Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Йога и буддизм

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343771СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 14:52 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

шинтанг пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Adzamaro пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Я Вам уже сказал
То есть, нет (ниббана-без-остатка не является опытом/эмпирическим), я правильно понимаю?

Нет, Вы понимаете неправильно. Ниббана - не явление, но познаётся эмпирически.

Согласно вашей традиции, ниббана - это явление (дхамма).
Это нама дхамма.
Это также параматтха дхамма - дхамма, которую помещают в категорию ultimate(абсолютная) вместе с 3-мя другими.
Также она является дхамма аятаной и дхамма дхату, и асанкхата дхату.

На ниббану можно направить ум как на объект - это называется arammana.

Спасибо за напоминание Smile Но где я пишу, что ниббана - это не дхамма? Из того, что значение слова "явление" (в русском языке) близко подходит к значению слова "дхамма" (в языке пали), Вы почему-то решили, что эти слова полностью тождественны. Но это, конечно, не так. Полного, химически чистого тождества не может быть даже между значительно более простыми словами, принадлежащими однако, к разным языкам. Поэтому ниббана, конечно же, дхамма. Но ниббана, между тем, не явление. Приведу поясняющий пример - насколько я помню, есть абхидхаммические классификации, в которых дхаммой называется пространство. Однако явлением пространство никоим образом не может быть названо.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Samantabhadra, шинтанг
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

343772СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 15:03 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Однако явлением пространство никоим образом не может быть названо.

Почему?


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343773СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 15:11 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Однако явлением пространство никоим образом не может быть названо.

Почему?
А каким образом можно представить чистое пространство, полностью абстрагируясь от наполняющих его (или, скорее - образующих его)  объектов?
_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Samantabhadra, шинтанг
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

343774СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 15:31 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Samantabhadra пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Однако явлением пространство никоим образом не может быть названо.

Почему?
А каким образом можно представить чистое пространство, полностью абстрагируясь от наполняющих его (или, скорее - образующих его)  объектов?

Концептуально представить легко - как сумму образов ваших органов чувств. Но можно представить и менее концептуально - напрямую ощущения плюс концепции.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


343775СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 15:33 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
шинтанг пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Adzamaro пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Я Вам уже сказал
То есть, нет <s>(ниббана-без-остатка не является опытом/эмпирическим)</s>, я правильно понимаю?

Нет, Вы понимаете неправильно. Ниббана - не явление, но познаётся эмпирически.

Согласно вашей традиции, ниббана - это явление (дхамма).
Это нама дхамма.
Это также параматтха дхамма - дхамма, которую помещают в категорию ultimate(абсолютная) вместе с 3-мя другими.
Также она является дхамма аятаной и дхамма дхату, и асанкхата дхату.

На ниббану можно направить ум как на объект - это называется arammana.

Спасибо за напоминание Smile Но где я пишу, что ниббана - это не дхамма? Из того, что значение слова "явление" (в русском языке) близко подходит к значению слова "дхамма" (в языке пали), Вы почему-то решили, что эти слова полностью тождественны. Но это, конечно, не так. Полного, химически чистого тождества не может быть даже между значительно более простыми словами, принадлежащими однако, к разным языкам. Поэтому ниббана, конечно же, дхамма. Но ниббана, между тем, не явление. Приведу поясняющий пример - насколько я помню, есть абхидхаммические классификации, в которых дхаммой называется пространство. Однако явлением пространство никоим образом не может быть названо.

Дхарма - явление, далее неделимая составляющая бытия... Щербатской Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма.

Если вы не помещаете нирвану в явления (а вы это делаете), то даже процессы описываются как явления + условия.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


343776СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 15:39 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Samantabhadra пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Однако явлением пространство никоим образом не может быть названо.

Почему?
А каким образом можно представить чистое пространство, полностью абстрагируясь от наполняющих его (или, скорее - образующих его)  объектов?

А пространство - это и есть обьект - объектное условие:
Устьянцев:
ālambana - когда возникает определенное содержание ума, оно возникает относительно объекта, и это объективная основа (объектное условие)

На пали - Ārammana Paccayo.
Наверх
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


343777СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 15:46 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
Я вам даже больше скажу, по абхидхамме можно направить внимание даже на такую вещь как панняти.
И это тоже будет объективная основа (Ārammana).
А вы спрашиваете как можно представить чистое пространство.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 12677

343778СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 16:02 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Акаша в 1-й арупе - это и есть паннятти. То, что это объект сознания\араммана, ничего об объективности не говорит.

Цитата:
Объекти́вность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).


Ответы на этот пост: шинтанг
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343779СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 16:10 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Samantabhadra пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Однако явлением пространство никоим образом не может быть названо.

Почему?
А каким образом можно представить чистое пространство, полностью абстрагируясь от наполняющих его (или, скорее - образующих его)  объектов?

Концептуально представить легко - как сумму образов ваших органов чувств. Но можно представить и менее концептуально - напрямую ощущения плюс концепции.

сумма образов - это именно что не чистое пространство, а совокупность воспринимаемых объектов. О том и идёт речь, что помыслить пространство можно, а вот представить - нет.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Samantabhadra
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343780СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 16:16 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

шинтанг пишет:

Дхарма - явление, далее неделимая составляющая бытия... Щербатской Ф. И. Центральная концепция буддизма и значение термина дхарма.

Если вы не помещаете нирвану в явления (а вы это делаете), то даже процессы описываются как явления + условия.

Щербатской - великолепный буддолог, спору нет. Но только сама приводимая Вами цитата показывает, как он ищет и не находит однозначно соответствующее понятие в арсенале европейской философии. Возможно, что он не был знаком с работами Маха; в противном случае, вероятнее всего, использовал бы термин "элемент опыта". Это к дхамме (из всех концептов, разрабатывавшихся за две с половиной тысячи лет истории европейской философии) ближе всего - но тоже не без нюансов.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343781СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 16:18 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

шинтанг пишет:
empiriocritic_1900
Я вам даже больше скажу, по абхидхамме можно направить внимание даже на такую вещь как панняти.
И это тоже будет объективная основа (Ārammana).
А вы спрашиваете как можно представить чистое пространство.

Внимание можно направить на любой мыслимый предмет. Но я и не отрицаю, что пространство можно помыслить. Я отрицаю только, что его можно представить.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

343782СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 16:31 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Samantabhadra пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Samantabhadra пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Однако явлением пространство никоим образом не может быть названо.

Почему?
А каким образом можно представить чистое пространство, полностью абстрагируясь от наполняющих его (или, скорее - образующих его)  объектов?

Концептуально представить легко - как сумму образов ваших органов чувств. Но можно представить и менее концептуально - напрямую ощущения плюс концепции.

сумма образов - это именно что не чистое пространство, а совокупность воспринимаемых объектов. О том и идёт речь, что помыслить пространство можно, а вот представить - нет.

И чем же у вас помысливание отличается от представления? Сумма образов выливается в образ, нет?


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


343783СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 16:59 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Акаша в 1-й арупе - это и есть паннятти. То, что это объект сознания\араммана, ничего об объективности не говорит.

Цитата:
Объекти́вность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).

Основа-объект - так правильнее.
Акаша в 1-й арупе - это чисто умственное переживание. Само тело не воспринимает Акашананту.
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

343785СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 17:20 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:

И чем же у вас помысливание отличается от представления? Сумма образов выливается в образ, нет?

Образом пространства, как такового, был бы образ, в котором бы не было никаких объектов, заполняющих это пространство. Но образ, не являющийся образом каких-либо объектов, невозможен.

Между тем, помыслить пространство как таковое легко. Словосочетание "пространство, полностью очищенное от любых занимающих его объектов" - это и есть мысль о пространстве, как таковом.  Грубо говоря, помыслить то, что невозможно представить - это значит написать формулу (словами, или математическими символами, или как-то ещё), в результате применения которой теоретически возможно получить искомое (непредставимое) положение вещей. Пространство, заполненное объектами - все объекты = пространство, как таковое. Жажда - жажда = отсутствие жажды, и т.п.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
шинтанг
Гость


Откуда: Moscow


343786СообщениеДобавлено: Вт 19 Сен 17, 17:40 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
Представить пространство легко - проведите рукой от своего тела к экрану - вот это и есть пространство.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Горсть листьев, ТМ
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
Страница 12 из 19

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.036 (0.498) u0.017 s0.002, 18 0.017 [271/0]