Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Что не так с Джханой?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 ... 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

347969СообщениеДобавлено: Вс 08 Окт 17, 18:15 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Won Soeng пишет:
Эту степень Вы определяете продолжительностью отстраненности, пока они вновь не проявляются? Или это какое-то другое, может быть, фоновое ощущение?

Нет, при углублении медитации, становится виден более глубинный слой ума, и становится очевидным, что помехи улеглись на довольно грубом уровне проявления, а на более тонком еще сохранились. Поэтому я и говорю, что происходит отстранение до определенной степени, которую можно углублять, и делать это (как я считаю, исходя из своего уровня понимания Дхаммы) недостаточно лишь в течении медитативной сессии, но и меняя свою жизнь изо дня в день (в плане развития нравственности, осознанности и т.п.)

Поправьте меня, если я неправильно понял Вас. Всю медитативную сессию помехи остаются на тонком слое ума, не возмущая ум, и даже какое-то время после сессии, они там и остаются и не поднимаются?

Возможно, я использую неудачные слова для описания, поправьте меня так, как бы это описали Вы.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Antaradhana, Гость 12
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

347970СообщениеДобавлено: Вс 08 Окт 17, 18:16 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:


Просто достижение джхан, без буддийской практики сатипаттханы (развития мудрости) - это и есть небуддийские джханы, дающие своим плодом приятное пребывание здесь и сейчас и рождение в мирах рупа-локи в последующем.

Не для того, чтобы спорить, а ради уточнения - развитие сатипаттхан ведет не только совершенствованию мудрости, но и к достижению сосредоточенности (можно это называть достижением джхан, можно - (полным) развитием семи факторов пробуждения). Об этом говорится, например, в SN47.8, или в MN44. Это и вполне понятно, потому что развитие сатипаттхан - это концентрация внимания на том, как возникают и исчезают определенные явления. Поскольку это концентрация внимания, развивается сосредоточенность. А поскольку наблюдение возникновения и исчезновения явлений приводит к видению их (явлений) непостоянства, и позволяет заметить, что они возникают и исчезают при наличии условий, то есть безлично - развивается мудрость.

Другое дело, что для людей с большей склонностью к сосредоточенности, чем к мудрости, естественно идти другим путём - сначала на каких-то более простых объектах развить сосредоточенность, а уже потом, с помощью развитой сосредоточенности, обратиться к развитию мудрости (ср. AN4.170).

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

347979СообщениеДобавлено: Вс 08 Окт 17, 18:23 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Поправьте меня, если я неправильно понял Вас. Всю медитативную сессию помехи остаются на тонком слое ума, не возмущая ум, и даже какое-то время после сессии, они там и остаются и не поднимаются?

Возможно, я использую неудачные слова для описания, поправьте меня так, как бы это описали Вы.

Есть ощущение, что помехи сохраняются на более тонком уровне, и являются преградой для доступа к сети Wink к джхане. Понятное дело, что приверженный Дхамме, отстраняется от мыслей о сексе или недоброжелательности к кому либо во время медитативной сессии, эти мысли просто не актуальны во время практики медитации, другие помехи также довольно легко устранимы на грубом уровне. Но далее можно обнаружить более тонкие проявления этих помех, не знаю как точнее сказать, становятся видны более тонкие загрязнения и привязанности ума, которые явно мешают переходу на иной уровень за пределами кама-локи (джхана). Более детально не хочу говорить, намекну лишь, что получил наглядное видение своего уровня, с которым пока рано в "калашный ряд".


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

347993СообщениеДобавлено: Вс 08 Окт 17, 18:35 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Won Soeng пишет:
Поправьте меня, если я неправильно понял Вас. Всю медитативную сессию помехи остаются на тонком слое ума, не возмущая ум, и даже какое-то время после сессии, они там и остаются и не поднимаются?

Возможно, я использую неудачные слова для описания, поправьте меня так, как бы это описали Вы.

Есть ощущение, что помехи сохраняются на более тонком уровне, и являются преградой для доступа к сети Wink к джхане. Понятное дело, что приверженный Дхамме, отстраняется от мыслей о сексе или недоброжелательности к кому либо во время медитативной сессии, эти мысли просто не актуальны во время практики медитации, другие помехи также довольно легко устранимы на грубом уровне. Но далее можно обнаружить более тонкие проявления этих помех, не знаю как точнее сказать, становятся видны более тонкие загрязнения и привязанности ума, которые явно мешают переходу на иной уровень за пределами кама-локи (джхана). Более детально не хочу говорить, намекну лишь, что получил наглядное видение своего уровня, с которым пока рано в "калашный ряд".

Если Вы считаете нужным не углубляться в обсуждение, то мы не будем это продолжать. Спасибо за Ваши ответы.
Если Вы сочтете возможным обсудить несколько отвлеченные моменты беседы, я буду Вам благодарен.

Если сочтете возможным, скажите, можете ли Вы каким-то способом назвать что-то выходящее за пределы кама-локи. Например что-то, относящееся к рупа-локе. Если считаете возможным, то перечислить несколько форм рупа-локи, и отметить, в чем их отличие от кама-локи.

Если не считаете нужным или возможным, значит на этом и остановимся.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Гость 12
Гость


Откуда: Kuban


348029СообщениеДобавлено: Вс 08 Окт 17, 19:18 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Всю медитативную сессию помехи остаются на тонком слое ума, не возмущая ум, и даже какое-то время после сессии, они там и остаются и не поднимаются?

 Вот все достигшие джханы на этом форуме описывают только ментальные состояния. А телесные ощущения? Опишите пожалуйста, что происходит с телом при вхождении в джхану.


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

348099СообщениеДобавлено: Вс 08 Окт 17, 21:17 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гость 12 пишет:
Won Soeng пишет:
Всю медитативную сессию помехи остаются на тонком слое ума, не возмущая ум, и даже какое-то время после сессии, они там и остаются и не поднимаются?

 Вот все достигшие джханы на этом форуме описывают только ментальные состояния. А телесные ощущения? Опишите пожалуйста, что происходит с телом при вхождении в джхану.

Нейтральное чувство ощущается, словно тело дремлет. Тело есть, воспринимается ясно и легко, но нет напряжения, нет боли, нет утомления, нет  какого-то раздражения, зуд который обычно возникает снова и снова - прекращается, исчезает. Нет голода или жажды, можно услышать любые звуки, но на них не фиксируется внимание, если его не направить. Запахи не достигают сознания, если не направить на них внимания, даже достаточно резкие и неприятные запахи горелой изоляции не врываются в сознание, а остаются на фоне не распознанными, в виде "появился запах". Можно обратить внимание, можно этого не делать.  И это очень удовлетворительное чувство, когда внимание склоняется к телу, чувствуется радость освобождения от его обычного навязчивого присутствия. Выход из дхьяны сопровождается возвращением присутствия самых разных сигнальчиков от тела и хотя они все еще приглушенные и ненавязчивые, радость пропадает, ясность замутняется, внимание начинает прыгать, возвращаются самые разные мирские мысли и заметно, что их возвращение связано с телом. Что касается мышления, оно гибкое, но я бы назвал его грубым. Мысли нужно словно подталкивать, они не прыгают как обычно. Если мысли не подталкивать они легко останавливаются на полуслове, как бы обрываются и нужно усилие, чтобы их продолжать. Даже можно заметить, как перед возникновением слова есть еще не сформулированный импульс, и если его не менять, то слово может звучать рефреном или прекратиться.

Вообще, склонность к наблюдению то за одним, то за другим предметом пропадает. Что-то одно находится в фокусе внимания и остальное остается на периферии, не различимо, не требует различения.

Зрительно - так же. Например, какое-то резкое движение обычно привлекает внимание, а в дхьяне оно происходит не вызывая стимула посмотреть. Это тоже дает свою долю пищи для очень радостного чувство освобождения. Если склониться к этому чувству, то оно похоже на трепет, но для меня в нем чувствуется грубость, мне нравится, что это чувство легко оставить, покинуть, оно не держит, не цепляет. Когда оно прекращается с углублением в дхьяну возникает безмятежность, которая тоньше, спокойнее. Когда оно прекращается с возвращением препятствий, возникает шлейф печали, грусти от зависимости, обусловленности внимания бесконечными сигнальчиками. Возникает склонность уединяться снова и снова, при каждой возможности. Если же при уединении дхьяны достичь не удается, разочароване разрастается, чувство горечи возникает, неудовлетворенность делает сознание взмученным, фрагментарным, желание медитировать рассеивается, тягостные ожидания заполняют ум и снижают мотивацию, желание чувственных удовольствий снова становится заметным, но не удовлетворяемым.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: PavelPAS
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Рената
Гость





348301СообщениеДобавлено: Пн 09 Окт 17, 12:54 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Спасибо БТР за откровенность, читаю с удовольствием. Большая радость, что можно обсуждать подобные вещи и не так уж важно, кто как их называет, хоть "спецэффектами", хоть "неправильными джханами". БТР писал, что может входит в джхановые состояния во время болезни, у меня совсем не получается, т.к. кашель или чих немедленно возвращает в тело, которое до этого не ощущалось. При начале медитации коленка чувствуется и где-нибудь зудит, а потом сначала неприятные ощущения исчезают, а потом вообще тела как будто нет.

Ответы на этот пост: Mindfulness
Наверх
Ассаджи
Гость





348311СообщениеДобавлено: Пн 09 Окт 17, 13:36 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Так я и говорю о том, что буддист понявший 4БИ на уровне концепции, принявший в сердце прибежище в Трех Драгоценностях, достигающий джхан - достигает их, руководствуясь БВП, и соответственно развивает не только нравственность и сосредоточение, но и мудрость. Просто достижение джхан, без буддийской практики сатипаттханы (развития мудрости) - это и есть небуддийские джханы, дающие своим плодом приятное пребывание здесь и сейчас и рождение в мирах рупа-локи в последующем.

Если есть возможность, последователь развивает мудрость. Но далеко не всегда это удается. Анатхапиндике перед смертью посчастливилось услышать наставление по развитию мудрости:

http://www.theravada.su/node/763

и все равно он переродился в Тусите.

Развитие мудрости - отдельная часть Пути, и не стоит его смешивать с развитием собранности ума (самадхи). Оно требует времени и усилий, и полностью развить мудрость еще труднее, чем достичь мастерства в джханах.

Развитие самадхи (а именно четырех джхан) - важная составляющая Пути, даже если на данном этапе оно приводит лишь к перерождению в мирах рупа-локи. Зато джханы создают предпосылки для дальнейшего развития мудрости.
Наверх
Mindfulness



Зарегистрирован: 09.01.2016
Суждений: 1247

348312СообщениеДобавлено: Пн 09 Окт 17, 13:36 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
Спасибо БТР за откровенность, читаю с удовольствием. Большая радость, что можно обсуждать подобные вещи и не так уж важно, кто как их называет, хоть "спецэффектами", хоть "неправильными джханами". БТР писал, что может входит в джхановые состояния во время болезни, у меня совсем не получается, т.к. кашель или чих немедленно возвращает в тело, которое до этого не ощущалось. При начале медитации коленка чувствуется и где-нибудь зудит, а потом сначала неприятные ощущения исчезают, а потом вообще тела как будто нет.
А вот это уже серьезно! - в джхане все болезненные телесные чувства прекращаются. Это один из важнейших критериев джханы.
Так что если это не джхана у Вас, то некое предджхановое состояние точно.


Ответы на этот пост: PavelPAS
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

348479СообщениеДобавлено: Вт 10 Окт 17, 03:05 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Хотелось бы добавить немного, что-бы снизить градус непонимания...

Термин 'джхана' многозначный, также как термины 'дхамма', 'самадхи' и многие другие. И используется Буддой, как минимум в трех смыслах. Первый случай, когда он говорит о конкретных буддийских сверчеловеческих достижениях, глубоких видах самаддхи под названиями: "первая джхана", "вторая джхана", "третья джхана" и "четвертая джхана", в которых рассматриваются три характеристики явлений и т.п. Второй случай, когда он просто говорит о медитации вообще, например "неправильная джхана", т.е. неправильная практика медитации, сосредоточение на неправильном объекте и т.п. И третий случай: "джхана брахманов и саманов других учений", - это, на мой взгляд определенные ступени самадхи других учений, которые по глубине проникновения равны буддийским первой, второй, третьей, и возможно четвертой джхане, и даже зарождены созерцанием правильных объектов, но внимание в них направляется неверно, т.е. не на три характеристики существования и т.п.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

348563СообщениеДобавлено: Вт 10 Окт 17, 13:56 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
И третий случай: "джхана брахманов и саманов других учений", - это, на мой взгляд определенные ступени самадхи других учений, которые по глубине проникновения равны буддийским первой, второй, третьей, и возможно четвертой джхане, и даже зарождены созерцанием правильных объектов, но внимание в них направляется неверно, т.е. не на три характеристики существования и т.п.

Вы ведь только что сами придумали термин "джхана брахманов и саманов других учений", взяв его в кавычки, таким образом создавая впечатление, что это термин самого Будды?

Будда использовал один и тот термин - "джхана", даже если речь шла о других учениях:

Цитата:
5. Doctrines of Nibbāna Here and Now (Diṭṭhadhammanibbānavāda): Views 58–62

93. "There are, bhikkhus, some recluses and brahmins who maintain a doctrine of Nibbāna here and now and who, on five grounds, proclaim Nibbāna here and now for an existent being. And owing to what, with reference to what, do these honorable recluses and brahmins proclaim their views?

94. "Herein, bhikkhus, a certain recluse or a brahmin asserts the following doctrine or view: 'When this self, good sir, furnished and supplied with the five strands of sense pleasures, revels in them — at this point the self attains supreme Nibbāna here and now.' In this way some proclaim supreme Nibbāna here and now for an existent being.

95. "To him another says: 'There is, good sir, such a self as you assert. That I do not deny. But it is not at that point that the self attains supreme Nibbāna here and now. What is the reason? Because, good sir, sense pleasures are impermanent, suffering, subject to change, and through their change and transformation there arise sorrow, lamentation, pain, grief, and despair. But when the self, quite secluded from sense pleasures, secluded from unwholesome states, enters and abides in the first jhāna, which is accompanied by initial and sustained thought and contains the rapture and happiness born of seclusion — at this point, good sir, the self attains supreme Nibbāna here and now.' In this way others proclaim supreme Nibbāna here and now for an existent being.

96. "To him another says: 'There is, good sir, such a self as you assert. That I do not deny. But it is not at that point that the self attains supreme Nibbāna here and now. What is the reason? Because that jhāna contains initial and sustained thought; therefore it is declared to be gross. But when, with the subsiding of initial and sustained thought, the self enters and abides in the second jhāna, which is accompanied by internal confidence and unification of mind, is free from initial and sustained thought, and contains the rapture and happiness born of concentration — at this point, good sir, the self attains supreme Nibbāna here and now.' In this way others proclaim supreme Nibbāna here and now for an existent being.

97. "To him another says: 'There is, good sir, such a self as you assert. That I do not deny. But it is not at that point that the self attains supreme Nibbāna here and now. What is the reason? It is declared to be gross because of the mental exhilaration connected with rapture that exists there. But when, with the fading away of rapture, one abides in equanimity, mindful and clearly comprehending, and still experiencing happiness with the body, enters and abides in the third jhāna, so that the ariyans announce: "He abides happily, in equanimity and mindfulness" — at this point, good sir, the self attains supreme Nibbāna here and now.' In this way some proclaim supreme Nibbāna here and now for an existent being.

98. "To him another says: 'There is, good sir, such a self as you assert. That I do not deny. But it is not at that point that the self attains supreme Nibbāna here and now. What is the reason? It is declared to be gross because a mental concern, 'Happiness,' exists there. But when, with the abandoning of pleasure and pain, and with the disappearance of previous joy and grief, one enters and abides in the fourth jhāna, which is without pleasure and pain and contains purification of mindfulness through equanimity — at this point, good sir, the self attains supreme Nibbāna here and now.' In this way some proclaim supreme Nibbāna here and now for an existent being.

"This, bhikkhus, the Tathāgata understands... and it is concerning these that those who would rightly praise the Tathāgata in accordance with reality would speak.

http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/dn/dn.01.0.bodh.html

Распознавание непостоянства и т.п. - это отдельная практика, развитие мудрости. Развитие самадхи без развития мудрости никак не превращает его в "небуддийское".

Все эти выдумки насчет того, что джхана "надмирская", что есть "буддийская" и "небуддийская" джхана, и т.п., были бы забавны, если бы не использовались для того, чтобы безоглядно критиковать других со ссылкой на выдуманные слова Будды.


Ответы на этот пост: Antaradhana, КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12918

348624СообщениеДобавлено: Вт 10 Окт 17, 20:07 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи, спасибо вам за поддержку. Увы, в технике я полный дикарь, один товарищ даже удивился, как я могу хоть что-то понимать в буддизме, если даже аватарку самостоятельно поставить не умею. На что я ответила, что насколько мне известно, Будда и вовсе интернетом пользоваться не умел. Думаю, что состояния, описанные выше, не настолько распространены, чтобы поддаваться строгой классификации. Опять же большинство людей стесняется или опасается рассказывать о них по вполне понятным причинам, что никак не способствует изучению этих состояний.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

348646СообщениеДобавлено: Вт 10 Окт 17, 21:55 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

К счастью, в суттах хорошо описаны разнообразные подходы к развитию джхан, и благодаря этому их можно классифицировать.

- во-первых, можно делать упор на устранение пяти помех (как это делает Won Soeng);

- во-вторых, можно делать упор на развитие пяти слагаемых джханы (как у Айя Кхемы и Ли Брейсингтона)
https://dhamma.ru/lib/authors/brasington/jhana3.htm ;

- в-третьих, можно делать упор на критерии, описанные в Бхиккхунупассая сутте:
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1685.0
(недавно встретил подобное на курсе Бодхипакши по джханам);

- в-четвертых, есть элегантный путь через пустоту, описанный в Чуласуннята сутте:
https://dhamma.ru/canon/mn/mn121.htm ;

- и еще несколько редких подходов
- с настройкой на благородную тишину http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn21/sn21.001.than.html (подобное рекомендует Ачан Сумедхо);
- с упором на четыре основы сверхспособностей (СН 51.31) и т.п.

Подходы эти перекликаются между собой, и могут сочетаться, - но все же акценты ставятся несколько разные.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

348862СообщениеДобавлено: Ср 11 Окт 17, 20:44 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:
Будда использовал один и тот термин - "джхана", даже если речь шла о других учениях

Так я о том же и говорю, что слово одно, но обозначало разные вещи. Иногда просто медитацию, а не первую, вторую и т.п. джхану. Например в АН 6.46. Ну а что касается неправильных джхан, то в этом нет ничего необычного. Более того, иногда Будда даже говорит о неправильном знании и неправильном освобождении, например в АН 10.103.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49106

348940СообщениеДобавлено: Чт 12 Окт 17, 01:09 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:
Все эти выдумки насчет того, что джхана "надмирская", что есть "буддийская" и "небуддийская" джхана, и т.п., были бы забавны, если бы не использовались для того, чтобы безоглядно критиковать других со ссылкой на выдуманные слова Будды.

Это не забавные выдумки, а определение, имеющееся, например, в "махаянской" Абхидхармасамуччаи Асанги. На деле же, подобные места это даже не "махаяна", а, скорее всего, в данном случае, махищасака - то есть, школа древняя и традиционалистская, и одновременно родственная тхераваде.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Ассаджи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 ... 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74  След.
Страница 31 из 74

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.055 (0.289) u0.017 s0.002, 18 0.037 [266/0]