Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Почему "дхамма" переводят "феномен" и что это значит?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56 ... 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

638845СообщениеДобавлено: Сб 27 Янв 24, 12:59 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:


Нет умственной веданы, потому что физическая ведана не "узнаётся" как боль.
kāyikaṃ vā cetasikaṃ vā dukkhaṃ - переведите, пожалуйста.


Yaṁ kho, āvuso visākha, kāyikaṁ vā cetasikaṁ vā dukkhaṁ asātaṁ vedayitaṁ ayaṁ dukkhā vedanā.

.... то, что чувствуется телесно или психически, как страдательное, болезненное - "дуккха-ведана".

И?
Вообще-то не "психически", а "умственно", но не суть. Получается, согласно сутте, что-то может чувствоваться (ну или вернее, ощущаться) только телесно, без вовлечения умственного (или, если вам угодно, психического)?

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49297

638846СообщениеДобавлено: Сб 27 Янв 24, 14:35 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Рената Скот пишет:


Нет умственной веданы, потому что физическая ведана не "узнаётся" как боль.
kāyikaṃ vā cetasikaṃ vā dukkhaṃ - переведите, пожалуйста.


Yaṁ kho, āvuso visākha, kāyikaṁ vā cetasikaṁ vā dukkhaṁ asātaṁ vedayitaṁ ayaṁ dukkhā vedanā.

.... то, что чувствуется телесно или психически, как страдательное, болезненное - "дуккха-ведана".

И?
Вообще-то не "психически", а "умственно", но не суть.
"Психического", конечно. Четасики же. Вы их список видели?

Рената Скот пишет:
Получается, согласно сутте, что-то может чувствоваться (ну или вернее, ощущаться) только телесно, без вовлечения умственного (или, если вам угодно, психического)?

В этой сутте про это есть?

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

638860СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 09:38 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
Физическая боль без умственной - это та, о которой не знаешь, что это боль?
Наверное правильно будет сказать, что физическая боль без умственной это когда телесная неприятная ведана есть, но она не вызывает умственной неприятной веданы.

Нет умственной веданы, потому что физическая ведана не "узнаётся" как боль.
Такой тезис в противоречии с сутами - про две стрелы (выше цитирована) и сутта где Будду ранил осколок камня. Он вполне осознает, распознает боль как физическую неприятную ведану.

"Распознаёт, КАК ведану" - у вас грубое обращение со словами. Вы говорите что вот, есть некая "физическая неприятная ведана" (дословно там каика - "телесная"), которую Будда распознаёт как боль, и, которую, вероятно, можно распознать и как-то иначе. Вы именно это хотите сказать? Что боль и неприятная ведана - разные по смыслу предметы?
Боль это и есть неприятная телесная ведана. И Будда именно так ее и распознает. Более того, судя по сутте, он называет это дуккхой. Но у него не возникает неприятной веданы умственной. У обычного человека же обычно с болью возникают и неприятные четасики. Будда естественно мог и уйти от переживания боли в джханы. Но если он был не в джхане, то вроде бы нет оснований утверждать (как делаете Вы в тезисе "физическая ведана не "узнаётся" как боль"), что он переживал телесную боль как то по другому чем обычный человек.
Хотя с другой стороны из МН 152 следует, что он может почти мгновенно прекратить неприятные ощущения.
"Тело и осязаемые вещи
Далее, Ананда, когда монах трогает осязаемую вещь телом, в нём возникает приятное, в нём возникает неприятное, в нём возникает и приятное и неприятное. Он понимает так: «Во мне возникло приятное, во мне возникло неприятное, во мне возникло и приятное и неприятное. Но это является обусловленным, грубым, возникшим зависимо. А невозмутимость - это умиротворённое, высочайшее». Возникшее приятное, возникшее неприятное, возникшее и приятное и неприятное прекращаются в нём, и устанавливается невозмутимость.
Подобно тому как сильный человек мог бы с лёгкостью распрямить согнутую руку или согнуть распрямлённую, то точно также быстро, точно также легко, точно также мгновенно, касаясь абсолютно всего, возникшее приятное, возникшее неприятное, возникшее и приятное и неприятное прекращаются в нём, и устанавливается невозмутимость. Это называется высочайшим развитием способностей в Дисциплине Благородных в отношении осязаемых вещей, познаваемых телом."

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Последний раз редактировалось: СлаваА (Вс 28 Янв 24, 09:52), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49297

638861СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 09:52 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
Физическая боль без умственной - это та, о которой не знаешь, что это боль?
Наверное правильно будет сказать, что физическая боль без умственной это когда телесная неприятная ведана есть, но она не вызывает умственной неприятной веданы.

Нет умственной веданы, потому что физическая ведана не "узнаётся" как боль.
Такой тезис в противоречии с сутами - про две стрелы (выше цитирована) и сутта где Будду ранил осколок камня. Он вполне осознает, распознает боль как физическую неприятную ведану.

"Распознаёт, КАК ведану" - у вас грубое обращение со словами. Вы говорите что вот, есть некая "физическая неприятная ведана" (дословно там каика - "телесная"), которую Будда распознаёт как боль, и, которую, вероятно, можно распознать и как-то иначе. Вы именно это хотите сказать? Что боль и неприятная ведана - разные по смыслу предметы?
Боль это и есть неприятная телесная ведана. И Будда именно так ее и распознает. Более того, судя по сутте, он называет это дуккхой. Но у него не возникает неприятной веданы умственной. У обычного человека же обычно с болью возникают и неприятные четасики. Будда естественно мог и уйти от переживания боли в джханы. Но если он был не в джхане, то вроде бы нет оснований утверждать (как делаете Вы в тезисе "физическая ведана не "узнаётся" как боль"), что он переживал телесную боль как то по другому чем обычный человек.

Там "четасика" - это не "умственное", а гораздо более широкое. Погуглите список. В четасики входит и ведана, кстати. Нет четасик - нет никаких реакций, принятий решений, и прочего.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

638862СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 09:58 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
Физическая боль без умственной - это та, о которой не знаешь, что это боль?
Наверное правильно будет сказать, что физическая боль без умственной это когда телесная неприятная ведана есть, но она не вызывает умственной неприятной веданы.

Нет умственной веданы, потому что физическая ведана не "узнаётся" как боль.
Такой тезис в противоречии с сутами - про две стрелы (выше цитирована) и сутта где Будду ранил осколок камня. Он вполне осознает, распознает боль как физическую неприятную ведану.

"Распознаёт, КАК ведану" - у вас грубое обращение со словами. Вы говорите что вот, есть некая "физическая неприятная ведана" (дословно там каика - "телесная"), которую Будда распознаёт как боль, и, которую, вероятно, можно распознать и как-то иначе. Вы именно это хотите сказать? Что боль и неприятная ведана - разные по смыслу предметы?
Боль это и есть неприятная телесная ведана. И Будда именно так ее и распознает. Более того, судя по сутте, он называет это дуккхой. Но у него не возникает неприятной веданы умственной. У обычного человека же обычно с болью возникают и неприятные четасики. Будда естественно мог и уйти от переживания боли в джханы. Но если он был не в джхане, то вроде бы нет оснований утверждать (как делаете Вы в тезисе "физическая ведана не "узнаётся" как боль"), что он переживал телесную боль как то по другому чем обычный человек.

Там "четасика" - это не "умственное", а гораздо более широкое. Погуглите список. В четасики входит и ведана, кстати. Нет четасик - нет никаких реакций, принятий решений, и прочего.
Физическая ведана узнается как боль?
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49297

638863СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 10:10 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
Физическая боль без умственной - это та, о которой не знаешь, что это боль?
Наверное правильно будет сказать, что физическая боль без умственной это когда телесная неприятная ведана есть, но она не вызывает умственной неприятной веданы.

Нет умственной веданы, потому что физическая ведана не "узнаётся" как боль.
Такой тезис в противоречии с сутами - про две стрелы (выше цитирована) и сутта где Будду ранил осколок камня. Он вполне осознает, распознает боль как физическую неприятную ведану.

"Распознаёт, КАК ведану" - у вас грубое обращение со словами. Вы говорите что вот, есть некая "физическая неприятная ведана" (дословно там каика - "телесная"), которую Будда распознаёт как боль, и, которую, вероятно, можно распознать и как-то иначе. Вы именно это хотите сказать? Что боль и неприятная ведана - разные по смыслу предметы?
Боль это и есть неприятная телесная ведана. И Будда именно так ее и распознает. Более того, судя по сутте, он называет это дуккхой. Но у него не возникает неприятной веданы умственной. У обычного человека же обычно с болью возникают и неприятные четасики. Будда естественно мог и уйти от переживания боли в джханы. Но если он был не в джхане, то вроде бы нет оснований утверждать (как делаете Вы в тезисе "физическая ведана не "узнаётся" как боль"), что он переживал телесную боль как то по другому чем обычный человек.

Там "четасика" - это не "умственное", а гораздо более широкое. Погуглите список. В четасики входит и ведана, кстати. Нет четасик - нет никаких реакций, принятий решений, и прочего.
Физическая ведана узнается как боль?

Телесная. Смотря что вкладывать в "узнаётся". В случае архата - получается, что боли в обычном смысле нет. Происходит некое событие, о котором он знает. Но нет психической реакции на него. Не "переживаний" как в женской логике, а вообще психического процесса, с этим связанного.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: СлаваА, Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

638864СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 10:21 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой



Телесная. Смотря что вкладывать в "узнаётся". В случае архата - получается, что боли в обычном смысле нет. Происходит некое событие, о котором он знает. Но нет психической реакции на него. Не "переживаний" как в женской логике, а вообще психического процесса, с этим связанного.
Если бы не было боли = неприятной телесной веданы, то зачем об этом говорить как о неприятной ведане? Мы же не говорим, что что-то неприятно, если просто узнали о каком-то событии.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 826
Откуда: New Moscow, Old Russia

638869СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 14:11 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

Отсутствие ощущения боли от физического воздействия - это патология, именуемая в медицине "синдром Бельмондо". Эта болезнь приводит к ухудшению качества жизни этих больных и их страданиям из-за этого.

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49297

638870СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 15:49 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:


Телесная. Смотря что вкладывать в "узнаётся". В случае архата - получается, что боли в обычном смысле нет. Происходит некое событие, о котором он знает. Но нет психической реакции на него. Не "переживаний" как в женской логике, а вообще психического процесса, с этим связанного.
Если бы не было боли = неприятной телесной веданы, то зачем об этом говорить как о неприятной ведане? Мы же не говорим, что что-то неприятно, если просто узнали о каком-то событии.

Ну, не говорите. Странные аргументы.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49297

638871СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 15:50 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Отсутствие ощущения боли от физического воздействия - это патология, именуемая в медицине "синдром Бельмондо". Эта болезнь приводит к ухудшению качества жизни этих больных и их страданиям из-за этого.

Про отсутствие ОЩУЩЕНИЙ речи не шло.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

638872СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 16:08 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой


Происходит некое событие, о котором он знает.
Ах, ну всё-таки "знает". То есть может быть телесная боль, отдельная от умственной, о которой арахант знает.

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49297

638873СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 16:21 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:

Происходит некое событие, о котором он знает.
Ах, ну всё-таки "знает". То есть может быть телесная боль, отдельная от умственной, о которой арахант знает.

С "умственной болью" - в больничку.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

638874СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 17:01 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой



С "умственной болью" - в больничку.
Т.е. боль может быть телесная и... психическая?

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49297

638875СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 17:07 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:


С "умственной болью" - в больничку.
Т.е. боль может быть телесная и... психическая?

.... то, что чувствуется телесно или психически, как страдательное, болезненное - "дуккха-ведана".

Тут написано про "психическую боль"? Не написано. Не проецитируйте свои "умственно-больные" трактовки на других.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

638876СообщениеДобавлено: Вс 28 Янв 24, 17:33 (10 мес. назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:


С "умственной болью" - в больничку.
Т.е. боль может быть телесная и... психическая?

.... то, что чувствуется телесно или психически, как страдательное, болезненное - "дуккха-ведана".

Тут написано про "психическую боль"? Не написано. Не проецитируйте свои "умственно-больные" трактовки на других.
То есть боль может быть только телесная? Ну если с "умственной" - в больничку", а про "психическую" не написано.

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56 ... 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343  След.
Страница 53 из 343

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.078 (0.281) u0.023 s0.000, 18 0.056 [269/0]