Определяется философами через свободу, а не психику.
Разные философы определяли по-разному, а изучением и научным определением феномена личности занимается именно психология. В буддийской доктрине это также сугубо психологическое понятие, хотя пудгалавадины и придали ему онтологичекий статус. Но ортодоксальная сангха их не поддержала.
Хорошо, попробуйте теперь дать философское определение личности, не отталкиваясь от свободы и памяти.
№305139Добавлено: Вт 13 Дек 16, 18:02 (8 лет тому назад)
Психология занимается психикой, и личность в ней - обозначение для совокупности психических процессов (т.н. теории личности). Это не философское определение. Личность в психологическом понимании от компьютера, принципиальным образом, не отличается.
№305140Добавлено: Вт 13 Дек 16, 18:04 (8 лет тому назад)
Цитата:
Хотя в целом мы вынуждены отметить текстологическую и
философскую неоднородность корпуса пудгалавадинских текстов
(возможно, вызванную наличием внутри пудгалавады разных кон-
курирующих направлений), их основные тезисы относительно
пудгалы можно попробовать суммировать следующим образом.
1. Пудгала является субъектом познания и деятельности, пере-
рождения и морального воздаяния (кармы). Именно в пудгале, а не
в психике (citta и пр.) содержатся кармические следствия (anuśaya),
хотя при этом он одновременно связан и не связан ими (здесь снова
проявляется его «неопределимая» природа).
2. Простое отрицание пудгалы идет вразрез с учением буддиз-
ма. Если пудгалы или атмана нет, то никто не закабаляется в сан-
саре и никто не освобождается от нее. В этом случае закон мораль-
ного воздаяния оказывается невозможным, поскольку отсутствует
причина сансары, которой является пудгала. Следовательно, 2-я
благородная истина буддизма оказывается ложной. Если причина
сансары не существует, то невозможно и ее уничтожение (невоз-
можна 3-я благородная истина). Итак, при отрицании пудгалы сам
буддийский путь (4-я благородная истина) оказывается невозмож-
ным и бессмысленным. В этом случае появление Будды было бы
также бессмысленным. Таким образом, отрицание пудгалы при-
водит к отрицанию самой истины буддистского учения, и только
признание пудгалы или атмана делает учение Будды возможным.
В этом проявляется сотериологическая, а не просто спекулятивная
направленность пудгалавадинского учения.
3. Пудгала постигается (upalabhate) как очевидный с точки
зрения высшей истины (sākṣītkṛtaparamārthena). Пудгала ни тож-
дественен (sama) скандхам (skandha), ни отличен (viṣama) от них.
При этом он существует не в скандхах, но и не вне их. Поэтому
он называется специальным термином авактавья (avaktavya), т. е.
«невыразимое» или «неопределимое». Таким образом, пудгала в
силу своей «неопределимости» в онтологической классификации
феноменов по признаку обусловленности / необусловленности об-
разует новый, 5-й онтологический уровень (после дхарм прошед-
шего, настоящего и будущего времени и необусловленных дхарм),
а в классификации по признаку реальности / конвенциональности
третий, промежуточный уровень.
В случае с понятием авактавья мы имеем дело с тем, что в теории
систем обозначается «эмерджентностью» (от англ. emergence – по-
явление, неожиданное возникновение) или «системным эффектом».
Как отмечает «Википедия», «эмерджентность – ...наличие у какой-
либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и бло-
кам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообра-
Л.И. Титлин 35
зующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств
её компонентов...»35. Переводя дискуссию «ортодоксов» и «еретиков»
на язык современной философии, можно сказать, пудгалавадины ут-
верждают, что субъект является эмерджентным свойством системы
групп психо-физических феноменов, в то время как их оппоненты –
что в реальности существует лишь конгломерация групп феноменов,
а субъект – лишь простое номинальное обозначение этой совокупно-
сти, иначе говоря – концепт. Здесь мы также можем увидеть следы
древнеиндийского спора об универсалиях. Если пудгалавада придер-
живается реализма (пудгала, подобно платоновским идеям, реально
существует, но в мире не обнаруживается), то классический буддизм –
номинализма (субъект – это не более чем имя).
Таким образом, можно констатировать, что дискуссия «орто-
доксов» с пудгалавадинами проходит, главным образом, в сфере
логики и онтологии (где они оказываются, как нам представляется,
неуязвимы), в то время как реальная критика может быть успешна
только в отношении их ортодоксальности – неортодоксальности
по отношению к классическому буддизму. Получается, что пудга-
лавада может быть опровергнута только внутри и в рамках буд-
дистского учения, от «классического» варианта которого она и пы-
тается дистанцироваться.
Л.И. Титлин
Понятие субъекта в буддизме пудгалавады
№305143Добавлено: Вт 13 Дек 16, 18:28 (8 лет тому назад)
Эмерджентное свойство системы (функциональная целостность) есть у любого программного обеспечения. Онтологически, редуцируется к ПО - точно так же, как пудгала к пяти скандхам. Личностью европейские философы (не когнитивные психологи) называют нечто иное, нежели ПО.
№305145Добавлено: Вт 13 Дек 16, 18:38 (8 лет тому назад)
http://iphras.ru/elib/1672.html
При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность личности признается ее сущностью. Человек выступает здесь в своей целостности: 1) как участник историко-эволюционного процесса, носитель социальных ролей и программ социотипичного поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя; 2) как диалогичное и деятельностное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаивается в совместном существовании с другими людьми; 3) как субъект свободного, ответственного, целенаправленного поведения, выступающий в восприятии других людей и в своем собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных и неповторимых индивидуальных качеств.
Так определяется личность в европейской философии. Если же убрать всё то, что можно приписать компьютеру, только свобода и останется. Личность определяется через свободу.
Эмерджентное свойство системы (функциональная целостность) есть у любого программного обеспечения. Онтологически, редуцируется к ПО - точно так же, как пудгала к пяти скандхам. Личностью европейские философы (не когнитивные психологи) называют нечто иное, нежели ПО.
Эмерджентность это не функциональная целостность в данном контексте, а "несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов", т.е. некая сущность, как результат синергии частей системы. С "эмерджентностью" ассоциируются, в процитированном выше отрывке, представления пудгалавадинов о пудгале, который имеет некую онтологичность. В классическом же буддизме, пудгала это концепт, номинальное обозначение (праджняпти), а представления пудгалавадинов, критикует Васубандху.
http://iphras.ru/elib/1672.html
При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность личности признается ее сущностью. Человек выступает здесь в своей целостности: 1) как участник историко-эволюционного процесса, носитель социальных ролей и программ социотипичного поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя; 2) как диалогичное и деятельностное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаивается в совместном существовании с другими людьми; 3) как субъект свободного, ответственного, целенаправленного поведения, выступающий в восприятии других людей и в своем собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных и неповторимых индивидуальных качеств.
Так определяется личность в европейской философии. Если же убрать всё то, что можно приписать компьютеру, только свобода и останется. Личность определяется через свободу.
№305148Добавлено: Вт 13 Дек 16, 20:43 (8 лет тому назад)
Пять скандх (пудгала) = психика и организм = это то, что может быть описано без представлений о свободе вообще.
Про буддовость (личностность) такого никогда не скажешь.
Свободе прямо противоположна обусловленность. Нирвана (всякая нирвана имеет значение освобождения) - это необусловленное.
Вы пытаетесь подвязать буддовость к личности через европейское определение, в котором свобода это качество субъекта?)
Буддовость соответствует европейской личностности. Потому что и буддовость, и личностность определяются через противоположность обусловленности.
Например. В христианской религиозной философии Бог-Отец - это личность. А вот сферы психического с организмом у него, в отличие от человека, нет. Потому что личность - не в когнитивной психологии (некоторые психологи считают человека биороботом безо всякой свободы: теории личности этого не запрещают), а в европейской психологии - определяется через свободу.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы