Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

К вопросу о переводе понятия "sati" - осознанность? памятование? бдительность?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

435628СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 23:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ни о каком "мысленном переборе ощущений" речи не было. Без фантазий и приписывания - никак?
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435629СообщениеДобавлено: Сб 11 Авг 18, 23:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ни о каком "мысленном переборе ощущений" речи не было. Без фантазий и приписывания - никак?

Значит, я просто не понял, что же именно Вы утверждаете, как правильную интерпретацию.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

435630СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 00:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Ни о каком "мысленном переборе ощущений" речи не было. Без фантазий и приписывания - никак?

Значит, я просто не понял, что же именно Вы утверждаете, как правильную интерпретацию.

Ту трактовку, в которой "сати" это не памятование\осознанность тела, ума и т.д., а память о том, что тело, ум и т.п. - анатта (и вся трилакхана). Речь только про одно слово, а не всю практику.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435631СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 00:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Ни о каком "мысленном переборе ощущений" речи не было. Без фантазий и приписывания - никак?

Значит, я просто не понял, что же именно Вы утверждаете, как правильную интерпретацию.

Ту трактовку, в которой "сати" это не памятование\осознанность тела, ума и т.д., а память о том, что тело, ум и т.п. - анатта (и вся трилакхана). Речь только про одно слово.

А сатипаттханы в целом тогда что?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

435632СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 00:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Ни о каком "мысленном переборе ощущений" речи не было. Без фантазий и приписывания - никак?

Значит, я просто не понял, что же именно Вы утверждаете, как правильную интерпретацию.

Ту трактовку, в которой "сати" это не памятование\осознанность тела, ума и т.д., а память о том, что тело, ум и т.п. - анатта (и вся трилакхана). Речь только про одно слово.

А сатипаттханы в целом тогда что?

Практика такого "памятования", где фиксируют разные феномены, и вспоминают о том, что они анатта. Удерживают в сознании концепцию анатты относительно фиксируемого.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435636СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 00:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Ни о каком "мысленном переборе ощущений" речи не было. Без фантазий и приписывания - никак?

Значит, я просто не понял, что же именно Вы утверждаете, как правильную интерпретацию.

Ту трактовку, в которой "сати" это не памятование\осознанность тела, ума и т.д., а память о том, что тело, ум и т.п. - анатта (и вся трилакхана). Речь только про одно слово.

А сатипаттханы в целом тогда что?

Практика такого "памятования", где фиксируют разные феномены, и вспоминают о том, что они анатта. Удерживают в сознании концепцию анатты относительно фиксируемого.

А что такое "фиксация феноменов", в этом контексте? Их наблюдение? Их перечисление? Их припоминание? Ещё что-то?

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

435639СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 00:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


А что такое "фиксация феноменов", в этом контексте? Их наблюдение? Их перечисление? Их припоминание? Ещё что-то?
По-видимому, судя по данной КИ ссылке на предыдущее обсуждение речь о "многократном запечатлении в уме".
"Погружением в размышление над действительно существующим объектом называется многократное его запечатление в уме. Кульминационная точка такого погружения есть та точка, начиная с которой познание, состоящее в представлении предмета размышления, ста-новится ясным. 'Степень/ предшествующая кульминационной', есть та, когда ясность представления не совершенно полна. Действительно: пока ясность представления не совершенно полна, до тех пор возможно ее прогрессирование (в смысле ясности); когда же она полна, прогресс невозможен. Поэтому степенью, предшествующей высшей ясности представления, называется та, которая бывает непосредственно перед полной отчетливостью. То познание, которое порождается этой предшествующей степенью и которое дает совершенно ясное восприятие предмета размышления, как будто бы он присутствовал перед ним, называется восприятием йогина. "
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

435640СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 00:44 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Подробный комментаторский разбор от Васубандху есть тут:

Т. В. Ермакова
Е. П. Островская
КЛАССИЧЕСКИЕ БУДДИЙСКИЕ ПРАКТИКИ
Путь благородной личности

Стр 209. "Практики полного осознания дыхания" и далее.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

435642СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 00:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
Как можно "помнить" о трилакшане, если ты ее еще не познал? Получается телега впереди лошади. Сначала очевидно удерживай внимание, а потом как результат развитой практики будешь способен видеть и трилакшану.

Чтобы помнить, конечно надо сперва изучить. Сатипатхана - начальная практика. В ней не про прямое йогическое видение идет речь.
Если нет прямого видения, то будешь вспоминать только прочитанные концепции о трилакшане и вспоминание о них будет только отвлекать от удерживания внимания.

Ознакомьтесь, что же такое йогическое восприятие, и какими же средствами оно достигается: https://dharma.org.ru/board/topic176.html
Спасибо. Хорошее кстати там обсуждение в той теме. То как описывается йогическое познание это вполне классика йоги при медитации для познания объекта. И я согласен, что как правило при размышлении над сложными предметами "многократное его запечатление в уме" необходимо. Можно вспомнить, например, из обычного опыта, когда читаешь доказательство сложной теоремы, то не понимаешь о чем речь с первого раза, а после многократного запечатления в уме действительно возникает "совершенно ясное восприятие предмета размышления, как будто бы он присутствовал перед ним", то есть йогическое познание предмета теоремы.
Но вопрос в том, что понятие аннаты достаточно просто для ума. И какой смысл именно его "многократно запечатлевать" во время сатипатханы на феномены не до конца понятна. Хотя теперь, наконец, я понял Вашу мысль и ее логику.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

435643СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 00:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Но вопрос в том, что понятие аннаты достаточно просто для ума. И какой смысл именно его "многократно запечатлевать" во время сатипатханы на феномены не до конца понятна. Хотя теперь, наконец, я понял Вашу мысль и ее логику.

Проблема в том, что это понятие кажется понятым, даже когда оно не понято. Вы же не видите все феномены безличностными, как должно было бы быть, если бы вы действительно это поняли бы?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435644СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 00:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Подробный комментаторский разбор от Васубандху есть тут:

Т. В. Ермакова
Е. П. Островская
КЛАССИЧЕСКИЕ БУДДИЙСКИЕ ПРАКТИКИ
Путь благородной личности

Стр 209. "Практики полного осознания дыхания" и далее.

И вот, на странице 210: "Осознавание    вдоха,    когда    воздух     вбирается внутрь  тела,  и   выдоха,   когда  он  выходит   наружу, достигается  благодаря  памятованию,  т.е.   удержанию    этого  процесса  в  сознании  посредством  непрерывного внимания".

О чём и шла речь. Памятование - это удержание объекта в сознании посредством непрерывного внимания, а объект, на который оно направлено - это процесс движения воздуха во время вдоха и выдоха.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

435646СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 01:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Подробный комментаторский разбор от Васубандху есть тут:

Т. В. Ермакова
Е. П. Островская
КЛАССИЧЕСКИЕ БУДДИЙСКИЕ ПРАКТИКИ
Путь благородной личности

Стр 209. "Практики полного осознания дыхания" и далее.

И вот, на странице 210: "Осознавание    вдоха,    когда    воздух     вбирается внутрь  тела,  и   выдоха,   когда  он  выходит   наружу, достигается  благодаря  памятованию,  т.е.   удержанию    этого  процесса  в  сознании  посредством  непрерывного внимания".

О чём и шла речь. Памятование - это удержание объекта в сознании посредством непрерывного внимания, а объект, на который оно направлено - это процесс движения воздуха во время вдоха и выдоха.

Да, там у Васубандху так. И поэтому это у него относится к мирской практике, которая дает только успокоение (шаматху). Для того, чтобы отнести сатипатхану к надмирскому пути, надо чтобы объектом была трилакшана. Соглашусь, что мое сегодняшнее мнение про сати спорное, но если я не прав, тогда верно мнение Васубандху, и сатипатхана есть сугубо мирская практика.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Upas, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Upas
Гость





435647СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 01:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

но если я не прав, тогда верно мнение Васубандху, и сатипатхана есть сугубо мирская практика.

Не сатипаттхана, а анапанасати и прочие концептуальные объекты представленные в сатипаттхана сутте, на которых сначала развивается сосредоточение доступа или джханы (относится к практике саматха), а потом уже пытаются проникнуть на уровень параматтха дхамм, созерцая их характеристики (это випассана-бхавана), эти объекты так же включены в четыре сатипаттханы.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49286

435648СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 01:33 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

но если я не прав, тогда верно мнение Васубандху, и сатипатхана есть сугубо мирская практика.

Не сатипаттхана, а анапанасати и прочие концептуальные объекты представленные в сатипаттхана сутте, на которых сначала развивается сосредоточение доступа или джханы (относится к практике саматха), а потом уже пытаются проникнуть на уровень параматтха дхамм, созерцая их характеристики (это випассана-бхавана), эти объекты так же включены в четыре сатипаттханы.

Да, возможно сперва объектом "памятования" является просто дыхание, а затем уже трилакшана дыхания. Суть в том, что "просто видеть тело", "без всяких трилакшан" - дает только мирской плод, банальное успокоение ума путем отвлечения от других объектов. Чтобы практика была надмирской, объектом должна быть трилакшана - не дыхание, а анатта дыхания.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Upas
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Upas
Гость





435649СообщениеДобавлено: Вс 12 Авг 18, 01:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

но если я не прав, тогда верно мнение Васубандху, и сатипатхана есть сугубо мирская практика.

Не сатипаттхана, а анапанасати и прочие концептуальные объекты представленные в сатипаттхана сутте, на которых сначала развивается сосредоточение доступа или джханы (относится к практике саматха), а потом уже пытаются проникнуть на уровень параматтха дхамм, созерцая их характеристики (это випассана-бхавана), эти объекты так же включены в четыре сатипаттханы.

Да, возможно сперва объектом "памятования" является просто дыхание, а затем уже трилакшана дыхания. Суть в том, что "просто видеть тело", "без всяких трилакшан" - дает только мирской плод, банальное успокоение ума путем отвлечения от других объектов. Чтобы практика была надмирской, объектом должна быть трилакшана - не дыхание, а анатта дыхания.

Да. Только дыхание - это концепт, а тилаккхана распознается на уровне параматтха-дхамм, то есть, если есть такая цель именно элемент воздуха отслеживать и его характеристики, то нужно после достижения сосредоточения на концепте, установить йонисо манасикара на уровень параматтха и распознавать дхамму-рупа, один из махабхута - вайо (элемент ветра).


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20  След.
Страница 5 из 20

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.120) u0.019 s0.001, 18 0.016 [270/0]