Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Три вида дуккхи, или от чего освобождает следование Дхамме?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гвоздь
Гость





362785СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 21:57 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
empiriocritic_1900
а что для вас дхамма? развитие осознанности и медитация? так это есть и в других традициях: даосизм, тантризм, йога, веданта, частично в других. А если у человека светлая голова на плечах, то можно это все практиковать и вне всевозможных традиций. Поэтому, получается, и дхамма то и не нужна, и 4БИ, и понятий о "нирване/сансаре" и т.д., чтобы уменьшить страдания?
4ИБ - Буддадхамма : )

Пока будет принятие непостоянного за постоянное, несамосущего за самосущее - будут возникать и килесы и танха.
Авиджа не устраняется самадхи и джаной, а устраняется ньньаной(джньаной), знанием того каким всё есть.
Самадхи необходимое условие развития ньньан, точнее правильноесамадхи - тоесть направленное на постижение того каким всё есть - несамосущим, обусловленным, зависимым.


Ответы на этот пост: shpiler, shpiler
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

362787СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 21:59 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гвоздь
А как соотносятся между собой понятия килеса и танха?

И правильно ли я понимаю, что духкхата можно перевести как страдательность подобно тому, как шуньята можно перевести как пустотность?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Гвоздь, Гвоздь
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Гвоздь
Гость





362789СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:11 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Гвоздь
А как соотносятся между собой понятия "килеса" и "танха"?
Насколько понимаю это просто два разных метода, которые использовал Будда, для объяснения одних и тех же причин условий дуккха.

Так каравай можно разрезать разными способами и на разные части, так и причину услове дуккха можно объяснить, как при помощи трёх или шести килес\клеш, так и при помощи трёх танха\тришна.
Соотнести их попробовать хоть приблизительно и можно, но не выйдет точно, так как по разному "разрезано".
Нечто подобное например и с самсарой, можно разделить на шесть уделов, можно  и на три лок.
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

362790СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:14 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А омрачение и килеса - это одно и то же?
Или омрачение - следствие килесы?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

362791СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:30 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото
если омрачение понимать в узком смысле (как загрязнение), то да, одно и то же.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

362792СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:35 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гвоздь пишет:
а устраняется ньньаной(джньаной), знанием того каким всё есть.

это и в йоге есть.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: Гвоздь
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

362794СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:41 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гвоздь пишет:
empiriocritic_1900
Обратите внимание непосредственно на названия:
dukkhadukkhatā
vipariṇāmadukkhatā
saṅkhāradukkhatā

Как можно заметить все три дуккхата,  дуккха присутствует лишь в первом названии.
Это не три вида дуккхи, а три вида дуккхата.


Тут несколько сложнее. В SN38.14 Сарипутта перечисляет эти три дуккхаты в ответ на вопрос, что такое дуккха. Такой ответ легко понять в духе Рис-Дэвидса (словарь которого понимает дуккхату, как "state of pain, painfulness, discomfort, pain" - то есть, в зависимости от контекста, или как ситуацию, в которой переживается дуккха, или просто как синоним дуккхи.

А у Буддагосы (в указанном параграфе указанной главы) ещё проще чем в суттах. Он, просто-напросто, использует термины  dukkhadukkha, vipariṇāmadukkha, и saṅkhāradukkha - и вовсе обходится без понятия дуккхата. Поэтому я и считаю, что в данном случае дуккхата имеет практически такое же значение, как дуккха. В обоих случаях (и по суттам, и по Буддагосе) это можно перевести и как "виды/формы страдания", и как "состояния подверженности страданию", и ещё как-нибудь. Главное при этом не забывать, какой смысл имеет каждый из этих терминов. Страданием в узком смысле слова, тем, что мы склонны так называть, является дуккхадуккхата (или, что то же самое, дуккхадуккха). Випаринамадуккхата (или випаринамадуккха) - это, скорее, состояние, ведущее к страданию. А санкхарадуккхата (или санкхарадуккха) - это, по сути дела, всепроникающая тягостность существования, составляющая основу всех прочих форм страдания.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

362795СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:44 (7 лет тому назад)    Тягостность опыта Ниббаны Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
А санкхарадуккхата (или санкхарадуккха) - это, по сути дела, всепроникающая тягостность существования, составляющая основу всех прочих форм страдания.
Тягостность опыта Ниббаны, в том числе. К такому следствию логически приводит философия Махаси Саядо.

Ответы на этот пост: shpiler, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

362796СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:46 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гвоздь пишет:
знанием того каким всё есть.

нужно уточнить. знанием того, каким все есть согласно буддийской доктрине! потому как наряду с медитативными практиками и развитием осознанности буддист предварительно будет усиленно настраиваться на исключительно буддийские доктрины: 4БИ, анатмавада, ниришваравада, нирвана/сансара, непостоянство. и в результате эта "настройка" даст свои плоды. в итоге видение "каким все есть" будет местами существенно отличаться у буддиста и, скажем, йогина  Smile

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

362797СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:47 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гвоздь пишет:
Этому ведь и в тибетском буддизме учат.
Махаянский Будда боль уже не переживает. И уж конечно его опыт буддовости - необусловленный.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
shpiler



Зарегистрирован: 16.05.2017
Суждений: 936

362798СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:50 (7 лет тому назад)    Re: Тягостность опыта Ниббаны Ответ с цитатой

Hermann пишет:
Тягостность опыта Ниббаны

понятия нирваны и опыта несовместимы. ибо где есть нирвана - там нет субъекта и его существования, а поэтому нет и опыта.

_________________
Да пребудет с тобой Sīla!


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

362799СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:53 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
Hermann пишет:
Тягостность опыта Ниббаны

понятия нирваны и опыта несовместимы. ибо где есть нирвана - там нет субъекта и его существования, а поэтому нет и опыта.
Да, у Махаси Саядо есть внеопытный аспект Ниббаны - точно так же, как внеопытен Ниргуна Брахман в адвайта-веданте. Когда всякий опыт прекращается, не исчезает То - дхамма Ниббана или Ниргуна Брахман.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

362800СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:54 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

shpiler пишет:
empiriocritic_1900
а что для вас дхамма? развитие осознанности и медитация? так это есть и в других традициях: даосизм, тантризм, йога, веданта, частично в других. А если у человека светлая голова на плечах, то можно это все практиковать и вне всевозможных традиций. Поэтому, получается, и дхамма то и не нужна, и 4БИ, и понятий о "нирване/сансаре" и т.д., чтобы уменьшить страдания?

Развитие осознанности и другие формы медитации - это практики, или даже техники. А Дхамма - это ещё и (мета)теория, карта местности, чтобы практиковать правильно. Четыре Благородные истины,  шесть видов контакта, пять совокупностей, 12 факторов зависимого возникновения, три характеристики существования, Благородный восьмеричный путь, четыре установления осознанности, четыре правильных усилия, пять препятствий, семь факторов пробуждения, восемь джхан, восемь благородных личностей, четыре благородных плода (и ряд других классификации) в совокупности образуют очень мощную модель, которая и объясняет реальность, и показывает, что с ней делать, и как.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: shpiler
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

362801СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:56 (7 лет тому назад)    Re: Тягостность опыта Ниббаны Ответ с цитатой

Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
А санкхарадуккхата (или санкхарадуккха) - это, по сути дела, всепроникающая тягостность существования, составляющая основу всех прочих форм страдания.
Тягостность опыта Ниббаны, в том числе. К такому следствию логически приводит философия Махаси Саядо.

Не так. Ниббана - асанкхата, но это совершенно не обязательно означает, что у араханта должно быть какое-то посмертное существование за пределами пяти совокупностей. Впрочем, это нужно отдельную тему открывать...

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

362802СообщениеДобавлено: Вт 12 Дек 17, 22:59 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Понятие "клеша" могло быть взято буддизмом из йоги, или наоборот - привнесено в йогу буддизмом.
Само слово "клеша" в комментариях к Йога-сутрам Патанджали переводится и как омрачение, и как страдание (подобно духкхе).

Приведу некоторые сутры из Йога-сутр Патанджали в трактовке С.С.Сарасвати. В скобках буду вставлять слова из сутр на санскрите.

2.3. Неведение (авидья), чувство "я" (асмита), влечение (рага), отвращение (двеша) и страх смерти (абхинивешах) есть страдания (клеши).

2.4. Авидья есть поле для последующих клеш в состоянии скрытом, тонком, рассеянном или раскрытом.

В буддизме пратитья-самутпада тоже начинается с авидьи.

2.5. Авидья - это ошибочное принятие невечного (анитья), нечистого (ашучи), зла (духкха) и анатмана соответственно за вечное (нитья), чистое (шучи), добро (сукха) и атман.

В буддизме такое же понимание причин авидьи, кроме одной - принятия нечистого за чистое.

2.7. Рага есть влечение, сопровождающее удовольствие.

2.8. Двеша есть отвращение, сопровождающее боль.

В буддизме описанное в 2.7, 2.8, 2.9 соответсвует трем основным клешам - неведению, влечению, отвращению

2.9. Абхинивеша - это желание жизни, поддерживаемое своей собственной силой, который господствует даже над наученным [опытом].

По Айенгару 2.9. Самосохранение и привязанность к жизни - наиболее тонкая форма страдания, присущая даже мудрецам.

В буддизме это соответствует бхава-тришне. То есть в ряду клеш перечисляется и тришна

2.10. Те клеши ослабляются путем инволюции; тогда они становятся тонкими.

2.11. Разновидности клеш ослабляются посредством медитации.

Как видим, параллели с буддизмом очевидны.
А если добавить, что, по Патанджали, йога - это устранение колебаний сознания (ума), то параллели еще очевиднее.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Вт 12 Дек 17, 23:02), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: shpiler
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35  След.
Страница 13 из 35

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.039 (0.804) u0.016 s0.002, 18 0.022 [268/0]