Так что отслеживать и отбрасывать следует не радость саму по себе - а желание этой радостью наслаждаться, удержать, продлить, возобновить эту радость.
Залипание на суккхе и прочем происходит вследствие дисбаланса в бхаване, когда одни факторы развиваются сильнее других. За этим должен наставник следить и вовремя поправлять.
Так что отслеживать и отбрасывать следует не радость саму по себе - а желание этой радостью наслаждаться, удержать, продлить, возобновить эту радость.
Залипание на суккхе и прочем происходит вследствие дисбаланса в бхаване, когда одни факторы развиваются сильнее других. За этим должен наставник следить и вовремя поправлять.
Бесспорно.
Только по поводу наставников скажу, что применительно к нам, западным людям, с дефицитом наставников (впрочем, подозреваю, что хороших наставников никогда не бывает много, в том числе и в странах ЮВА), лучшее, что может сделать наставник - это научить самого практикующего замечать и поправлять дисбаланс. Потому что наставник не всегда будет рядом. _________________ Границы мира - это границы языка
№422682Добавлено: Пн 11 Июн 18, 16:15 (6 лет тому назад)
Поделюсь интересным наблюдением. Когда один мой знакомый, цепко держащийся за поп-христианские воззрения, решил таки попрактиковаться в успокоении ума и развитии осознанности (признаюсь, по моему наущению), то он сообщил, что как только ему удалось установить ум в благостном расположении ко всему окружающему (начальная фаза генерации метты), он как будто бы почувствовал, что ангелы зовут его бросить это глупое бессмысленное занятие и обратиться к богу и его божественной любви...
Прокомментируете? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Поделюсь интересным наблюдением. Когда один мой знакомый, цепко держащийся за поп-христианские воззрения, решил таки попрактиковаться в успокоении ума и развитии осознанности (признаюсь, по моему наущению), то он сообщил, что как только ему удалось установить ум в благостном расположении ко всему окружающему (начальная фаза генерации метты), он как будто бы почувствовал, что ангелы зовут его бросить это глупое бессмысленное занятие и обратиться к богу и его божественной любви...
Прокомментируете?
Ну а что тут комментировать. Если практиковать саматху, основываясь на поп-христианских воззрениях, а не самма-диттхи, опираясь на Будду, Дхамму, Сангху, то оно и приведет к подобным результатам, а не самма-самадхи, о чем в соответствующих суттах и написано )
Поделюсь интересным наблюдением. Когда один мой знакомый, цепко держащийся за поп-христианские воззрения, решил таки попрактиковаться в успокоении ума и развитии осознанности (признаюсь, по моему наущению), то он сообщил, что как только ему удалось установить ум в благостном расположении ко всему окружающему (начальная фаза генерации метты), он как будто бы почувствовал, что ангелы зовут его бросить это глупое бессмысленное занятие и обратиться к богу и его божественной любви...
Прокомментируете?
Ну так всё логично. У меня, пока я держался за христианскую догматику, тоже нечто подобное было. Только без ангелов. Просто возникало ощущение бессмысленности любых результатов, каких бы я ни добился с помощью применения медитативных техник. Ведь всё, чего бы я смог добиться, было бы таким же временным и обусловленным, как я сам. В конечном счёте это бы ничего не изменило - ни для меня самого, ни для кого-либо ещё. В конечном счёте, думал я, нет иного пути, чем положиться на неведомого, сокрытого, всемогущего Бога (тут нужно пояснить, что христианство моё было в духе Кьеркегора и Шестова - и чем дальше, тем больше).
И так продолжалось, в общем, до тех пор, пока однажды я ни осознал, с помощью MN1, что само моё стремление к решению "в конечном счёте" - оправданию, исцелению, примирению с Богом, спасению, и т.п. - что это и есть проявление проблемы, что это и есть проявление жажды, искажающей моё видение. Тогда стало ясно, что решение - не в вечном поиске трансцендентного, а в ослаблении (а затем и устранении) жажды. И тогда мысли о бессмысленности буддийской практики исчезли. _________________ Границы мира - это границы языка
Я давно заметила, что если начинать с метты - ум быстро успокаивается и потом легко переходит на апанасати. Потом бывает так, что возникает радость, которая уму обычно нравится и он забивает на дыхание, приходится отмечать радость с бесстрастием. Если позволить себе в ней тонуть, то становишься как наркоман от медитации
Аджан Брахм называет себя "медитационным наркоманом" и не парится по этому поводу. Мне напротив метту куда как проще практиковать после возникновения радости, тогда специально стараюсь вспоминать противных людей и неприятные ощущения по отношению к ним тают. Если же делать радость самоцелью, то наверное вскоре просто перестанешь ее достигать.
А практик, в то же самое время, весь этот процесс жестко подавляет и насильно возвращает внимание к избранному объекту медитации. Естественно, что столкновение волевых импульсов (стремления концентрироваться на объекте медитации, с возникающими в результате отвлечений внимания влечениями и отвращениями) порождает сильное нервное направление, которое ощущается также и физически. В эти моменты можно физически ощутить, как кровь приливает к мозгу - и последствия здесь могут не ограничиваться головной болью. Конечно, эту опасность можно купировать - но этому тоже нужно научиться.
Ну это вы какого-то очень сурового к себе практика описываете. Если просто усаживаться каждый день на некоторое количество времени не ставя при этом строгих целей и не назначая сроков - просто цепляться за нос и отслеживать ощущения, то никакая кровь к мозгу не прильет - напротив, вне зависимости от результатов практики в качестве побочного эффекта будет чувство покоя и бодрости одновременно.
Я давно заметила, что если начинать с метты - ум быстро успокаивается и потом легко переходит на апанасати. Потом бывает так, что возникает радость, которая уму обычно нравится и он забивает на дыхание, приходится отмечать радость с бесстрастием. Если позволить себе в ней тонуть, то становишься как наркоман от медитации
О, похоже у Вас практика медитации строится на прочном фундаменте нравственности. Это прекрасно, но у меня так, в большинстве случаев, не получается и сейчас - а раньше и вообще не получалось. Наоборот, в моём случае метта к другим людям (естественно, за исключением узкого круга лиц, которым я симпатизирую просто в силу знакомства и общения с ними) возникает только в результате практики: когда удаётся в течение некоторого времени сосредоточенно рассматривать возникновение представлений, переживаний и реакций на них, так что безличность и непостоянство всего, возникающего в этом процессе делаются ясно различимыми. Тогда возникает представление, что ведь и окружающие охвачены и влекутся такими же самыми процессами (а выражаясь точнее, и не представляют собой ничего, отличного от этих процессов). И когда возникает это представление, то вместе с ними возникает понимание ситуации этих людей, а вместе с пониманием - эмпатия и симпатия по отношению к этим людям.
Ну, можно всегда с себя начинать, тогда с меттой не будет проблем. Я не говорю об очень высоком уровне, когда метта универсальна и распространяется и в медитации, и в обычной жизни на всех существ. Я больше о том, как быстро успокоить ум, особенно если много контактов, работа, семья.
Когда сразу настраиваешься на метту, ум смягчается и если его переключить на дыхание, он будет наблюдать его.
А не соглашусь я насчёт "навыка направлять ум на объект". Суть же дела не просто в том, чтобы направлять ум на объект, а в том, чтобы научиться замечать, как ум направляется на определенный объект; замечать именно тот момент, когда ум туда направляется... И тогда станет виден настоящий предмет отслеживания - движения внимания.
Так что отслеживать и отбрасывать следует не радость саму по себе - а желание этой радостью наслаждаться, удержать, продлить, возобновить эту радость.
Залипание на суккхе и прочем происходит вследствие дисбаланса в бхаване, когда одни факторы развиваются сильнее других. За этим должен наставник следить и вовремя поправлять.
Бесспорно.
Только по поводу наставников скажу, что применительно к нам, западным людям, с дефицитом наставников (впрочем, подозреваю, что хороших наставников никогда не бывает много, в том числе и в странах ЮВА), лучшее, что может сделать наставник - это научить самого практикующего замечать и поправлять дисбаланс. Потому что наставник не всегда будет рядом.
Да, наставники в монастыре Махаси Саядо обычно сначала советуют отмечать радость как радость и блаженство как блаженство, но если видят, что тебя реально заносит, могут вообще запретить обращать внимание на блаженство и оно, как правило, сменяется умиротворением. К нему привязаться еще легче )
Поделюсь интересным наблюдением. Когда один мой знакомый, цепко держащийся за поп-христианские воззрения, решил таки попрактиковаться в успокоении ума и развитии осознанности (признаюсь, по моему наущению), то он сообщил, что как только ему удалось установить ум в благостном расположении ко всему окружающему (начальная фаза генерации метты), он как будто бы почувствовал, что ангелы зовут его бросить это глупое бессмысленное занятие и обратиться к богу и его божественной любви...
Прокомментируете?
Ну а что тут комментировать. Если практиковать саматху, основываясь на поп-христианских воззрениях, а не самма-диттхи, опираясь на Будду, Дхамму, Сангху, то оно и приведет к подобным результатам, а не самма-самадхи, о чем в соответствующих суттах и написано )
Глядя на знакомых, которые "бросили" христианство ради буддизма и все еще сильно мучаются, я всегда про себя радуюсь, что никогда до встречи с Дхаммой не отдавала предпочтения никаким религиозным культам.
№422714Добавлено: Пн 11 Июн 18, 22:07 (6 лет тому назад)
Ну то есть, рано или поздно в такой последовательной распознавательной практике сознавания любых состояний как только состояний, а не некоей длящейся неизбежной реальности - можно внезапно проникнуться виденьем вечного, которое не есть состояние? Да и конечно!.)
Поделюсь интересным наблюдением. Когда один мой знакомый, цепко держащийся за поп-христианские воззрения, решил таки попрактиковаться в успокоении ума и развитии осознанности (признаюсь, по моему наущению), то он сообщил, что как только ему удалось установить ум в благостном расположении ко всему окружающему (начальная фаза генерации метты), он как будто бы почувствовал, что ангелы зовут его бросить это глупое бессмысленное занятие и обратиться к богу и его божественной любви...
Прокомментируете?
У людей разная природа. Кому-то проще прийти к Всевышнему через бхакти, преданность. Кому-то через джани и медитацию. Кому-то через карма-йогу.
Кстати и в буддизме тоже есть все три этих направления.
И тот кто продвинулся по какому то из путей часто считает другой путь низшим и подготовительным, но для полной реализации на самом деле нужны все они.
Тогда возникает представление, что ведь и окружающие охвачены и влекутся такими же самыми процессами (а выражаясь точнее, и не представляют собой ничего, отличного от этих процессов). И когда возникает это представление, то вместе с ними возникает понимание ситуации этих людей, а вместе с пониманием - эмпатия и симпатия по отношению к этим людям.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы