№615614Добавлено: Вт 20 Дек 22, 17:28 (2 года тому назад)
Реальное заметное различие буддийских школ проходит между сарвастивадой-мадхьямикой и вибхаджьаявадой-саутрантикой-виджнянавадой. Два направления, с принципиально разным подходом, один можно представить, как более склонный к метафизическому реализму (или, скажем точнее, к рассуждениям в такой форме), а второй - к феноменологии. _________________ Буддизм чистой воды
Разница между всеми индийскими школами - микроскопическая. 1% при 99% общего. И эта разница - сугубо философская, недоступная для "ренат". Якобы война махаяны с хинаяной - это бред, ошибка буддологов 19-го века, подхваченная отдельными русскими фанатами.
Позже, уже не в Индии, выделились в качестве школ некие виды практик. Это несколько иное.
При различении и не предполагаю "военный конфликт". В целом - никак не поддерживаю конфрантационный дух тхеравады и различных - скажем ещё нейтральнее - не-тхеравадинских адептов (по крайней мере так, как это развариачивается на русскоязычных площадках). Более того, перефразирую Вольтера - если бы тхеравады не было - её следовало бы придумать.
Реальное заметное различие буддийских школ проходит между сарвастивадой-мадхьямикой и вибхаджьаявадой-саутрантикой-виджнянавадой. Два направления, с принципиально разным подходом, один можно представить, как более склонный к метафизическому реализму (или, скажем точнее, к рассуждениям в такой форме), а второй - к феноменологии.
Конечно, строгость и корректность требует всестороннего рассмотрения вопроса, прогонки его по различным школам, но среднее арифметическое также можно зафиксировать, и здесь, я ничего нового не выдумываю, ведь это известное отличие - более закрытый характер того, что именуется тхеравадой, или хинаяной (мы отдаём себе отчёт в том, что условная махаяна развивалась под одной крышей с условной хинаяной) и более открытый (социально) того, что обычно именуется - махаяной, или, к моему различительному случаю больше подходит - бодхисаттваяной.
Грубо говоря - личное освобождение или коллективное. Нечто подобное и в христианстве есть - т.н. апокатастасис - восстановление всего (всеобщее спасение) как выход из колеса греха. Люстхаус писал, что эта проблема личного/коллективного в буддизме зависла в противоречивом нерешённом состоянии (а по-другому пока и быть не может).
Реальное заметное различие буддийских школ проходит между сарвастивадой-мадхьямикой и вибхаджьаявадой-саутрантикой-виджнянавадой. Два направления, с принципиально разным подходом, один можно представить, как более склонный к метафизическому реализму (или, скажем точнее, к рассуждениям в такой форме), а второй - к феноменологии.
Конечно, строгость и корректность требует всестороннего рассмотрения вопроса, прогонки его по различным школам, но среднее арифметическое также можно зафиксировать, и здесь, я ничего нового не выдумываю, ведь это известное отличие - более закрытый характер того, что именуется тхеравадой, или хинаяной (мы отдаём себе отчёт в том, что условная махаяна развивалась под одной крышей с условной хинаяной) и более открытый (социально) того, что обычно именуется - махаяной, или, к моему различительному случаю больше подходит - бодхисаттваяной.
Грубо говоря - личное освобождение или коллективное. Нечто подобное и в христианстве есть - т.н. апокатастасис - восстановление всего (всеобщее спасение) как выход из колеса греха. Люстхаус писал, что эта проблема личного/коллективного в буддизме зависла в противоречивом нерешённом состоянии (а по-другому пока и быть не может).
Откуда вы взяли про "коллективное" в махаяне? Нет такого у буддистов. _________________ Буддизм чистой воды
№615621Добавлено: Вт 20 Дек 22, 18:06 (2 года тому назад)
И, почему у вас коллективное ассоциировано с открытостью? Наоборот же - коллективность (коллектив), скорее бы тяготела к закрытости. _________________ Буддизм чистой воды
№615622Добавлено: Вт 20 Дек 22, 18:08 (2 года тому назад)
В школах Хинаяны, включая Тхераваду, нет великой философии. Кроме учения о дхармах в Хинаяне ничего толком нет. В школы Махаяны несомненно вложили больше интеллектуальных усилий.
И, почему у вас коллективное ассоциировано с открытостью? Наоборот же - коллективность (коллектив), скорее бы тяготела к закрытости.
Я так часто называю "социальное" (потому в скобочках уточняю), чтобы избежать социологической лексики. Рассматриваю термин "коллективное" как более широкий и акцентированный на всеобщности, если речь о конвиксиях - то я это обязательно уточняю (опять же - много об этом на форуме уже писал, приходится повторять).
И, почему у вас коллективное ассоциировано с открытостью? Наоборот же - коллективность (коллектив), скорее бы тяготела к закрытости.
Полагаю, что условная "коллективность" махаяны, это представление обусловлено тем, что наиболее известным образцом махаянывыступает китайский буддизм, с его характерной народностью. Отсюда и представление об открытости - что популярно в народе, то этому народу и открыто.
Индийская махаяна известна в гораздо меньшей степени. Даже в жизнеописании Васубандху, не смотря на все его эксцентрические поступки, привлекавшие внимание народа, вроде приколачивания на лоб слона золотых пластин с текстом и засылания его через весь город в офис конкурентов, она предстаёт в большей степени монамтырско-университетским интеллигентским увлечением, нежели чем-то народным и всем открытым. Скорее даже наоборот - учение праддняпарамиты недоступно пониманию простых работяг, о чём в самих праджняпарамитских текстах заявляется прямо.
И, почему у вас коллективное ассоциировано с открытостью? Наоборот же - коллективность (коллектив), скорее бы тяготела к закрытости.
Полагаю, что условная "коллективность" махаяны, это представление обусловлено тем, что наиболее известным образцом махаянывыступает китайский буддизм, с его характерной народностью. Отсюда и представление об открытости - что популярно в народе, то этому народу и открыто.
Индийская махаяна известна в гораздо меньшей степени. Даже в жизнеописании Васубандху, не смотря на все его эксцентрические поступки, привлекавшие внимание народа, вроде приколачивания на лоб слона золотых пластин с текстом и засылания его через весь город в офис конкурентов, она предстаёт в большей степени монамтырско-университетским интеллигентским увлечением, нежели чем-то народным и всем открытым. Скорее даже наоборот - учение праддняпарамиты недоступно пониманию простых работяг, о чём в самих праджняпарамитских текстах заявляется прямо.
Так в чём смысл бодхисаттвы? При чём здесь работяга и праджняпарамита?
Последний раз редактировалось: Экалавья (Вт 20 Дек 22, 18:54), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Горсть листьев
И, почему у вас коллективное ассоциировано с открытостью? Наоборот же - коллективность (коллектив), скорее бы тяготела к закрытости.
Я так часто называю "социальное" (потому в скобочках уточняю), чтобы избежать социологической лексики. Рассматриваю термин "коллективное" как более широкий и акцентированный на всеобщности, если речь о конвиксиях - то я это обязательно уточняю (опять же - много об этом на форуме уже писал, приходится повторять).
А где махаяна более социальна? Всё везде одинаково - монастыри, монахи, миряне, которые делают дану. То, что например развилось в Японии в некоторых школах с их "женатыми монахами", это ведь, скорее, национальная особенность, а не махаяна. _________________ Буддизм чистой воды
№615630Добавлено: Вт 20 Дек 22, 18:41 (2 года тому назад)
В тхераваде практика секса монахами в деревнях тоже имеется (имелась), через особый ритуал. Это всё не системное, а частное. _________________ Буддизм чистой воды
И, почему у вас коллективное ассоциировано с открытостью? Наоборот же - коллективность (коллектив), скорее бы тяготела к закрытости.
Полагаю, что условная "коллективность" махаяны, это представление обусловлено тем, что наиболее известным образцом махаянывыступает китайский буддизм, с его характерной народностью. Отсюда и представление об открытости - что популярно в народе, то этому народу и открыто.
Классическая схема - монастырь, который содержится мирянами - гораздо социальнее, чем китайская разработка с работающими монахами, когда, скорее, получаем закрытую секту. _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Вт 20 Дек 22, 18:46), всего редактировалось 1 раз
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы