|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Just process Гость
|
№435759Добавлено: Вс 12 Авг 18, 23:11 (6 лет тому назад) |
|
|
|
"Единственный способ" там - это ведь даже не джханы, хоть они и участвуют в процессе. Да и "оковы" эти устраняются уже святыми. А речь шла про мирские джханы, которые практикуют обычные люди.
Обычные люди, которые практикуют джханы буквально стоят на пороге Ниббаны. Им зачастую не хватает только правильных наставлений, чтобы достичь её. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49286
|
№435760Добавлено: Вс 12 Авг 18, 23:25 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Мирские дхьяны не являются неким особым достижением, они есть стандартный вид Сансары. Как минимум богами уровня второй дхьяны, в мире Абхасвары, рождались вообще все существа. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Upas Гость
|
№435763Добавлено: Пн 13 Авг 18, 02:02 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ну я то по простому, по-пацански, в общих чертах выразился. А вы сейчас начнете вижамана/авиджамана паннатти разбирать ))
Все самые высшие предметы в буддизме - есть сугубо концепты. Трилакшана, 4БИ (включая Нирвану) - это всё только концепты, и не имеют иной природы.
Параматтха дхаммы: читта, четасики, рупа и ниббана - не концепты (паннатти), в данном случае паннатти - это сами слова, обозначения, которыми называют эти дхаммы. То есть, это такой вид садда-паннатти, которым обозначают параматтха дхаммы - виджамана-паннатти. И в практике випассаны, ум именно на параматтха-дхаммы опирается, а не на садда-паннатти (концепты-обозначения этих дхамм).
Когда же анализируем концепты составные, которые не обнаруживаются в первичной реальности, то есть аттха-паннатти (денотат), относящиеся к саммути, то вот это реально сконструированные умом концептуальные объекты, так же имеющие свои обозначения (садда-паннатти, вид - авиджамана-паннатти).
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Antaradhana Wolfshadow
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№435765Добавлено: Пн 13 Авг 18, 02:28 (6 лет тому назад) |
|
|
|
На мой взгляд, 'sati' в контексте сатипаттханы - наиболее удачно переводится словом внимательность, т.е. пристальное внимание к определенной сфере, подмечание малейших деталей. А 'sampajanna' - это распознавание, проницательность. Осознанность и бдительность - вполне уместные термины, в контексте поступков (тела, речи и ума).
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49286
|
№435770Добавлено: Пн 13 Авг 18, 08:49 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ну я то по простому, по-пацански, в общих чертах выразился. А вы сейчас начнете вижамана/авиджамана паннатти разбирать ))
Все самые высшие предметы в буддизме - есть сугубо концепты. Трилакшана, 4БИ (включая Нирвану) - это всё только концепты, и не имеют иной природы.
Параматтха дхаммы: читта, четасики, рупа и ниббана - не концепты (паннатти), в данном случае паннатти - это сами слова, обозначения, которыми называют эти дхаммы. То есть, это такой вид садда-паннатти, которым обозначают параматтха дхаммы - виджамана-паннатти. И в практике випассаны, ум именно на параматтха-дхаммы опирается, а не на садда-паннатти (концепты-обозначения этих дхамм).
Когда же анализируем концепты составные, которые не обнаруживаются в первичной реальности, то есть аттха-паннатти (денотат), относящиеся к саммути, то вот это реально сконструированные умом концептуальные объекты, так же имеющие свои обозначения (садда-паннатти, вид - авиджамана-паннатти).
У вас ошибка отождествления схожего древнего палийского термина с современным западным. Ниббана не паннатти на пали, но концепт в западном смысле. Понятия в западном смысле - это не обозначения. Обозначения - имена, знаки - это иное. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Upas |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№435774Добавлено: Пн 13 Авг 18, 10:22 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ошибкой является отождествление всего понятийного\концептуального с кальпаной, и принижение концептуального относительно некоего "неконцептуального". КИ, а у Вас не было разве видения света в медитации, который не физический свет и который "просветляет" и расширяет пространство сознания? По сравнению с ним любое концептуальное/интеллектуальное - трилакшана ли, сатчитананда ли видится очень серым материалом. Любые мысли видятся "серыми" и "тусклыми" по сравнению с этим. |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№435775Добавлено: Пн 13 Авг 18, 10:34 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ну я то по простому, по-пацански, в общих чертах выразился. А вы сейчас начнете вижамана/авиджамана паннатти разбирать ))
Все самые высшие предметы в буддизме - есть сугубо концепты. Трилакшана, 4БИ (включая Нирвану) - это всё только концепты, и не имеют иной природы.
Параматтха дхаммы: читта, четасики, рупа и ниббана - не концепты (паннатти), в данном случае паннатти - это сами слова, обозначения, которыми называют эти дхаммы. То есть, это такой вид садда-паннатти, которым обозначают параматтха дхаммы - виджамана-паннатти. И в практике випассаны, ум именно на параматтха-дхаммы опирается, а не на садда-паннатти (концепты-обозначения этих дхамм).
Когда же анализируем концепты составные, которые не обнаруживаются в первичной реальности, то есть аттха-паннатти (денотат), относящиеся к саммути, то вот это реально сконструированные умом концептуальные объекты, так же имеющие свои обозначения (садда-паннатти, вид - авиджамана-паннатти).
У вас ошибка отождествления схожего древнего палийского термина с современным западным. Ниббана не паннатти на пали, но концепт в западном смысле. Понятия в западном смысле - это не обозначения. Обозначения - имена, знаки - это иное.
Всё-таки это сложный вопрос, с Ниббаной. Вы ведь лучше нас с Упасом знаете, что paññatti - это не только обозначения, но и концепты. В рамках paññatti оказывается и означающее (nāma-paññatti), и означаемое (attha-paññatti) - точнее говоря, определенный класс означаемого. А дхаммы - это другой класс означаемого. Дхамма - это хоть чувственно воспринимаемый, хоть чисто ментальный феномен - но непременно (как раз за примечательным исключением Ниббаны) такой, который возникает, воспринимается, переживается в реальном времени, в определенный момент (samaya). В определенный момент возникнув, он и исчезает в определенный момент - причём и то и другое происходит с дхаммой в зависимости от условий - от других дхамм. То есть дхамма - это не концепт, а событие - даже если содержанием этого события будет, например, изобретение какого-то концепта (или не изобретение, а знакомство с концептом, понимание концепта, и т.п.
Очевидно, что ниббана (по крайней мере, на первый взгляд) не слишком хорошо вписывается в этот ряд - ведь она-то ничем не обусловлена, не возникает и не исчезает. Если бы она была просто разрушением (khaya) существующих килес и кхандх, происходящим в определенный момент, тогда причисление к дхаммам было бы понятно. Но этот вариант тхеравадинской традицией совершенно определенно отвергается. Ниббана - не разрушение, не смерть (bhanga, maraṇa) чего-либо существующего, происходящее в определенный момент, а прекращение возникновения, рождения (uppādajāti) - то есть, не-возникновение, прекращенность. Казалось бы, элементарная логика требует признать, что это в европейской классификации - концепт, а в буддийской, в частности, тхеравадинской - attha-paññatti. И тем не менее её относят именно к dhammā, не к концептам, а к событиям.
Тхеравадинские комментаторы это объясняют так, что Ниббана - это нечто реальное, и реально достигаемое.
Таким образом, когда достигнут плод араханта, возникает знание, что новых рождений более не будет - и это знание представляет собой не умозаключение, не конструирование некоего смысла из некоторых оснований, а непосредственное видение отсутствия корней каких-либо будущих событий. Арахант непосредственно познаёт, что всё множество будущих возможных событий (будущих дхамм) зачёркнуто, отменено, аннулировано. Если бы не достижение плода араханта, всё это множество будущих событий стало бы реальным. Достижение ниббаны, если можно так выразиться, не лишает это множество характера реальности, но делает значение этого множества равным нулю. А сама ниббана - и есть это реальное, но обнулённое множество.
Достаточное ли это основание, чтобы её причислять не к attha-paññatti, а к dhammā? ИМХО, спорный вопрос. Подчеркну ещё раз - я не спорю с тем, что в пользу Вашей точки зрения (что ниббана - концепт), можно выдвинуть сильные аргументы. Тем не менее, в Тхераваде принята именно такая классификация. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№435776Добавлено: Пн 13 Авг 18, 10:44 (6 лет тому назад) |
|
|
|
На мой взгляд, 'sati' в контексте сатипаттханы - наиболее удачно переводится словом внимательность, т.е. пристальное внимание к определенной сфере, подмечание малейших деталей. А 'sampajanna' - это распознавание, проницательность. Осознанность и бдительность - вполне уместные термины, в контексте поступков (тела, речи и ума).
1. А в чём Вы видите разницу между "контекстом сатипаттханы", и "контекстом поступков тела, речи и ума"? Уточняю потому, что уже не раз бывало, что я реконструировал смысл Ваших реплик, а Вы потом эту реконструкцию оспаривали, что-де не то имелось в виду.
2. Да, согласен, что внимательность - это хороший, удачный термин. Тем не менее, я всё-таки голосую за "бдительность", потому что это слово удачно передаёт временной, динамический оттенок - внимательность к тому, что ещё не произошло, но вот-вот произойдёт; готовность быть внимательным к тому, что произойдёт сейчас. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Jane, Just process, Antaradhana |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49286
|
№435780Добавлено: Пн 13 Авг 18, 11:06 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ниббана есть параматтха-дхамма потому, что это высший религиозный предмет, и так изначально принято ее классифицировать. А не по формально-логическим признакам. Подобное совершенно нормально и типично для индийцев. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№435782Добавлено: Пн 13 Авг 18, 11:14 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: На мой взгляд, 'sati' в контексте сатипаттханы - наиболее удачно переводится словом внимательность, т.е. пристальное внимание к определенной сфере, подмечание малейших деталей. А 'sampajanna' - это распознавание, проницательность. Осознанность и бдительность - вполне уместные термины, в контексте поступков (тела, речи и ума). Да, согласен, что внимательность - это хороший, удачный термин. Тем не менее, я всё-таки голосую за "бдительность", потому что это слово удачно передаёт временной, динамический оттенок - внимательность к тому, что ещё не произошло, но вот-вот произойдёт; готовность быть внимательным к тому, что произойдёт сейчас. Внимательность - это не сати, а лишь его начало. Manasikãra (внимание, "деланье умом") как ментальный феномен свойственен любому состоянию ума, а сати - только благому.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№435783Добавлено: Пн 13 Авг 18, 11:15 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ниббана есть параматтха-дхамма потому, что это высший религиозный предмет, и так изначально принято ее классифицировать. А не по формально-логическим признакам. Подобное совершенно нормально и типично для индийцев.
Но ведь нет двух разных (эксплицитно сформулированных) классификаций, об одной из которых утверждалось бы, что это-де "религиозная" классификация, а о другой - что это "формально-логическая" классификация. Есть единая абхидхаммическая классификация. И если Вы говорите, что эта классификация, тем не менее, строится на основе двух разных, не совпадающих друг с другом принципов - Вы, тем самым, и говорите, что здесь непоследовательность. И с этим, повторюсь, я не хочу спорить - может быть и непоследовательность (у Вашей позиции здесь сильные аргументы). Тем не менее, сама тхеравадинская традиция и непоследовательности у себя не видит, и о том, что это-де у нас две разные системы классификаций, не говорит. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№435784Добавлено: Пн 13 Авг 18, 11:21 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: На мой взгляд, 'sati' в контексте сатипаттханы - наиболее удачно переводится словом внимательность, т.е. пристальное внимание к определенной сфере, подмечание малейших деталей. А 'sampajanna' - это распознавание, проницательность. Осознанность и бдительность - вполне уместные термины, в контексте поступков (тела, речи и ума). Да, согласен, что внимательность - это хороший, удачный термин. Тем не менее, я всё-таки голосую за "бдительность", потому что это слово удачно передаёт временной, динамический оттенок - внимательность к тому, что ещё не произошло, но вот-вот произойдёт; готовность быть внимательным к тому, что произойдёт сейчас. Внимательность - это не сати, а лишь его начало. Manasikãra (внимание, "деланье умом") как ментальный феномен свойственен любому состоянию ума, а сати - только благому.
Насколько я понял, что имел в виду Антарадхана, он отнюдь не приравнивает "внимание" и "внимательность". Внимательность - это не любое внимание, а сосредоточенное, бдительное внимание; внимание, обладающее качеством непрерывности, не-рассеянности; если бы так можно сказать по-русски, то - не-теряемости. И в таком значении, ИМХО, "внимательность" может быть одним из возможных вариантов перевода sati. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Jane |
|
Наверх |
|
|
Just process Гость
|
№435785Добавлено: Пн 13 Авг 18, 11:24 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Тем не менее, я всё-таки голосую за "бдительность", потому что это слово удачно передаёт временной, динамический оттенок - внимательность к тому, что ещё не произошло, но вот-вот произойдёт; готовность быть внимательным к тому, что произойдёт сейчас.
Вы уверены, что смысл осознанности заключается в том, чтобы впасть в паранойю и быть «всегда готовым»? По-моему осознанность - это скорее естественное состояние, которое достигается за счет расслабления и очищения ума.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49286
|
№435786Добавлено: Пн 13 Авг 18, 11:29 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Ниббана есть параматтха-дхамма потому, что это высший религиозный предмет, и так изначально принято ее классифицировать. А не по формально-логическим признакам. Подобное совершенно нормально и типично для индийцев.
Но ведь нет двух разных (эксплицитно сформулированных) классификаций, об одной из которых утверждалось бы, что это-де "религиозная" классификация, а о другой - что это "формально-логическая" классификация. Есть единая абхидхаммическая классификация. И если Вы говорите, что эта классификация, тем не менее, строится на основе двух разных, не совпадающих друг с другом принципов - Вы, тем самым, и говорите, что здесь непоследовательность. И с этим, повторюсь, я не хочу спорить - может быть и непоследовательность (у Вашей позиции здесь сильные аргументы). Тем не менее, сама тхеравадинская традиция и непоследовательности у себя не видит, и о том, что это-де у нас две разные системы классификаций, не говорит.
Непоследовательности нет, так как основной принцип индийской философии - лингвистический. Они, прежде всего, будут доказывать вовсе не то, что предмет относится к определенной логической категории, а то, что определенное слово можно и нужно использовать для характеристики предмета. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№435787Добавлено: Пн 13 Авг 18, 11:31 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Тем не менее, я всё-таки голосую за "бдительность", потому что это слово удачно передаёт временной, динамический оттенок - внимательность к тому, что ещё не произошло, но вот-вот произойдёт; готовность быть внимательным к тому, что произойдёт сейчас.
Вы уверены, что смысл осознанности заключается в том, чтобы впасть в паранойю и быть «всегда готовым»? По-моему осознанность - это скорее естественное состояние, которое достигается за счет расслабления и очищения ума.
Причём здесь "паранойя"? Это опять какая-то Ваша чисто личная, специфическая система ассоциаций. А "естественное состояние, которое ... и т.д." - это вообще даже рядом не ложится с каноническим определением (которое приводится в первом посте темы). Как ни верти, а сати - это, в зависимости от контекста, или "удержание в памяти", или "удержание внимания". Спорить можно о том, какой из этих контекстов где, и ещё о том, как это лучше выражать (опять же, в зависимости от контекста) одним словом. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 След.
|
Страница 8 из 20 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|