Чисто буддийская цель разбора на дхаммы - увидеть отсутствие я
А что такое это я которого отсутствие увидеть надо? Душа или что иное? О чем вообще речь?
Душа может где-то и есть, но речь не о ней, что надо увидеть ее отсутствие, так как обычный человек и так ее не видит. Речь об эго, которое добавляет себя к любому восприятию, пониманию, ... типа я понял, я воспринял, я сделал. Это заменяется на произошло восприятие, произошло понимание, совершилось действие . Это если на бытовом уровне объяснить. Дальше в буддизме можно пытаться анализировать все что происходит через призму еще более мелких дхамм, но это насколько я понимаю, не во всех школах. Уровень детализации выбирается в зависимости от способности осознать при применении той или иной классификации, как добавляется эго (я) и что его добавление иллюзорно. То есть для некоторых может достаточно просто делить все процессы на нама и рупу (психическое и материаильное), а для кого-то нужна большая детализация - вплоть до дхамм. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
"Реальность-как-она-есть" - это и есть первичные реальности, параматтха-дхаммы. В джхане распознаются концепции, саммути, реальности условные, т.к. они изначально являются опорой в саматхе. Например, концепция "анапана" (вдох-выдох) или "существа" на которые распространяют метту и прочие брахмавмхары.
Но ведь именно параматтха-дхаммы (когда всё состоит из непрерывно меняющихся частиц) и видят опытные медитаторы. В суттах, насколько я понимаю, о том же речь - отслеживание/успокоение тела, ощущений, ума и последними идут "умственные конструкции" (так это обычно переводят); на пали же сказано - отслеживание дхамм. Сначала с опорой на "реальности условные" (вдох-выдох, метта) достигается саматхи (глубокое сосредоточение), затем саматхи переходит в джхану и если пребывание в джхане успешное, то практик может увидеть "первичные реальности".
"Реальность-как-она-есть" - это и есть первичные реальности, параматтха-дхаммы. В джхане распознаются концепции, саммути, реальности условные, т.к. они изначально являются опорой в саматхе. Например, концепция "анапана" (вдох-выдох) или "существа" на которые распространяют метту и прочие брахмавмхары.
Но ведь именно параматтха-дхаммы (когда всё состоит из непрерывно меняющихся частиц) и видят опытные медитаторы. В суттах, насколько я понимаю, о том же речь - отслеживание/успокоение тела, ощущений, ума и последними идут "умственные конструкции" (так это обычно переводят); на пали же сказано - отслеживание дхамм. Сначала с опорой на "реальности условные" (вдох-выдох, метта) достигается саматхи (глубокое сосредоточение), затем саматхи переходит в джхану и если пребывание в джхане успешное, то практик может увидеть "первичные реальности".
Мне кажется видение параматха дхамм в медитации это похоже на сказку. Что у медитатора вдруг так замедляется восприятие, что он видит все как в замедленном кино... Главное же, что непонятно зачем это нужно делать. Ведь цель - развенчать эго, которое присоединяется к любому процессу. А это можно сделать и не разбирая свой опыт до дхамм. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Еще разок, в практике саматха ум опирается на концепции, джхана - это апана-самадхи, поглощение концепцией, ум постоянно возвращают к объекту вследствие чего он на нем собирается, плотно зависает, а чтобы развивать мудрость, необходимо начать распознавать реальности первичные, то есть сменить и исследовать другую опору, которая к тому же обусловленно возникает-исчезает, здесь саматха прекращается и начинается випассана, хотя в любое время можно вернуться к единению ума на предыдущем объекте-концепции, например, чтобы отдохнуть.
Прямо в джханах реализуется випассана-ньяна. Прямо в джханах реализуется видение божеств рупа-локи и общение с ними (как например в Гайясиса сутте), прямо в джханах развиваются, реализуются и улучшаются различные иддхи, прямо в джханах посещаются различные миры в теле, созданном из разума, и наконец обретаются три высших знания. Также в джханах субъективное восприятие времени может растянуться во много раз, например Будда после пробуждения, сидя под деревом Бодхи, вспоминал такое количество прошлых рождений в подробностях, что даже если бы он тратил на восприятие воспоминаний каждой жизни всего лишь по минуте, у него ушли бы столетия, но в земном времени прошла по моему всего одна стража ночи. К тому же, он много знаний за эту ночь обрел помимо воспоминания прошлых жизней. За час джханы, можно субъективно опыт многих лет пережить.
"Реальность-как-она-есть" - это и есть первичные реальности, параматтха-дхаммы. В джхане распознаются концепции, саммути, реальности условные, т.к. они изначально являются опорой в саматхе. Например, концепция "анапана" (вдох-выдох) или "существа" на которые распространяют метту и прочие брахмавмхары.
Но ведь именно параматтха-дхаммы (когда всё состоит из непрерывно меняющихся частиц) и видят опытные медитаторы. В суттах, насколько я понимаю, о том же речь - отслеживание/успокоение тела, ощущений, ума и последними идут "умственные конструкции" (так это обычно переводят); на пали же сказано - отслеживание дхамм. Сначала с опорой на "реальности условные" (вдох-выдох, метта) достигается саматхи (глубокое сосредоточение), затем саматхи переходит в джхану и если пребывание в джхане успешное, то практик может увидеть "первичные реальности".
Начните уже изучать теорию Тхеравады, книги есть в открытом доступе.
Еще разок, в практике саматха ум опирается на концепции, джхана - это апана-самадхи, поглощение концепцией, ум постоянно возвращают к объекту вследствие чего он на нем собирается, плотно зависает, а чтобы развивать мудрость, необходимо начать распознавать реальности первичные, то есть сменить и исследовать другую опору, которая к тому же обусловленно возникает-исчезает, здесь саматха прекращается и начинается випассана, хотя в любое время можно вернуться к единению ума на предыдущем объекте-концепции, например, чтобы отдохнуть.
Прямо в джханах реализуется випассана-ньяна. Прямо в джханах реализуется видение божеств рупа-локи и общение с ними (как например в Гайясиса сутте), прямо в джханах развиваются, реализуются и улучшаются различные иддхи, прямо в джханах посещаются различные миры в теле, созданном из разума, и наконец обретаются три высших знания. Также в джханах субъективное восприятие времени может растянуться во много раз, например Будда после пробуждения, сидя под деревом Бодхи, вспоминал такое количество прошлых рождений в подробностях, что даже если бы он тратил на восприятие воспоминаний каждой жизни всего лишь по минуте, у него ушли бы столетия, но в земном времени прошла по моему всего одна стража ночи. К тому же, он много знаний за эту ночь обрел помимо воспоминания прошлых жизней. За час джханы, можно субъективно опыт многих лет пережить.
Нет, ум в джхане однонаправлен на определенную опору, это поглощение. Если вы начнете отвлекаться на прочие объекты, то собранность-однонаправленность нарушится. Потому джханы для приятного пребывания, что и говорится в суттах, а випассана для обретения знаний и мудрости.
"Реальность-как-она-есть" - это и есть первичные реальности, параматтха-дхаммы. В джхане распознаются концепции, саммути, реальности условные, т.к. они изначально являются опорой в саматхе. Например, концепция "анапана" (вдох-выдох) или "существа" на которые распространяют метту и прочие брахмавмхары.
Но ведь именно параматтха-дхаммы (когда всё состоит из непрерывно меняющихся частиц) и видят опытные медитаторы. В суттах, насколько я понимаю, о том же речь - отслеживание/успокоение тела, ощущений, ума и последними идут "умственные конструкции" (так это обычно переводят); на пали же сказано - отслеживание дхамм. Сначала с опорой на "реальности условные" (вдох-выдох, метта) достигается саматхи (глубокое сосредоточение), затем саматхи переходит в джхану и если пребывание в джхане успешное, то практик может увидеть "первичные реальности".
Мне кажется видение параматха дхамм в медитации это похоже на сказку. Что у медитатора вдруг так замедляется восприятие, что он видит все как в замедленном кино... Главное же, что непонятно зачем это нужно делать. Ведь цель - развенчать эго, которое присоединяется к любому процессу. А это можно сделать и не разбирая свой опыт до дхамм.
Сказки - это трансформации материи и прочий нью эйдж. Цель в буддизме - разотождествление с кхандхами через видение реальности-как-есть, развитие мудрости через осознание трех характеристик обусловленых дхамм, для этого дхаммы необходимо непосредственно наблюдать и обретать соответствующий опыт нецепляния к непостоянному.
"Реальность-как-она-есть" - это и есть первичные реальности, параматтха-дхаммы. В джхане распознаются концепции, саммути, реальности условные, т.к. они изначально являются опорой в саматхе. Например, концепция "анапана" (вдох-выдох) или "существа" на которые распространяют метту и прочие брахмавмхары.
Но ведь именно параматтха-дхаммы (когда всё состоит из непрерывно меняющихся частиц) и видят опытные медитаторы. В суттах, насколько я понимаю, о том же речь - отслеживание/успокоение тела, ощущений, ума и последними идут "умственные конструкции" (так это обычно переводят); на пали же сказано - отслеживание дхамм. Сначала с опорой на "реальности условные" (вдох-выдох, метта) достигается саматхи (глубокое сосредоточение), затем саматхи переходит в джхану и если пребывание в джхане успешное, то практик может увидеть "первичные реальности".
Мне кажется видение параматха дхамм в медитации это похоже на сказку. Что у медитатора вдруг так замедляется восприятие, что он видит все как в замедленном кино... Главное же, что непонятно зачем это нужно делать. Ведь цель - развенчать эго, которое присоединяется к любому процессу. А это можно сделать и не разбирая свой опыт до дхамм.
Сказки - это трансформации материи и прочий нью эйдж. Цель в буддизме - разотождествление с кхандхами через видение реальности-как-есть, развитие мудрости через осознание трех характеристик обусловленых дхамм, для этого дхаммы необходимо непосредственно наблюдать и обретать соответствующий опыт нецепляния к непостоянному.
Йен, я не против. Я вижу, что Вы меняетесь и оцениваю эти изменения позитивно. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Нет, ум в джхане однонаправлен на определенную опору, это поглощение. Если вы начнете отвлекаться на прочие объекты, то собранность-однонаправленность нарушится. Потому джханы для приятного пребывания, что и говорится в суттах, а випассана для обретения знаний и мудрости.
Вы джхану с сосредоточением путаете. Начните уже на практике применять ваши методички)). Сначала вы устанавливаете собранность-однонаправленность. Потом можете войти (или не войти, для мирян вхождение в джхану всегда немного чудо) в джхану. В джхане ум не однонаправлен, он свободен. У опытных практиков получалось увидеть весь мир как постоянно меняющиеся дхаммы (частицы). Это описывали и на этом форуме два уважаемых серьезных практика, разными словами они говорили об одном.
Еще разок, в практике саматха ум опирается на концепции, джхана - это апана-самадхи, поглощение концепцией, ум постоянно возвращают к объекту вследствие чего он на нем собирается, плотно зависает, а чтобы развивать мудрость, необходимо начать распознавать реальности первичные, то есть сменить и исследовать другую опору, которая к тому же обусловленно возникает-исчезает, здесь саматха прекращается и начинается випассана, хотя в любое время можно вернуться к единению ума на предыдущем объекте-концепции, например, чтобы отдохнуть.
Прямо в джханах реализуется випассана-ньяна. Прямо в джханах реализуется видение божеств рупа-локи и общение с ними (как например в Гайясиса сутте), прямо в джханах развиваются, реализуются и улучшаются различные иддхи, прямо в джханах посещаются различные миры в теле, созданном из разума, и наконец обретаются три высших знания. Также в джханах субъективное восприятие времени может растянуться во много раз, например Будда после пробуждения, сидя под деревом Бодхи, вспоминал такое количество прошлых рождений в подробностях, что даже если бы он тратил на восприятие воспоминаний каждой жизни всего лишь по минуте, у него ушли бы столетия, но в земном времени прошла по моему всего одна стража ночи. К тому же, он много знаний за эту ночь обрел помимо воспоминания прошлых жизней. За час джханы, можно субъективно опыт многих лет пережить.
Нет, ум в джхане однонаправлен на определенную опору, это поглощение. Если вы начнете отвлекаться на прочие объекты, то собранность-однонаправленность нарушится. Потому джханы для приятного пребывания, что и говорится в суттах, а випассана для обретения знаний и мудрости.
Однонаправленность (ekagatta) - это примерно как то, что на уроке истории изучают историю, и если не отвлекаются от предмета на ворон за окном, то делают успехи в изучении предмета. Объект изучения может быть любым, к тому же практик, освоивший джханы, не связан объектом, он может созерцать что угодно. Для примера я уже упоминал Гайясиса сутту с дэвами в качестве объекта, но процитирую ее целиком, чтобы видно было как способности и знания развиваются в джхане при сосредоточении на определенном объекте (дэвах):
АН 8.64 Гайясиса сутта: Гайя
Однажды Благословенный пребывал возле Гайи на [холме] Гайясиса. Там Благословенный обратился к монахам:
«Монахи!»
«Учитель!» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
(1) «Монахи, до моего просветления, пока я всё ещё был непросветлённым бодхисаттой, я воспринимал только свет, но я не видел форм.
(2) Мысль пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать свет, а также видеть формы, то в таком случае это моё знание и видение станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время, по мере того, как я пребывал прилежным, старательным, решительным, я воспринимал свет, а также видел формы. Но, всё же, я не общался с этими божествами, не беседовал с ними, не вовлекался с ними в разговоры.
(3) Мысль пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать свет и видеть формы, а также общаться с этими божествами, беседовать с ними, вовлекаться с ними в разговоры, то в таком случае это моё знание и видение станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время, по мере того, как я пребывал прилежным, старательным, решительным, я воспринимал свет и видел формы, а также общался с этими божествами, беседовал с ними, вовлекался с ними в разговоры. Но, всё же, я не знал об этих божествах [следующего]: «Эти божества из такого-то или такого-то класса божеств».
(4) Мысль пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать свет и видеть формы, общаться с этими божествами, беседовать с ними, вовлекаться с ними в разговоры, а также знать об этих божествах: «Эти божества из такого-то или такого-то класса божеств» – то в таком случае это моё знание и видение станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время, по мере того, как я пребывал прилежным, старательным, решительным, я воспринимал свет и видел формы, общался с этими божествами, беседовал с ними, вовлекался с ними в разговоры, и я также знал об этих божествах [следующее]: «Эти божества из такого-то или такого-то класса божеств». Но, всё же, я не знал об этих божествах [следующего]: «После смерти здесь, эти божества переродились там в результате этой каммы».
(5) Мысль пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать... видение станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время... я знал об этих божествах: «После смерти здесь, эти божества переродились там в результате этой каммы». Но, всё же, я не знал об этих божествах [следующего]: «В результате этой каммы, эти божества существуют [здесь, питаясь] такой-то едой и переживают такое-то удовольствие и боль».
(6) Мысль пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать... видение станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время... я знал об этих божествах: «В результате этой каммы, эти божества существуют [здесь, питаясь] такой-то едой и переживают такое-то удовольствие и боль». Но, всё же, я не знал об этих божествах [следующего]: «В результате этой каммы эти божества имеют срок жизни такой-то длины».
(7) Мысль пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать... видение станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время... я знал об этих божествах: «В результате этой каммы эти божества имеют срок жизни такой-то длины». Но, всё же, я не знал, жил ли я [сам] с этими божествами прежде [в прошлых рождениях], или же нет.
(8) Мысль пришла ко мне, монахи: «Если я буду воспринимать... видение станет ещё более очищенным». Так, спустя некоторое время... я знал о том, жил ли я [сам] с этими божествами прежде [в прошлых рождениях], или же нет.
Покуда, монахи, моё знание и видение в отношении дэвов с его восемью гранями не было тщательно очищено, я не заявлял о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное просветление в этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями жрецов и отшельников, богов и людей. Но когда моё знание и видение в отношении дэвов с его восемью гранями было тщательно очищено, то тогда я заявил, что пробудился в непревзойдённое совершенное просветление в этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями жрецов и отшельников, богов и людей. Знание и видение возникли во мне: «Непоколебимо моё освобождение ума. Это моё последнее рождение. Не будет более нового существования».
Для примера я уже упоминал Гайясиса сутту с дэвами в качестве объекта, но процитирую ее целиком, чтобы видно было как способности и знания развиваются в джхане при сосредоточении на определенном объекте (дэвах):
Здесь речь идет о восприятии света - т.е. о развитии иддхи, а не джхане. Джханы являются приятным пребыванием, остальные виды самадхи развиваются уже в других практиках.
Самадхи сутта:
(1) И каков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к приятному пребыванию в здесь и сейчас?
При этом, о монахи, монах, – уединившись таким образом от чувственных желаний (kāmā), уединившись от неумелых способов поведения (akusalā dhammā), – входит и пребывает в первой джхане: в восторге (pīti) и счастье (sukha), рожденных уединением, сопровождаемых рассуждением (vitakka) и изучением (vicāra).
...
(2) А каков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к достижению знания и видения?
При этом монах обращается к распознаванию света и твердо решается воспринимать день (в любое время суток). День (для него) – то же самое, что и ночь, ночь – то же самое, что и день. С помощью открытого и беспрепятственного осознания, он развивает просветленный ум.
Таков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к достижению знания и видения.
и т.д.
...
Читайте традиционные комментарии типа Абхидхамматха Сангаха или ВМ, там все разжевано по саматхе и випассане, а не домысливайте на основе своей трактовки сутт или статей отдельных бхиккху, у которых выход из джханы почему-то ассоциируется с потерей сосредоточения, хотя любому практику развившему саматху до более-менее нормального уровня известно, что по прекращению медитации сосредоточение остается, и чем мощнее оно было, тем дольше сохраняется, я уж не говорю об упачара и апана самадхи.
Для примера я уже упоминал Гайясиса сутту с дэвами в качестве объекта, но процитирую ее целиком, чтобы видно было как способности и знания развиваются в джхане при сосредоточении на определенном объекте (дэвах):
Здесь речь идет о восприятии света - т.е. о развитии иддхи, а не джхане. Джханы являются приятным пребыванием, остальные виды самадхи развиваются уже в других практиках.
Самадхи сутта:
(1) И каков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к приятному пребыванию в здесь и сейчас?
При этом, о монахи, монах, – уединившись таким образом от чувственных желаний (kāmā), уединившись от неумелых способов поведения (akusalā dhammā), – входит и пребывает в первой джхане: в восторге (pīti) и счастье (sukha), рожденных уединением, сопровождаемых рассуждением (vitakka) и изучением (vicāra).
...
(2) А каков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к достижению знания и видения?
При этом монах обращается к распознаванию света и твердо решается воспринимать день (в любое время суток). День (для него) – то же самое, что и ночь, ночь – то же самое, что и день. С помощью открытого и беспрепятственного осознания, он развивает просветленный ум.
Таков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к достижению знания и видения.
и т.д.
...
Читайте традиционные комментарии типа Абхидхамматха Сангаха или ВМ, там все разжевано по саматхе и випассане, а не домысливайте на основе своей трактовки сутт или статей отдельных бхиккху, у которых выход из джханы почему-то ассоциируется с потерей сосредоточения, хотя любому практику развившему саматху до более-менее нормального уровня известно, что по прекращению медитации сосредоточение остается, и чем мощнее оно было, тем дольше сохраняется, я уж не говорю об упачара и апана самадхи.
У вас неправильное понимание. В этой сутте все четыре вида развития сосредоточения реализуются на основе четырех джхан.
У вас неправильное понимание. В этой сутте все четыре вида развития сосредоточения реализуются на основе четырех джхан.
У вас неправильное понимание, в этой сутте перечислены виды сосредоточения, развиваемые различными методами. Сати-сампаджаннья и випассану можно как с предварительным достижением джхан практиковать, так и без этого, о чем говорится в других суттах.
Хотя мы все это уже не раз обсуждали.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы