№269045Добавлено: Вс 17 Янв 16, 21:44 (9 лет тому назад)
Конечно в "Тхераваде" ЮВА есть очень много ритуальных добавок. Как будто ритуалистики нет в Чане, Дзене, Тендайе, и в Тибетском Буддизме.
Про новодел? А разве новые практики (коаны) появившиеся, например в Чане, не новодел? А разве более поздние школы Тибетского Буддизма не новодел для Ваджраяны?
Единственное что, тхеравада сохранила Палийский Канон который содержит одни из самых ранних сутт Буддизма, и даже самые ранние сутты которые у нас на данный момент есть. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Тема не касается не только лишь самоназвания и термина "тхеравада". Тема касается именно формирования того течения, что сейчас называют тхеравадой. Это в теме несколько раз было отмечено.
Название темы - это ваш личный боевой стяг
Окончательное формирование традиции Маха Никаи произошло с формированием, утвержденного каноническим корпуса комментариев Буддхагхосы в 5 в. н.э. И в 12 веке, с исчезновением конкурирующей Абхаягири вместе со своим корпусом комментариев, эта линия осталась единственной линией южного буддизма, дошедшей до наших дней, и которую сейчас называют тхеравадой.
Но, нужно иметь в виду, что сам текст Типитаки Буддхагхосой не изменялся, кроме обычной работой над ошибками и помарками в списках, работа велась именно с комментариями на Типитаку, которые тогда были приведены в тот вид, в котором и дошли до наших дней. Более поздние комментарии тоже имеются и продолжают писаться регулярно различными Учителями, но они уже не являются каноническими. Количество комментариев регулярно растет, но было решение в виде канонического собрания оставить комментарии под редакцией Буддхагхосы. Никто не запрещает монахам или мирянам читать комментарии, написанные Учителями в более позднее время, они печатаются, издаются, но не входят в состав Канона. И я думаю это вполне здраво, даже в редакции 5 века Канон представляет собой шкаф с фолиантами, который не каждый сможет осилить. Да это и не нужно для того, что-бы достичь Пробуждения. Если бы Пробуждение достигалось лишь чтением святых текстов, то это бы был просто экспресс Пробуждения
Более поздние комментарии тоже имеются и продолжают писаться регулярно различными Учителями, но они уже не являются каноническими. Количество комментариев регулярно растет, но было решение в виде канонического собрания оставить комментарии под редакцией Буддхагхосы. Никто не запрещает монахам или мирянам читать комментарии, написанные Учителями в более позднее время, они печатаются, издаются, но не входят в состав Канона.
А разве кто-то писал, что монахам запрещают читать комментарии? Я писал о том, что роль комментариев, мягко говоря, сильно занизилась, на что были прямые предписания реформаторов. Вы почитайте на досуге о реформах того же Монгкута и реформы буддизма в ЮВА в 19-м веке, почитайте, что застал Монгкут, решив проверить дела в монастырях. Монахи не соблюдали винаю, пали не знали, обучение монахов шло на базе комментариев, джатак и книг, написанных другими монахами на местном языке, роль ПК в обучении была фактически ничтожной, а у мирян было знание буддизма лишь на уровне баек, поклонений монахам и даны. В результате целые пласты комментариев просто выбрасывались из традиции, отметались "неканонические" практики, буквально тестировались на "способности" монахи, стало обязательным изучение пали и чтение канона на пали, ну и т.д. Плюс еще определение Монгкутом сути буддизма как отказа от мирского. Т.е., традиция менялась. Именно тогда началось создание той тхеравады, представители которой на съезде в 1950-м году объявили о взятии официального названия.
И я думаю это вполне здраво, даже в редакции 5 века Канон представляет собой шкаф с фолиантами, который не каждый сможет осилить. Да это и не нужно для того, что-бы достичь Пробуждения. Если бы Пробуждение достигалось лишь чтением святых текстов, то это бы был просто экспресс Пробуждения
Практика — это отдельный разговор, конечно, как и "канонические" и "не канонические" практики.
А разве кто-то писал, что монахам запрещают читать комментарии? Я писал о том, что роль комментариев, мягко говоря, сильно занизилась, на что были прямые предписания реформаторов. Вы почитайте на досуге о реформах того же Монгкута и реформы буддизма в ЮВА в 19-м веке, почитайте, что застал Монгкут, решив проверить дела в монастырях. Монахи не соблюдали винаю, пали не знали, обучение монахов шло на базе комментариев, джатак и книг, написанных другими монахами на местном языке, роль ПК в обучении была фактически ничтожной, а у мирян было знание буддизма лишь на уровне баек, поклонений монахам и даны.
Упадок Дхаммы, которому было суждено начаться через 500 лет после Париниббаны Будды, был предсказан. До упадка и Архатов много было, а сейчас где они?
Цитата:
В результате целые пласты комментариев просто выбрасывались из традиции, отметались "неканонические" практики
Что конкретно было выброшено? ПК и канонические комментарии как были, так и остались, и регулярно печатаются и в Таиланде, и в Бирме, и на Шри-Ланке.
Цитата:
буквально тестировались на "способности" монахи, стало обязательным изучение пали и чтение канона на пали, ну и т.д.
Как будто что-то плохое?
Цитата:
Плюс еще определение Монгкутом сути буддизма как отказа от мирского.
Ну это же основа, на которой базируется вся буддийская практика, азы так сказать. Без отказа от мирского, никакого Освобождения быть не может, лишь только накопление заслуг.
Цитата:
Т.е., традиция менялась.
Аничча.
Цитата:
Именно тогда началось создание той тхеравады, представители которой на съезде в 1950-м году объявили о взятии официального названия.
Возможно вы делаете такое допущение, потому-что вам очень хочется этого С таким же успехом можно выбрать любую другую временную веху из истории, например Париниббану Будды, Третий Собор, или письменную фиксацию Палийского Канона.
А разве кто-то писал, что монахам запрещают читать комментарии? Я писал о том, что роль комментариев, мягко говоря, сильно занизилась, на что были прямые предписания реформаторов. Вы почитайте на досуге о реформах того же Монгкута и реформы буддизма в ЮВА в 19-м веке, почитайте, что застал Монгкут, решив проверить дела в монастырях. Монахи не соблюдали винаю, пали не знали, обучение монахов шло на базе комментариев, джатак и книг, написанных другими монахами на местном языке, роль ПК в обучении была фактически ничтожной, а у мирян было знание буддизма лишь на уровне баек, поклонений монахам и даны.
Упадок Дхаммы, которому было суждено начаться через 500 лет после Париниббаны Будды, был предсказан. До упадка и Архатов много было, а сейчас где они?
В тхеравадинских странах, видимо, нет уже архатов. В Тибете, Японии и Китае, как известно, считают иначе и просветлённые учителя и мастера, достигшие состояния Будды, есть и почитаются в каждой школе.
В результате целые пласты комментариев просто выбрасывались из традиции, отметались "неканонические" практики
Что конкретно было выброшено?
Названия комментариев и имён авторов отметённых комментаторских текстов я вам не назову. Их не употребляют даже в статьях и книгах о реформах Монгкута, просто указывается, что большой объем "неправильных" книг был отметён. Хотя, где-то я видел список некоторых "убранных" из традиции текстов, но ссылки я не сохранил.
ПК и канонические комментарии как были, так и остались, и регулярно печатаются и в Таиланде, и в Бирме, и на Шри-Ланке.
Да, но это, как мы видим, как-то сочетается с категоричными утверждениями многих тхеравадцев о том, что в тхераваде изучается только слово Будды и только ПК, да и то не все части, а только кошерные и признанные словом Будды. Получается, кстати, весьма забавно, когда в ответ на приведение цитаты из ПК сами тхеравадины иногда пишут, типа: "Ну, это же уже позже добавили! Это поздняя вставка! И вообще, это метафора!"
Канон, вроде бы, объявляется как высший авторитет, но на деле выходит, что в каноне здесь — канонично, а вот в здесь — не канонично, а здесь рыбу заворачивали.
Плюс еще определение Монгкутом сути буддизма как отказа от мирского.
Ну это же основа, на которой базируется вся буддийская практика, азы так сказать. Без отказа от мирского, никакого Освобождения быть не может, лишь только накопление заслуг.
С таким же успехом можно выбрать любую другую временную веху из истории, например Париниббану Будды, Третий Собор, или письменную фиксацию Палийского Канона.
Не сводите все снова к одному пункту. Думаю, вы просто тему целиком не читали. Хотя, я понимаю, что из-за изрядного количества флуда в теме читать и вникать в доводы тяжело, а ходить по указанным ссылкам и читать еще их тоже отнимает время.
В тхеравадинских странах, видимо, нет уже архатов.
Сложно сказать. Во-первых, изначально лишь Будда и его ближайшие ученики-Архаты, определяли достижения архатства тем или иным монахом. После Париниббаны Будды - это делали другие Архаты. Потом Сангха разрослась и стала менее насыщена Архатами. Может их и не стало намного меньше в целом, но относительно общего числа монахов и монастырей, количество которых лавинообразно росло, они стали не так заметны. Во-вторых, в соответствии с четвертой параджикой, разговоры на тему достижений происходят конфиденциально межу учеником и учителем. И если учитель сам не достиг Архатства, то он должен рекомендовать ученику обратиться к тому, кто сможет либо подтвердить достижения ученика, либо, если ученик еще не достиг окончательного Пробуждения, - дать наставления по погружениям, по "подводным камням", чтобы помочь такому ученику окончательно реализоваться. Я подозреваю, что у монахов есть нужные явки и пароли для таких случаев, но для мирян такие вещи не афишируются, дабы не порождать лишнего ажиотажа и кумиропоклонения.
Цитата:
Названия комментариев и имён авторов отметённых комментаторских текстов я вам не назову. Их не употребляют даже в статьях и книгах о реформах Монгкута, просто указывается, что большой объем "неправильных" книг был отметён. Хотя, где-то я видел список некоторых "убранных" из традиции текстов, но ссылки я не сохранил.
Насколько я знаю, ни одной книги из канонических комментариев не было выкинуто в Таиланде, про сам Канон я даже не говорю. Мы с вами точно не знаем, что там выкидывалось из средневековых или современных писаний. Может оно и к лучшему, среди монахов тоже всякие толкователи и писатели могут встретиться, такого понаписать могут...
Цитата:
Да, но это, как мы видим, как-то сочетается с категоричными утверждениями многих тхеравадцев о том, что в тхераваде изучается только слово Будды и только ПК, да и то не все части, а только кошерные и признанные словом Будды. Получается, кстати, весьма забавно, когда в ответ на приведение цитаты из ПК сами тхеравадины иногда пишут, типа: "Ну, это же уже позже добавили! Это поздняя вставка! И вообще, это метафора!"
Канон, вроде бы, объявляется как высший авторитет, но на деле выходит, что в каноне здесь — канонично, а вот в здесь — не канонично, а здесь рыбу заворачивали.
Если и есть такие тхервадины, то это их частное мнение, и оно не имеет распространения на всю тхераваду. Эти все виртуальные баталии в интернете, яйца выеденного не стоят. Через N лет, все эти форумные записи канут в лету, люди возможно изменят свою точку зрения, а в традиционных странах, где проживают сотни миллионов последователей тхеравады, никто об этих форумных противостояниях в суровой северной стране, даже не узнает никогда
Цитата:
Да, это характерно для буддизма ЮВА.
Отказ от мирского - это внутреннее состояние, для которого не обязательно на внешнем уровне становиться монахом. Но монашеский постриг значительно облегчает жизнь человеку, решившему достичь Пробуждения и отказаться от мирского, для этого Будда и создал Сангху. И монашеская Сангха существует во всех направлениях буддизма, поэтому отказ от мирского, характерен для любого направления буддизма.
Насколько я знаю, ни одной книги из канонических комментариев не было выкинуто в Таиланде, про сам Канон я даже не говорю. Мы с вами точно не знаем, что там выкидывалось из средневековых или современных писаний. Может оно и к лучшему, среди монахов тоже всякие толкователи и писатели могут встретиться, такого понаписать могут...
Вы опять переводите тему к оценочному "это хорошо!" или "это плохо!"
В теме говорилось не о правильности или неправильности реформ, а о том, что они, реформы, были, а следовательно, шло развитие традиции и менялись подходы к разным вопросам. Это было в тему того, что многие русскоязычные тхеравадцы пытались представить тхераваду как неизменную с времён раннего буддизма традицию, как фактически законсервированную с тех времён школу.
Если и есть такие тхервадины, то это их частное мнение, и оно не имеет распространения на всю тхераваду. Эти все виртуальные баталии в интернете, яйца выеденного не стоят. Через N лет, все эти форумные записи канут в лету, люди возможно изменят свою точку зрения, а в традиционных странах, где проживают сотни миллионов последователей тхеравады, никто об этих форумных противостояниях даже не узнает никогда
Градация "авторитетности" сутт дана чётко и понятно внутри самих никай. Описано, какие сутты более авторитетны, а какие — не слово Будды и имеют вес наравне с какими-нибудь комментариями. Это известный факт. Еще раз отсылаю вас к предписаниям Монгкута, где он сам даёт рекомендации на какие сутты и как опираться. Кстати, как раз Монгкут дал установку на то, что на различные чудеса, описанные в ПК надо смотреть как на гиперболизацию, поэтический подход, а не на буквальное описание событий.
Еще раз, я не говорю о том хорошо это или плохо. Я просто указываю тенденции, приведшие к тому, то любой юный вчера постригшийся тхеравадский монах или даже вообще любой может запросто "завалить", скажем, как "махаянствующие" труды уважаемого традиционного тхеры на том осовании, что написанное этим тхерой "не соответствует канону!!!".
Отказ от мирского - это внутреннее состояние, для которого не обязательно на внешнем уровне становиться монахом. Но монашеский постриг значительно облегчает жизнь человеку, решившему достичь Пробуждения и отказаться от мирского, для этого Будда и создал Сангху. И монашеская Сангха существует во всех направлениях буддизма, поэтому отказ от мирского, характерен для любого направления буддизма.
Вы опять переводите тему к оценочному "это хорошо!" или "это плохо!"
Скорее перевожу к тому, что может тема то, не так уж важна... Внутри практически каждой буддийской школы считается, что она идет от Будды, и все основополагающие идеи и методы сохранены в ней в первозданном виде. Не вижу в этом ничего плохого, пока это не превращается в "фаллометрию".
Цитата:
Еще раз отсылаю вас к предписаниям Монгкута, где он сам даёт рекомендации на какие сутты и как опираться. Кстати, как раз Монгкут дал установку на то, что на различные чудеса, описанные в ПК надо смотреть как на гиперболизацию, поэтический подход, а не на буквальное описание событий.
Дался вам этот Монгкут... Для Сангхи вне Таиланда - он вообще обычный мирянин, имеющий свои взгляды, и его деятельность никак не отразилась на буддизме Шри-Ланки, Бирмы или Камбоджи. Да и в самом Таиланде его деятельность вылилась в отделение монахов, ратующих за очищение Дхаммы и Сангхи в отдельную никаю. И это, в принципе довольно демократично: кто хочет особенной, первозданной чистоты для "избранных" - стрижется в Дхаммают-никаю, а все остальные спокойно продолжают существовать в рамках Маха-Никаи.
Цитата:
Еще раз, я не говорю о том хорошо это или плохо. Я просто указываю тенденции, приведшие к тому, то любой юный вчера постригшийся тхеравадский монах или даже вообще любой может запросто "завалить", скажем, как "махаянствующие" труды уважаемого традиционного тхеры на том осовании, что написанное этим тхерой "не соответствует канону!!!"
Скорее перевожу к тому, что может тема то, не так уж важна... Внутри практически каждой буддийской школы считается, что она идет от Будды, и все основополагающие идеи и методы сохранены в ней в первозданном виде. Не вижу в этом ничего плохого, пока это не превращается в "фаллометрию".
Кому-то — не важна, кому-то — важна. Вон, даже один юный русскоязычный тхеравадский монах, писавший как-то, что до сих пор одержим "ваджраянским духом", любит частенько поднимать темы "ужасной-страшной-еретической" махаяны и тантры. При этом радостно лайкают и репостят эти темы другие русскоязычные монахи.
Дался вам этот Монгкут... Для Сангхи вне Таиланда - он вообще обычный мирянин, имеющий свои взгляды, и его деятельность никак не отразилась на буддизме Шри-Ланки, Бирмы или Камбоджи. Да и в самом Таиланде его деятельность вылилась в отделение монахов ратующих за очищение Дхаммы и Сангхи в отдельную никаю. И это, в принципе довольно демократично: кто хочет особенной, первозданной чистоты для "избранных" - стрижется в Дхаммают-никаю, а все остальные спокойно продолжают существовать в рамках Маха-Никаи.
Да мне, в общем-то, безразлично как там в никаях Таиланда. А Монгкут не "дался", а тот человек, благодаря которому тхеравада в Таиланде сегодня такая, какая есть.
Еще раз, я не говорю о том хорошо это или плохо. Я просто указываю тенденции, приведшие к тому, то любой юный вчера постригшийся тхеравадский монах или даже вообще любой может запросто "завалить", скажем, как "махаянствующие" труды уважаемого традиционного тхеры на том осовании, что написанное этим тхерой "не соответствует канону!!!"
Да мне, в общем-то, безразлично как там в никаях Таиланда. А Монгкут не "дался", а тот человек, благодаря которому тхеравада в Таиланде сегодня такая, какая есть.
Он повлиял только на часть тайской Сангхи, которая выделилась в Дхаммают-Никаю.
Да мне, в общем-то, безразлично как там в никаях Таиланда. А Монгкут не "дался", а тот человек, благодаря которому тхеравада в Таиланде сегодня такая, какая есть.
Он повлиял только на часть тайской Сангхи, которая выделилась в Дхаммают-Никаю.
Как бы там ни было, это указывает лишь на неоднородность тхеравады.
№269106Добавлено: Пн 18 Янв 16, 15:07 (9 лет тому назад)
В современной "тхераваде" наблюдается как раз то, что в будущем может привести к возникновению разных школ. Фактически, в Индии это ведь и происходило - одни стали отвергать Абхидахамму и больше уделять внимания суттам - возникли суттантики, и т.п. _________________ Буддизм чистой воды
В современной "тхераваде" наблюдается как раз то, что в будущем может привести к возникновению разных школ. Фактически, в Индии это ведь и происходило - одни стали отвергать Абхидахамму и больше уделять внимания суттам - возникли суттантики, и т.п.
Так или иначе, в западном мире, все буддийские традиции обзаведутся своими особенностями и нюансами, что-бы соответствовать запросам западного склада ума. Они станут более буддологическими, рафинированными и менее традиционалистскими. Будут отфильтровываться народные наслоения и ритуалистика, которые неприемлемы для западного рационального склада ума. Там, где существуют западные общины эмигрантов из Азии, будут сохраняться более менее традиционные буддийские сообщества. Там же, где управление религиозными общинами будет в руках западных людей, постепенно будут возникать западные версии тхеравады, дзэн и ваджраяны. Это неизбежные процессы.
В современной "тхераваде" наблюдается как раз то, что в будущем может привести к возникновению разных школ. Фактически, в Индии это ведь и происходило - одни стали отвергать Абхидахамму и больше уделять внимания суттам - возникли суттантики, и т.п.
В другой теме я как раз об этом.
Кстати, отсюда и всякие "буддаяны", дзенствующие, махаянствующие аджаны и т.п. Отсутствие чёткой философский системы порождает бурление умов в сторону заимствования из махаяны.
№269113Добавлено: Пн 18 Янв 16, 16:40 (9 лет тому назад)
Абхидхамма в Тхераваде достаточно "чёткая", даже более чем, но очень сложна в изучении, и ее трудно популяризировать. По сути, разница с любыми другими Абхидхармами - только в нюансах. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы