Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

К вопросу о переводе понятия "sati" - осознанность? памятование? бдительность?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

436605СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 12:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Тут и написано, что это первое лицо единственное число настоящего времени глагола "быть" - а не глагола "оячивать".

Когда речь идет об "асми" - всегда имеется в виду построение иллюзии личности. Но это построение, а не "возникновение". Активное, хоть и бессознательное ... представьте, что рядом с вами едят мороженое. Что вам с того? Вы, видя это хотите самостоятельно есть мороженное. Чтобы получить то же самое удовольствие, которое получают другие при этом процессе. Что для этого надо сделать? "Оячить" этот процесс. То есть взять мороженое и съесть, а не просто созерцать, как это делают другие ... Так и во всем. Пять упадана кхандха "оячиваются". Потому, что упадана это что? - это следствие жажды, которая, чтобы стать удовлетворенной нуждается в личном удовлетворении. Это и есть упадана. Отсюда и этот базовый принцип индивидуализации или схоластическое "принсипиум индивидуатионис" (principium individuationis). То есть, безличностное так становится личностью или "я". Но это иллюзия с точки зрения буддизма. Которую надо сначала осознать, потом ясно познать, а потом овладеть. ТОлько после этого её можно отбросить. Чтобы приобрести первичное безличностное состояние

То, что иллюзия " я" возникает в результате цепляния (можно даже сказать - в момент цепляния) за кхандхи - это, в общем, верно. Но никакого отношения к значению "асми" это не имеет. Не нужно думать, что даже в буддийских текстах всегда, когда говорится "аз есмь то или это", имеется в виду " иллюзия я возникает так или этак ". Это вполне может быть речь в рамках общепринятого мирского дискурса (саммути, санкета-вачана) - и тогда " аз есмь" значит просто "аз есмь".

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

436608СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 13:21 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

вы продолжает считать "асми" местоимением "я". Или существительным. Но это глагол. Обозначающий процесс. Обозначающий конкретное личное действие. И именно придание качества личного действия в конечном итоге и формирует "я" как местоимение. ... "Эсо ахам асми" переводится буквально как "я это оячиваю". Так бывает, когда "я" уже сформировано. Но процесс "оячивания", побуждаемый жаждой так же и формирует "я"

... есть личное действие. А есть действие безличное. Само действие, а не его результат

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

436609СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 13:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

... это психически ощущается, но не понимается, если сознательно не познается. В этом смысле говорится часто о "сати" в суттах. Что это психическое ощущение. Но надо понять то, что мы психически ощущаем. Потому, в Махасатипаттхане (ДН 22) и говорится буквально в отношении монаха: "pajānāti" (познает) когда он живет и созерцает чувства в чувствах (vedanāsu vedanānupassī) и мысли в мыслях (citte cittānupassī). Мало просто созерцать (пасса). Нужно еще познавать (паджанати)
_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

436612СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 13:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
вы продолжает считать "асми" местоимением "я". Или существительным. Но это глагол.

Послушайте, прежде чем изучать пали, научитесь хотя бы просто читать по-русски. Сто раз уже сказал, что это глагол. А именно, глагол "быть" - настоящее время, единственное время, первое лицо. То же самое, что "am" в английском, "sum" в латыни; в русском же это раньше было "есмь", а теперь такой грамматической формы в русском просто нет.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

436615СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 14:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

вопрос, который мы тут обсуждаем уже неделю. Начали с "аттхи". Теперь вот "асми". Вопрос: как перевести глагол, который обозначает действие "я"? Не местоимение и не существительное. А именно глагол. Причем, не в отношении внешнего уже созданного "я", что мол "я пошел", "я ушел", "я иду" ... не в этом смысле. А в смысле самосоздания действием? Как перевести действие, при котором создается "я"? Не продукт этого действия, но само действие?
_________________
живите больше


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

436617СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 14:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
вопрос, который мы тут обсуждаем уже неделю. Начали с "аттхи". Теперь вот "асми". Вопрос: как перевести глагол, который обозначает действие "я"? Не местоимение и не существительное. А именно глагол. Причем, не в отношении внешнего предмета, что мол "я пошел", "я ушел", "я иду" ... не в этом смысле. А с смысле самосоздания действием? Как перевести действие, при котором создается "я"? Не продукт этого действия, но само действие?

Смотря какое действие. То, которое обозначается "асми" - "аз есмь", или, на современном русском, "я есть". Быть - это, грамматически, тоже действие

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

436619СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 14:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Frithegar пишет:
вы продолжает считать "асми" местоимением "я". Или существительным. Но это глагол.

Послушайте, прежде чем изучать пали, научитесь хотя бы просто читать по-русски. Сто раз уже сказал, что это глагол. А именно, глагол "быть" - настоящее время, единственное время, первое лицо. То же самое, что "am" в английском, "sum" в латыни; в русском же это раньше было "есмь", а теперь такой грамматической формы в русском просто нет.

"я есть" - это "я уже есть". Как конечный продукт действия. А как сказать "сотворяю себя действием, когда я хочу вот это или вот то" - ? Как назвать сам процесс этого действия

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Горсть листьев, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

436620СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 14:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Frithegar пишет:
вы продолжает считать "асми" местоимением "я". Или существительным. Но это глагол.

Послушайте, прежде чем изучать пали, научитесь хотя бы просто читать по-русски. Сто раз уже сказал, что это глагол. А именно, глагол "быть" - настоящее время, единственное время, первое лицо. То же самое, что "am" в английском, "sum" в латыни; в русском же это раньше было "есмь", а теперь такой грамматической формы в русском просто нет.

"я есть" - это "я уже есть". Как конечный продукт действия. А как сказать "сотворяю себя действием, когда я хочу вот это или вот то" - ? Как назвать сам процесс этого действия
Санкхара
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

436621СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 14:24 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Frithegar пишет:
вопрос, который мы тут обсуждаем уже неделю. Начали с "аттхи". Теперь вот "асми". Вопрос: как перевести глагол, который обозначает действие "я"? Не местоимение и не существительное. А именно глагол. Причем, не в отношении внешнего предмета, что мол "я пошел", "я ушел", "я иду" ... не в этом смысле. А с смысле самосоздания действием? Как перевести действие, при котором создается "я"? Не продукт этого действия, но само действие?

Смотря какое действие.

Действие для того, чтобы удовлетворить жажду

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

436622СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 14:25 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Санкхара

строго говоря, санкхары могут быть безличными. Потому Будда и конкретизирует
... что когда доходит уже до жажды - тогда речь уже идет о "моей жажде"

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

436627СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 14:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Горсть листьев пишет:

Санкхара

строго говоря, санкхары могут быть безличными. Потому Будда и конкретизирует
... что когда доходит уже до жажды - тогда речь уже идет о "моей жажде"
"Моя жажда" - это уже упадана.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

436628СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 14:39 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Frithegar пишет:
вы продолжает считать "асми" местоимением "я". Или существительным. Но это глагол.

Послушайте, прежде чем изучать пали, научитесь хотя бы просто читать по-русски. Сто раз уже сказал, что это глагол. А именно, глагол "быть" - настоящее время, единственное время, первое лицо. То же самое, что "am" в английском, "sum" в латыни; в русском же это раньше было "есмь", а теперь такой грамматической формы в русском просто нет.

"я есть" - это "я уже есть". Как конечный продукт действия. А как сказать "сотворяю себя действием, когда я хочу вот это или вот то" - ? Как назвать сам процесс этого действия

Называйте как хотите. Но "асми" - это не название такого процесса. В Типитаке процесс этот описывается не одним словом, а формулировкой саккая-диттхи (воззрений о самости):

"Idha assutavā puthujjano … rūpaṃ attato samanupassati, rūpavantaṃ vā attānaṃ, attani vā rūpaṃ, rūpasmiṃ vā attānaṃ. Vedanaṃ attato samanupassati, vedanāvantaṃ vā attānaṃ, attani vā vedanaṃ, vedanāya vā attānaṃ. Saññaṃ attato samanupassati, saññāvantaṃ vā attānaṃ, attani vā saññaṃ, saññāya vā attānaṃ. Saṅkhāre attato samanupassati, saṅkhāravantaṃ vā attānaṃ, attani vā saṅkhāre, saṅkhāresu vā attānaṃ. Viññāṇaṃ attato samanupassati, viññāṇavantaṃ vā attānaṃ, attani vā viññāṇaṃ, viññāṇasmiṃ vā attānaṃ".

Это определение есть и в Абхидхамме ( https://suttacentral.net/ds2.3.1/pli/ms  ) и в Суттанте ( https://suttacentral.net/mn44/pli/ms )

"Когда необученный, заурядный человек ... рассматривает тело, как себя, или себя, как обладающего телом, или тело, как часть себя, или себя, как находящегося в теле; рассматривает переживание, как себя, или себя, как обладающего переживанием, или переживание, как часть себя, или себя, как находящегося в переживании; рассматривает распознавание, как себя, или себя, как обладающего распознаванием, или распознавание, как часть себя, или себя, как находящегося в распознавании; рассматривает волю, как себя, или себя как обладающего волей, или волю, как часть себя, или себя, как находящегося в воле; рассматривает представление, как себя, или себя, как обладающего представлением, или представление, как часть себя, или себя, как находящегося в представлении".

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Frithegar, Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Wu-гость
Гость


Откуда: Moscow


436638СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 16:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Cetanāhaṃ, bhikkhave, kammaṃ vadāmi. Cetayitvā kammaṃ karoti—kāyena vācāya manasā.
Frithegar пишет:
из этого важнейшего текста (нужно его определять как один из первоочередных) можно увидеть, в контексте нашего этого разговора. Что Карма это:

1. Буквально "моё волевое намерение" (Cetanāhaṃ, где Cetanā  - волевое намерение + ahaṃ или так ahaṁ - моё личное "я"). это Будда называет там каммой. И что породив намерение этого личного "я" человек действует телом, речью или умом
...
Aham здесь относится к vadami. Aham vadami - "я учу".
То есть примерно: "Усилие ума, монахи, я называю деянием". Похожие фразы, где встречается "ахам вадами" (я учу) встречаются в ряде сутт.
Например в Саббасава сутте (МН2)
Цитата:
"Jānato ahaṃ, bhikkhave, passato āsavānaṃ khayaṃ vadāmi, no ajānato no apassato.
– Монахи, я утверждаю, что влечения прекращаются у знающего и постигающего, а не у не знающего и не постигающего.


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

436640СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 16:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Есмь - это глагол, что бы, Вы, Фридегар э, ни сочиняли в защиту нелепого "оячивания". Быть, был, буду, есмь. Существовать - вот этот глагол. Существую, бытийствую, бытую.

И вся эта грамматика не имеет отношения к Дхарме. Вы напрасно запутываете себя.

Вы должны понять, что Будда говорил обычным языком, а не философским. Таким же обычным, как говорим сейчас мы. И Будда не придавал никакого особенного значенния Атману. Не опирался на атман, не учил атману.

Как только Вы обнаружите прекращение всего, Вы прямо увидите Дхарму. Все оавно как если бы Вы искале на прилавке с тысячей цруктов один, незнакомый по названию и перебирали, спраштвая о каждом. Найдя нужный Вам больше не нужно его название, чтобы видеть его прямо и ясно, отличая от всех прочих.

Так и прекращение обнаруживается и больше нет замешательства в отношении Дхармы. Вот - нирвана. Ясно и точно. Как опознать, отличить? Вот - путь. Как проверить, как убедиться? Вот страдания, вот их причина, вот их преращенте.

Пока Вы не видите ясно - следуйте пути. Обуздайте влечения, будьте бдительны к их возникновению, пребывайте вне их возникновения. Шила, праджня, самадхи.

Если Вы думаете, что никто кроме Вас не идет по Пути, это значит отсутствие веры. Непреодолимое препятствие.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

436676СообщениеДобавлено: Пт 17 Авг 18, 19:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Называйте как хотите. Но "асми" - это не название такого процесса

я не буду спорить, тем более что наш разговор слишком уж пестрит, так сказать, контрастами. ... Если вы считаете, что "rūpaṃ attato samanupassati" перевести как "рассматривает тело, как себя" этого вполне достаточно - ну думайте так и дальше. ... или что "rūpasmiṃ vā attānaṃ" - это переводится как "себя, как находящегося в теле". Когда уже тысячу раз говорил, что нельзя attā считать "собой". Это Атман

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  След.
Страница 19 из 20

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.036 (0.295) u0.018 s0.001, 18 0.018 [268/0]