|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 ... 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№423469Добавлено: Чт 14 Июн 18, 11:54 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Невский
1. О понимании сутт без посредников, и о "сингальских комментаторах".
Мне кажется, что Вы упускаете из виду вот какое обстоятельство: любое понимание текста уже является его интерпретацией, толкованием. Содержание читаемого текста не переходит в ум читающего неизменным, а как бы переводится, пересказывается тем языком, теми категориями, которыми оперирует читающий. Поэтому своё понимание прочитанного текста всегда полезно сверять с пониманием других читателей. Особенно если в прочитанном тексте речь идёт о вещах, которых ты сам на практике не испытал, а другие читатели - испытали.
Применительно к палийским суттам это особенно верно. Сутты - это лекции, каждая из которых обращена к определенной аудитории, раскрывает определенные вопросы в рамках Дхаммы, но ни одна не предназначена быть полным, всеобъемлющим и детальным изложением всей Дхаммы. Поэтому сутты безусловно нуждаются в толковании, и не просто методом компиляции. Если не все, то многие (в том числе наиболее важные) сутты - это практические руководства. Кто может утверждать, что понял их правильно, знает, о чём в них речь, и понимает, как одни сутты сочетаются с другими? Тот, кто выполнил практику, руководством для которой они являются, и получил ожидаемый результат. Сингальские комментарии, обобщенные Буддагосой, по крайней мере частично восходят к людям, достигшим именно этого - к арахантам (и, конечно, в ещё большей степени к другим арьям). В ещё большей степени это относится к Абхидхамме, которая, вообще-то, является частью Типитаки; хотя её тексты и не представляют собой буквальной записи слов Будды (так ведь и сутты не представляют), она, тем не менее, представляет собой изложение учения Будды и Сарипутты, возможно, доработанное другими арахантами. Откладывать всё это в сторону ради своего личного понимания сутт - в высшей степени неосмотрительно.
2. О джханах
Вы ссылаетесь на последовательность этапов практики, которую Будда действительно излагает в целом ряде сутт. В этой схеме Будда описывает, как монахи достигают плодов анагамина и араханта с опорой на джханы (на четыре джханы, или на восемь джхан - в разных суттах по-разному).
Но из того, что плоды анагамина и араханта достигаются с опорой на джханы, вовсе не следует, что сами джханы достигаются только на путях анагамина и араханта. Последний тезис - это уже не слова сутт, а Ваша личная интерпретация. Из-за этой (ничем не подтвержденной) интерпретации Вы смешиваете разные вещи. Достижение благородного плода - это необратимое достижение. Но джхана - это временное состояние, в него входят и выходят.
Поэтому верно, что анагамин навсегда оставляет любые чувственные желания, и сам уже не желает и не может вести никакой образ жизни, кроме монашеского или близкого к монашескому. Но неверно, что мирянин, ведущий обычную мирскую жизнь, не может достигать джхан, оставляя мирские желания временно, на период интенсивной медитации, а потом возвращаясь к ним. Принципиально невозможного в этом ровно ничего нет.
Другое дело, что принципиальная возможность не означает, что здесь нет больших технических препятствий. Образ жизни мирянина создает слишком много беспокойств, забот, интересов и влечений, чтобы глубочайшее спокойствие, требуемое для джхан (и для каждой следующей джханы - всё более глубокое), было для мирянина легко достижимым или устойчивым. Об этом нам напоминают слова, которыми во многих суттах мирские ученики прощаются с Буддой - а теперь мы должны идти, у нас много дел. Даже мирянин, который практикует сатипаттханы, и которого Будда за это хвалит, тем не менее уходит, потому что у него много дел (MN51). И этот самый его уход подтверждает, что он не может достичь в практике таких высот, на которые способны монахи.
Поэтому отнюдь не случайно, что когда Будда призывает собрание мирян достигать джхан - речь идёт именно о первой джхане (AN5.176), а более высокие степени собранности ума оказываются доступны среди мирян лишь единицам, ведущим уединенный, близкий к монашескому образ жизни. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Невский |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№423473Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Действительно непонятно, отчего ранее Эмпириокритик назвал ваше описание его практики "карикатурой". Вы вполне точно своими словами повторили его определения.
Я неоднократно и недвусмысленно объяснял, почему это карикатура. Во-первых, потому, что он описывает отслеживание, как беспорядочную скачку внимания с объекта на объект, не понимая, что при этом внимание концентрируется - только не на одном предмете, а на серии моментов. Во-вторых (и это главное), потому, что он не понимает или упускает из виду, что эта практика состоит не только в наблюдении, но и в отбрасывании реакций влечения/отвращения, вызываемых приятными/неприятными феноменами. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Рената, Crimson |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№423484Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:18 (6 лет тому назад) |
|
|
|
VladStulikov пишет: Результат такой "медитации" - приходим в экстаз "надо же как непостоянны все феномены", от повышения осознанности происходящего, учимся безропотно переносить ругань босса и хамить не вовлекаясь в хамство. Это безусловно приносит видимые плоды и повышает качество жизни
empiriocritic_1900 пишет:
Итак, какие же здесь цели? Главная цель – видение и понимание непостоянства и безличности ментальных состояний; это видение и понимание даёт уверенность в правоте Будды, в истинности Дхаммы.
Вторая по значимости цель – временное переживание отстраненности. Этот опыт тоже мотивирует продолжать практику. Кроме того, частая тренировка памятования, внимательности, отстраненности приводит к тому, что некоторый уровень этих качеств остаётся и в повседневной жизни, что делает более легким нравственное поведение.
...
Увеличивается способность на них не реагировать. А сами раздражители - это же просто окружающие вещи и люди. Их наличие - данность, неизбежная при определенном образе жизни. Например, каждый день выходить из дома и ехать в офис - это неизбежная данность, пока не сменишь место работы. Раздражители, которые при этом возникают, убрать нельзя - но можно сделать так, чтобы менее остро (или даже вообще не) реагировать на них.
Непонятно зачем Вы тогда спорили, что у Вас не метод 2.
Правда с вашими заявленными целями большего и не надо в принципе. И этих целей Вы безусловно достигнете этой вашей практикой осознанности.
Цели эти и безо всякого буддизма достигаются, это же обыкновенная психотерапия. Тренировка осознанности приводит к снижению реактивности психики.
Это научно установленный факт, так же как и действенность терапии построенной на осознанности - MBSR https://en.wikipedia.org/wiki/Mindfulness-based_stress_reduction.
Широко применяется в современной западной психотерапии для снижения стресса.
Именно этим Вы и занимаетесь в вашей "медитации" и ничего более.
Без буддизма достигается цель "обретение уверенности в правоте Будды, в истинности Дхаммы"? Без буддизма достигается цель "видение безличности ментальных процессов"? Позвольте в этом усомниться.
Кроме того, раз уж Вас так интересует моя личная практика, скажу конкретно о ней. Доведя отслеживание феноменов до того момента, когда ясно различается их безличность и их непостоянство, уже достаточно легко обратить внимание к одному объекту, и удерживать его там (поскольку интерес к феноменам оказывается, благодаря видению безличности и непостоянства, довольно серьезно приглушен). Так что я неоднократно этой возможностью пользовался. И что же? Да, экстатический восторг делается более сильным, вплоть до ощущения, что он сейчас полностью затопит и унесет куда-то это тело. Да, умиротворение после него тоже несколько более глубокое, чем обычно. Но ведь это проходит - а постоянный результат остаётся точно такой же, как и от практики отслеживания без подобного завершающего аккорда. Развитие навыков памятования и внимательности, да убежденность в Дхамме.
Более того, когда концентрируешься на объекте, прекращая отслеживать возникновение феноменов (в том числе возникновение представлений), возникает (не каждый раз, но и не единожды) иллюзия, будто наблюдатель (который и концентрируется на объекте) - это некий более глубокий уровень ума, который не причастен потоку изменчивых ментальных феноменов. И лишь возобновив отслеживание, видишь, что на самом деле это тоже изменчивый феномен.
Так что практика концентрации на одном объекте даёт более глубокие эйфорические переживания временного характера, но постоянные результаты, в лучшем случае, приносит такие же, как отслеживание феноменов, а в худшем случае ещё и порождает иллюзии - то есть, мешает понимать Дхамму, вместо того чтобы помогать в этом. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№423494Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:25 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Полностью согласна. Можно хоть сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - и толку? Если ум не поворачивается к рассмотрению изъянов этого блаженства, которое изменчиво и сконструировано - какой смысл в такой практике?
Ответы на этот пост: ПалкаМастераМуна, Рената |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№423496Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:28 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Образ жизни мирянина создает слишком много беспокойств, забот, интересов и влечений, чтобы глубочайшее спокойствие, требуемое для джхан (и для каждой следующей джханы - всё более глубокое), было для мирянина легко достижимым или устойчивым. Об этом нам напоминают слова, которыми во многих суттах мирские ученики прощаются с Буддой - а теперь мы должны идти, у нас много дел. Цитата: Поэтому отнюдь не случайно, что когда Будда призывает собрание мирян достигать джхан - речь идёт именно о первой джхане (AN5.176), а более высокие степени собранности ума оказываются доступны среди мирян лишь единицам, ведущим уединенный, близкий к монашескому образ жизни. Очень верно замечено.
Можно найти несолько вариантов описания того, каким должно быть место, наиболее способствующее пребыванию в дхьяне (медитации). Есть суммаризации наставлений из палийских текстов, есть те, что написаны уже для жителей северной Индии, Непала и Тибета (махаянские тексты, напр. такие указания содержит известное наставление о "Ступенях бодхисаттвы"). И те, и другие наставления очень сходны - в них всегда предлагается выбрать для обитания тихое, спокойное место вдали от городского шума, но при этом безопасное и обеспечивающее бытовые и гигиенические потребности, включая доступ к таким важным для медитатора источникам "помощи", как пункты снабжения провиантом, одеждой и бытовыми вещами (торговые точки, предприятия бытового обслуживания), также медицинскими услугами (аптека, поликлиника), а также возможностью общения с кальянамитта - духовным другом / друзьями. Далее ещё ряд условий организации ежедневной рутины, суть которых - полное подчинение их одной цели: обеспечение медитации.
Монастырь (вихара - обитель), являясь по своему первому назначению именно таким местом, выполняет эту задачу лучше всего - поэтому монашеская жизнь, то есть жизнь в буддийской обители в соответствии с уставом обители является наиболее соответствующей поставленной задаче - развитию благородных качеств/продвижению на пути духовной жизни.
При этом мы прекрасно видим, что монашеские обители при храмах, особенно при известных и популярных храмах (и даже храмовых комплексах), как правило, не полностью отвечают тем самым требованиям. Однако изучение данных наставлений также подсказывает, что соответствующие задаче обеспечения медитации условия может создать для себя и мирянин. Конечно же, у него на это может уйти гораздо больше средств (чем у того, кто решает стать членом уже существующей общины монахов), и далеко не всё может хорошо получиться... потому, что "извините, но пора бежать, у нас много дел". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Чт 14 Июн 18, 12:32), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
ПалкаМастераМуна Гость
Откуда: Fergana
|
№423497Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:30 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Полностью согласна. Можно хоть сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - и толку? Если ум не поворачивается к рассмотрению изъянов этого блаженства, которое изменчиво и сконструировано - какой смысл в такой практике? Нет. Если можно было бы сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - то это была бы не дуккха.
Ответы на этот пост: Jane, Upas |
|
Наверх |
|
|
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№423507Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:40 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Полностью согласна. Можно хоть сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - и толку? Если ум не поворачивается к рассмотрению изъянов этого блаженства, которое изменчиво и сконструировано - какой смысл в такой практике? Нет. Если можно было бы сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - то это была бы не дуккха. Вполне себе дуккха - потому что аничча.
Ответы на этот пост: ПалкаМастераМуна |
|
Наверх |
|
|
ПалкаМастераМуна Гость
Откуда: Fergana
|
№423516Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:48 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Полностью согласна. Можно хоть сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - и толку? Если ум не поворачивается к рассмотрению изъянов этого блаженства, которое изменчиво и сконструировано - какой смысл в такой практике? Нет. Если можно было бы сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - то это была бы не дуккха. Вполне себе дуккха - потому что аничча. Сто лет непрерывного блаженства в человеческой сансарной жизни быть не может. Изъянов блаженства ниббаны нет. |
|
Наверх |
|
|
Upas Гость
Откуда: Sochi
|
№423517Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:49 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Полностью согласна. Можно хоть сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - и толку? Если ум не поворачивается к рассмотрению изъянов этого блаженства, которое изменчиво и сконструировано - какой смысл в такой практике? Нет. Если можно было бы сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - то это была бы не дуккха.
Как трава в Фергане закончится - тогда и осознаете, что дуккха.
Ответы на этот пост: ПалкаМастераМуна, Samantabhadra |
|
Наверх |
|
|
ПалкаМастераМуна Гость
Откуда: Fergana
|
№423519Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:50 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Полностью согласна. Можно хоть сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - и толку? Если ум не поворачивается к рассмотрению изъянов этого блаженства, которое изменчиво и сконструировано - какой смысл в такой практике? Нет. Если можно было бы сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - то это была бы не дуккха. Как трава в Фергане закончится - тогда и осознаете, что дуккха. Трава не даст непрерывного долгосрочного блаженства.
Ответы на этот пост: Upas |
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№423520Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:50 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Как трава в Фергане закончится
И когда это будет?) |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№423522Добавлено: Чт 14 Июн 18, 12:55 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Наставления в джханах объясняют, что суть практики вовсе не в том, чтобы в каждом состоянии ума находить неудовлетворительность. Совсем наоборот - в практике джханы мы достигаем всё более высокие уровни удовлетворительности. Поэтому очень важно "по-ступенное", поступательное развитие - сначала найти и обрести удовлетворение "ступенью вхождения", упачарасамадхи и лишь полностью освоив это состояние, станет возможным действительно увидеть его неудовлетворительность - те грубые, тяжкие его элементы, что мешают спокойствию, беспокоят, и они становятся очевидны в этом состоянии - это панчааварана, 5 препятствий.
Преодолению этих препятствий способствует развитие пяти факторов пробуждения - витакка-вичара-пити-суккха-экаггата - это выход на первую ступень. Развитие всех пяти факторов, которые вытясняют, разрушают или преобразуют препятствия (eliminate or transform them (use the burden to go farther without burden)), знаменует пребывание в первой джхане.
Далее практику настоятельно советуется не "бежать вперёд" - требуется также хорошо освоить эту стадию, ступень джханы, как была освоена предыдущая, "подготовительная, вводная" ступень. Только тогда медитатор сможет по-настоящему (а не повинуясь гайд-буку) осознать, что же в этом состоянии оказывается грубым и мешающим полному спокойствию... _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Jane, Невский, Crimson |
|
Наверх |
|
|
Upas Гость
Откуда: Sochi
|
№423531Добавлено: Чт 14 Июн 18, 13:04 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Полностью согласна. Можно хоть сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - и толку? Если ум не поворачивается к рассмотрению изъянов этого блаженства, которое изменчиво и сконструировано - какой смысл в такой практике? Нет. Если можно было бы сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - то это была бы не дуккха. Как трава в Фергане закончится - тогда и осознаете, что дуккха. Трава не даст непрерывного долгосрочного блаженства.
Тут не буду спорить с профи, но верю, что вы общими усилиями сможете вывести такой сорт. |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№423546Добавлено: Чт 14 Июн 18, 13:25 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Полностью согласна. Можно хоть сто лет прокайфовать в восторге и блаженстве - и толку? Если ум не поворачивается к рассмотрению изъянов этого блаженства, которое изменчиво и сконструировано - какой смысл в такой практике? Скорее всего в связи с такой х-кой мира, как непостоянство, прокайфовать сто лет не получится. Именно поэтому говорится о переходе в следующие джханы, когда первая джхана становится устойчивой и привычной, восторг сменяется покоем. Проходит восторг не ценой неимоверных усилий, а скорее всего именно оттого, что никак нельзя подолгу пребывать в одном и том же конструированном состоянии. |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№423549Добавлено: Чт 14 Июн 18, 13:27 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Я неоднократно и недвусмысленно объяснял, почему это карикатура. Во-первых, потому, что он описывает отслеживание, как беспорядочную скачку внимания с объекта на объект, не понимая, что при этом внимание концентрируется - только не на одном предмете, а на серии моментов. Во-вторых (и это главное), потому, что он не понимает или упускает из виду, что эта практика состоит не только в наблюдении, но и в отбрасывании реакций влечения/отвращения, вызываемых приятными/неприятными феноменами. Каким именно образом вы предпочитаете отбрасывать реакции? В Висуддхимагги описано несколько способов. На каком именно этапе происходит отбрасывание? Если реакций несколько в одно время, то вы отбрасываете их одним способом или разными?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 ... 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 След.
|
Страница 30 из 49 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|