|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№473022Добавлено: Вт 05 Мар 19, 11:57 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Если не осознают, что это "я хочу отползти", то и жажды\желания отползти нет. А есть некий бессознательный механизм. Так и люди очень часто не осознают свои поступки; есть инстинкт самосохранения, когда человек вдруг почему-то перемещается на другое место (бессознательный механизм), есть инстинкт размножения и пр. Очень редко человек осознаёт: "я хочу размножиться", тем не менее желание совокупиться (бессознательный механизм) есть. Кстати, недавно прочитала, что женщины хотят секса сильнее всего в период овуляции, то есть когда шанс забеременеть максимален. Это абсолютно бессознательный механизм, когда природа (танха) просто использует женщин как свой расходный материал.
Ответы на этот пост: КИ, Ом а хум |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473023Добавлено: Вт 05 Мар 19, 11:58 (6 лет тому назад) |
|
|
|
КИ
Кратко суммирую то, о чём шла речь с моей стороны (но в ответ именно на Ваши тезисы).
Итак, первое:
1. Вы говорите, что танха - это "мышление с я", ссылаясь на одну-единственную сутту, AN4.199. Якобы, это "коренной текст", который даёт определение танхи. При этом Вы сами признаёте, что такого определения больше нигде нет. Но уже это (то, что больше нигде такого определения нет) означает, что никакой это не "коренной текст". Нет такого учения, такой традиции, для которой он был бы коренным текстом. Определение, которое не повторяется в разных суттах, в трактатах Абхидхаммы, которое не объясняется, не включается в различные матрики, и т.п. - очевидным образом, не было воспринято традицией (ни на этапе формирования канонической Типитаки, ни позднее) в качестве определения. Это можно было бы обсуждать в ключе "вот какой интересный поворот мысли, какой интересный аспект в этой сутте", но никак не в ключе "вот определение танхи".
2. Вы спрашивали, какую позицию я отстаиваю - но я ведь об этом писал уже. А именно, приводил
( https://dharma.org.ru/board/post472822.html#472822 ) реплику У Ревата Дхамма и Бхиккху Бодхи из комментария на Абхидхамматтха Сангаха, что танха "в конечном итоге, всегда сводится к ментальному фактору жадность (лобха)".
С формальной стороны, эти два тезиса я считаю полностью закрывающими дискуссию с Вами. "Определение", на которое Вы ссылаетесь, не является принятым палийской традицией определением танхи. А то, что танха сводится к лобхе, утверждают люди, которые значительно превосходят Вас в знании палийской канонической и постканонической литературы - и, в этом случае, уже не важно, что Вы превосходите в знании буддийских текстов меня (хотя меня Вы, разумеется, превосходите).
3. Вместе с тем, можно добавить (в качестве необязательного бонуса) некоторые дополнительные рассуждения, которые я ещё не упоминал.
Танха возникает при условии веданы. Более того, ведана для танхи - не просто какое-то условие, а "условие решающей поддержки" (decisive support condition, upanissaya paccayo - см. Висуддхимагга, XVII, 237). Условие решающей поддержки - это, как объясняет тот же Буддагоса (см. Висуддхимагга, XVII, 80) - решающая/преобладающая причина (cogent reason, balavakāraṇa).
Каким образом ведана может быть преобладающей причиной для какого-либо мышления? Очевидно, непосредственной связи здесь нет. А вот с желанием, со стремлением непосредственная связь есть - приятная ведана вызывает желание продолжать её испытывать, испытывать её снова, и т.п., а неприятная ведана - желание перестать её испытывать, не испытывать её больше, и т.д. Вот танха - это и есть желание, вызванное веданой. А вот уже на почве этого желания произрастают всяческие ложные воззрения "с атманом". Когда есть желание удерживать источники приятных переживаний и избегать источников неприятных переживаний, в ментальном процессе конструируется и представление о субъекте, который удерживает одно и избегает другого.
Именно такое понимание следует, например, из подробнейшей MN148, где сначала говорится, что танха возникает при условии веданы, а затем конкретизируется, что ведана вызывает рага и патигха.
Разумеется, мой пункт (3) Вы отведете, как умозаключения (или выдумки, как Вы любите формулировать). Упреждая это, ещё раз подчеркну, что пункт (3) - это просто бонус. А по сути дела, во-первых, предмета, который Вы обсуждаете, вовсе не существует (см. пункт №1) и, во-вторых, для меня достаточно просто сослаться на авторитетных знатоков Канона и Комментариев, что я и сделал (пункт №2). _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Вт 05 Мар 19, 13:30), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№473026Добавлено: Вт 05 Мар 19, 12:01 (6 лет тому назад) |
|
|
|
В таком случае буддийские представления о мире отличаются от адвайта-ведантийских.
В адвайта-веданте мир создается майей - иллюзией.
В буддизме мир создается тришной (так как только омраченные клешами поступки создают карму).
Доволько логично.
Ведь в чем причина иллюзии, если не рассматривать ее как игру бога? В нашем желании воспринимать эту иллюзию, то есть в тришне. Причина иллюзии - в жажде, и наоборот. Нет единственной причины, это замкнутый водоворот, который успешно воспроизводит сам себя.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№473027Добавлено: Вт 05 Мар 19, 12:03 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Согласна с Вами |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№473029Добавлено: Вт 05 Мар 19, 12:07 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: КИ
Кратко суммирую то, о чём шла речь с моей стороны (но в ответ именно на Ваши тезисы).
Итак, первое:
1. Вы говорите, что танха - это "мышление с я", ссылаясь на одну-единственную сутту, AN4.199. Якобы, это "коренной текст", который даёт определение танхи. При этом Вы сами признаёте, что такого определения больше нигде нет.
И никакого ИНОГО определения нигде нет. Так почему вы придумываете некое иное определение? Если бы вы сказали что-то типа "не знаю, что такое танха, а одного определения недостаточно" - это было бы одно. Но вы то делаете иное - на таком основании защищаете нечто полностью сфантазированное.
empiriocritic_1900 пишет: 2. Вы спрашивали, какую позицию я отстаиваю - но я ведь об этом писал уже. А именно, приводил
( https://dharma.org.ru/board/post472822.html#472822 ) реплику У Ревата Дхамма и Бхиккху Бодхи из комментария на Абхидхамматтха Сангаха, что танха " в конечном итоге, всегда сводится к ментальному фактору жадность (лобха)". Но лобха - это то, что имеет причиной танхху, и входит в списки клеш. Все клеши имеют причиной танху.
Еще, вы проигнорировали или отказались ответить на многие вопросы - про сотапанну и далее. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№473030Добавлено: Вт 05 Мар 19, 12:12 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Если не осознают, что это "я хочу отползти", то и жажды\желания отползти нет. А есть некий бессознательный механизм. Так и люди очень часто не осознают свои поступки; есть инстинкт самосохранения, когда человек вдруг почему-то перемещается на другое место (бессознательный механизм), есть инстинкт размножения и пр. Очень редко человек осознаёт: "я хочу размножиться", тем не менее желание совокупиться (бессознательный механизм) есть. Кстати, недавно прочитала, что женщины хотят секса сильнее всего в период овуляции, то есть когда шанс забеременеть максимален. Это абсолютно бессознательный механизм, когда природа (танха) просто использует женщин как свой расходный материал.
Бессознательный - не осознают, что хотят? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Jane |
|
Наверх |
|
|
Ом а хум Гость
Откуда: Moscow
|
№473031Добавлено: Вт 05 Мар 19, 12:17 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Это абсолютно бессознательный механизм, когда природа (танха) просто использует женщин как свой расходный материал.
Вы персонализируете "природу". |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№473033Добавлено: Вт 05 Мар 19, 12:32 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Бессознательное - это несколько другая квалификация термина сознания, чем в учении Будды.
В буддизме сознание возникает с условием побуждения (или как это любят переводить "с условием формирователей")
Что же касается танха/тришна, то вторая благородная истина прямо связывает страдание с жаждой, но 12-звенная цепь разворачивает это куда более детально.
Вот какие варианты рассмотрения закона обусловленности:
1. Причина страдания - жажда
2. Причина страдания - карма, причина кармы - клеша.
3. Клеша это три звена: неведение, жажда и цепляние, карма это два звена: побуждения и существование (санскара и бхава)
4. Все обусловленное (санскара паччая) - страдание.
Есть много разных эпитетов этой самой цепи возникновения, много разных способов ее рассмотрения.
Но практически: посмотрите на любую неудовлетворенность, посмотрите, с чем она возникает. Она возникает с некоторым ментальным образом желанного. Этот ментальный образ не обязательно связан именно с мышлением. Он может быть чувственным телесно. Но это именно ментальный образ, заблуждение о счастье.
Связан ли он с идеей себя, с обособленностью? Несомненно. Он может быть смутным или ясным - это лишь вопрос степени определенности, но он всегда находится в процессе распознавания, в прояснении.
Если внимательно рассматривать неудовлетворенность, ее возникновение, то жажда, которая есть причина всякой неудовлетворенности, распознается все яснее и конкретнее.
Тексты помогают умело разобраться с этим познанием, но не заменяют его. Чем больше опыт познания страдания и жажды, тем яснее сказанное в сутрах и комментариях.
Обособленность или ментальный образ "себя" - и есть все виды заблуждений. Нет одного образа "себя" - есть их бесчисленное множество. По сути дела, все неведение это бесчисленные способы обособиться, определиться, найти опору, которая постоянна и нерушима.
Но вряд ли все это можно объяснить человеку, который не исследует природу себя (самоприроду), не исследует благородные истины прямо, не связывает изучаемое с исследуемым.
Для человека все учение Будды может выглядеть некоторой абстракцией, мысленной конструкцией, в которой нет ничего, что можно рассмотреть в этом самом уме. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
Wu
Зарегистрирован: 04.12.2014 Суждений: 414
|
№473034Добавлено: Вт 05 Мар 19, 12:40 (6 лет тому назад) |
|
|
|
На мой взгляд тут в обсуждении есть смещение, в какой-то степени подмена, понятий. В сутте АН 4.199 речь идет об определенном психическом явлении вичаре. Это, как можно судить из текстов, имеет отношение к вербальному мышлению. Вичара часто упоминается в паре с витаккой. Витакка имеет как раз в частности значение рассуждений. И обе четасики - витакка и вичара, называются формирователями речи (вача санкхара). Говорится, что задумав и продумав, затем разражаются речью.
А дальше здесь в дискуссии это называют мышлением, вы, Ктото, пишете, что в мышление входят и желания, а КИ пишет, что без мышления будут не живые существа, а растения. Но это не так. Вичара (и витакка) это определенные процессы, которые даже не являются всеобщими, есть моменты ума, в которые они отсутствуют, в отличие от семи (кажется семи) четасик, которые есть во всех моментах ума. И психический процесс и когнитивный процесс - это более широкое понятие и явление, включающее в себя вичару, но не сводящееся к ней. Например в джханах выше первой, витакка и вичара отсутствуют. А психические процессы происходят, осознанность присутствует, в растения созерцающий не превращается.
Что касается сутты, то можно вспомнить ряд сутт, где разъясняются те или иные понятия. В них используются однотипные выражения. Дается разъяснение, а потом говорится - это называется тем-то (разъясняемое понятие). В этой сутте Будда говорит иначе и разъясняет не просто жажду, а жажду-ткача (по переводу бх. Суджато) или жажду-ловца, по переводу Тханиссаро Бхиккху. То есть Будда на мой взгляд объясняет здесь действие жажды. По сути это, о чем уже писали Эмпириокритик и я, развернутая форма описания возникновения саккая, саккая-диттхи и относящихся к этому суждений и мыслей. Об этом же на мой взгляд говорится например в Чулаведалла сутте, где говорится о саккая и саккая диттхи.
Еще по обсуждаемому: авиджа и жажда это разные явления. Они например называются рядом, вместе со своими функциями, в суттах Анаматагга вагги: avijjānīvaraṇānaṃ sattānaṃ taṇhāsaṃyojanānaṃ sandhāvataṃ saṃsarataṃ. - "Существа, для которых неведение - препятствие, а жажда - узы, перерождаются и странствуют." Авиджа, неведение, относится к когнитивной сфере, а танха, жажда - к аффективной.
Кстати говоря, в Большой сутте львиного рыка есть красочное сравнение достижения ниббаны (там, где Будда говорит, что понимает пять уделов и путь к ним и также ниббану и путь к ней) и там говорится о жажде и утолении жажды:
Цитата: Представь пруд с чистой, приятной, прохладной, и прозрачной водой, с пологими берегами, восхитительный, а рядом – густой лес. И человек, подавленный и страдающий от жары, уставший, обезвоженный, жаждущий пить, шёл бы прямой дорогой, ведущей к этому самому пруду. И [другой] человек с хорошим зрением, увидев его, сказал бы: «Этот человек ведёт себя так-то, поступает так-то, вступил на такой-то путь, что он придёт к этому самому пруду». И спустя какое-то время он видит, что тот окунулся в пруд, искупался, напился, снял всю свою изнурённость, усталость, жар, и вышел [на берег] и сидит или лежит в лесу, переживая исключительно приятные чувства. (перевод SV)
Последний раз редактировалось: Wu (Вт 05 Мар 19, 13:33), всего редактировалось 3 раз(а) Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№473038Добавлено: Вт 05 Мар 19, 12:58 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Если не осознают, что это "я хочу отползти", то и жажды\желания отползти нет. А есть некий бессознательный механизм. Так и люди очень часто не осознают свои поступки; есть инстинкт самосохранения, когда человек вдруг почему-то перемещается на другое место (бессознательный механизм), есть инстинкт размножения и пр. Очень редко человек осознаёт: "я хочу размножиться", тем не менее желание совокупиться (бессознательный механизм) есть. Кстати, недавно прочитала, что женщины хотят секса сильнее всего в период овуляции, то есть когда шанс забеременеть максимален. Это абсолютно бессознательный механизм, когда природа (танха) просто использует женщин как свой расходный материал.
Бессознательный - не осознают, что хотят? Не осознают, зачем.
Ответы на этот пост: мефмеф |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473039Добавлено: Вт 05 Мар 19, 12:59 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Все клеши имеют причиной танху.
Нет. С таким же успехом можно сказать, например, что все килесы порождены неведением. А на самом деле в круговороте факторов зависимого возникновения нельзя выделить какой-то один, от которого исходили бы все остальные. Это во-первых. А во-вторых, танха входит в число килес.
Если использовать аппарат Суттанты, то килесы - это часть факторов зависимого возникновения, а именно авиджа, танха, и упадана:
Avijjā tanhūpādānā ca kilesavattam (в переводе Нарада Тхера: Ignorance, craving, and grasping belong to the Round of Passions) - Абхидхамматтха Сангаха, глава VIII http://www.palikanon.com/english/sangaha/chapter_8.htm
Если же использовать аппарат Абхидхаммы, то есть список десяти килес:
Dasa kilesavatthūni. Lobho doso moho māno diṭṭhi vicikicchā thīnaṃ uddhaccaṃ ahirikaṃ anottappaṃ.
При этом все виды танхи относятся как раз к лобхе:
Tattha katamo lobho:
Yo rāgo sarāgo anunayo anurodho nandi nandirāgo cittassa sārāgo icchā mucchā ajjhosānaṃ gedho paḷigedho saṅgo paṅko ejā māyā janikā sañjanani sibbanī jālinī saritā visattikā suttaṃ visaṭā āyūhanī dūtiyā paṇidhi bhavanetti vanaṃ vanatho santhavo sineho apekkhā paṭibandhu āsā āsiṃsanā āsiṃsitattaṃ rūpāsā saddāsā gandhāsā rasāsā phoṭṭhabbāsā lābhāsā dhanāsā puttāsā jīvitāsā jappā pajappā abhijappā jappanā jappitattaṃ loluppaṃ loluppāyanā loluppāyitattaṃ pucchañchikatā sādhukamyatā adhammarāgo visamalobho nikanti nikāmanā patthanā pihanā sampatthanā kāmataṇhā bhavataṇhā vibhavataṇhā rūpataṇhā arūpataṇhā nirodhataṇhā rūpataṇhā saddataṇhā gandhataṇhā rasataṇhā phoṭṭhabbataṇhā dhammataṇhā ogho yogo gantho upādānaṃ āvaraṇaṃ nīvaraṇaṃ chādanaṃ bandhanaṃ upakkileso anusayo pariyuṭṭhānaṃ latā vevicchaṃ dukkhamūlaṃ dukkhanidānaṃ dukkhappabhavo mārapāso mārabalisaṃ māravisayo taṇhānadī taṇhājālaṃ taṇhāgaddulaṃ taṇhāsamuddo abhijjhā lobho akusalamūlaṃ, ayaṃ vuccati lobho.
https://suttacentral.net/ds2.3.2/pli/ms _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Вт 05 Мар 19, 13:08), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473041Добавлено: Вт 05 Мар 19, 13:07 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Еще, вы проигнорировали или отказались ответить на многие вопросы - про сотапанну и далее.
Про сотапанну я отвечал уже - у него нет диттхи, но есть мано. Причём мано (что в списке килес, что в списке оков - там одинаковое определение) - это отнюдь не только гордость.
Seyyohamasmīti māno, sadisohamasmīti māno, hīnohamasmīti māno; yo evarūpo māno maññanā maññitattaṃ unnati unnamo dhajo sampaggāho ketukamyatā cittassa—ayaṃ vuccati māno.
https://suttacentral.net/ds2.3.2/pli/ms
Conceit at the thought ‘I am the better man'; conceit at the thought ‘I am as good [as they]'; conceit at the thought ‘I am lowly’ — all such sort of
conceit, overweening, conceitedness, loftiness, haughtiness, flaunting a flag, assumption, desire of the heart for self-advertisement — this is called conceit
https://suttacentral.net/ds2.3.2/en/caf_rhysdavids _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№473043Добавлено: Вт 05 Мар 19, 13:13 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Еще, вы проигнорировали или отказались ответить на многие вопросы - про сотапанну и далее.
Про сотапанну я отвечал уже - у него нет диттхи, но есть мано. Причём мано (что в списке килес, что в списке оков - там одинаковое определение) - это отнюдь не только гордость.
Но почему вы считаете, что в 4.199 - диттхи, а не "мано"? Должна же быть какая-то логика в этом? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№473044Добавлено: Вт 05 Мар 19, 13:14 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Все клеши имеют причиной танху.
Нет.
У Асанги дано такое определение. Не думаю, что в тхераваде это иначе. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№473046Добавлено: Вт 05 Мар 19, 13:20 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Еще, вы проигнорировали или отказались ответить на многие вопросы - про сотапанну и далее.
Про сотапанну я отвечал уже - у него нет диттхи, но есть мано. Причём мано (что в списке килес, что в списке оков - там одинаковое определение) - это отнюдь не только гордость.
Но почему вы считаете, что в 4.199 - диттхи, а не "мано"? Должна же быть какая-то логика в этом?
Может быть и мано. Неоднократно подчеркнул, что для обсуждаемой темы это (диттхи там или мано) роли не играет. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 След.
|
Страница 53 из 78 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|