной точки зрения или
согласно установленному употреблению (samvrtitas). Поэтому если говорится с отно-
сительной точки зрения: "Горшок существует, вода существует", то говорится истин-
но, не ложно. Следовательно, это относительно истинно». — См. L'AK, VI, с. 141, а
также с. 149, примеч. 1 (перевод соответствующего фрагмента из комментария Яшо-
митры и версии Парамартхи, значительно отклоняющейся от санскритского ориги-
нала).
В буддологической литературе ключевое слово (термин) samvrti-satya иногда
трактуется как «сокрытая истина» или «истина покрова» (от sam-vr в значении
прятать, скрывать, покрывать. — См. Apte, с. 940). Ф. Эджертон отмечает, однако,
что подлинная этимология термина samvrti легко устанавливается по его палийско-
му эквиваленту sammuti (от корня man, как в слове sammata — согласие в смысле
формального голосования сангхи). — См. BHSD, с. 541.
4.6. В санскритском тексте svabhavabuddhi. В комментарии Сангхабхадры здесь:
«Эти вещи, существуя в абсолютном смысле, получают название, поскольку их
[внутренняя] сущность остается неизменной». — См. МСВ, V, с. 173.
4.7. Л. де ла Балле Пуссен отмечает, что, согласно японскому комментатору ЭА,
здесь имеются в виду саутрантики. — См. L'AK, VI, с. 141, примеч.1. Яшомитра
не уточняет, кто относится к этим «древним учителям», и продолжает: «Соглас-
но йогачарам, существующее (sat) бывает трех видов: существующее в абсолют-
ном смысле (paramarthasat), существующее в условном, или относительном, смысле
(samvrtisat) и существующее как предельная реальность (dravyasat; что объясняет-
ся затем как существующее в качестве носителя своей собственной сущности)».—
См. SAKV, с. 524.
Мадхьямики также утверждают, что Учение Будды основано на этих двух исти-
нах. Согласно их концепции, относительная истина может быть рассмотрена в трех
аспектах. Первый сводится к тому, что относительная истина в определенном смысле
отождествляется с неведением (avidya), поскольку форма, которую оно налагает на
реальность, является лишь временным причинно-обусловленным фрагментом. Но,
будучи зафиксированной, эта фрагментарность как бы увековечивается в сознании
и приобретает самодовлеющее значение. Именно поэтому в качестве синонима отно-
сительной истины мадхьямики указывали наряду с avidya доктринальное понятие
moha (аффективное упорствование в заблуждении), а также viparyasa (извращенная
установка на поиски неподвижных, застывших форм в реальности)
Второй аспект относительной истины предполагает ее содержательную детер-
минированность законом причинно-зависимого возникновения, то есть предметом
высказывания здесь могут служить вещи, подчиненные в своем существовании при-
чинам и условиям.
И, наконец, относительная истина может быть выражена только посредством
слов и знаков, имеющих распространение в социальном мире; поэтому она основы-
вается на чувственном восприятии и вербальном мышлении. В этой связи мадхьями-
ки подчеркивали то обстоятельство, что предметная форма, слово и т. п. не могут
приниматься на уровне философского дискурса как реально существующие лишь
на том основании, что они воспринимаются всеми принципиально одинаково. Та-
ким образом, мадхьямики ограничивали область валидности относительной истины
только сферой эмпирического сознания.
Абсолютная истина, или истина высшего смысла, непосредственно связывалась
мадхьямиками с реализацией нирванического состояния сознания, не допускающего
субъектно-объектного различения. Сознание, пребывающее в таком состоянии, пол-
ностью отрешено от ментального конструирования (vikalpa), и, следовательно, его
содержание принципиально не может быть вербализовано.
Истина высшего смысла постигается сугубо индивидуально (pratyatmavedya), хо-
тя ее содержание полностью лишено какого бы то ни было субъективизма как в
плане познавательной направленности, так и аффективной окрашенности. Эта ис-
тина, следовательно, должна рассматриваться исключительно как неотъемлемое от
индивидуальной психики состояние сознания, которое не может быть передано дру-
гому.
... Каково же соотношении истины высшего смысла и относительной истины?
Согласно теоретикам мадхьямики, истина высшего смысла не может быть достиг-
нута без предварительного изложения относительной истины. Установление отно-
сительности временного бытования вещей, а следовательно, и внутренней пустоты
дхарм ведет к осознанию конкретной ограниченности ментального конструирова-
ния. — См. наше «Введение в буддизм», с. 54-55.
https://royallib.com/book/dalaylama_XIV/chetire_blagorodnie_istini.html вот к примеру гелугпинская книжка о 4би
Да понятно, я Не могу понять одно: 1 - истина о дукхе, Дукха должна быть понята. То что имеет возникновение, то и имеет угасание. 2 - истина Неведении, Жажда и Цепляние = должна быть отброшена. 3 - истина Ниродха, должна быть реализована, 4 - истина о пути, сам путь реализации к 3 истине. К этому учению нет нужды ничего добавлять или убавлять, Арахант - достойный Ниббаны, это 3 Благородная истина.
Бодхисаттва медитирующий на Праджня-Парамитру, приходит в итоге к тому же самому к 4 Благородным истинам, он должен не вступать в поток, взращивать Парамитры и в конечном счете, он становиться Татхагатой, дающий 4 Истины: о Страдании и его Угасании. Так противоречие, Татхагата уже дал 4 БИ, чтобы все становились Арахантами, зачем тогда было давать 4 БИ, если высший путь в Махаяне Быть Бодхисаттвой, а потом Татхагатой?
Ага. И тут вмешиваться Абхидхарма, со своими категориями. Дравья, парамартха, самврити и пр. И уже 4 би. уже не абсолютны, даже в ранних школах.
К Абхидхамме отношусь с осторожностью, она является следствием комментариев на Сутты. Она интересна для анализа
Мокша - и является Итогом. Все остальное, способности и т.д., второстепенное.
https://royallib.com/book/dalaylama_XIV/chetire_blagorodnie_istini.html вот к примеру гелугпинская книжка о 4би
Да понятно, я Не могу понять одно: 1 - истина о дукхе, Дукха должна быть понята. То что имеет возникновение, то и имеет угасание. 2 - истина Неведении, Жажда и Цепляние = должна быть отброшена. 3 - истина Ниродха, должна быть реализована, 4 - истина о пути, сам путь реализации к 3 истине. К этому учению нет нужды ничего добавлять или убавлять, Арахант - достойный Ниббаны, это 3 Благородная истина.
Бодхисаттва медитирующий на Праджня-Парамитру, приходит в итоге к тому же самому к 4 Благородным истинам, он должен не вступать в поток, взращивать Парамитры и в конечном счете, он становиться Татхагатой, дающий 4 Истины: о Страдании и его Угасании. Так противоречие, Татхагата уже дал 4 БИ, чтобы все становились Арахантами, зачем тогда было давать 4 БИ, если высший путь в Махаяне Быть Бодхисаттвой, а потом Татхагатой?
путь бодхисаттвы не противоречит 4БИ и более того имеет их как основу...это тоже путь избавления от страданий....не понимаю где Вы взяли там противоречие....
Когда идет реализация 3 благородной Истины, больше нет перерождения. Бодхисаттва же, не достигает состояние Ниродхи, А взращивает парамитры, в конечно итоге он становится Буддой, и дает учение об Освобождении - 4 Благородные истины.
https://royallib.com/book/dalaylama_XIV/chetire_blagorodnie_istini.html вот к примеру гелугпинская книжка о 4би
Да понятно, я Не могу понять одно: 1 - истина о дукхе, Дукха должна быть понята. То что имеет возникновение, то и имеет угасание. 2 - истина Неведении, Жажда и Цепляние = должна быть отброшена. 3 - истина Ниродха, должна быть реализована, 4 - истина о пути, сам путь реализации к 3 истине. К этому учению нет нужды ничего добавлять или убавлять, Арахант - достойный Ниббаны, это 3 Благородная истина.
Бодхисаттва медитирующий на Праджня-Парамитру, приходит в итоге к тому же самому к 4 Благородным истинам, он должен не вступать в поток, взращивать Парамитры и в конечном счете, он становиться Татхагатой, дающий 4 Истины: о Страдании и его Угасании. Так противоречие, Татхагата уже дал 4 БИ, чтобы все становились Арахантами, зачем тогда было давать 4 БИ, если высший путь в Махаяне Быть Бодхисаттвой, а потом Татхагатой?
путь бодхисаттвы не противоречит 4БИ и более того имеет их как основу...это тоже путь избавления от страданий....не понимаю где Вы взяли там противоречие....
Когда идет реализация 3 благородной Истины, больше нет перерождения. Бодхисаттва же, не достигает состояние Ниродхи, А взращивает парамитры, в конечно итоге он становится Буддой, и дает учение об Освобождении - 4 Благородные истины.
ниродха это медитативное достижение. Нирвана в каком то смысле тоже ниродха(это многозначное понятие) Но ниродха как медитативное достижение не равно нирване. Бодхисаттва достигает ануттарасамьяксамбодхи что и есть избавление от страданий. _________________ Гонимый за Джонса и правды народныя ради)
№565784Добавлено: Пт 12 Фев 21, 22:54 (4 года тому назад)
Аннутара самьяк самбодхи - совершенное и всецело полное пробуждение/просветление, обретение состояния Будды. В праджняпарамитских сутрах бодхисаттвой называют любого человека, в том числе и мирянина, стремящегося не к упокоению нирваны, а к обретению состояния Будды, пробуждению.
https://royallib.com/book/dalaylama_XIV/chetire_blagorodnie_istini.html вот к примеру гелугпинская книжка о 4би
Да понятно, я Не могу понять одно: 1 - истина о дукхе, Дукха должна быть понята. То что имеет возникновение, то и имеет угасание. 2 - истина Неведении, Жажда и Цепляние = должна быть отброшена. 3 - истина Ниродха, должна быть реализована, 4 - истина о пути, сам путь реализации к 3 истине. К этому учению нет нужды ничего добавлять или убавлять, Арахант - достойный Ниббаны, это 3 Благородная истина.
Бодхисаттва медитирующий на Праджня-Парамитру, приходит в итоге к тому же самому к 4 Благородным истинам, он должен не вступать в поток, взращивать Парамитры и в конечном счете, он становиться Татхагатой, дающий 4 Истины: о Страдании и его Угасании. Так противоречие, Татхагата уже дал 4 БИ, чтобы все становились Арахантами, зачем тогда было давать 4 БИ, если высший путь в Махаяне Быть Бодхисаттвой, а потом Татхагатой?
путь бодхисаттвы не противоречит 4БИ и более того имеет их как основу...это тоже путь избавления от страданий....не понимаю где Вы взяли там противоречие....
Когда идет реализация 3 благородной Истины, больше нет перерождения. Бодхисаттва же, не достигает состояние Ниродхи, А взращивает парамитры, в конечно итоге он становится Буддой, и дает учение об Освобождении - 4 Благородные истины.
ниродха это медитативное достижение. Нирвана в каком то смысле тоже ниродха(это многозначное понятие) Но ниродха как медитативное достижение не равно нирване. Бодхисаттва достигает ануттарасамьяксамбодхи что и есть избавление от страданий.
И Арахант достигает избавление от страдания. Нет лучше Б8 пути, Дхаммапада.
Нирвана постигается на пути бодхисаттвы, но окончательного ухода может не быть(а может кстати и быть) в силу бодхичитты и обетов. В любом случае дажеиесли мы говорим о непребывающей нирване то согласно махаянским воззрениям это будет проявление дхармакая самхогакая и т.д. что подразумевает преодоление авидьи и как следствие дукхи. кроме того дхармакая на уровне свабхавикакаи и есть нирвана....в каком то смысле) _________________ Гонимый за Джонса и правды народныя ради)
Прибежищем Будда выступать может, а арахант - нет.
Араханты могут выступать прибежищем, как и другие Арии. Мы принимаем прибежище в собрании Ариев, как третьем объекте прибежища.
Речь не про прибежище в Сангхе, а про прибежище в Будде и возможности его замены на прибежище в конкретном араханте.
Edit: Впрочем, прибежище в Сангхе - это тоже ведь не прибежище в конкретном араханте.
Поэтому, Ананда, будьте сами себе опорой, сами себе прибежищем, не ища другого прибежища; опираясь на Дхамму, прибегая к Дхамме, как к прибежищу, не ища другого прибежища. (ДН 16)
Араханты, также как и все прочие Ученики - сами себе прибежище. Будда лишь проводник, который указывает Путь _________________ Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
https://royallib.com/book/dalaylama_XIV/chetire_blagorodnie_istini.html вот к примеру гелугпинская книжка о 4би
Да понятно, я Не могу понять одно: 1 - истина о дукхе, Дукха должна быть понята. То что имеет возникновение, то и имеет угасание. 2 - истина Неведении, Жажда и Цепляние = должна быть отброшена. 3 - истина Ниродха, должна быть реализована, 4 - истина о пути, сам путь реализации к 3 истине. К этому учению нет нужды ничего добавлять или убавлять, Арахант - достойный Ниббаны, это 3 Благородная истина.
Бодхисаттва медитирующий на Праджня-Парамитру, приходит в итоге к тому же самому к 4 Благородным истинам, он должен не вступать в поток, взращивать Парамитры и в конечном счете, он становиться Татхагатой, дающий 4 Истины: о Страдании и его Угасании. Так противоречие, Татхагата уже дал 4 БИ, чтобы все становились Арахантами, зачем тогда было давать 4 БИ, если высший путь в Махаяне Быть Бодхисаттвой, а потом Татхагатой?
путь бодхисаттвы не противоречит 4БИ и более того имеет их как основу...это тоже путь избавления от страданий....не понимаю где Вы взяли там противоречие....
Когда идет реализация 3 благородной Истины, больше нет перерождения. Бодхисаттва же, не достигает состояние Ниродхи, А взращивает парамитры, в конечно итоге он становится Буддой, и дает учение об Освобождении - 4 Благородные истины.
ниродха это медитативное достижение. Нирвана в каком то смысле тоже ниродха(это многозначное понятие) Но ниродха как медитативное достижение не равно нирване. Бодхисаттва достигает ануттарасамьяксамбодхи что и есть избавление от страданий.
И Арахант достигает избавление от страдания. Нет лучше Б8 пути, Дхаммапада.
согласно махаяне у архата не преодолена завеса отделяющая араханта от всеведения Будды....для ухода в Нирвану это по видимому не критично но для достидения ануттарасамьяксамбодхи критично....если Ваш уровень мотивации не толтко лишь личное спасение то это согласитесь важная деталь повествования))) Если же Ваш уровень мотивации лишь личное спасение то ноу проблем.....в истории махаянских школ были подвижники осуществлявшие окончательный уход...я уже как то упоминал Миларепу в этом ключе.... _________________ Гонимый за Джонса и правды народныя ради)
№565792Добавлено: Пт 12 Фев 21, 23:10 (4 года тому назад)
На мой взгляд, тхеравадинский, даже если предположить, что махаянщина якобы была в ПК, практикующие парамиты ограничивают себя уровнем сакадагамина, не пытаясь при этом стремится к чему-то большему: стать анагамином или арахантом. Мое личное мнение. _________________ Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
https://royallib.com/book/dalaylama_XIV/chetire_blagorodnie_istini.html вот к примеру гелугпинская книжка о 4би
Да понятно, я Не могу понять одно: 1 - истина о дукхе, Дукха должна быть понята. То что имеет возникновение, то и имеет угасание. 2 - истина Неведении, Жажда и Цепляние = должна быть отброшена. 3 - истина Ниродха, должна быть реализована, 4 - истина о пути, сам путь реализации к 3 истине. К этому учению нет нужды ничего добавлять или убавлять, Арахант - достойный Ниббаны, это 3 Благородная истина.
Бодхисаттва медитирующий на Праджня-Парамитру, приходит в итоге к тому же самому к 4 Благородным истинам, он должен не вступать в поток, взращивать Парамитры и в конечном счете, он становиться Татхагатой, дающий 4 Истины: о Страдании и его Угасании. Так противоречие, Татхагата уже дал 4 БИ, чтобы все становились Арахантами, зачем тогда было давать 4 БИ, если высший путь в Махаяне Быть Бодхисаттвой, а потом Татхагатой?
путь бодхисаттвы не противоречит 4БИ и более того имеет их как основу...это тоже путь избавления от страданий....не понимаю где Вы взяли там противоречие....
Когда идет реализация 3 благородной Истины, больше нет перерождения. Бодхисаттва же, не достигает состояние Ниродхи, А взращивает парамитры, в конечно итоге он становится Буддой, и дает учение об Освобождении - 4 Благородные истины.
ниродха это медитативное достижение. Нирвана в каком то смысле тоже ниродха(это многозначное понятие) Но ниродха как медитативное достижение не равно нирване. Бодхисаттва достигает ануттарасамьяксамбодхи что и есть избавление от страданий.
И Арахант достигает избавление от страдания. Нет лучше Б8 пути, Дхаммапада.
согласно махаяне у архата не преодолена завеса отделяющая араханта от всеведения Будды....для ухода в Нирвану это по видимому не критично но для достидения ануттарасамьяксамбодхи критично....если Ваш уровень мотивации не толтко лишь личное спасение то это согласитесь важная деталь повествования))) Если же Ваш уровень мотивации лишь личное спасение то ноу проблем.....в истории махаянских школ были подвижники осуществлявшие окончательный уход...я уже как то упоминал Миларепу в этом ключе....
Так если личное спасение, то я должен забыть 4 БИ, развивать Парамитты, чтобы потом стать Татхагатой, что потом будет учение о 4 Благородных истинах. Если мы говорим о 4 БИ как ниже развитие Парамит, то смысл давайть 4БИ, ведь Развитие Парамит - даст выше Итог, например Бодхисаттва 8 уровня выше Араханта. Какая-то путаница с этими Путями Бодхисаттвы, если бы это было, то это было бы в ПК, так как он более ранний, но этого нет.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы