Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

О жажде несуществования

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

473205СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 13:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Насчет лобхи - как вы представляете себе лобху без какого-либо представления существа о себе?

Я и не настаиваю на том, что лобха наличествует в отсутствие каких-либо представлений существа о себе (хотя бы таких элементарных, как есть у животных). Достаточно и того, что лобха - это, всё-таки, не представление. А что с чем сосуществует - уже другой вопрос.

Вы брутально и бескомпромиссно спорите с тем, что лобха есть "мышление с я ", но вовсе не настаиваете на том, что лобха возможна без сопровождения "мышлением с я"?

Разумеется. Это же совсем разные вещи.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

473207СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 13:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А в чем вы видите принципиальную разницу - можете объяснить? Почему желания и т.п. - для вас не мышление, не умственное?
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

473209СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 13:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Если танха (лобха, рага, еще что угодно) невозможны без "мышления с я", но являются иным с ним, то, очевидно, "мышление с я" будет точно так же вездесущим "фактором". Но анонимным, если это не танха.

ИМХО, все проблемы из-за того, что Вы самостоятельно сконструировали термин "мышление с я", а теперь хотите, чтобы ему было однозначное соответствие среди терминов на пали. А по сути всё просто. У не-арьев есть диттхи и māno, у арьев кроме арахантов - диттхи уже нет, а māno ещё есть, у арахантов - ни того, ни другого.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

473210СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 13:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А в чем вы видите принципиальную разницу - можете объяснить? Почему желания и т.п. - для вас не мышление, не умственное?

Я уже говорил ( https://dharma.org.ru/board/post473017.html#473017 ) в каком смысле использую слово "желание". Если Вы считаете, что "желание" в этом смысле,  можно также назвать и "мышлением" - тогда это будет несколько необычным для меня употреблением слов русского языка; но, в конце концов, каждый вправе создавать свою терминологию.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

473213СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 13:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.

Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Рената, Горсть листьев, Jane, Яреб
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената
Гость





473225СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 14:07 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.

Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое.
Если у вас всегда получалось вербализировать "влечение, стремление", то вы исключительный человек.

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30621

473226СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 14:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.

Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое.
Витакка-вичара обязательно включают "я"? Фридегар что-то такое отстаивал, кажется.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

473229СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 14:25 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.

Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое.
Витакка-вичара обязательно включают "я"?

При выражении желания, о чем шла речь, или вообще?

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

473231СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 14:26 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.

Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое.
Если у вас всегда получалось вербализировать "влечение, стремление", то вы исключительный человек.

При чем тут "получалось" или "не получалось", если написано "можно"?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената
Гость





473251СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 16:01 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой



При чем тут "получалось" или "не получалось", если написано "можно"?
Типа, если очень захотеть можно в космос полететь?
Наверх
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

473252СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 16:06 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Для меня очевидно, что "влечение, стремление.." - это умственная деятельность, то есть, мышление. Ведь в буддизме нет концепции инстинктов, и т.п.

Мышление, которое можно вербализовать, и делать с ним всё, что характерно для мышления. И эта вербализация будет обязательно включать "я" - высказанное или подразумеваемое.
Влечение и стремление у животных, у маленьких детей не сопровождаются никаким мышлением, это реакция на ведану. Даже эмбрион при угрозе для себя начинает метаться, и эти метания обусловлены бхава-танхой.
Концепция инстинктов как раз может быть объяснена в буддийских терминах, скажем, в одной сутте Будда говорит, что тот поток сознания, который еще не обрел опору в нама-рупе, поддерживается именно жаждой.
Сложно понять, как правильно заметил Эмпириокритик, какие вы имеете в виду термины, говоря о мышлении с "я": саккая-диттхи, асмиману или просто витакку и вичару.  Асмимана, например, пропадает только у араханта

Even when the five lower fetters have vanished in a noble disciple, there is still in him, with regard to the five groups of clinging, a slight undiscarded measure of the conceit 'I am', of the will 'I am', of the proclivity 'I am' " (S . XXII, 89)


Ответы на этот пост: КИ, Серж
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

473277СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 17:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
А дальше здесь в дискуссии это называют мышлением, вы, Ктото, пишете, что в мышление входят и желания, а КИ пишет, что без мышления будут не живые существа, а растения.

В буддизме (да и вообще в индийской философии) "мышление" и "логический вывод" понимаются гораздо шире, чем на западе.
В буддизме весь опыт сознания можно свести к непосредственному восприятию и логическому выводу (умозаключению). Это касается любых живых существ - и людей, и животных.
Каков механизм желания? Живое существо пережило нечто приятное (приятную ведану), на основании чего сделало логический вывод (умозаключение), что если повторить это, то ему снова будет приятно.
Некоторые махаянские логики, насколько я с этим знаком, расширяли сферу логического вывода широко, но в учении Тхеравады она имеет свое место и процесс познания отнюдь не ограничивается ею.
Происходит процесс восприятия винняна. Соединение 1) внутренней сферы, способности восприятия, 2) внешней сферы (воспринимаемого),  и 3) сознания - это контакт. И при условии контакта возникает да, чувство, ведана, одно из трех. Но также возникает распознавание - сання, это не процесс логических выводов а процесс узнавания знакомых образов. Возникает усилие (четана) того или иного рода, например устремление к приятному или отторжение неприятного. Что человек распознает (санджанати), то он начинает обдумывать (витаккети). (см. например Мадхупиндика сутту, МН 18).

А логика - это ведь оперирование понятиями, правильные (или неправильные, если логика хромает) рассуждения.
Также в процессе восприятия возникает мудрость, пання (см. например Махаваделла сутту, МН 43), которая тоже не сводится к логическому выводу.
Это интересное замечание, спасибо. Однако логика как правильное рассуждение и логика как типичное умтсвенное действие... Вот в описании процесса сознания-восприятия описывается как раз второе. Как говорится, "воочию" этот процесс можно заметить (а потом проанализировать), если отсаморефлексировать процесс восприятия какой нибудь абстракционистской картины или пятна Роршаха. Все пять наших скандх как на ладони: вот контакт, вот ощущение (ммм, это что-то неприятное...)...затем распознавание (тут круг...полосы...это похоже на...)...и подбор ассоциаций (это как будто новогоднюю ёлку размазали по асфальтовой дороге)...и наконец ставится штамп-самскара - ага! Это же "первое января".
То есть, здесь вполне себе логический процесс сознания, но сцепка его элементов, ход рассуждения происходит очень быстро. А в обычной жизни мозг работает вообще молниеносно. Поэтому-то непросвещённому человеку и непонятны все наши буддийские заморочки - он их просто не замечает, не успевает замечать. Обычный не просвещённый человек всегда видит лишь результат процессов психики, но понятия не имеет ни о самом процессе, ни о его причинах.
Этот процесс можно назвать логичным, в том смысле, что его можно понять, распознать, что в нем есть закономерность. Но речь шла о другом, о логических рассуждениях как одном из ментальных (психических) явлений. Контакт не является логическим рассуждением, это другой процесс. Ведана - это тоже не логическое рассуждение. И т.д. И процесс, когда например обусловленное контактом возникает чувство, это психический процесс, закономерный процесс, обусловленное возникновение, но это не процесс логического рассуждения.
Но рассуждения, внутренняя речь, не только логические выводы, а разная, конечно присутствует. Но это только часть психических процессов.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

473297СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 17:52 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Влечение и стремление у животных, у маленьких детей не сопровождаются никаким мышлением

Почему вы так считаете?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Won Soeng, Jane
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

473301СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 17:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Влечение и стремление у животных, у маленьких детей не сопровождаются никаким мышлением

Почему вы так считаете?

Ваше определение мышления явно шире, чем у ваших оппонентов. Оправданно ли? Для этого нужно определиться с границами мышления. Что для Вас выходит за границы мышления, не является мышлением?

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

473303СообщениеДобавлено: Ср 06 Мар 19, 17:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой


Танхавичаритани - то, как можно сформулировать танху, которая есть мышление. Сформулировать танху, а не диттхи, и не еще что-то. Само мышление - это конечно не формулировки. Формулировки вытекают из мышления, описывают его.
Мышление - то, что предшествует языку.



Танхавичаритани - это ошибочный перевод?

Посмотрите, что в санскрите: http://spokensanskrit.org/index.php?mode=3&script=hk&tran_input=vicArita&direct=au
В словарях пали, часто, значение, которое сочинил автор словаря. В санскритском - куча реальных значений из разных мест, включая живое использование в языке.

Конечно ошибочный. Spokensankrit.org, на который Вы ссылаетесь, дает всего лишь три значения для vicarita:

विचरित adj. vicarita - moved in different directions
विचरित n. vicarita - roaming about
विचरित n. vicarita - wandering

Остальные значения - для слова vicārita.
Vicārita и vicarita - это разные слова. Соответственно, если переводить на основе spokentsansktit.org (зачем только?), то получим что-то типа "движения танхи в разных направлениях", "(разнонаправленные) движения танхи", "движимое танхой в разных направлениях" и т.д.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78  След.
Страница 58 из 78

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.045 (0.371) u0.016 s0.002, 18 0.029 [269/0]