Нет, сферой дуккха ограничен опыт простых существ, не ведающих причины дуккха, прекращение дуккха, и пути, ведущего к прекращению дуккха. У Араханта всё это есть.
В состоянии Араханта дхаммы больше не характеризуются возникновением и исчезновением?
Нет. В нирване нет пяти кхнадх, следовательно нет и дуккха.
Зато любой опыт прижизненной ниббаны - любой опыт Араханта и Будды Шакьямуни - дуккха. Исходя из философии Махаси Саядо, логически, получается так. В состоянии Араханта дхаммы характеризуются возникновением и исчезновением, поэтому дуккха обусловленности налицо.
№362659Добавлено: Вт 12 Дек 17, 17:16 (7 лет тому назад)
Думаю, что та духкха, которая входит в трилакшану как свойство всех феноменов, и та духкха, которая означает страдание человека вследствие жажды, - не тождественные понятия.
Воспринимать нечто, как духкху, и испытывать духкху по поводу воспринятого - не одно и то же. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Что касается Махаси Саядо, то он прав: "когда учения ясным образом говорят о прекращении, не надо пытаться заглядывать ещё дальше и формулировать идею об особом виде сущестования."
Не нужно считать обусловленное существование единственно возможным опытом, повторяя ошибку Махаси Саядо.
Иначе Будда Шакьямуни, в своём опыте, никогда не выходил за рамки дуккха обусловленности.
Последний раз редактировалось: Hermann (Вт 12 Дек 17, 17:21), всего редактировалось 2 раз(а)
Для архата они такие, какие есть, а для тришнаки — духкха.
Видеть дхаммы "такими какие они есть" - это и означает видеть их подлинную природу - дуккха, аничча, анатта, без прикрас и без отвращения. Именно видение дуккха в обусловленном существовании и отличает Араханта от простолюдинов, которые не ведают Первой благородной истины в полной мере, и потому не могут до конца отбросить привязанность.
Почему же Вы не делаете логический вывод, что любой опыт нирваны (если любой опыт отсутствует после распада кхандх; как и в ниродха-самапатти при их сохранении отсутствует) - дукха?
Потому что в опыте ниббаны отсутствует возникновение и исчезновение. Конечно, в какой-то момент он достигается. Но, будучи достигнутым, он уже ни от чего не зависит, и сам не производит никакой каммы. _________________ Границы мира - это границы языка
Почему же Вы не делаете логический вывод, что любой опыт нирваны (если любой опыт отсутствует после распада кхандх; как и в ниродха-самапатти при их сохранении отсутствует) - дукха?
Потому что в опыте ниббаны отсутствует возникновение и исчезновение. Конечно, в какой-то момент он достигается. Но, будучи достигнутым, он уже ни от чего не зависит, и сам не производит никакой каммы.
Если отсутствует возникновение и исчезновение, то как функционируют остаточные кхандхи Араханта? У него при жизни уже нет пяти совокупностей?
Думаю, что та духкха, которая входит в трилакшану как свойство всех феноменов, и та духкха, которая означает страдание человека вследствие жажды, - не тождественные понятия.
Воспринимать нечто, как духкху, и испытывать духкху по поводу воспринятого - не одно и то же.
Да, выше я писал, что есть несколько видов дуккха - телесное страдание и умственное страдание, психическое. Обычный человек испытывает оба вида дуккхи. Арахант может испытывать лишь телесные боли, недомогания, и то, относительно не долго, пока еще живо тело - остаток прошлой каммы..)
"Образованный ученик Благородных при болезненном чувстве не горюет и не мучится, и таким образом испытывает лишь телесное страдание. Он свободен от основной части страдания - умственных переживаний."
Для архата они такие, какие есть, а для тришнаки — духкха.
Видеть дхаммы "такими какие они есть" - это и означает видеть их подлинную природу - дуккха, аничча, анатта, без прикрас и без отвращения. Именно видение дуккха в обусловленном существовании и отличает Араханта от простолюдинов, которые не ведают Первой благородной истины в полной мере, и потому не могут до конца отбросить привязанность.
Видение исключительно духкха и "без отвращения" сложно сочетается.
Буддагоса определяет страдание производности, как подверженность всех феноменов «возникновению и исчезновению» (udayabbaya: от udaya – возникновение, рост, появление, и vaya – исчезновение, разрушение).
Выходит, философия Махаси Саядо, чисто логически, напрямую противоречит философии Буддагосы и несовместима с ней.
Буддагоса немного фантазер, учитывая, что он критиковал описание ниббаны как просто прикращение танхи и сравнивал с собакой, которая освободилась от вожделения после совокупления (типа тоже ниббана). хотя это вполне свящписное сравнение. поэтому описал ниббану как некую брахмаподобную дхамму. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Для архата они такие, какие есть, а для тришнаки — духкха.
Видеть дхаммы "такими какие они есть" - это и означает видеть их подлинную природу - дуккха, аничча, анатта, без прикрас и без отвращения. Именно видение дуккха в обусловленном существовании и отличает Араханта от простолюдинов, которые не ведают Первой благородной истины в полной мере, и потому не могут до конца отбросить привязанность.
Видение исключительно духкха и "без отвращения" сложно сочетается.
Не "исключительно духкха", а духкха как свойство, как примесь.
Это "сложное сочетание" и есть освобождение _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Для архата они такие, какие есть, а для тришнаки — духкха.
Видеть дхаммы "такими какие они есть" - это и означает видеть их подлинную природу - дуккха, аничча, анатта, без прикрас и без отвращения. Именно видение дуккха в обусловленном существовании и отличает Араханта от простолюдинов, которые не ведают Первой благородной истины в полной мере, и потому не могут до конца отбросить привязанность.
дуккха при условии цепляния или индентификации с ними, иначе это перманентное страдальчество. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Почему же Вы не делаете логический вывод, что любой опыт нирваны (если любой опыт отсутствует после распада кхандх; как и в ниродха-самапатти при их сохранении отсутствует) - дукха?
Потому что в опыте ниббаны отсутствует возникновение и исчезновение. Конечно, в какой-то момент он достигается. Но, будучи достигнутым, он уже ни от чего не зависит, и сам не производит никакой каммы.
Если отсутствует возникновение и исчезновение, то как функционируют остаточные кхандхи Араханта? У него при жизни уже нет пяти совокупностей?
Остаточные кхандхи функционируют, как у любого другого человека. Я же ведь не сказал "в опыте Араханта отсутствует возникновение и исчезновение". Я сказал "в опыте ниббаны отсутствует возникновение и исчезновение". Что это значит? Что Ниббана - асанкхата, несформированное, в отличие от других ментальных феноменов, которые сформированы.
Вот, допустим, человек сидит, слушает красивую музыку, ест вкусную еду - радуется. Его радость сформирована. Чем она сформирована? Приятными переживаниями. Если у него отнять наушники и еду, да ещё и поставить перед ним какую-нибудь проблему, которую нужно срочно решать - например, сообщить, что ему нужно прямо сейчас бежать платить налоги, иначе будет начислен штраф, то эта сформированная радость исчезнет, сменится совсем другими эмоциями.
А с опытом свободы, опытом бесстрастия, опытом отсутствия интереса ко всем феноменам, такого произойти не может. Когда человек переживает это (хотя бы мимолётно, хотя бы проблеском) ему совершенно не важно даже то, продолжится ли дальше его жизнь, или он умрёт через пять минут. Ну распадутся эти безличные, автоматически функционирующие кхандхи, и ладно. Все эти связки топлива подобны друг другу - эта распадётся, продолжат функционировать другие, какая разница? Опыт свободы от такой перспективы не исчезает, не сменяется какими-то другими ментальными состояниями. Это и значит, что он есть "несформированное".
Вновь прибегну к приведенному выше сравнению - это свет, которому всё равно, через какую лампочку светить, ток, которому всё равно, по каким проводам бежать. У всех пробужденных - множество разных тел, множество разных лиц, но на каждом из лиц - знакомая улыбка Татхагаты. _________________ Границы мира - это границы языка
это свет, которому всё равно, через какую лампочку светить, ток, которому всё равно, по каким проводам бежать. У всех пробужденных - множество разных тел, множество разных лиц, но на каждом из лиц - знакомая улыбка Татхагаты.
Красиво _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы