Но назвать отсутствие жажды определённым явлением, в том же смысле, в каком мы говорим о любых других явлениях, нельзя
Значит, если отсутствие жажды не явление, а просто мысль "жажды нет" на основе памяти, то ниббана-без-остатка по-вашему не является опытом, доступным Будде и арахантам, верно?
Цитата:
Итак, отсутствие жажды - это реальность, которую, при определённых условиях можно заметить
Вы выше сказали что отсутствие это не явление, а просто мысли об отсутствии, так что же вы будете замечать?
Ответьте конкретно, ниббана-без-остатка является опытом или нет: да, нет, не знаю. Можете дать односложный ответ?
Ниббана является опытом, доступным Будде и арахантам.
А добавляя к своему вопросу слова "с остатком", Вы пытаетесь меня побудить ответить на вопрос, существует ли Татхагата после смерти? Сам Будда не отвечал на этот вопрос, а моя малость и тем паче не возьмётся на него отвечать.
P.S. Если уж рассуждать без всякой уверенности, и исключительно в сфере предположений, то, основываясь на DN16, я скажу, что, по-видимому, у арахантов есть возможность продлить своё существование (в какой-то форме) до конца каппы. Пользоваться этой возможностью, или не пользоваться, они решают исходя из того, требуется ли это для продолжения их дел сострадания, или нет. Если же арахант решит продлить существование, то, очевидно, это существование уже не будет остаточным результатом цепляний (а, напротив, проявлением сострадания). В этом случае, очевидно, будет в опыте переживаться именно ниббана без остатка. Но, повторюсь, здесь мы вступаем в область гаданий и предположений. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Вс 17 Сен 17, 23:58), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Adzamaro
КИ, я так понимаю, ты хочешь обнаружить Татхагату/Араханта в кхандхах (остатке)?
Ты так не понимаешь, а пытаешься приписать выдуманную тобой лажу. То есть, не можешь адекватно обсуждать интересную тему. _________________ Буддизм чистой воды
В йоге нирвикальпа-самадхи описывается как окончательная мокша...
Смотря что считать йогой Например, если считать йогой сутры досточтимого Патанджали, то там таковым считается кайвалья. Насчет нирвикальпа-самадхи... в самих сутрах данный термин не встречается. Нашел его лишь в кратком комментарии на эти сутры, в стихе нирвитарки, вот он:
"Способность видеть истинную природу грубых объектов Вселенной непосредственно, неискаженно, без помощи слов и понятий, еще называется нирвикальпа-самадхи." (с) кто то
И тот, кто внимательно читал мудрейшего Патанджали, верно подмечает, что нирвитарка ну никак не может являться чем то окончательным, так как относится к сабиджа-самадхи. Другой дело - причем тут буддизм, а как известно: смешение взглядов - порождает страдание.
В той же самой сутте говорится, что в ниббане без остатка прекращается любое существование (Yamhi nirujjhanti bhavāni sabbaso, wherein all modes of being utterly cease). Что вполне согласуется с суттами, где говорится, что достижение ниббаны приводит к прекращению всех 12 факторов зависимого возникновения (а значит, и сознания, и всех остальных совокупностей, поскольку они входят в состав нама-рупа) - см., например, SN12.1 _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Пн 18 Сен 17, 00:29), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
КИ, я так понимаю, ты хочешь обнаружить Татхагату/Араханта в кхандхах (остатке)?
Ты так не понимаешь, а пытаешься приписать выдуманную тобой лажу. То есть, не можешь адекватно обсуждать интересную тему.
Такой стиль общения становится привычкой. Печально.
Есть текст, где остатком прямо названы только две скандхи. Ты не можешь это обсуждать адекватно - почему так сказано - а просто всячески отрицаешь психологически и демагогически. Не так, разве? _________________ Буддизм чистой воды
В той же самой сутте говорится, что в ниббане без остатка прекращается любое существование (Yamhi nirujjhanti bhavāni sabbaso, wherein all modes of being utterly cease). Что вполне согласуется с суттами, где говорится, что достижение ниббаны приводит к прекращению всех 12 факторов зависимого возникновения (а значит, и сознания, и всех остальных совокупностей, поскольку они входят в состав нама-рупа) - см., например, SN12.1
Посмотрите дефиниции этих терминов - что имеется в виду в буддизме под "бхава", и прочее. _________________ Буддизм чистой воды
В той же самой сутте говорится, что в ниббане без остатка прекращается любое существование (Yamhi nirujjhanti bhavāni sabbaso, wherein all modes of being utterly cease). Что вполне согласуется с суттами, где говорится, что достижение ниббаны приводит к прекращению всех 12 факторов зависимого возникновения (а значит, и сознания, и всех остальных совокупностей, поскольку они входят в состав нама-рупа) - см., например, SN12.1
Посмотрите дефиниции этих терминов - что имеется в виду в буддизме под "бхава", и прочее.
Допустим, понятно, как посмотреть, что имеется в виду под "бхава" (до сих пор я полагал, что это существование - десятый фактор зависимого возникновения), но каким образом мне посмотреть "прочее", я решительно теряюсь в догадках. Не буду предрешать: возможно, Вы можете доказать, что в этом, например, фрагменте: "But with the remainderless fading away and cessation of ignorance comes cessation of volitional formations;
with the cessation of volitional formations, cessation of consciousness; with the cessation of consciousness, cessation of name-and-form; with the cessation of name-and-form, cessation of the six sense bases; with the cessation of the six sense bases, cessation of contact; with the cessation of contact, cessation of feeling; with the cessation of feeling, cessation of craving; with the cessation of craving, cessation of clinging; with the cessation of clinging, cessation of existence; with the cessation of existence, cessation of birth; with the cessation of birth, aging-and-death, sorrow, lamentation, pain, displeasure, and despair cease. Such is the cessation of this whole mass of suffering" (SN12.1), речь идёт не о прекращении (nirodhā) всех перечисленных факторов. Но как именно Вы это сделаете, мне не приходит в голову. _________________ Границы мира - это границы языка
То, что в этой сутте обсуждаются именно они, не означает, что остатком, которому предстоит прекратиться, являются только они (прекратиться, повторюсь, должны все 12 факторов). В этой же сутте Будда выделяет один аспект. У араханта ведана перестала порождать жажду, но сама ведана ещё остаётся - до тех пор, пока существует тело, и органы чувств продолжают воспринимать. Вот, ИМХО, какая мысль здесь выражается. _________________ Границы мира - это границы языка
Есть текст, где остатком прямо названы только две скандхи.
Есть текст, где Будда говорил о том что Арахант продолжает ощущать и чувствовать, чувствует удовольствие и боль, а прекращение страсти, злости и заблуждения - называется свойством ниббаны с остаточным топливом. Там про кхандхи вообще ничего нет.
Ты совершаешь логическую ошибку, выдавая отдельный частный пример, за исчерпывающее положение. Я тебе в прошлый раз приводил примеры и сутты, а ты предпочел в очередной раз перейти на личности.
И ты не ответил: форма непостоянна, страдательна? Чувство непостоянно, страдательно? Восприятие непостоянно, страдательно? Формации непостоянны, страдательны? Сознание непостоянно, страдательно? Независимо от того, присутствует упадана или нет.
И не нужно пытаться изобразить собеседников фантазерами, которые что-то выдумывают. В тхераваде остатком являются все пять кхандх. Вот, что например пишет Бхиккху Бодхи: "Элемент ниббаны с остатком – состояние ниббаны, достигнутое арахантом (освобожденным) в этой жизни. Это уничтожение жадности, ненависти, неведения и всех других скверн. Остаток, который остается в араханте – это пять совокупностей, которые и составляют его индивидуальность в нынешнем существовании, психофизиологический организм – результат прошлых существований".
Есть текст, где остатком прямо названы только две скандхи.
Есть текст, где Будда говорил о том что Арахант продолжает ощущать и чувствовать, чувствует удовольствие и боль, а прекращение страсти, злости и заблуждения - называется свойством ниббаны с остаточным топливом. Там про кхандхи вообще ничего нет.
Ты совершаешь логическую ошибку, выдавая отдельный частный пример, за исчерпывающее положение. Я тебе в прошлый раз приводил примеры и сутты, а ты предпочел в очередной раз перейти на личности.
И ты не ответил: форма непостоянна, страдательна? Чувство непостоянно, страдательно? Восприятие непостоянно, страдательно? Формации непостоянны, страдательны? Сознание непостоянно, страдательно? Независимо от того, присутствует упадана или нет.
И не нужно пытаться изобразить собеседников фантазерами, которые что-то выдумывают. В тхераваде остатком являются все пять кхандх. Вот, что например пишет Бхиккху Бодхи: "Элемент ниббаны с остатком – состояние ниббаны, достигнутое арахантом (освобожденным) в этой жизни. Это уничтожение жадности, ненависти, неведения и всех других скверн. Остаток, который остается в араханте – это пять совокупностей, которые и составляют его индивидуальность в нынешнем существовании, психофизиологический организм – результат прошлых существований".
А то, что Будда в сутре говорит только о двух скандхах - это в игнор? Будда так просто сболтнул что-то не то, ага? _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы