Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

К вопросу о переводе понятия "sati" - осознанность? памятование? бдительность?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48708

435557СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:27 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Wu - гость пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
"Память" может быть, теоретически, о чём угодно.

Но не о настоящем (текущем).  Laughing
Как раз, согласно комментариям, памятование в случае 4 сатипаттхан означает удержание внимания на них (как минимум это одно из значений). То есть не забывать, помнить о теле, о чувствах, об уме и о дхаммах.

Это означает помнить о трех свойствах тела, чувств, ума и дхамм. Что за глупость - просто помнить о теле? Кому это надо и для чего?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Wu, Гость 12
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48708

435558СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Память - нельзя. Памятование - уже, пожалуй, можно.

Это не синонимы в данном контексте? Laughing Памятование - это же что-то из смыслового района "поминок". Поминки по телу, уму, и т.д.?

_________________
Буддизм чистой воды


Последний раз редактировалось: КИ (Сб 11 Авг 18, 20:31), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435560СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:29 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

Можно ли "установить память перед собой"? Нечто невразумительное. А "установить память на кончике носа"? Совсем странно. А вот установить таким образом памятование, то есть, сконцентрировать внимание - вполне можно. И тогда смысл всего фрагмента вполне складывается: сконцентрировав внимание, и будучи (не осознанным, конечно, но сосредоточенным, бдительным) монах вдыхает и выдыхает. И делая вдохи и выдохи, он знает, отдаёт себе отчёт (pajānāti) что он их делает.

По-моему это означает, что нужно просто осознавать то, что происходит, в том числе и дыхание. И при этом, не пытаясь на чем-то сконцентрироваться или дать какой-то отчёт. К тому же вдохи не надо делать – они происходят автоматически.

У Вас какая-то болезненная реакция на слово "делать"   Surprised  Ясно, что "делать вдохи и выдохи" - не значит их форсировать, а значит делать то, что делаешь всегда, вне зависимости от того, отслеживаешь это или нет. Что касается остального, то "отдавать себе отчёт" - это тоже не о подаче служебных записок с подписью и датой, а о том, чтобы "осознавать то, что происходит". И для того, чтобы это осознавать, нужна бдительность - то есть, нужно, чтобы внимание не уплывало куда угодно ещё, а возвращалось к этим вдохам и выдохам снова и снова, не пропуская ни вдохов, ни выдохов.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435561СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:33 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Память - нельзя. Памятование - уже, пожалуй, можно.

Это не синонимы в данном контексте?   Laughing

ИМХО, я постарался показать, что тот контекст, который в суттах о сатипаттханах, не позволяет понимать установление сати иначе чем как концентрацию и поддержание внимания.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48708

435564СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:39 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Память - нельзя. Памятование - уже, пожалуй, можно.

Это не синонимы в данном контексте?   Laughing

ИМХО, я постарался показать, что тот контекст, который в суттах о сатипаттханах, не позволяет понимать установление сати иначе чем как концентрацию и поддержание внимания.

Вопрос о том, что же является объектом этого внимания? Что такое "знать тело как тело"? Я думаю, что это означает видеть трилакшану в теле - стараемся помнить (не забывать) об этом.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Upas
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

435565СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

... Что за глупость - просто помнить о теле? Кому это надо и для чего?
Именно направление основательного внимания позволяет познать, постичь природу тела, чувств, ума и дхамм, о которых памятуют. Цель не загипнотизировать себя повторением "непостоянно" и т.п., а постижение вещей, как они есть. А для любого изучения явления его нужно... изучать, направлять ум на него.
Как говорит Будда в одной из сутт, в результате пребывания в созерцании тела, постигается тело. - Tassa kāye kāyānupassino viharato kāyo pariññāto hoti. А в результате этого осуществляется бессмертное (ниббана) -  Kāyassa pariññātattā amataṃ sacchikataṃ hoti.
https://board.buddhist.ru/entry.php?b=1210

P.S. Естественно, постигаются такие характеристики, как непостоянство, тягостность, не-я. Но не только они, см. например Ниббедхика сутту. https://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an06/an06.063.than.html


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435566СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Память - нельзя. Памятование - уже, пожалуй, можно.

Это не синонимы в данном контексте?   Laughing

ИМХО, я постарался показать, что тот контекст, который в суттах о сатипаттханах, не позволяет понимать установление сати иначе чем как концентрацию и поддержание внимания.

Вопрос о том, что же является объектом этого внимания? Что такое "знать тело как тело"? Я думаю, что это означает видеть трилакшану в теле - стараемся помнить (не забывать) об этом.

Так по поводу "видеть трилакшану в теле" разногласий нет. Разумеется, это внимание направлено на то (и удерживается, не теряется), чтобы видеть три характеристики во всех объектах, которые перечисляются как объекты созерцания в суттах о сатипаттханах.   Но созерцаются эти объекты (если не все, то как минимум, дыхание, положения тела, веданы, состояния ума, препятствия, боджханги, и т.п.) в настоящем моменте, в режиме реального времени.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48708

435567СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

... Что за глупость - просто помнить о теле? Кому это надо и для чего?
Именно направление основательного внимания позволяет познать, постичь природу тела, чувств, ума и дхамм, о которых памятуют. Цель не загипнотизировать себя повторением "непостоянно" и т.п., а постижение вещей, как они есть.

"Как они есть" - в буддизме это означает "анитья, духкха, анатма". Нет иного "как они есть".

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48708

435568СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Память - нельзя. Памятование - уже, пожалуй, можно.

Это не синонимы в данном контексте?   Laughing

ИМХО, я постарался показать, что тот контекст, который в суттах о сатипаттханах, не позволяет понимать установление сати иначе чем как концентрацию и поддержание внимания.

Вопрос о том, что же является объектом этого внимания? Что такое "знать тело как тело"? Я думаю, что это означает видеть трилакшану в теле - стараемся помнить (не забывать) об этом.

Так по поводу "видеть трилакшану в теле" разногласий нет. Разумеется, это внимание направлено на то (и удерживается, не теряется), чтобы видеть три характеристики во всех объектах, которые перечисляются как объекты созерцания в суттах о сатипаттханах.   Но созерцаются эти объекты (если не все, то как минимум, дыхание, положения тела, веданы, состояния ума, препятствия, боджханги, и т.п.) в настоящем моменте, в режиме реального времени.

Так "сати" то относится к чему? К телу, или к трилакшане в теле?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435569СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Память - нельзя. Памятование - уже, пожалуй, можно.

Это не синонимы в данном контексте?   Laughing

ИМХО, я постарался показать, что тот контекст, который в суттах о сатипаттханах, не позволяет понимать установление сати иначе чем как концентрацию и поддержание внимания.

Вопрос о том, что же является объектом этого внимания? Что такое "знать тело как тело"? Я думаю, что это означает видеть трилакшану в теле - стараемся помнить (не забывать) об этом.

Так по поводу "видеть трилакшану в теле" разногласий нет. Разумеется, это внимание направлено на то (и удерживается, не теряется), чтобы видеть три характеристики во всех объектах, которые перечисляются как объекты созерцания в суттах о сатипаттханах.   Но созерцаются эти объекты (если не все, то как минимум, дыхание, положения тела, веданы, состояния ума, препятствия, боджханги, и т.п.) в настоящем моменте, в режиме реального времени.

Так "сати" то относится к чему? К телу, или к трилакшане в теле?

А зачем это противопоставление? К телесным и ментальным явлениям, характеризующимся трилакшаной.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

435570СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ки, мало приговаривать, анитья, анитья. Это просто своего рода самогипноз. Для постижения нужно исследование. И непредвзятое исследование, даже если не приговаривать "анитья", все равно приведет к постижению того факта, что явления аничча - потому, что так есть. А "сосредоточенный постигает то,что есть".

В любом случае, традиционный комментарий и Вибханга трактуют сати в случае сатипаттханы как удержание объекта ума, я привел цитаты.


Последний раз редактировалось: Wu (Сб 11 Авг 18, 21:35), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48708

435571СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 20:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Так "сати" то относится к чему? К телу, или к трилакшане в теле?

А зачем это противопоставление? К телесным и ментальным явлениям, характеризующимся трилакшаной.

То есть, помните именно о теле? А то, что оно как-то там характеризуется - это просто так, добавка? Что является целью знания - тело или трилакшана?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Just process, empiriocritic_1900, Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48708

435572СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 21:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ки, мало приговаривать

Что за чушь про "приговаривать"? Зачем придумываете такое? Где вы тут видели обсуждение про некое приговаривание, наговаривание, разговаривание?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Jane
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48708

435574СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 21:07 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900, если вам скажут "помни, что дом горит", что будет объектом памяти - "дом, который горит" или "то, что дом горит"?
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: КИ, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Just process
Гость


Откуда: Saint Petersburg


435575СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 21:07 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Так "сати" то относится к чему? К телу, или к трилакшане в теле?

А зачем это противопоставление? К телесным и ментальным явлениям, характеризующимся трилакшаной.

То есть, помните именно о теле? А то, что оно как-то там характеризуется - это просто так, добавка? Что является целью знания - тело или трилакшана?

Думаю, тело и является целью познания, а трилакшана – это просто абстрактная идея.
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  След.
Страница 2 из 20

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.146) u0.017 s0.003, 18 0.016 [273/0]