|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№471627Добавлено: Вс 24 Фев 19, 10:52 (6 лет тому назад) |
|
|
|
https://suttacentral.net/define/vibhava
Я полагаю, что второе значение тут - выдумка.
Вот, кстати, ещё отыскалось определение вибхава-диттхи непосредственно в Дхаммасангани: Tattha katamā vibhavadiṭṭhi? Na bhavissati attā ca loko cāti, yā evarūpā diṭṭhi diṭṭhigataṃ … pe … vipariyāsaggāho—ayaṃ vuccati vibhavadiṭṭhi.
https://suttacentral.net/ds2.3.3/pli/ms
К.А. Рис-Дэвидс переводит это так: "What is speculative opinion about existence not being renewed? Theories that both soul and world will not be re-born, etc."
https://suttacentral.net/ds2.3.3/en/caf_rhysdavids
Можно, конечно, сказать, что она здесь что-то искажает? Но как иначе можно понять "Na bhavissati attā ca loko cāti"? Коль скоро вибхава-диттхи - это воззрение, что атман "na bhavissati", не будет существовать, вибхава-танха - это и есть жажда именно этого положения вещей, а не иного существования (которого, согласно этому воззрению, не будет). _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№471632Добавлено: Вс 24 Фев 19, 11:49 (6 лет тому назад) Re: О жажде несуществования |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Полагаю, это достаточно важная тема, чтобы её обсуждать отдельно.
По поводу вибхава-танхи есть сутта в в It (43)
And how do some slip right past? Some, feeling horrified, humiliated, & disgusted with that very becoming, relish non-becoming: 'When this self, at the break-up of the body, after death, perishes & is destroyed, and does not exist after death, that is peaceful, that is exquisite, that is sufficiency!' This is how some slip right past.
Здесь ясно показано, в чем разница между воззрением аннигилизма (некто отвращается существованием и считает, что после смерти его я уничтожится) и между арией, познавшим, что такое бхава-ниродха.
Спасибо за информацию! Это ведь Diṭṭhigatasutta ( https://suttacentral.net/iti49/pli/ms ; https://suttacentral.net/iti49/en/ireland )? Получается, что здесь, в Суттанте, самое простое (и, наверное, самое естественное) понимание вибхава-танхи: "наслаждающийся вибхавой" (vibhavaṃ abhinandanti) - это тот, кто мечтает, как хорошо и спокойно прекратить существовать.
И да, Вы правы - это весьма важная сутта, потому что последователей Будды часто обвиняют (особенно часто - приверженцев палийского буддизма) именно в таком отношении к существованию (а возможно, что кто-нибудь порой и даёт основания для таких обвинений). А здесь объясняется, что это ошибочный подход, ложное воззрение. А правильное воззрение - это видение обусловленного, безличного характера процесса зависимого возникновения, и достижение бесстрастия по отношению к возникающему; достигая бесстрастия, бхиккху достигает прекращения. Собственно, это ещё одно напоминание третьей БИ.
Kathañca, bhikkhave, cakkhumanto passanti? Idha bhikkhu bhūtaṃ bhūtato passati; bhūtaṃ bhūtato disvā bhūtassa nibbidāya virāgāya nirodhāya paṭipanno hoti. (How, bhikkhus, do those with vision see? Herein a bhikkhu sees what has come to be as having come to be. Having seen it thus, he practises the course for turning away, for dispassion, for the cessation of what has come to be). Вибх.-танх. - это когда прекращение чего-то (хотя бы даже телесной формы, не только прекращение вообще) воспринимается через цепляние к "Я" и "Мое". Так как цепляние существует только в этой форме - так или иначе.
Тобишь, вибхава-танха, это жажда не существовать (отвращение к существованию) в мире чувств и/или в мире форм и/или в мире без форм.
Кама-танха ведет к существованию в мире кама,
Бхава танха в мире форм и без форм, вибхава танха - в асанья-сата. |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№471633Добавлено: Вс 24 Фев 19, 12:04 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Еще, три вида ткнхи показывают прогрессию утоншения жажды.
1. самая грубая, чувственость
2. средняя, медитативные достижения
3. утонченна, стремление к уничтожению себя
Будда прошел все три стадии в своем поиске счастья:
1. жизнь в дворце и чуственый земной рай
2. медитация под учительством аруп-йогов, достижение высшей точки существования.
3. практика самоуничтожения и силовой атаки на свой ум и тело: доведение себя до истощения, "сокрушение своего ума умом".
И наивысшая форма практики: поиск причин бхава и избавление от самостного воззрения. как следствие прорыв к четырем Истинам, выход за пределы любой танхи. При этом прекращение или намерение прекратить дуккха (пять кхандх) не может считаться вибхава-танхой, так как это мкдрость, а не неведение. Знание безличности, а не цепляние (К существованию и Я)
Ответы на этот пост: Jane |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№471634Добавлено: Вс 24 Фев 19, 12:06 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Тема обсуждалась и подробно исследовалась.
Выводы из прошлых тем:
Вибхава - это жажда более лучшего или иного существования, "ви-" - тут это приставка усиления, или отличия. Это вовсе не синоним абхава - небытия, ниббаны.
Следует отличать танха от диттхи - мнения о небытии после смерти тела, в данном случае. Можете дать ссылку, интересно.
____
Диттхи и жажда тесно связаны
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Helios
Зарегистрирован: 10.06.2018 Суждений: 1352
|
№471635Добавлено: Вс 24 Фев 19, 12:16 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Я думаю жаждать несуществования вполне можно. Как в сутте "три и пять" - приводится пример, кто ищет несуществования, жаждет небытия, отвращается от бытия.
"Они подобны собаке, которая привязана к столбу, крутиться вокруг столба, но так и не может освободиться от столба. Так и они крутяться вокруг совокупностей, которые считают собой, вертяться вокруг них, не имея возможности освободиться от них.
Таким образом будда не порицает, а проповедует освобождение от совокупностей, но не через отвращение к ним и восприятие их как "Я", а через бесстрастие и разотождествление.
Еще Будда часто напоминал, что из всех воззрений мирских, самое возвышенное - это мысль, что меня могло бы не быть и этого могло не быть у меня, меня не будет и этого не будет у меня. И он переводит эту формулу на безличный язык: "этого (совокупностей) могло бы не быть и этого могло бы не быть у меня, этого не будет и этого не будет у меня", и утверждает, что такое воззрение может привести к высшим плодам. Так что щепотка вибхава танхи (пр условии движения в сторону сама-диттхи) - не помешает.
Ответы на этот пост: Quake |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49330
|
№471637Добавлено: Вс 24 Фев 19, 12:24 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Тема обсуждалась и подробно исследовалась.
Выводы из прошлых тем:
Вибхава - это жажда более лучшего или иного существования, "ви-" - тут это приставка усиления, или отличия. Это вовсе не синоним абхава - небытия, ниббаны.
Следует отличать танха от диттхи - мнения о небытии после смерти тела, в данном случае. Можете дать ссылку, интересно.
____
Диттхи и жажда тесно связаны
Я здесь практически всё повторил. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49330
|
№471639Добавлено: Вс 24 Фев 19, 12:43 (6 лет тому назад) |
|
|
|
На данный момент думаю так:
Локаятики - профессиональные спорщики-демагоги и гедонисты. Вибхава-(танха\диттхи) отлично переводится как гедонизм (Vibhava: power, wealth, prosperity). Это связано с учением о "нет ни я, ни мира после" - да, это позиция тех спорщиков-гедонистов и есть. Всё отлично стыкуется. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Antaradhana, empiriocritic_1900, Ктото |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49330
|
№471642Добавлено: Вс 24 Фев 19, 13:02 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Чему учили "материалисты" - после смерти ничего нет, надо радоваться тому, что сейчас, получать удовольствие. Любили жить около царей. Какая уж тут "жажда прекращения" при таком воззрении, что за чушь, кто это выдумал? _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№471644Добавлено: Вс 24 Фев 19, 13:48 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Буддисты древности так же предпочитали жить возле царей, что при Ашоке, что при китайских правителях, а в Тибете так и сами царями стали... _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№471646Добавлено: Вс 24 Фев 19, 13:57 (6 лет тому назад) |
|
|
|
У меня такая теория. Как известно тришна бывает как позитивная - желание, так и негативная - отторжение, оба этих феномена это тришна.
Так вот три вида тришны (кама, бхава и вибхава) - это не три подвида тришны, а к каждому из этих объектов могут быть все виды тришны.
То есть кама-тришна - это может быть как страсть к кама так и отвращение от кама, бхава-тришна - как желание бхава так и нежелание бхава, а вибхава-тришна это как позитивное отношение к просветлению, так и страх просветления (или нирваны).
Ответы на этот пост: Helios |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№471647Добавлено: Вс 24 Фев 19, 14:04 (6 лет тому назад) |
|
|
|
То есть, танха/тришна, тяга - это в любом случае плохо, акусала, будь то тяга к чувственным наслаждениям (эрос), тяга к продолжению жизнью(либидос) или же тяга к её прекращению (танатос). Плохо потому, что наличие тяги означает, что нет уравновешенности, упеккхи - высшего достижения в развитии мудрости. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№471648Добавлено: Вс 24 Фев 19, 14:06 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Тришна не не благой фактор.
Ответы на этот пост: Самадхи, Ктото |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№471649Добавлено: Вс 24 Фев 19, 14:12 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Простая аналогия с печкой: пока есть тяга и топливо (танха и упадана), пламя стасти-жизни (кама-бхава) будет гореть.
Далее без аналогий: пока это пламя горит, знание о смерти (повсеместная смерть и всеобщая подверженность смерти) будет страданием. А если смерть наступает, пока это пламя не погашено (не угасло естественным образом или в силу воздействия холодной воды прозрения в суть бытия), неизбежно новое рождение в трёх мирах блужданий по кругу (сансара) в поисках удовольствий и бегстве от мучений (два основных вида тяги - влечение и отвращение). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Jane |
|
Наверх |
|
|
Quake Гость
|
№471653Добавлено: Вс 24 Фев 19, 14:42 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Я думаю жаждать несуществования вполне можно. Можно конечно, главное умственному образу "несуществования" понапридумывать привлекательных качеств.
А вообще, сказать
"Я думаю жаждать несуществования вполне можно" все равно что сказать "я думаю, что сансара возможна". Одного порядка суждения.
Ответы на этот пост: Helios |
|
Наверх |
|
|
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№471654Добавлено: Вс 24 Фев 19, 14:46 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Еще, три вида ткнхи показывают прогрессию утоншения жажды.
1. самая грубая, чувственость
2. средняя, медитативные достижения
3. утонченна, стремление к уничтожению себя
Будда прошел все три стадии в своем поиске счастья:
1. жизнь в дворце и чуственый земной рай
2. медитация под учительством аруп-йогов, достижение высшей точки существования.
3. практика самоуничтожения и силовой атаки на свой ум и тело: доведение себя до истощения, "сокрушение своего ума умом".
И наивысшая форма практики: поиск причин бхава и избавление от самостного воззрения. как следствие прорыв к четырем Истинам, выход за пределы любой танхи. При этом прекращение или намерение прекратить дуккха (пять кхандх) не может считаться вибхава-танхой, так как это мкдрость, а не неведение. Знание безличности, а не цепляние (К существованию и Я) Да, согласна. |
|
Наверх |
|
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 След.
|
Страница 2 из 78 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|