но не следует такой образ жизни навязывать другим мирянам.
Я ничего никому не навязываю, не нужно мне приписывать того, чего я не делал. Если вы не в курсе, то этот спор, который продолжается в трех или четырех темах, начался с того, что Won Soeng и Adzamaro, во всеуслышание заявили о собственном достижении джхан, а я поставил под сомнение их достижение таких великих плодов практики. В рамках внешних учений, пребывание в самадхи такого уровня - это очень-очень крутое достижение, в рамках буддийского Пути, пребывание в джханах - это уровень Анагамина, которому до ниббаны остался один шаг.
Что-то я так и не понял, вы ставите под сомнение возможность достижения дхъян мирянами?
Который был мирянином, соблюдающим брахмачарию, как и все остальные миряне, достигающие джхан.
Это в какой сутте сказано про мирян-домохозяинов такое? Или это ваши домыслы?
Домохозяин Читта, согласно комментарию, соблюдал брахмачарию, и был Анагамином, впоследствии ставший Арахантом. В отношении других мирян, достигших джхан, из комментариев так же известно, что они вели целомудренную и высоконравственную жизнь.
Что-то я так и не понял, вы ставите под сомнение возможность достижения дхъян мирянами?
Достижение джхан такими мирянами, как Читта или Гхатикара - под сомнение не ставлю.
"Гончар Гхатикара принял прибежище в Будде, Дхамме, и Сангхе. Он воздерживается от убийства живых существ, от взятия того, что не было дано, от неблагого поведения в чувственных удовольствиях, от лжи, от вина, спиртного, и одурманивающих веществ, что являются основой для беспечности. Он имеет непоколебимое доверие к Будде, Дхамме, и Сангхе, и он обладает нравственными качествами, которые дороги благородным. Он не имеет сомнений в отношении страданий, в отношении источника страданий, в отношении прекращения страданий, и отношении пути к прекращению страданий. Он ест только один раз в день, он соблюдает целомудрие, он нравственный, обладает хорошим характером. Он отложил самоцветы и золото, оставил золото и серебро. Он не копает землю ради добычи глины киркой или же своими руками. [Ту глину], что отломилась с берегов реки, или же выброшена [на поверхность земли] крысами, он собирает и несёт домой в коробе. Когда [из этой глины] он изготовил горшок, он говорит: «Пусть тот, кто хочет, положит отборный рис, или отборные бобы, или отборную чечевицу, и пусть заберёт любой [горшок], который пожелает». Он содержит своих слепых состарившихся родителей. Уничтожив пять нижних оков, он является тем, кто переродится спонтанно [в мире Чистых Обителей], и там достигнет окончательной ниббаны, никогда более не возвращаясь [обратно] из того мира [в этот]".
Что-то я так и не понял, вы ставите под сомнение возможность достижения дхъян мирянами?
Достижение джхан такими мирянами, как Читта или Гхатикара - под сомнение не ставлю.
"Гончар Гхатикара принял прибежище в Будде, Дхамме, и Сангхе. Он воздерживается от убийства живых существ, от взятия того, что не было дано, от неблагого поведения в чувственных удовольствиях, от лжи, от вина, спиртного, и одурманивающих веществ, что являются основой для беспечности. Он имеет непоколебимое доверие к Будде, Дхамме, и Сангхе, и он обладает нравственными качествами, которые дороги благородным. Он не имеет сомнений в отношении страданий, в отношении источника страданий, в отношении прекращения страданий, и отношении пути к прекращению страданий. Он ест только один раз в день, он соблюдает целомудрие, он нравственный, обладает хорошим характером. Он отложил самоцветы и золото, оставил золото и серебро. Он не копает землю ради добычи глины киркой или же своими руками. [Ту глину], что отломилась с берегов реки, или же выброшена [на поверхность земли] крысами, он собирает и несёт домой в коробе. Когда [из этой глины] он изготовил горшок, он говорит: «Пусть тот, кто хочет, положит отборный рис, или отборные бобы, или отборную чечевицу, и пусть заберёт любой [горшок], который пожелает». Он содержит своих слепых состарившихся родителей. Уничтожив пять нижних оков, он является тем, кто переродится спонтанно [в мире Чистых Обителей], и там достигнет окончательной ниббаны, никогда более не возвращаясь [обратно] из того мира [в этот]".
Т.е. вы дхъян не достигали и не пребывали в них и мига?
Который был мирянином, соблюдающим брахмачарию, как и все остальные миряне, достигающие джхан.
Это в какой сутте сказано про мирян-домохозяинов такое? Или это ваши домыслы?
Домохозяин Читта, согласно комментарию, соблюдал брахмачарию, и был Анагамином, впоследствии ставший Арахантом. В отношении других мирян, достигших джхан, из комментариев так же известно, что они вели целомудренную и высоконравственную жизнь.
Есть обеты упасаки. Один из обетов - воздержание от неправильного сексуального поведения. Так вот, там есть ограничение на принуждение с помощью насилия, обмана, давления...
Пишут, что у сарвастивадинов в абхидхармакоше есть ограничения на разновидности секса.
Вообщем, не все так просто, например, саму супругу нужно праведным путем получить.
№340741Добавлено: Вт 22 Авг 17, 20:09 (7 лет тому назад)
Antaradhana
Если у человека самого возникнут вопросы насчет своих переживаний - он сам будет искать ответы на свои вопросы.
А что касается оценки глубины переживаний - это во многом вопрос чувствительности (которая возрастает по мере практикования). Одно и то же состояние ума для одного человека - уже тишина, для другого, более чувствительного, - еще шум. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Хорошо, значит вас не сбить с пути волюнтаристскими идеями о достижении высших плодов практики между пивом и вечерним сексом, или во время 10 дневного ритрита, раз в год.
Попсу не люблю _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Что-то я так и не понял, вы ставите под сомнение возможность достижения дхъян мирянами?
У Antaradhana рассуждение такое, как я понял: А) все последователи Будды о ком он читал, по его сведениям, соблюдали полное половое воздержание Б) эти люди достигали джхан В) значит условием для пребывания в джхане является соблюдение полного полового воздержания.
Но ни в одной сутте про джханы, Будда не говорит что для пребывания в них непременно необходимо постоянное и полное половое воздержание.
Более того, есть такие строки в Вопросах Милинды:
Эти домохозяева, о царь, живущие дома, наслаждающиеся чувственными удовольствиями, достигающие высшей цели ниббаны (Млн 352)
Домохозяева аж наслаждаются удовольствиями, и еще и ниббаны достигают
А в некоторых суттах говорится так:
И, всё же, хоть я и понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, временами состояния жажды, злобы, заблуждения наводняют мой ум и остаются в нём
Маханама, в тебе всё ещё есть внутренне неотброшенное тобой состояние, из-за которого временами эти состояния жажды, злобы, заблуждения наводняют твой ум и остаются в нём. Ведь если бы это состояние уже было бы в тебе внутренне отброшено тобой, то ты бы не жил домохозяйской жизнью, ты бы не наслаждался чувственными удовольствиями. Именно из-за этого внутренне неотброшенного тобой состояния ты живёшь дома и наслаждаешься чувственными удовольствиями
Но когда ученик Благородных ясно увидел правильной мудростью в соответствии с действительностью, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения, но больше страданий и отчаяния, и что опасность, заключённая в них, и того больше, и [когда] он достигает восторга и счастья, что отделены от чувственных удовольствий, отделены от неблагих состояний, или же [когда он достигает] чего-то более умиротворённого, нежели это, то тогда его более не привлекают чувственные удовольствия
Чула дуккхаккхандха сутта: Малая лекция о груде страданий
МН 14
То есть ситуация такая:
- Маханама видит опасность чувственных удовольствий, но иногда все таки они им овладевают и он наслаждается чувствами и удовлетворяет свои желания
- Будда говорит что когда он достигнет джханы то тогда он это преодолеет
То есть Маханама полностью откажется от удовлетворения чувственных желаний не до пребывания в джхане, а когда он будет пребывать в джхане, ощутит восторг и удовольствие. Но даже это описывается в суттах не как единомоментный процесс: достиг - отказался. А в джхане еще необходимо утвердится и развить ее, иначе будет охватывать чувственность (СН 40.1).
Который был мирянином, соблюдающим брахмачарию, как и все остальные миряне, достигающие джхан.
Это в какой сутте сказано про мирян-домохозяинов такое? Или это ваши домыслы?
Мы уже в параллельной теме выяснили с уважаемым Антарадханой, что о Читте это не в канонических текстах, а в комментариях сказано.
И там же он согласился считать, что и мирянин, обычный человек, не вступивший в поток, может, в определенной степени, испытывать джхановые факторы - но название "джхана" он (Антарадхана) резервирует за полностью развитыми джхановыми факторами у практика, подходящего к уровню анагамина или достигшего этого уровня. Вас не устраивает этот терминологический компромисс? _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы