№627972Добавлено: Пт 02 Июн 23, 10:47 (1 год тому назад)Витакка и вичара
Почему витакка и вичара в Махавихаре-Тхераваде непременно дискурсивны и концептуальны? Можно трактовать иначе. Витакка и вичара - инспирирование и поддержание переживания, подобно взятию в руки руля и процессу руления, подобно расправлению птицей крыльев и планирующему полёту, подобно удару в колокол и вибрации колокола, подобно касанию пчелой цветка и дальнейшему сбору нектара, подобно сбросу якоря и натяжению якорной цепи. Необязательно считать витакку первой мыслью, а вичару дальнейшим размышлением -это такая же метафора первоначального толчка и последующего давления, приложения усилия и поддержания усилия. Если бы витакка и вичара означали именно мысль и размышление, то были бы излишними метафоры из сферы чувственного опыта, a специальную терминологию не нужно было бы вводить.
№627978Добавлено: Пт 02 Июн 23, 11:29 (1 год тому назад)
Я не встречал подобных метафор, но много раз встречал описания, которые исходят из текста суттанты, а там ведь довольно просто говорится (пересказываю пали своими словами): отстранившись от бытовых забот, он пребывает в уединении и это доставляет ему удовольствие; успокоив плотские потребности и влечения, не испытывая ни обид, ни недружественности к кому бы то ни было, не впадая ни в ментальную суету, ни в ступор, проникнувшись доверием к Учению, избавившись от сомнений в Будде, он, пребывая в покое и наслаждаясь им, направляет свою мысль и удерживает её на избранном предмете своей бхаваны.
Бхавана - это воспитание посредством приложения ума. Можно сформулировать иначе: это самовоспитание посредством правильного созерцания-размышления.
В английских словарях bhāvanā обычно переводится как cultivation (что нормально, так как с одной стороны связано по смыслу с деятельностью земледельца, что соответствует характеру наставлений Будды, а с другой выражает комплексный смысл в одном слове), но более точное его значение передаётся как development by means of thought - развитие посредством мысли, мышления. Под развитием понимается, вне всякого сомнения, саморазвитие. Оно же есть самовоспитание или просто - воспитание. О разнице между воспитанным и невоспитанным человеком в суттанте тоже много раз говорится. Это часто передаётся ещё выражениями обученный/необученный; дисциплинированный/не дисциплинированный, а в оригинале там чаще всего суттаво/асуттаво - что, с моей точки зрения, лучше всего перевести именно как воспитанный / невоспитанный.
Слово суттаво явно относит нас к глаголу, означающему слушание - то есть имеется прямая связь с речевой деятельностью. Примечательно, что в схемах абхидхаммы витакка тоже относится к виду речевой деятельности. Это ни что иное, как "мысленное проговаривание" или думание словами. В общем, витарка и вичара - это правильное сосредоточенное мышление, или медитативное размышление (которое существенно отличается от бытовых размышлений именно своей сосредоточенностью и удержанием нити (sutta!) мысленного исследования, в то время как бытовое размышление - это чаще всего блуждание мыслей, почти никак не управляемое волей мыслителя; мыслитель полностью подчинён и вовлечён в хаотичный поток такого бытового мышления, которое полностью реактивно и сумбурно - в бытовых разговорах, а также в диалогах на этом форуме, можно без особого труда наблюдать такое блуждание мысли собеседников, когда отвечающий вроде бы на сообщение собеседника, в действительности просто цепляется за какое-то одно слово и накручивает на него свои ассоциации, отскакивая в сторону как пингпонг, и вот разговор уже сменил тему). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пт 02 Июн 23, 12:20), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Рената Скот, Падиист
Направляется ум (читта). То, что читта это мысль - это уже трактовка, толкование. Такое толкование (при всей его традиционности) не является логически необходимым, неизбежным, одним-единственным.
Направляется ум (читта). То, что читта это мысль - это уже трактовка, толкование. Такое толкование (при всей его традиционности) не является логически необходимым, неизбежным, одним-единственным.
Направьте куда-нибудь свой ум без единой мысли. Расскажите о впечатлениях.
Направляется ум (читта). То, что читта это мысль - это уже трактовка, толкование. Такое толкование (при всей его традиционности) не является логически необходимым, неизбежным, одним-единственным.
Направьте куда-нибудь свой ум без единой мысли. Расскажите о впечатлениях.
Короткие периоды безмыслия бывают в повседневной жизни, не говоря уже о медитации. Ум, постоянно заполненный внутренней болтовнёй - это жесть.
Короткие периоды безмыслия бывают в повседневной жизни, не говоря уже о медитации. Ум, постоянно заполненный внутренней болтовнёй - это жесть.
Безмыслие-то бывает, бывает забытьё (что-то типа сна с открытыми глазами), но ведь вы собрались куда-то направлять ум без единой мысли. Вот такое представить трудно.
Короткие периоды безмыслия бывают в повседневной жизни, не говоря уже о медитации. Ум, постоянно заполненный внутренней болтовнёй - это жесть.
Безмыслие-то бывает, бывает забытьё (что-то типа сна с открытыми глазами), но ведь вы собрались куда-то направлять ум без единой мысли. Вот такое представить трудно.
Работа на конвейере, езда на велосипеде, настольный теннис.
Короткие периоды безмыслия бывают в повседневной жизни, не говоря уже о медитации. Ум, постоянно заполненный внутренней болтовнёй - это жесть.
Безмыслие-то бывает, бывает забытьё (что-то типа сна с открытыми глазами), но ведь вы собрались куда-то направлять ум без единой мысли. Вот такое представить трудно.
Работа на конвейере, езда на велосипеде, настольный теннис.
Это всё то же механическое полузабытьё. Надо сказать, довольно опасное.
но ведь вы собрались куда-то направлять ум без единой мысли.
Так это и есть та самая "осознанность" из гештальттерапии. Там такая практика, которую втаскивают в буддизм.
Плохо знакома с гельштат терапией, но в буддизме под осознанностью предполагается наблюдать ум беспокойный как ум беспокойный, ум с гневом как ум с гневом и т.д. Т.е. ни разу не о безмыслии идет речь.
но ведь вы собрались куда-то направлять ум без единой мысли.
Так это и есть та самая "осознанность" из гештальттерапии. Там такая практика, которую втаскивают в буддизм.
Плохо знакома с гельштат терапией, но в буддизме под осознанностью предполагается наблюдать ум беспокойный как ум беспокойный, ум с гневом как ум с гневом и т.д. Т.е. ни разу не о безмыслии идет речь.
Вы не правы. Термин "осознанность", который вы встречаете у некоторых авторов, это сущность встащенная из гештальттерапии, и больше ничего. У нее есть сходство с сатипатханой, поэтому ее и втащили, но есть и различия. В буддизме такой штуки НЕТ. _________________ Буддизм чистой воды
Вы не правы. Термин "осознанность", который вы встречаете у некоторых авторов, это сущность встащенная из гештальттерапии, и больше ничего. У нее есть сходство с сатипатханой, поэтому ее и втащили, но есть и различия. В буддизме такой штуки НЕТ.
У вас что-то подгорело на гельштат терапию, не? Осознанность это просто слово такое, а вовсе не "сущность вытащенная". Оно вполне применимо к практике отслеживания всего переживаемого - будь то смена мыслей или смена положений тела.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы