|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473643Добавлено: Пт 08 Мар 19, 14:55 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Других определений нет. Вы, вместо определения, берете бытовое значение русского слова, которым термин переведен.
Я уже писал - за стандартное определение, которое и в Суттанте повторяется, и в Абхидхамме, и в Висуддхимагге, берется перечисление шести видов танхи - по шести аятанам (в ряде случаев + перечисление трёх видов - кама-, бхава-, вибхава-).
Я и говорю, что определения нет. Такое традиционное перечисление - НЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ в западном смысле слова.
Про тождество с лобха - еще смешнее. Вместо "жажда" в бытовом смысле, надо взять значение "жадность"?
Вася - жадный мальчик, нирваны ему не видать.
Валя - не жадная девочка, уже почти архат.
1. В западном смысле может и нет. Но определение через перечисление разновидностей определяемого - обычный ход в буддийской (по крайней мере, в палийской - но, думаю, не только в ней) литературе. Если хотите получить "определение в западном смысле" - нужно переформулировать абхидхаммические матрики, а не вытаскивать какие-то текстовые аномалии, не включенные в матрики.
2. Лобха - это не только "жадность" в узко-бытовом значении, которое Вы используете. Это алчность, стремление обладать, стремление наслаждаться, и т.п. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49286
|
№473644Добавлено: Пт 08 Мар 19, 14:56 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Других определений нет. Вы, вместо определения, берете бытовое значение русского слова, которым термин переведен.
Я уже писал - за стандартное определение, которое и в Суттанте повторяется, и в Абхидхамме, и в Висуддхимагге, берется перечисление шести видов танхи - по шести аятанам (в ряде случаев + перечисление трёх видов - кама-, бхава-, вибхава-).
Я и говорю, что определения нет. Такое традиционное перечисление - НЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ в западном смысле слова.
Про тождество с лобха - еще смешнее. Вместо "жажда" в бытовом смысле, надо взять значение "жадность"?
Вася - жадный мальчик, нирваны ему не видать.
Валя - не жадная девочка, уже почти архат.
1. В западном смысле может и нет. Но определение через перечисление разновидностей определяемого - обычный ход в буддийской (по крайней мере, в палийской - но, думаю, не только в ней) литературе. Если хотите получить "определение в западном смысле" - нужно переформулировать абхидхаммические матрики, а не вытаскивать какие-то текстовые аномалии, не включенные в матрики.
2. Лобха - это не только "жадность" в узко-бытовом значении, которое Вы используете. Это алчность, стремление обладать, стремление наслаждаться, и т.п.
Определения нет - так как его нет. Автор комментария его не знает, не может выразить - поэтому дает перечисление.
Значения дальше бытовых, которые не изложены в канонической литературе - это просто фантазии. _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Пт 08 Мар 19, 14:57), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473645Добавлено: Пт 08 Мар 19, 14:56 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900,
кстати говоря, вот сутта, где говорится о возникновении "я есть", в зависимости от упаданы.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_83-ananda-sutta-sv.htm
Цитата: «Именно благодаря цеплянию, Ананда, происходит [идея] «Я есть», не без цепляния [она происходит]. И из-за цепляния к чему происходит [идея] «Я есть», а не без цепляния? Из-за цепляния к форме происходит [идея] «Я есть», а не без цепляния [к ней]. Из-за цепляния к чувству… восприятию… формациям… сознанию происходит [идея] «Я есть», а не без цепляния [к нему].
‘upādāya, āvuso ānanda, asmīti hoti, no anupādāya. Kiñca upādāya asmīti hoti, no anupādāya? Rūpaṃ upādāya asmīti hoti, no anupādāya. Vedanaṃ … saññaṃ … saṅkhāre … viññāṇaṃ upādāya asmīti hoti, no anupādāya. Как известно, в обусловленном возникновении упадана возникает при условии жажды. А вот здесь говорится, что "я есть" возникает благодаря упадане.
На мой взгляд это подтверждает то, что вы и я писали про АН 4.199, что танха вичаритани там ("Когда есть [представление] «Я есть», то тогда есть [представления] «Я таков», «Я лишь такой», «Я иной»,... ") - это то, что возникает благодаря жажде, а не жажда сама по себе.
Есть сутты, которые не требуют интерпретации, их можно понимать буквально как написано, а есть такие, которые требуют интерпретации - об этом делении говорил Будда (АН 2.24) (я так понимаю смысл сутты АН 2.24).
Да, верно, спасибо за цитату! (и за сопутствующие соображения) _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49286
|
№473648Добавлено: Пт 08 Мар 19, 14:58 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Кракозябры - это зеленые кракозябры, красные кракозябры и бесцветные кракозябры.
Вот такое "определение". _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473649Добавлено: Пт 08 Мар 19, 14:59 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ощущение, чувство - неосознаваемое мышление, элементы которого не распознаны. Концепция - некая логическая структура, частично осознаваемая.
Граница между осознаваемым и неосознаваемым подвижна. Асмимана, как и другие психические феномены, может быть и такой, и другой. Зависит от того, насколько развиты сати и дхамма-вичая. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Ом а хум |
|
Наверх |
|
|
Ом а хум Гость
Откуда: Moscow
|
№473650Добавлено: Пт 08 Мар 19, 15:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
|
|
Наверх |
|
|
Wu
Зарегистрирован: 04.12.2014 Суждений: 414
|
№473651Добавлено: Пт 08 Мар 19, 15:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Психические явления вообще определить словами затруднительно. Но при этом они знакомы из опыту многим, тем, кто имеет мало-мальский опыт самонаблюдения - а это есть у многих людей. Если посмотреть определения дхамм в суттах, то они часто тавтологичны. Я думаю, что причина этого именно в том, что цель этих определений - не объяснить одно явление через другое, а указать тем или иным способом слушателю на то, что ему знакомо, чтобы он понял, о чем идёт речь. Этому же могут служить сравнения, встречающиеся в суттах.
Вот когда-то написал в блоге на БФ такие соображения по поводу определения понятия "винняна":
Цитата: Винняна в сутте определяется через однокоренной глагол виджанати. Получается несколько тавтологичное определение. Почему так? Я предполагаю, что причина в следующем. Есть некие базовые элементы опыта. Если мы будем определять одно через другое, то получим бесконечность или замкнутый круг. А определяем через Б, Б - через В, В - через Г и т.д. - и так до бесонечности или наконец Д определим через А. Значит на какие-то понятия мы можем только как-либо указать, призывая слушающего обратиться к собственному опыту. В геометрии кстати тоже есть набор основных неопределяемых понятий.
Т.е. похоже, что это определение просто указывает на то, что знакомо слушателю из опыта, а не ставит целью дать логическое определение.
Последний раз редактировалось: Wu (Пт 08 Мар 19, 15:11), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
Наверх |
|
|
Ом а хум Гость
Откуда: Moscow
|
№473653Добавлено: Пт 08 Мар 19, 15:03 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Ощущение, чувство - неосознаваемое мышление, элементы которого не распознаны. Концепция - некая логическая структура, частично осознаваемая.
Граница между осознаваемым и неосознаваемым подвижна. Асмимана, как и другие психические феномены, может быть и такой, и другой. Зависит от того, насколько развиты сати и дхамма-вичая.
Тогда, если асмимана неосознаваема, она не может быть "мышление о я".
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Фридегар Гость
Откуда: Kharkov
|
№473654Добавлено: Пт 08 Мар 19, 15:04 (6 лет тому назад) |
|
|
|
не это ли имел в ввиду Фридегар, просто не мог объяснить? Фридегар говорил не о чувстве "я есть", а об истинном "я" как концепции, которое истинно, вечно и т.д. Фридегар продвигал именно это, что Я-есть это вечное и неразрушимое ни временем ни пространством чувство не обусловленное ничем.
Нет, я не говорил ни то, ни другое. Я говорил то же, что и Будда.
Что «всё есть» (в том числе и «я», как нечто вечное и непреходящее) – это одна крайность.
И «ничего нет» (в том числе и «я») – это другая крайность.
Есть срединный путь |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473656Добавлено: Пт 08 Мар 19, 15:14 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Значения дальше бытовых, которые не изложены в канонической литературе - это просто фантазии.
Никаких фантазий. Я лишь перечислил некоторые из значений лобхи из вполне канонического списка (где, правда, свалено всё - и собственно значения, и синонимы, и метафорические образы, применяемые к лобхе, и элементы классификации, и т.п.).
Tattha katamo lobho:
Yo rāgo sarāgo anunayo anurodho nandi nandirāgo cittassa sārāgo icchā mucchā ajjhosānaṃ gedho paḷigedho saṅgo paṅko ejā māyā janikā sañjanani sibbanī jālinī saritā visattikā suttaṃ visaṭā āyūhanī dūtiyā paṇidhi bhavanetti vanaṃ vanatho santhavo sineho apekkhā paṭibandhu āsā āsiṃsanā āsiṃsitattaṃ rūpāsā saddāsā gandhāsā rasāsā phoṭṭhabbāsā lābhāsā dhanāsā puttāsā jīvitāsā jappā pajappā abhijappā jappanā jappitattaṃ loluppaṃ loluppāyanā loluppāyitattaṃ pucchañchikatā sādhukamyatā adhammarāgo visamalobho nikanti nikāmanā patthanā pihanā sampatthanā kāmataṇhā bhavataṇhā vibhavataṇhā rūpataṇhā arūpataṇhā nirodhataṇhā rūpataṇhā saddataṇhā gandhataṇhā rasataṇhā phoṭṭhabbataṇhā dhammataṇhā ogho yogo gantho upādānaṃ āvaraṇaṃ nīvaraṇaṃ chādanaṃ bandhanaṃ upakkileso anusayo pariyuṭṭhānaṃ latā vevicchaṃ dukkhamūlaṃ dukkhanidānaṃ dukkhappabhavo mārapāso mārabalisaṃ māravisayo taṇhānadī taṇhājālaṃ taṇhāgaddulaṃ taṇhāsamuddo abhijjhā lobho akusalamūlaṃ, ayaṃ vuccati lobho.
https://suttacentral.net/ds2.3.2/pli/ms
What is lust?
That which is
passion (rago), infatuation (sarago), fawning (anunayo), compliance (anurodho), (nandi),delighting in taking passionate delight in (nandi-rago), infatuation of mind (cittassa sarago), longing (iccha), languishing (muccha), devouring (ajjhosanaṃ), greed (gedho), omnivorous greed (paligedho), cleaving to (sango), a slough (panko), seduction (eja), trickery (maya), genitrix (janika), progenitrix (sanjanani), seamstress (sibbani), she who ensnares (jalini), the river (sarita),
she who is poisonous (visattika), the thread (suttaṃ), diffusion (visata), she who toils (ayuhani), the consort (dutiya), hankering (panidhi), she who leads to renewed existence, (bhavanetti) the jungle (vanaṃ), the undergrowth (vanatho), intimacy (santhavo), unctuous affection (sineho), affection (apekkha),
connexion (patibandhu), craving (asa), wanting (asimsana), cupidity (asimsitattaṃ), craving for visual forms (rupasa, etc.), craving for sounds, craving for odours,
craving for tastes, craving for the tangible, craving for getting, craving for wealth, craving for children, craving for life, mumbling (jappa), mumbling on, mumbling over, muttering, murmuring, self-indulgence (loluppaṃ), self-indulging, intemperateness, agitation (puncikata), longing for the agreeable (sadhu kamyata),
incestuous passion (adhammarago), lawless lust (visamalobho), appetite (nikanti), hungering for (nikamana), entreating (patthana), envying (pihana), imploring (sampatthana), thirst for sensual indulgence (kamatanha), thirst for existence (bhavatanha), thirst for non-existence (vibhavatanha), thirst for form,
thirst for formlessness, thirst for annihilation, thirst for visible forms, thirst for sounds, thirst for smells, thirst for tastes, thirst for the tangible, thirst for mental states (dhammatanha), a flood (ogho), a yoke (yogo), trammels (gantho), attachment (upadanaṃ), obstruction (avaranaṃ), hindrance (nivaranaṃ), counterfeiting (chadanaṃ), bondage (bandhanaṃ), depravity (upakkileso), faltering (anusayo), pervading (pariyutthanaṃ), a creeper (lata), avarice (vevicchaṃ), root of pain,
source of pain (dukkhanidanaṃ), (dukkhappabhavo),production of pain Mara's trap (marapaso), Mara's fish-hook (marabalisaṃ), Mara's domain (maravisayo),
thirst, thirst for delight (nanditanha), the fishing-net of thirst (jalamtanha), the leash of thirst (gaddulatanh a), the ocean (samuddo), covetousness (abhijjha),
the lust that is the root of evil - this is what is called lust.
https://suttacentral.net/ds2.3.2/en/caf_rhysdavids _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473658Добавлено: Пт 08 Мар 19, 15:16 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Ощущение, чувство - неосознаваемое мышление, элементы которого не распознаны. Концепция - некая логическая структура, частично осознаваемая.
Граница между осознаваемым и неосознаваемым подвижна. Асмимана, как и другие психические феномены, может быть и такой, и другой. Зависит от того, насколько развиты сати и дхамма-вичая.
Тогда, если асмимана неосознаваема, она не может быть "мышление о я".
Смотря что называть "мышлением". У КИ мышление - это вообще вся сфера ментальных феноменов. В этом смысле асмимана - тоже мышление, потому что в этом смысле мышление вообще всё, кроме рупа (да и с рупа - ещё как посмотреть). _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Ом а хум |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473659Добавлено: Пт 08 Мар 19, 15:18 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Определения нет - так как его нет. Автор комментария его не знает, не может выразить - поэтому дает перечисление.
Вот определение, которого автор классического комментария не знает (а Вы знаете) - это и есть несуществующее определение; Ваше собственное умопостроение, которое Вы хотите выдать за традиционное палийское определение. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Ом а хум Гость
Откуда: Moscow
|
№473662Добавлено: Пт 08 Мар 19, 15:30 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет:
Ощущение, чувство - неосознаваемое мышление, элементы которого не распознаны. Концепция - некая логическая структура, частично осознаваемая.
Граница между осознаваемым и неосознаваемым подвижна. Асмимана, как и другие психические феномены, может быть и такой, и другой. Зависит от того, насколько развиты сати и дхамма-вичая.
Тогда, если асмимана неосознаваема, она не может быть "мышление о я".
Смотря что называть "мышлением". У КИ мышление - это вообще вся сфера ментальных феноменов. В этом смысле асмимана - тоже мышление, потому что в этом смысле мышление вообще всё, кроме рупа (да и с рупа - ещё как посмотреть).
Да, но не "о я", т. к. это подразумевает концептуализм, а "с я".
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473663Добавлено: Пт 08 Мар 19, 15:35 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет:
Ощущение, чувство - неосознаваемое мышление, элементы которого не распознаны. Концепция - некая логическая структура, частично осознаваемая.
Граница между осознаваемым и неосознаваемым подвижна. Асмимана, как и другие психические феномены, может быть и такой, и другой. Зависит от того, насколько развиты сати и дхамма-вичая.
Тогда, если асмимана неосознаваема, она не может быть "мышление о я".
Смотря что называть "мышлением". У КИ мышление - это вообще вся сфера ментальных феноменов. В этом смысле асмимана - тоже мышление, потому что в этом смысле мышление вообще всё, кроме рупа (да и с рупа - ещё как посмотреть).
Да, но не "о я", т. к. это подразумевает концептуализм, а "с я".
Называйте, как Вам угодно. Я просто пытаюсь сказать, что асмимана (самомнение) - это, как следует из его разъяснений, не тот смысл, который подразумевает КИ (сам я с ним по этому поводу спорил в этой же теме выше - но после того, как он разъяснил, что такое "мышление с я", понял, что это действительно не то). А сам я не использую термин "мышление с я", не считаю его ни удачным, ни нужным. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Ом а хум |
|
Наверх |
|
|
Ом а хум Гость
Откуда: Moscow
|
№473665Добавлено: Пт 08 Мар 19, 15:47 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет:
Ощущение, чувство - неосознаваемое мышление, элементы которого не распознаны. Концепция - некая логическая структура, частично осознаваемая.
Граница между осознаваемым и неосознаваемым подвижна. Асмимана, как и другие психические феномены, может быть и такой, и другой. Зависит от того, насколько развиты сати и дхамма-вичая.
Тогда, если асмимана неосознаваема, она не может быть "мышление о я".
Смотря что называть "мышлением". У КИ мышление - это вообще вся сфера ментальных феноменов. В этом смысле асмимана - тоже мышление, потому что в этом смысле мышление вообще всё, кроме рупа (да и с рупа - ещё как посмотреть).
Да, но не "о я", т. к. это подразумевает концептуализм, а "с я".
Называйте, как Вам угодно. Я просто пытаюсь сказать, что асмимана (самомнение) - это, как следует из его разъяснений, не тот смысл, который подразумевает КИ (сам я с ним по этому поводу спорил в этой же теме выше - но после того, как он разъяснил, что такое "мышление с я", понял, что это действительно не то). А сам я не использую термин "мышление с я", не считаю его ни удачным, ни нужным.
Я пытаюсь выяснить вашу позицию, но вы ускользаете. Я не настаиваю на таком словоупотреблении, считаю что "с я" тут лишь для уточнения, т. к. мышление не может "без я".
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 След.
|
Страница 66 из 78 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|