Вы бы предпочли, чтобы дети сгорели? А спасение детей для вас - результат неблагих намерений? Вы ставите рекорды лживости.
Я бы предпочла, чтобы не было откровенного обмана. Вот, к примеру, в суттах ПК историй с откровенным враньём найти не получится. Скажем, есть история о том, как Сарипутта и Могаллана пошли к Дэвадатте, который читал проповедь нескольким сотням монахов, ушедших с ним от Будды. Сарипутта и Могаллана не сказали ни единого слова, но и не стали разубеждать Дэвадатту, когда тот решил, что они тоже решили оставить Будду и примкнуть к его новоиспеченной общине. Ну а в случае с отцом мне видится у отца привычка ко лжи. В критической ситуации отец солгал не задумываясь. А мог бы, к примеру, позвать детей поехать с ним за покупками новых игрушек. И результат был бы тот же, и врать бы не пришлось.
Ещё такой вопрос - "уловка"/"хитрость" - обязательно синонимичны "обману", и если так, то "обман" обязательно ли негативно коннотирует, или зависим от контекста?
Повторюсь, что ПК не найти ни одного примера "благородного" обмана.
Вы правы, вот только в контексте сутты ДН33 (как и других сутт) про прямой обман ничего нету. В тхераваде есть история, когда Будда показал мирянину небесных дев и пообещал, что они могут принадлежать ему в случае усердной практики. Однако в конце этой самой практики девы стали мало интересовать практикующего, т.к. он достиг окончательного освобождения. Сравните с историей прямого обмана, распространенной (насколько я понимаю) в махаяне - отец выманивает детей из горящего дома несуществующими игрушками. Т.е. в одном случае девы имеют место быть, просто оказываются без надобности, в другом - игрушек никаких нету вовсе.
Там же (в Саддхармапундарика-сутре) совсем не так: отец обещает детям разные игрушки, но затем дарит каждому наилучшую.
Про несуществующего кота нельзя утверждать, что он существует после смерти, нельзя утверждать, что он не существует после смерти - вообще ничего про несуществующего кота нельзя сказать наверняка.
Ещё такой вопрос - "уловка"/"хитрость" - обязательно синонимичны "обману", и если так, то "обман" обязательно ли негативно коннотирует, или зависим от контекста?
Вовсе нет. Упая - средство, упая-каушалья / упайакосалла - умелое использование средств. Обман тут вообще ни при чём. Так-то обещание Будды подарить племяннику божественных наложниц можно считать как раз прямым обманом, так как (как говорит сама Рената) никаких существ не существует, тем более воображаемых, а значит и наложниц никаких с самого начала нет и быть не может.
Конечно же, упая - не обман, а умелое использование доступных средств.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 05 Дек 22, 23:32), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Экалавья
Ещё такой вопрос - "уловка"/"хитрость" - обязательно синонимичны "обману", и если так, то "обман" обязательно ли негативно коннотирует, или зависим от контекста?
Вовсе нет. Упая - средство, упая-каушалья / упайакосалла - умелое использование средств. Обман тут вообще ни при чём.
Ну, мне-то понятно, это как, примерно, слово "искусство", происходящее от "искус, искушение", также имеет иное значение. Просто выше перечислялись значения "уловка, хитрость, обман" и прочее, и Рената отчего-то ухватилась за прямое значение "обман", позже ещё и "благородный обман" появился.
Ну, мне-то понятно, это как, примерно, слово "искусство", происходящее от "искус, искушение", также имеет иное значение. Просто выше перечислялись значения "уловка, хитрость, обман" и прочее, и Рената отчего-то ухватилась за прямое значение "обман", позже ещё и "благородный обман" появился.
Обман - одно из значений слова упайя (согласно словарю). Про обман в ПК истории есть, но нет историй откровенного обмана с благими целями - именно его я назвала "благородным обманом". Если вам не нравится такой термин, легко от него откажусь.
А как вы можете знать, на то она и уловка, чтоб вы не знали, что попались на неё, а иначе какой смысл.
На то и дается мудрость, чтобы прибегать к уловкам, не прибегая к откровенному обману. Скажем, Сарипутта и Могаллана не сказали ни слова лжи, хранили благородное молчание - Дэвадатта сам обманулся, решив, что они появились для того, чтобы примкнуть к его новой общине.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы