Сознание - не ментальность. Шесть видов сознания охватывают все возможные сознания.
Как Вы считаете, правильно ли будет сказать, что когда в общем речь идёт о сознании, не в буддийских текстах когда сознанием переведено конкретно виджняна, а в общепринятом употреблении этого слова "сознание", в том числе и в психологии, и даже чаще всего и в общении на форуме - говорим зачастую о том что относится к трём скандхам ведана саньджня и самскара, а при сильном уклоне в физикализм то и о том что относится к рупа скандхе.
Так как современная психология чуть меньше чем полностью построена на физиологии, то такое обобщение мне видится справедливым. Хотя в среде самих же психологов / психотерапевтов сложилось такое выражение, как "излишний физикализм".
Это справедливо для общеупотребительного "сознание", либо для конкретного значения принятого в той или иной школе психологии.
В буддизме, при разборе по скандхам, "нечто" из всего психического\ментального\или-как-ещё-но-внутреннего выделяется в группу - виджняна, всё остальное психическое\ментальное\или-как-ещё-но-внутреннее выделено в скандхи - ведана, саньджня и самскара.
И если, когда говорится "сознание" - говорится о "виджняна", обсуждение то происходит в буддийском контексте, то нужно говорить и именно о виджняна, а не например о том что выделено в другие скандхи.
Нужно чёткое специально буддийское определение "виджняна". А оно есть во всех буддийских традициях.
Иначе, говоря "сознание", каждый говорит о чёмто своём
Чем дальше, тем больше создаётся впечатление, что младотхерцы действуют в точности как в анекдоте про ёжика, который я привёл в пример выше.
- Меня нет! Меня нет! Мыслей нет! Сознания нет!
- Минуточку... А кто мыслит? (пук!)
- Это не я! Это не я!
Я так не думаю. Скорее, это последовательное отстаивание позиции, что мы склонны обманываться, принимая за субстанцию бессубстанциональное.
* "младотхерцы" считаю уничижительным эпитетом; использование его сопряжено с риском нарваться в ответ на "младомахаянина". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Чем дальше, тем больше создаётся впечатление, что младотхерцы действуют в точности как в анекдоте про ёжика, который я привёл в пример выше.
- Меня нет! Меня нет! Мыслей нет! Сознания нет!
- Минуточку... А кто мыслит? (пук!)
- Это не я! Это не я!
Я так не думаю. Скорее, это последовательное отстаивание позиции, что мы склонны обманываться, принимая за субстанцию бессубстанциональное.
* "младотхерцы" считаю уничижительным эпитетом; использование его сопряжено с риском нарваться в ответ на "младомахаянина".
Да ради бога! Тут вон один "проповедник истинной дхаммы" вообще махаяну открыто клянёт как адхарму. И это на буддийском форуме, прошу заметить.
Сознание - не ментальность. Шесть видов сознания охватывают все возможные сознания.
Как Вы считаете, правильно ли будет сказать, что когда в общем речь идёт о сознании, не в буддийских текстах когда сознанием переведено конкретно виджняна, а в общепринятом употреблении этого слова "сознание", в том числе и в психологии, и даже чаще всего и в общении на форуме - говорим зачастую о том что относится к трём скандхам ведана саньджня и самскара, а при сильном уклоне в физикализм то и о том что относится к рупа скандхе.
Так как современная психология чуть меньше чем полностью построена на физиологии, то такое обобщение мне видится справедливым. Хотя в среде самих же психологов / психотерапевтов сложилось такое выражение, как "излишний физикализм".
Это справедливо для общеупотребительного "сознание", либо для конкретного значения принятого в той или иной школе психологии.
В буддизме, при разборе по скандхам, "нечто" из всего психического\ментального\или-как-ещё-но-внутреннего выделяется в группу - виджняна, всё остальное психическое\ментальное\или-как-ещё-но-внутреннее выделено в скандхи - ведана, саньджня и самскара.
И если, когда говорится "сознание" - говорится о "виджняна", обсуждение то происходит в буддийском контексте, то нужно говорить и именно о виджняна, а не например о том что выделено в другие скандхи.
Нужно чёткое специально буддийское определение "виджняна". А оно есть во всех буддийских традициях.
Иначе, говоря "сознание", каждый говорит о чёмто своём
Но в буддийском дискурсе ещё есть "читта", и "саннья / аннья", и "мано". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Т.е., по-вашему, сознание — это мысль, а мысль — это сознание?
Если речь о рупа-сознании мано виньяны, то да, думаю, можно и так сказать, так как это одновременные события - сознание возникает в процессе контакта с объектом мыслью. Но как уже написал, для интеллектуального анализа Вы можете выделить в этой мысли элемент сознания, только дайте тогда ему определение как просит, например, Гвоздь. Что такое именно сознание (виньяна) в мысли? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№482391Добавлено: Сб 18 Май 19, 11:36 (6 лет тому назад)
СлаваА
У Шри Ауробиндо есть труды, в том числе и научные по санскриту, с чётким определением виджняна.
Вы знакомы с лингвистом, одним из ведущих ригведологов, Владимиром Яценко ? Он из "ваших". Если знакомы, можете у него спросить.
СлаваА
У Шри Ауробиндо есть труды, в том числе и научные по санскриту, с чётким определением виджняна.
Вы знакомы с лингвистом, одним из ведущих ригведологов, Владимиром Яценко ? Он из "ваших". Если знакомы, можете у него спросить.
Да, знаком. В таком ключе понимание виджняны как санскритского термина у Шри Ауробиндо сильно отлично от термина виджняна в буддизме. Так как он виджняну понимает как знание через самоотождествление на супраментальном уровне. То есть он это рассматривает не как некое свойство чисто ментального характера и неограниченное функционированием отдельного я, эго.
Из компиляции терминов:
"ВИДЖНЯНА
Виджняна представляет собой свойство всеобъемлющего сознания, родственное ЗНАНИЮ ЧЕРЕЗ САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ; виджняна особенно характерна для сакраментальной энергии, включающей в себя и истину, и идею, и объект знания, а также воспринимающей одновременно и его суть, и многообразие форм проявления. [21:831-32]
Виджняна есть знание ЕДИНОГО И МНОЖЕСТВА; это знание позволяет видеть все проявленное Множество в Единстве, в бесконечной объединяющей Истине, Правде, Безбрежности божественного бытия. [20:397]
Виджняна есть изначальное всеобъемлющее сознание, в котором запечатлена суть образов проявленных вещей как в их совокупности, так и в отдельных проявлениях и свойствах. Виджняна — это исходное, непроизвольное, истинное и совершенное видение и мировосприятие, присущее уровню СУПРАМЕНТАЛЬНОГО бытия; человеческий интеллект, достигший вершины своего развития, способен лишь уловить отдаленную тень этого совершенного видения. [12:188—89]
Следует избегать двух ошибок, двух заблуждений, искажающих обе стороны истины гнозиса. Одна из ошибок заключается в том, что некоторые мыслители рассматривают термин виджняна как синоним термина БУДДХИ, а термин буддхи, в свою очередь, как синоним РАЗУМА, различающего ИНТЕЛЛЕКТА, логического мышления. При таком подходе устраняется промежуточное звено, связующая сила, божественное действие знания и признается лишь чистый разум; в этом случае происходит скачок от чистого интеллекта к уровню бытия чистого духа, ограниченные человеческие способности познания истины принимаются за высшее динамическое проявление и изначальную силу сознания. Другое заблуждение, присущее подходу мистиков, сводится к тому, что виджняна отождествляется с сознанием Бесконечного, свободного от любых форм проявления и восприятия идей, или сводится к одной неизменной идее Единого. В Упанишадах это сознание, чайтаньягхана, рассматривается как единое проявление или, скорее, как одна из сторон многогранного проявления ГНОЗИСА. Гнозис, Виджняна не исчерпываются концентрированной формой сознания бесконечной Сути; Виджняна в то же время — это безграничное знание бесчисленных форм проявления Бесконечного. Виджняна заключает в себе все возможные идеи (не ментальной, но супраментальной природы), но не ограничивается ими, поскольку превосходит любые формы проявления и восприятия идей. [20:457-58]" _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Последний раз редактировалось: СлаваА (Сб 18 Май 19, 11:45), всего редактировалось 1 раз
Т.е., по-вашему, сознание — это мысль, а мысль — это сознание?
Если речь о рупа-сознании мано виньяны, то да, думаю, можно и так сказать, так как это одновременные события - сознание возникает в процессе контакта с объектом мыслью. Но как уже написал, для интеллектуального анализа Вы можете выделить в этой мысли элемент сознания, только дайте тогда ему определение как просит, например, Гвоздь. Что такое именно сознание (виньяна) в мысли?
Начнём с того, что в этой теме существует разница между хинаянским пониманием и махаянским. Нынешние форумные тхеравадцы излагают взгляды, характерные для вайбхашиков или поздних саутрантиков. Это я про цепочку моментов сознания как каузальную цепь в которой каждый предыдущий момент сознания вызывается предшествующим моментом. В махаяне это считается "детской болезнью", ведь в этой теории практически невозможно объяснить некоторые аспекты непрерывности, таких вопросов как, например, как возобновляется сознание после глубокой медитации, сна или комы, как и что переходит из одной жизни в другую и т.п. В махаяне схема сознаний с алая-виджняной объясняет очень стройно все эти сложные моменты.
Т.е., по-вашему, сознание — это мысль, а мысль — это сознание?
Если речь о рупа-сознании мано виньяны, то да, думаю, можно и так сказать, так как это одновременные события - сознание возникает в процессе контакта с объектом мыслью. Но как уже написал, для интеллектуального анализа Вы можете выделить в этой мысли элемент сознания, только дайте тогда ему определение как просит, например, Гвоздь. Что такое именно сознание (виньяна) в мысли?
Начнём с того, что в этой теме существует разница между хинаянским пониманием и махаянским. Нынешние форумные тхеравадцы излагают взгляды, характерные для вайбхашиков или поздних саутрантиков. Это я про цепочку моментов сознания как каузальную цепь в которой каждый предыдущий момент сознания вызывается предшествующим моментом. В махаяне это считается "детской болезнью", ведь в этой теории практически невозможно объяснить некоторые аспекты непрерывности, таких вопросов как, например, как возобновляется сознание после глубокой медитации, сна или комы, как и что переходит из одной жизни в другую и т.п. В махаяне схема сознаний с алая-виджняной объясняет очень стройно все эти сложные моменты.
Если философски рассматривать, то лично мне концепция алая-виджняны тоже ближе и вероятно она отвечает на большее количество вопросов. Но в то же время сложно отрицать, что есть логика и в описании потока сознания для уровня ума как цепочки отдельных моментов. Ведь в своем опыте мы видим, что мысли возникают дискретно, последовательно. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Т.е., по-вашему, сознание — это мысль, а мысль — это сознание?
Если речь о рупа-сознании мано виньяны, то да, думаю, можно и так сказать, так как это одновременные события - сознание возникает в процессе контакта с объектом мыслью. Но как уже написал, для интеллектуального анализа Вы можете выделить в этой мысли элемент сознания, только дайте тогда ему определение как просит, например, Гвоздь. Что такое именно сознание (виньяна) в мысли?
Начнём с того, что в этой теме существует разница между хинаянским пониманием и махаянским. Нынешние форумные тхеравадцы излагают взгляды, характерные для вайбхашиков или поздних саутрантиков. Это я про цепочку моментов сознания как каузальную цепь в которой каждый предыдущий момент сознания вызывается предшествующим моментом. В махаяне это считается "детской болезнью", ведь в этой теории практически невозможно объяснить некоторые аспекты непрерывности, таких вопросов как, например, как возобновляется сознание после глубокой медитации, сна или комы, как и что переходит из одной жизни в другую и т.п. В махаяне схема сознаний с алая-виджняной объясняет очень стройно все эти сложные моменты.
Если философски рассматривать, то лично мне концепция алая-виджняны тоже ближе и вероятно она отвечает на большее количество вопросов. Но в то же время сложно отрицать, что есть логика и в описании потока сознания для уровня ума как цепочки отдельных моментов. Ведь в своем опыте мы видим, что мысли возникают дискретно, последовательно.
Что такое момент? Момент обладает длительностью?
Мыслите в этом направлении.
Что такое момент? Момент обладает длительностью?
Мыслите в этом направлении.
Я говорю об обыденном понимании времени и длительности. То есть с 11 часов 02 минут 00 секунд до 11 часов 02 минут 01 секунды у Вас промелькнула только одна мысль. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Что такое момент? Момент обладает длительностью?
Мыслите в этом направлении.
Я говорю об обыденном понимании времени и длительности. То есть с 11 часов 02 минут 00 секунд до 11 часов 02 минут 01 секунды у Вас промелькнула только одна мысль.
Так если потока (времени, сознания и пр) нет, то как может быть длительность?
Что такое момент? Момент обладает длительностью?
Мыслите в этом направлении.
Я говорю об обыденном понимании времени и длительности. То есть с 11 часов 02 минут 00 секунд до 11 часов 02 минут 01 секунды у Вас промелькнула только одна мысль.
Так если потока (времени, сознания и пр) нет, то как может быть длительность?
Видимо, как иллюзия цельности. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Что такое момент? Момент обладает длительностью?
Мыслите в этом направлении.
Я говорю об обыденном понимании времени и длительности. То есть с 11 часов 02 минут 00 секунд до 11 часов 02 минут 01 секунды у Вас промелькнула только одна мысль.
Так если потока (времени, сознания и пр) нет, то как может быть длительность?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы