«Саббе санкхара дуккха». Пока есть у Араханта кхандхи, есть санкхары: кхандхи обусловлены прошлой кармой. Если любой опыт сводится к обусловленному, к результату функционирования кхандх, то любой опыт есть санкхара, а потому дуккха. Опыт прижизненной ниббаны тоже дуккха.
Вы смешиваете по-моему немного разное. Во-первых есть опыт непосредственного осознавания ниббаны. При этом ниббана - необусловленная, но сознается обусловленными кхандхами. Одно распознавание заканчивается, другое начинается. https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an10/an10.007.than.html
Во-вторых есть вхождение в ниродха-самапатти, пребывание в нем и выход из него. В самом этом состоянии осознавания нет, но после выхода из него осознаются прошедшие, закончившиеся, изменившиеся дхаммы: "вот как не бывшие дхаммы возникли, как побыв, они закончились". (приблизительно) См. Анупада сутту, МН-111.
Цитата:
Furthermore, with the complete transcending of the dimension of neither perception nor non-perception, Sariputta entered & remained in the cessation of feeling & perception. Seeing with discernment, his fermentations were totally ended. He emerged mindfully from that attainment. On emerging mindfully from that attainment, he regarded the past qualities that had ceased & changed: 'So this is how these qualities, not having been, come into play. Having been, they vanish.
Puna caparaṃ, bhikkhave, sāriputto sabbaso nevasaññānāsaññāyatanaṃ samatikkamma saññāvedayitanirodhaṃ upasampajja viharati. Paññāya cassa disvā āsavā parikkhīṇā honti.
So tāya samāpattiyā sato vuṭṭhahati. So tāya samāpattiyā sato vuṭṭhahitvā ye dhammā atītā niruddhā vipariṇatā te dhamme samanupassati: ‘evaṃ kirame dhammā ahutvā sambhonti, hutvā paṭiventī’ti.
P.S. Сергей Чернявский написал про первое уже.
P.P.S. подредактировал изложение на русском слов из цитаты.
Последний раз редактировалось: Wu (Ср 13 Дек 17, 00:18), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Hermann
«Саббе санкхара дуккха». Пока есть у Араханта кхандхи, есть санкхары: кхандхи обусловлены прошлой кармой. Если любой опыт сводится к обусловленному, к результату функционирования кхандх, то любой опыт есть санкхара, а потому дуккха. Опыт прижизненной ниббаны тоже дуккха.
Вы смешиваете по-моему немного разное. Во-первых есть опыт непосредственного осознавания ниббаны. При этом ниббана - необусловленная, но сознается обусловленными кхандхами. Одно распознавание заканчивается, другое начинается. https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an10/an10.007.than.html
Во-вторых есть вхождение в ниродха-самапатти, пребывание в нем и выход из него. В самом этом состоянии осознавания нет, но после выхода из него осознаются его факторы. См. Анупада сутту, МН-111.
Цитата:
Furthermore, with the complete transcending of the dimension of neither perception nor non-perception, Sariputta entered & remained in the cessation of feeling & perception. Seeing with discernment, his fermentations were totally ended. He emerged mindfully from that attainment. On emerging mindfully from that attainment, he regarded the past qualities that had ceased & changed: 'So this is how these qualities, not having been, come into play. Having been, they vanish.
Puna caparaṃ, bhikkhave, sāriputto sabbaso nevasaññānāsaññāyatanaṃ samatikkamma saññāvedayitanirodhaṃ upasampajja viharati. Paññāya cassa disvā āsavā parikkhīṇā honti.
So tāya samāpattiyā sato vuṭṭhahati. So tāya samāpattiyā sato vuṭṭhahitvā ye dhammā atītā niruddhā vipariṇatā te dhamme samanupassati: ‘evaṃ kirame dhammā ahutvā sambhonti, hutvā paṭiventī’ti.
P.S. Сергей Чернявский написал про первое уже.
Соответственно, любой нирванический ОПЫТ - дуккха.
Опыт Ниббаны - дуккха. Дуккха Ниббаны, да, именно так.
Любой сознательный опыт, будучи сформированным, является дуккха; и это просто санкхара-дуккха. А вот "дуккха ниббаны" - это Ваша придумка, совершенно неуместная..
Если конечная ниббана опыт, и ниродха-самапатти опыт - всех этих противоречий нет.
Как сказал один бхиккху, медитирующий может воспринимать зелёное яблоко, — при этом он не становится зелёным яблоком сам. Ум не становится воспринимаемым объектом. Объект нашего восприятия не становится нами. Сознание, познающее Ниббану, не становится Ниббаной.
Опыт Ниббаны - дуккха. Дуккха Ниббаны, да, именно так.
Любой сознательный опыт, будучи сформированным, является дуккха; и это просто санкхара-дуккха. А вот "дуккха ниббаны" - это Ваша придумка, совершенно неуместная..
Вы сами же признали, что опыт Ниббаны - дуккха.
Если опыт Ниббаны - дуккха, то можно называть соответствующий вид дуккха - дуккха Ниббаны.
Если конечная ниббана опыт, и ниродха-самапатти опыт - всех этих противоречий нет.
Как сказал один бхиккху, медитирующий может воспринимать зелёное яблоко, — при этом он не становится зелёным яблоком сам. Ум не становится воспринимаемым объектом. Объект нашего восприятия не становится нами. Сознание, познающее Ниббану, не становится Ниббаной.
Конечно. Ведь любой нирванический опыт - дуккха.
А сама Ниббана, она же бывает внеопытной - точно так же, как адвайтистский Ниргуна Брахман. Всякий опыт прекращается, То остаётся.
Последний раз редактировалось: Hermann (Вт 12 Дек 17, 21:17), всего редактировалось 1 раз
Вы сами же признали, что опыт Ниббаны - дуккха.
Если опыт Ниббаны - дуккха, то можно называть соответствующий вид дуккха - дуккха Ниббаны.
Нельзя. Зачем Вы выдумываете некий четвертый вид дуккха, да еще и связанный с Ниббаной. ) Внимательно читайте то, что Вам пишут. Дуккхой является сам опыт, как таковой, а вовсе не Ниббана.
Сознание, познающее Ниббану, и сама Ниббана — это разные явления, разные дхаммы. Обусловленное — и — не-обусловленное. Дуккха и прекращение дуккха.
p.s. Будете продолжать писать про "дуккху ниббаны" и прочию ахинею, я буду просто игнорить Ваши сообщения.
Вы сами же признали, что опыт Ниббаны - дуккха.
Если опыт Ниббаны - дуккха, то можно называть соответствующий вид дуккха - дуккха Ниббаны.
Нельзя. Зачем Вы выдумываете некий четвертый вид дуккха, да еще и связанный с Ниббаной. ) Внимательно читайте то, что Вам пишут. Дуккхой является сам опыт, как таковой, а вовсе не Ниббана.
Сознание, познающее Ниббану, и сама Ниббана — это разные явления, разные дхаммы. Обусловленное — и — не-обусловленное. Дуккха и прекращение дуккха.
p.s. Будете продолжать писать про "дуккху ниббаны" и прочию ахинею, я буду просто игнорить Ваши сообщения.
Опыт Ниббаны - это опыт.
Любой опыт - это дуккха.
Опыт Ниббаны - дуккха.
Говорить о неком опыте вне кхандх - это метафизика. К буддизму отношения не имеет. Зато открывает простор для чащи воззрений, умствования, философствования и ассимиляции с другими учениями и религиями. Пример Ваджраяна, выросшая на почве махаянской философии и опыта индийских тантриков. )
Интереснейший вопрос. Практикующие буддийскую тантру, в частности Ануттара-йогу, имеют более высокий уровень восприятия и сознания, чем люди занимающиеся обычными практиками. Т.е. то, что для них практический опыт, для других опыт за пределом их текущих возможностей, а не метафизика.
Интереснейший вопрос. Практикующие буддийскую тантру, в частности Ануттара-йогу, имеют более высокий уровень восприятия и сознания, чем люди занимающиеся обычными практиками. Т.е. то, что для них практический опыт, для других опыт за пределом их текущих возможностей, а не метафизика.
Можете не сомневаться, даже практический опыт дзогченпа не выходит за пределы пяти совокупностей (кхандх), хотя и выходит за пределы возможностей простых людей.) Это же можно сказать про адептов любых учений. А вот когда некто утверждает существвоание опыта за пределами кхандх, то это и есть метафизика.
[Благословенный сказал]: «Монахи, я объясню вам, что такое «всё»1. Слушайте внимательно, я буду говорить».
«Как скажете, учитель» – ответили монахи.
Благословенный сказал: «Что такое «Всё»? [Это] глаз и формы, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкусы, тело и тактильные ощущения, ум и ментальные феномены. Это, монахи, называется «всё». И если кто-либо скажет: «Отвергнув это «всё», я опишу иное «всё» – то с его стороны это будет лишь пустым хвастовством. Если бы его расспросили [на этот счёт], то он не смог бы ответить и повстречал бы лишь досаду. Почему? Потому, что это вне его области [познания]».
Интереснейший вопрос. Практикующие буддийскую тантру, в частности Ануттара-йогу, имеют более высокий уровень восприятия и сознания, чем люди занимающиеся обычными практиками. Т.е. то, что для них практический опыт, для других опыт за пределом их текущих возможностей, а не метафизика.
Можете не сомневаться, даже практический опыт дзогченпа не выходит за пределы пяти совокупностей (кхандх), хотя и выходит за пределы возможностей простых людей.) Это же можно сказать про адептов любых учений. А вот когда некто утверждает существвоание опыта за пределами кхандх, то это и есть метафизика.
[Благословенный сказал]: «Монахи, я объясню вам, что такое «всё»1. Слушайте внимательно, я буду говорить».
«Как скажете, учитель» – ответили монахи.
Благословенный сказал: «Что такое «Всё»? [Это] глаз и формы, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкусы, тело и тактильные ощущения, ум и ментальные феномены. Это, монахи, называется «всё». И если кто-либо скажет: «Отвергнув это «всё», я опишу иное «всё» – то с его стороны это будет лишь пустым хвастовством. Если бы его расспросили [на этот счёт], то он не смог бы ответить и повстречал бы лишь досаду. Почему? Потому, что это вне его области [познания]».
Конечно же есть опыт за пределами скандх, иначе Будда не отличается от порицаемых им в "Сутте о познании Трёх Вед" брахманов. Он должен был непосредственно увидеть ту конечную Ниббану, которая не прекращается после распада скандх.
Вы сами же признали, что опыт Ниббаны - дуккха.
Если опыт Ниббаны - дуккха, то можно называть соответствующий вид дуккха - дуккха Ниббаны.
Нельзя. Зачем Вы выдумываете некий четвертый вид дуккха, да еще и связанный с Ниббаной. ) Внимательно читайте то, что Вам пишут. Дуккхой является сам опыт, как таковой, а вовсе не Ниббана.
Сознание, познающее Ниббану, и сама Ниббана — это разные явления, разные дхаммы. Обусловленное — и — не-обусловленное. Дуккха и прекращение дуккха.
p.s. Будете продолжать писать про "дуккху ниббаны" и прочию ахинею, я буду просто игнорить Ваши сообщения.
Опыт Ниббаны - это опыт.
Любой опыт - это дуккха.
Опыт Ниббаны - дуккха.
Вот Hermann ответ на Ваши вопросы.
Будда и Архаты не переживают страдания(дуккха) от страдательного(дукхата).
Хоть то что страдальное никуда девается, так как такова природа того. Но у Будд и Архатов нет обязательных условий для переживания дуккха.
Тхеравадинский Будда и Архаты переживают физическую боль как страдание. Это дуккха.
Не, это Ваше непонимание буддизма.
Причём не только тхеравадинского, но и тибетского.
Непонимание:
трёх видов страдального
страдания от этих трёх видов страдательного
обязательных условий страдания от этих трёх видов страдательного
возможности прекращения тех обязательных условий страдания от этих трёх видов страдательного
пути ведущего к прекращению тех обязательных условий страдания от этих трёх видов страдательного
Переживание физической боли - пример дуккха-дуккха.
Скандхи без упаданы - обусловлены прошлой кармой, а потому санкхара и дуккха.
Или Вы начнёте утверждать, что дхаммы опыта Араханта не возникают и не исчезают? Неужели?
Вот снова Вы как и с шунйатА, необращаете внимание на -тА
Перечитайте начало данной темы, там empiriocritic_1900 цитирует Висуддхамагга: dukkhadukkhatā
дуккха дуккхатА, а не дуккха-дуккха.
Физическая боль это физическая дуккхатА, а переживание страдания это дуккха.
Обязательные условия дуккха - во первых это один из видов дуккхатА, а во вторых это килеса(клеша) или по другому танха(тришна). Это ведь третья арйасачча(сатйа).
Упокоение килес\клеш(или подругому танха(тришна) как привычных реакций омрачающих, устраняет переживание дуккха, так как они истинные причины переживание дуккха. Это ведь вторая арйасатйа\сачча.
Этому ведь и в тибетском буддизме учат.
Как и тому, что шунйатА - слово производное от шунйа.
А Вы что там: пустота пустота, но пустота это шунйа, а не шунйатА. Что здесь: страдание страдание, но страдание это дуккха, а не дуккхатА.
Стыдно, камратт, за столько лет в буддизме простых основ не понять.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы