№343507Добавлено: Сб 16 Сен 17, 21:07 (7 лет тому назад)
Я о том, что действительная сущность сознания-ума может называться по-разному, но единственная её драгоценность - это её прямое усвоение. а вовсе далеко не философские оценки её сущности.
НИРВИКАЛЬПА-САМАДХИ
28. Нирвикальпа-самадхи -это состояние абсолютного осознания.
29. Знание и знаемое становятся единым.
30. В нирвикальпа-самадхи йогин видит без глаз, различает вкус без языка, слышит без ушей, чувствует запах без носа и осязает без кожи.
.....
33. Наблюдается полное прекращение всех ментальных функций. Отсюда и название - асампраджнята-самадхи.
34. Это состояние достигается только тогда, когда есть абсолютная ниродха, или управление сознанием.
.....
39. Когда йогин достиг высочайшей ступени нирвикалъпа-самадхи, огонь йоги сжигает все остатки его деятельности. Йогин мгновенно получает освобождение уже при жизни. Он обретает бессмертие, высочайшую трансцендентальную мудрость и вечное блаженство.
40. Единственная садхана для достижения нирвикальпы -это паравапрагъя, или величайшее бесстрастие.
41. Здесь йогин полностью отделяется от пракрити и ее эффектов.
42. Мышление, интеллект и чувства полностью прекращают функционировать.
43. Здесь нет ни звучания, ни касания, ни формы.
44. Все недуги, а именно: неведение, эгоизм, симпатии и антипатии, связанные с жизненной рутиной, ныне уничтожаются.
....
48. Прошлое и будущее вливаются в настоящее. Все - это "сейчас". Все - это "здесь".
49. Йогин трансцендирует время и пространство.
50. Все печали исчезают; все страдания прекращаются; семена деяний сгорают; все сомнения рассеиваются. Это вечная свобода.
51. Это состояние подобно океану без волн.
Ну да, это вполне ясное описание глубокого (даже глубочайшего) медитативного сосредоточения. Оно является результатом определенных человеческих практик. Другими словами, это обусловленное состояние; значит, в реальности "вечным блаженством" оно не является. Но, поскольку оно переживается как "трансцендентальная мудрость и вечное блаженство" то к нему тоже возможно привязываться. Поэтому это всё ещё не ниббана, а тонкая форма сансары. Практик, даже доходящий до этой стадии медитативного сосредоточения, ещё не освобождается - для освобождения он всё ещё нуждается в ясном понимании, что и это тоже непостоянно и обусловлено (об этом, именно применительно к самым высоким стадиям сосредоточения, Будда говорит в MN106).
Вы скажете на это, вероятно: но ведь тогда медитативные состояния, которых достигает буддийский арахант, по существу тоже обусловлены и непостоянны? И его ясное понимание тоже обусловлено? В чём же тогда разница? Разница в том, что буддийский арахант, понимая, что его медитативные достижения обусловлены и непостоянны, не придаёт этому особого значения. Он к ним не привязывается, не стремится их удержать. Он может в них входить, он может из них выходить -по большому счёту, это ничего меняет. Нет вечного блаженства - и ладно, он к нему не стремится. Он свободен даже от привязанности к свободе, он невозмутим даже по отношению к невозмутимости (вновь сошлюсь на MN1). _________________ Границы мира - это границы языка
НИРВИКАЛЬПА-САМАДХИ
28. Нирвикальпа-самадхи -это состояние абсолютного осознания.
29. Знание и знаемое становятся единым.
30. В нирвикальпа-самадхи йогин видит без глаз, различает вкус без языка, слышит без ушей, чувствует запах без носа и осязает без кожи.
.....
33. Наблюдается полное прекращение всех ментальных функций. Отсюда и название - асампраджнята-самадхи.
34. Это состояние достигается только тогда, когда есть абсолютная ниродха, или управление сознанием.
.....
39. Когда йогин достиг высочайшей ступени нирвикалъпа-самадхи, огонь йоги сжигает все остатки его деятельности. Йогин мгновенно получает освобождение уже при жизни. Он обретает бессмертие, высочайшую трансцендентальную мудрость и вечное блаженство.
40. Единственная садхана для достижения нирвикальпы -это паравапрагъя, или величайшее бесстрастие.
41. Здесь йогин полностью отделяется от пракрити и ее эффектов.
42. Мышление, интеллект и чувства полностью прекращают функционировать.
43. Здесь нет ни звучания, ни касания, ни формы.
44. Все недуги, а именно: неведение, эгоизм, симпатии и антипатии, связанные с жизненной рутиной, ныне уничтожаются.
....
48. Прошлое и будущее вливаются в настоящее. Все - это "сейчас". Все - это "здесь".
49. Йогин трансцендирует время и пространство.
50. Все печали исчезают; все страдания прекращаются; семена деяний сгорают; все сомнения рассеиваются. Это вечная свобода.
51. Это состояние подобно океану без волн.
Ну да, это вполне ясное описание глубокого (даже глубочайшего) медитативного сосредоточения. Оно является результатом определенных человеческих практик. Другими словами, это обусловленное состояние; значит, в реальности "вечным блаженством" оно не является. Но, поскольку оно переживается как "трансцендентальная мудрость и вечное блаженство" то к нему тоже возможно привязываться. Поэтому это всё ещё не ниббана, а тонкая форма сансары. Практик, даже доходящий до этой стадии медитативного сосредоточения, ещё не освобождается - для освобождения он всё ещё нуждается в ясном понимании, что и это тоже непостоянно и обусловлено (об этом, именно применительно к самым высоким стадиям сосредоточения, Будда говорит в MN106).
Вы скажете на это, вероятно: но ведь тогда медитативные состояния, которых достигает буддийский арахант, по существу тоже обусловлены и непостоянны? И его ясное понимание тоже обусловлено? В чём же тогда разница? Разница в том, что буддийский арахант, понимая, что его медитативные достижения обусловлены и непостоянны, не придаёт этому особого значения. Он к ним не привязывается, не стремится их удержать. Он может в них входить, он может из них выходить -по большому счёту, это ничего меняет. Нет вечного блаженства - и ладно, он к нему не стремится. Он свободен даже от привязанности к свободе, он невозмутим даже по отношению к невозмутимости (вновь сошлюсь на MN1).
as you please. Ключевой момент здесь:
Цитата:
40. Единственная садхана для достижения нирвикальпы -это паравапрагъя, или величайшее бесстрастие.
Т.е. будет какая-либо привязанность - не будет нирвикальпы. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
№343511Добавлено: Сб 16 Сен 17, 21:36 (7 лет тому назад)
На самом деле именно по этой причине (сходства в практических моментах) некоторые буддологи считают, что буддизм на ранней стадии своего возникновения и развития был одним из направлений йоги, а уже позже "оброс" доктриной для обоснования этой практики. Даже одно из направлений махаяны так и называется "йогачара" ("практика йоги"). _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
40. Единственная садхана для достижения нирвикальпы -это паравапрагъя, или величайшее бесстрастие.
Т.е. будет какая-либо привязанность - не будет нирвикальпы.
Ключевой момент - что любое состояние, данное в человеческом опыте, временное и обусловленное, и поэтому не может описываться, как вечное блаженство. Нирвикальпа, как видно из цитируемого Вами описания - это именно достигаемое состояние; то, что оно описывается, вопреки реальности, как вечное блаженство, заставляет подозревать, что некая тонкая привязанность, тонкая пристрастность к бесстрастию здесь всё же сохраняется.
(Конечно, возможно, что все проблемы здесь - только на уровне, а не на уровне языка. Другими словами, возможно, что индийские аскеты, на опыте которых основано описание этой самой нирвикальпы, переживают всё правильно, но потом, на каком-то этапе, неточность вкрадывается в описание этого опыта.
Но предметом обсуждения у нас сейчас является именно та цитата, которую Вы дали).
Ниббана же каким-либо состоянием не является - поэтому к ней сказанное выше о любых состояниях не относится. _________________ Границы мира - это границы языка
На самом деле именно по этой причине (сходства в практических моментах) некоторые буддологи считают, что буддизм на ранней стадии своего возникновения и развития был одним из направлений йоги, а уже позже "оброс" доктриной для обоснования этой практики. Даже одно из направлений махаяны так и называется "йогачара" ("практика йоги").
Относительный приоритет учений в Индии (учитывая плохую сохранность манускриптов - это вам не Месопотамия с её глиняными табличками, и наплевательское отношение древних индийцев к описанию истории) - дело тёмное. Вроде бы ясно, что Патанджали жил несколькими веками позже Готамы Будды. А какая там йога существовала до Будды - совершенно не ясно. Что-то, конечно было - из самого ПК следует, что во времена Будды была обширная среда отшельников, развивавших различные методы достижения сосредоточенности, и что Будда был одним из них. Но сказать что-то более определенное вряд ли возможно. _________________ Границы мира - это границы языка
тонкая пристрастность к бесстрастию здесь всё же сохраняется.
это уже словоблудие, не более. Разум он такой, начнет изворачиваться как угодно, чтобы доказать свою веру. Мол, "Да нет, только буддизм ведет к истине".
Но дело ваше, не буду спорить. Лучше практиковать. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
На самом деле именно по этой причине (сходства в практических моментах) некоторые буддологи считают, что буддизм на ранней стадии своего возникновения и развития был одним из направлений йоги, а уже позже "оброс" доктриной для обоснования этой практики. Даже одно из направлений махаяны так и называется "йогачара" ("практика йоги").
Относительный приоритет учений в Индии (учитывая плохую сохранность манускриптов - это вам не Месопотамия с её глиняными табличками, и наплевательское отношение древних индийцев к описанию истории) - дело тёмное. Вроде бы ясно, что Патанджали жил несколькими веками позже Готамы Будды. А какая там йога существовала до Будды - совершенно не ясно. Что-то, конечно было - из самого ПК следует, что во времена Будды была обширная среда отшельников, развивавших различные методы достижения сосредоточенности, и что Будда был одним из них. Но сказать что-то более определенное вряд ли возможно.
Патанджали личность вообще очень темная. По разным оценкам годы его жизни - от 6 в. до н.э. до 3 века н.э. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
тонкая пристрастность к бесстрастию здесь всё же сохраняется.
это уже словоблудие, не более. Разум он такой, начнет изворачиваться как угодно, чтобы доказать свою веру. Мол, "Да нет, только буддизм ведет к истине".
Но дело ваше, не буду спорить. Лучше практиковать.
Зря Вы важное различие воспринимаете, как словоблудие. Если считать ниббану (или то, что у Вас будет вместо ниббаны, хоть нирвикальпу) определенным состоянием, то это сильно "собьет прицел", причём задолго до приближения к ней. _________________ Границы мира - это границы языка
№343525Добавлено: Вс 17 Сен 17, 00:50 (7 лет тому назад)
"...Если считать ниббану (или то, что у Вас будет вместо ниббаны, хоть нирвикальпу) определенным состоянием, то это сильно "собьет прицел", причём задолго до приближения к ней."
А чем считать тогда, оное - "состояние", "целеполагание", либо термин? Как вам удобно. Чем- то противоположным или фантастическим?
Даже одно из направлений махаяны так и называется "йогачара" ("практика йоги").
Вообще-то, это правильнее перевести как "Связывание воедино". Перевод "практика йоги" - это скорее как пояснительный подстрочник. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№343530Добавлено: Вс 17 Сен 17, 01:13 (7 лет тому назад)
Нирвикальпа - на пали nibbikappa: nir-vikappa.
Nir- обозначение разрыва, прекращения.
Vikappa [vi+kappa] 1. thinking over, considering, thought, intention Nd 97, 351. -- 2. doubtfulness, indecision
То есть, разрыв соображений, прекращение сомнений. Нирвикальпа-самадхи, таким образом - это целенаправленно созданное сконцентрированное состояние, в котором происходит прекращения сомнений, всяческих соображений и любых других метаний ума - для краткости это обозначается просто "прекращением ума".
Но будучи целенаправлено созданным, как всё созданное, оно не вечно и даже не постоянно. Но оно блаженно, и это блаженство манит, становится "вечной целью". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Патанджали личность вообще очень темная. По разным оценкам годы его жизни - от 6 в. до н.э. до 3 века н.э.
Содержание его трактата наводит на мысль о неплохом знакомстве автора с буддийской доктриной времени расцвета Абхидхаммы. Так что дата третьего века, похоже, точнее. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№343535Добавлено: Вс 17 Сен 17, 01:25 (7 лет тому назад)
"То есть, разрыв соображений, прекращение сомнений. Нирвикальпа-самадхи, таким образом - это целенаправленно созданное сконцентрированное состояние, в котором происходит прекращения сомнений, всяческих соображений и любых других метаний ума - для краткости это обозначается просто "прекращением ума".
Но будучи целенаправлено созданным, как всё созданное, оно не вечно и даже не постоянно. Но оно блаженно, и это блаженство манит, становится "вечной целью"
Если у вас прекратились сомнения, соображения и метания ума. То у вас, нет сомнений, соображений и метаний. Всё окей. И с чего " целенаправленное" не переходит в "естественное" и "окончательное". Некая цель уже достигнута, почему она становится " вечной целью"?Странно, не находите?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы