|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473205Добавлено: Ср 06 Мар 19, 13:35 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Насчет лобхи - как вы представляете себе лобху без какого-либо представления существа о себе?
Я и не настаиваю на том, что лобха наличествует в отсутствие каких-либо представлений существа о себе (хотя бы таких элементарных, как есть у животных). Достаточно и того, что лобха - это, всё-таки, не представление. А что с чем сосуществует - уже другой вопрос.
Вы брутально и бескомпромиссно спорите с тем, что лобха есть "мышление с я ", но вовсе не настаиваете на том, что лобха возможна без сопровождения "мышлением с я"?
Разумеется. Это же совсем разные вещи. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№473207Добавлено: Ср 06 Мар 19, 13:37 (6 лет тому назад) |
|
|
|
А в чем вы видите принципиальную разницу - можете объяснить? Почему желания и т.п. - для вас не мышление, не умственное? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473209Добавлено: Ср 06 Мар 19, 13:38 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Если танха (лобха, рага, еще что угодно) невозможны без "мышления с я", но являются иным с ним, то, очевидно, "мышление с я" будет точно так же вездесущим "фактором". Но анонимным, если это не танха.
ИМХО, все проблемы из-за того, что Вы самостоятельно сконструировали термин "мышление с я", а теперь хотите, чтобы ему было однозначное соответствие среди терминов на пали. А по сути всё просто. У не-арьев есть диттхи и māno, у арьев кроме арахантов - диттхи уже нет, а māno ещё есть, у арахантов - ни того, ни другого. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473210Добавлено: Ср 06 Мар 19, 13:43 (6 лет тому назад) |
|
|
|
А в чем вы видите принципиальную разницу - можете объяснить? Почему желания и т.п. - для вас не мышление, не умственное?
Я уже говорил ( https://dharma.org.ru/board/post473017.html#473017 ) в каком смысле использую слово "желание". Если Вы считаете, что "желание" в этом смысле, можно также назвать и "мышлением" - тогда это будет несколько необычным для меня употреблением слов русского языка; но, в конце концов, каждый вправе создавать свою терминологию. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№473213Добавлено: Ср 06 Мар 19, 13:47 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.
Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Рената, Горсть листьев, Jane, Яреб |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№473225Добавлено: Ср 06 Мар 19, 14:07 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.
Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое. Если у вас всегда получалось вербализировать "влечение, стремление", то вы исключительный человек.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№473226Добавлено: Ср 06 Мар 19, 14:15 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.
Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое. Витакка-вичара обязательно включают "я"? Фридегар что-то такое отстаивал, кажется. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№473229Добавлено: Ср 06 Мар 19, 14:25 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.
Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое. Витакка-вичара обязательно включают "я"?
При выражении желания, о чем шла речь, или вообще? _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№473231Добавлено: Ср 06 Мар 19, 14:26 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.
Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое. Если у вас всегда получалось вербализировать "влечение, стремление", то вы исключительный человек.
При чем тут "получалось" или "не получалось", если написано "можно"? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Рената |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№473251Добавлено: Ср 06 Мар 19, 16:01 (6 лет тому назад) |
|
|
|
При чем тут "получалось" или "не получалось", если написано "можно"? Типа, если очень захотеть можно в космос полететь? |
|
Наверх |
|
|
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№473252Добавлено: Ср 06 Мар 19, 16:06 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.
Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое. Влечение и стремление у животных, у маленьких детей не сопровождаются никаким мышлением, это реакция на ведану. Даже эмбрион при угрозе для себя начинает метаться, и эти метания обусловлены бхава-танхой.
Концепция инстинктов как раз может быть объяснена в буддийских терминах, скажем, в одной сутте Будда говорит, что тот поток сознания, который еще не обрел опору в нама-рупе, поддерживается именно жаждой.
Сложно понять, как правильно заметил Эмпириокритик, какие вы имеете в виду термины, говоря о мышлении с "я": саккая-диттхи, асмиману или просто витакку и вичару. Асмимана, например, пропадает только у араханта
Even when the five lower fetters have vanished in a noble disciple, there is still in him, with regard to the five groups of clinging, a slight undiscarded measure of the conceit 'I am', of the will 'I am', of the proclivity 'I am' " (S . XXII, 89)
Ответы на этот пост: КИ, Серж |
|
Наверх |
|
|
Wu
Зарегистрирован: 04.12.2014 Суждений: 414
|
№473277Добавлено: Ср 06 Мар 19, 17:12 (6 лет тому назад) |
|
|
|
А дальше здесь в дискуссии это называют мышлением, вы, Ктото, пишете, что в мышление входят и желания, а КИ пишет, что без мышления будут не живые существа, а растения.
В буддизме (да и вообще в индийской философии) "мышление" и "логический вывод" понимаются гораздо шире, чем на западе.
В буддизме весь опыт сознания можно свести к непосредственному восприятию и логическому выводу (умозаключению). Это касается любых живых существ - и людей, и животных.
Каков механизм желания? Живое существо пережило нечто приятное (приятную ведану), на основании чего сделало логический вывод (умозаключение), что если повторить это, то ему снова будет приятно. Некоторые махаянские логики, насколько я с этим знаком, расширяли сферу логического вывода широко, но в учении Тхеравады она имеет свое место и процесс познания отнюдь не ограничивается ею.
Происходит процесс восприятия винняна. Соединение 1) внутренней сферы, способности восприятия, 2) внешней сферы (воспринимаемого), и 3) сознания - это контакт. И при условии контакта возникает да, чувство, ведана, одно из трех. Но также возникает распознавание - сання, это не процесс логических выводов а процесс узнавания знакомых образов. Возникает усилие (четана) того или иного рода, например устремление к приятному или отторжение неприятного. Что человек распознает (санджанати), то он начинает обдумывать (витаккети). (см. например Мадхупиндика сутту, МН 18).
А логика - это ведь оперирование понятиями, правильные (или неправильные, если логика хромает) рассуждения.
Также в процессе восприятия возникает мудрость, пання (см. например Махаваделла сутту, МН 43), которая тоже не сводится к логическому выводу. Это интересное замечание, спасибо. Однако логика как правильное рассуждение и логика как типичное умтсвенное действие... Вот в описании процесса сознания-восприятия описывается как раз второе. Как говорится, "воочию" этот процесс можно заметить (а потом проанализировать), если отсаморефлексировать процесс восприятия какой нибудь абстракционистской картины или пятна Роршаха. Все пять наших скандх как на ладони: вот контакт, вот ощущение (ммм, это что-то неприятное...)...затем распознавание (тут круг...полосы...это похоже на...)...и подбор ассоциаций (это как будто новогоднюю ёлку размазали по асфальтовой дороге)...и наконец ставится штамп-самскара - ага! Это же "первое января".
То есть, здесь вполне себе логический процесс сознания, но сцепка его элементов, ход рассуждения происходит очень быстро. А в обычной жизни мозг работает вообще молниеносно. Поэтому-то непросвещённому человеку и непонятны все наши буддийские заморочки - он их просто не замечает, не успевает замечать. Обычный не просвещённый человек всегда видит лишь результат процессов психики, но понятия не имеет ни о самом процессе, ни о его причинах. Этот процесс можно назвать логичным, в том смысле, что его можно понять, распознать, что в нем есть закономерность. Но речь шла о другом, о логических рассуждениях как одном из ментальных (психических) явлений. Контакт не является логическим рассуждением, это другой процесс. Ведана - это тоже не логическое рассуждение. И т.д. И процесс, когда например обусловленное контактом возникает чувство, это психический процесс, закономерный процесс, обусловленное возникновение, но это не процесс логического рассуждения.
Но рассуждения, внутренняя речь, не только логические выводы, а разная, конечно присутствует. Но это только часть психических процессов. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№473297Добавлено: Ср 06 Мар 19, 17:52 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Влечение и стремление у животных, у маленьких детей не сопровождаются никаким мышлением
Почему вы так считаете? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Won Soeng, Jane |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№473301Добавлено: Ср 06 Мар 19, 17:55 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Влечение и стремление у животных, у маленьких детей не сопровождаются никаким мышлением
Почему вы так считаете?
Ваше определение мышления явно шире, чем у ваших оппонентов. Оправданно ли? Для этого нужно определиться с границами мышления. Что для Вас выходит за границы мышления, не является мышлением? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Ящерок
Зарегистрирован: 17.09.2013 Суждений: 1542
|
№473303Добавлено: Ср 06 Мар 19, 17:59 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Танхавичаритани - то, как можно сформулировать танху, которая есть мышление. Сформулировать танху, а не диттхи, и не еще что-то. Само мышление - это конечно не формулировки. Формулировки вытекают из мышления, описывают его.
Мышление - то, что предшествует языку.
Конечно ошибочный. Spokensankrit.org, на который Вы ссылаетесь, дает всего лишь три значения для vicarita:
विचरित adj. vicarita - moved in different directions
विचरित n. vicarita - roaming about
विचरित n. vicarita - wandering
Остальные значения - для слова vicārita.
Vicārita и vicarita - это разные слова. Соответственно, если переводить на основе spokentsansktit.org (зачем только?), то получим что-то типа "движения танхи в разных направлениях", "(разнонаправленные) движения танхи", "движимое танхой в разных направлениях" и т.д. |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 След.
|
Страница 58 из 78 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|