Тогда возникает представление, что ведь и окружающие охвачены и влекутся такими же самыми процессами (а выражаясь точнее, и не представляют собой ничего, отличного от этих процессов). И когда возникает это представление, то вместе с ними возникает понимание ситуации этих людей, а вместе с пониманием - эмпатия и симпатия по отношению к этим людям.
Это уже каруна.
Я бы сказал, что в таких случаях есть и то, и другое. Эмпатия - это зачаточный уровень каруны, а симпатия - это метта. _________________ Границы мира - это границы языка
Ну, можно всегда с себя начинать, тогда с меттой не будет проблем. Я не говорю об очень высоком уровне, когда метта универсальна и распространяется и в медитации, и в обычной жизни на всех существ. Я больше о том, как быстро успокоить ум, особенно если много контактов, работа, семья.
Когда сразу настраиваешься на метту, ум смягчается и если его переключить на дыхание, он будет наблюдать его.
Да, направлять метту на себя - это, разумеется, проще. Так что не имею ни единого основания спорить с Вами, что это хорошее средство смягчить ум и подготовить его к анапанасати. Охотно соглашаюсь, что это так и должно работать. _________________ Границы мира - это границы языка
Ну это вы какого-то очень сурового к себе практика описываете.
Так я же и не утверждаю, что так делать правильно! Наоборот, говорю, что упорство в жесткой фиксации на объекте ведет в тупик, причём в опасный тупик. Но порой люди совершают эту ошибку - в том числе и люди, которые учились вроде бы под руководством квалифицированных наставников. Например, тот же (обсуждавшийся в соседней ветке) дост. Вималарамси, как следует из его слов, практиковал жёсткую фиксацию не то что при развитии самадхи, но даже и при развитии випассаны - а потом, когда понял, что так неправильно, всё равно продолжил считать, что в тхеравадинской традиции учат жёсткой фиксации, и счёл это достаточным основанием, чтобы не причислять себя больше к Тхераваде. Трагикомедия ошибок. _________________ Границы мира - это границы языка
№422893Добавлено: Вт 12 Июн 18, 18:23 (6 лет тому назад)
Цитата:
жесткой фиксации
А не жесткая фиксация? Как вообще фиксация может быть жесткой и не жесткой? Это вот Вималарамщина все. Описывает ту самую медитацию включающую сосредочение, но утверждает что вот там мол фиксация жесткая а в его чудо-методе не жесткая.
Запутались в двух соснах.
Есть всего два варианта:
1) Внимание направлено на один объект и удерживается на нем. Появляются отвлечения - отслеживаем, осознавая наличие отвлечения и возвращаем внимание обратно. Осознанность при этом не теряем, не проваливаемся в отупение и безмыслие. Отбрасываем джхановые помехи и развиваем джхановые факторы. Напрягать себя и заставлять возвращать внимание не нужно да и бессмысленно, только будет противоположный эффект. Просто со временем випассана развиваемая отслеживанием отвлечений достигает такой степени, что отвлечение распознается и ликвидируется еще до его возникновения, что приводит к глубокому естественному (не через напряжение) сосредоточению (без потери осознанности!) и джханам. Развивается в неподвижной сидячей позе.
Результат - развитие осознанности, памятования, глубокого сосредоточения и спокойствия (самадхи и випассаны), достижение джхан и Нирвана.
Это и есть один единственный путь и метод медитации через который Будда пришел к просветлению. Еще раз подчеркну, что объект один, не очень важно какой, но один.
2) Внимание скачет с объекта на объект, не удерживаясь на одном объекте. Вот птичка зачирикала, вот я пукнул, а теперь уже запах пошел, а теперь запах исчез. Объекты меняются постоянно и ум сосредоточен на каждом объекте только на мгновение. Уму позволяется постоянно переключать внимание с объекта на объект без возврата к одному объекту (например дыханию). Можно развивать в метро по дороге на работу или слушая ругань босса, а также на форуме тщательно осознавая и отслеживая как лучше обхамить собеседника, а также наблюдая возникновение и исчезновение его реакции на хамство.
Результат такой "медитации" - приходим в экстаз "надо же как непостоянны все феномены", от повышения осознанности происходящего, учимся безропотно переносить ругань босса и хамить не вовлекаясь в хамство. Это безусловно приносит видимые плоды и повышает качество жизни, но развивает только випассану и минимально возможное сосредоточение - на миллисекунду и только, дальше уже внимание перескакивает на другой объект. Такое сосредоточение не является глубоким и не может привести к джханам. Никаких джхан и Нирваны не достигнуть, так как не развивается навык сосредоточение и не развивается правильное самадхи. Без сосредоточения и удержания внимания на одном объекте нет джхан, а без джхан нет Нирваны.
"Правильное Сосредоточение - это четыре джханы, восьмой фактор Благородного Восьмеричного Пути. Когда джхана достигается, то устраняются Пять Помех. Именно такую медитацию восхвалял Будда, поскольку она ведёт к освобождению, к Ниббане. В Маджхима Никае 31 «сверхчеловеческое состояние, особенность в знании видении, достойная благородных» определяется как первая джхана, вторая, третья, четвёртая. Говорить, что джхана не нужна - всё равно, что говорить, якобы Правильное Сосредоточение не нужно для освобождения. В этом случае мы практикуем только семеричный путь, а это не тот путь, который проложил Будда для обретения Ниббаны. В Саньютта Никае 16.13 подобная точка зрения упоминается как один из факторов, ведущих к исчезновению подлинной Дхаммы. Поэтому в Ангуттара Никае 6.64 Будда говорит: «Нет сосредоточения - путь неправильный»."
"Джхана - состояние, где неконтролируемые утечки ума прекращаются временно. Например, неблагие мысли прекращаются в первой джхане; а все мысли прекращаются в состоянии «благородной тишины» - во второй и дальнейших джханах. Если практикующий не может достичь джханы и прекратить асавы временно, то как он может заставить асавы прекратиться навсегда?"
"В наши дни распространено мнение, что буддийская медитация - это только випассана. Однако даже поверхностное ознакомление с суттами позволяет увидеть, что саматха также является важнейшей и составной её частью. Как уже говорилось, в Маджхима Никае 108 явным образом сказано, что единственный вид медитации, который хвалил Будда - это тот, который приносит достижение четырёх джхан, то есть медитация успокоения (саматха). В Саньютта Никае 54.1.8 и 54.2.1 Будда говорит, что перед просветлением, и даже после, он в основном проводил своё время в медитации на дыхании, называя её: «Благородный путь жизни, лучший из путей, путь жизни Татхагаты»"
"Некоторые традиции говорят о двух типах практики - медитации прозрения (vipassana) и медитации успокоения (samatha). На самом деле это неотъемлемые части одного процесса. Успокоение - это внутреннее счастье, рождённое медитацией; прозрение, в свою очередь, является ясным пониманием, проистекающим из этой же самой медитации. Успокоение ведёт к прозрению, прозрение ведёт к успокоению.
Тот, кто ошибочно воспринимает все изложенные в этой книге указания как «просто практику «саматхи» (успокоения)», не имеющую отношения к прозрению, должен понять, что это ни випассана, ни саматха. Это называется «bhavana», развитие ума. Этому методу учил Будда (АН IV, 125-27; МН 151, 13-19), "
http://www.theravada.ru/Teaching/Books/Mindfulness_Bliss_Beyond/mindfulness-bliss-beyond1-sv.htm
И чтобы два раза не вставать, не раз читал мнения на этом форуме, что вот мол джхановое удовольствие это неправильно, что это уводит от цели и удерживает развитие только на удовольствии от джхан.
Так вот, удовольствие от джхан это вполне нормально, более того оно необходимо:
"Даже хотя ученик благородных чётко увидел так, как оно есть на самом деле правильной мудростью, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения и много страданий… всё же, покуда он не достиг восторга и счастья (первая джхана), отличных от чувственных удовольствий, отличных от неблагих состояний, или большего нежели это (высшие джханы), то он всё ещё может устремляться к чувственным наслаждениям».
"Это называется блаженством отречения, блаженством уединения, блаженством покоя, блаженством просветления. Я говорю, что этот вид удовольствия нужно преследовать, его нужно развивать, его нужно взращивать, его не следует бояться"
Невозможно отказаться от мирских удовольствий не обретя взамен сверхмирское.
№422901Добавлено: Вт 12 Июн 18, 19:04 (6 лет тому назад)
Влад, спасибо, прочитала ваш текст с большим удовольствием. Мне кажется, что опасность залипания в джханах сильно преувеличена. Что-то типа зеленого винограда - не надо стремиться к джханам, а то в них можно залипнуть. Наверное, чтобы подобная проблема стала актуальна, практику хорошо бы научиться для начала стабильно в них входить.
Ну, можно всегда с себя начинать, тогда с меттой не будет проблем. Я не говорю об очень высоком уровне, когда метта универсальна и распространяется и в медитации, и в обычной жизни на всех существ. Я больше о том, как быстро успокоить ум, особенно если много контактов, работа, семья.
Когда сразу настраиваешься на метту, ум смягчается и если его переключить на дыхание, он будет наблюдать его.
Подскажите пожалуйста, а как именно вы с себя начинаете? Вы представляете себя со стороны? Спрашиваю потому, что мне достаточно трудно представить себя со стороны и испытать по отношению к себе доброжелательность, гораздо легче представлять свою золотую рыбку или (чуть труднее) близких - тогда доброжелательности хоть отбавляй, а как с себя начинать - технически не очень ясно.
№422904Добавлено: Вт 12 Июн 18, 19:12 (6 лет тому назад)
Цитата:
Что-то типа зеленого винограда - не надо стремиться к джханам, а то в них можно залипнуть.
Есть мнение буддологов, что вот такой рефлекс "зеленого винограда" и привел к нивелированию роли правильного сосредоточения, джхан и мощному перекосу в сторону развития прозрения, вплоть до вообще отказа от правильного сосредоточения и мнения "моментального сосредоточения достаточно, главное - наблюдение за феноменами".
И этот процесс начался не сейчас, а прямо после смерти Будды. Достигать джхан стало все меньше людей, так как это требует огромных усилий, времени, плюс должного развития всех компонентов Восьмеричного Пути.
Ну и способ "понаблюдать, понять как работает и освободиться" очень характерен и для индийского религиозного мышления вообще.
Поэтому в поздние сутты стали дописывать возможность освобождения только через прозрение, что очевидно противоречит другим (более ранним) суттам.
Ну и в современном мире конечно гораздо проще наблюдать за возникновением феноменов в повседневной жизни, чем развивать сосредоточение и прозрение в сидячей медитации. _________________ Так я слышал
№422905Добавлено: Вт 12 Июн 18, 19:20 (6 лет тому назад)
Стуликов, вы типичный неофит, не разбирающийся в вопросе, причем довольно-таки упертый в твоей невежественности )
Я уже замучился повторять, что в саматхе объект концептуальный, а в випассане - параматтха. А не "один" или "внимание скачет". Вы же не понимаете этой элементарной вещи. Это разные методы развития, с объектами разных уровней реальности, разных качеств ума, которые можно использовать по отдельности или совместно. Сосредоточение, развиваемое в саматхе, ведет к приятному пребыванию здесь и сейчас (джханам) и всяким плюшкам, типа развития сверхспособностей. Оно не ведет искоренению влечений и ниббане.
Сосредоточение, развиваемое в випассане, ведет к развитию памятования-бдительности, надмирской мудрости, и прекращению влечений - ниббане. Это то, что открыл Будда и то, что отличает его учение от всех остальных Дхамм его времени.
Методов же, развивающих саматху или випассану по отдельности, или и то и другое совместно - множество в Традиции Тхеравада. Каждый практикующий может выбрать подходящий под его качества ума.
№422909Добавлено: Вт 12 Июн 18, 19:30 (6 лет тому назад)
Кстати еще один распространенный миф "джханы и самадхи это то, что практиковалось и до Будды и практикуется и в других религиях, а випассана это оригинальная добавка от Будды" также является всего лишь мифом, заблуждением.
На самом деле именно 4 первые джханы и Восьмеричный Путь и являются оригинальным изобретением и методом Будды. Нет упоминаний о медитации самадхи, достижении джхан ни в одном источнике более раннем чем Палийский Канон. В более поздних текстах - сколько угодно, но не в более ранних: ни в Упанишадах, нигде нет медитации джхан.
В Упанишадах описана в паре мест буквально то, что можно понять как медитацию на элементы, достижение сфер бесконечного сознания и т.д., достижение арупа-джхан, которые и практиковали всем известные учителя Будды и которые действительно являются неверным путем от которого отказался Будда. Это и было более ранним чем джханы методом медитации.
И Восьмеричный Путь оригинально был последовательным с кульминацией в достижении джхан.
Мнение о параллельности разных этапов Восьмеричного Пути было добавлено в учение одновременно с добавлением освобождения через прозрение как самостоятельного метода, потому что иначе не получалось логично. _________________ Так я слышал
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы