А вот и началась фантазия на тему света - можно полагать так, а можно эдак.
Именно! Об этом я и говорю. Хорошо, что вы это заметили.
Эти представления об изначальном свете или изначальной тьме - не более, чем картины ума. Сами эти представления обусловлены, и мы можем разобраться, чем же и как же именно они обусловлены. Но суть не в этом.
Эти "умственные картины" подобны картинкам с изображением заката и рассвета. Спор о них подобен выбору, какую из этих картин повесить в своём тронном зале на самое главное место. Но что спорить об этом? Пусть будет та, что вам больше нравится - важно ведь лишь то, как эта картина повлияет на вашу жизнь.
не могу не согласиться. _________________ Те, кто веруют слепо, - пути не найдут. Тех, кто мыслит, - сомнения вечно гнетут. Опасаюсь, что голос раздастся однажды: "О невежды! Дорога не там и не тут!" (Омар Хайям)
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№343578Добавлено: Вс 17 Сен 17, 20:37 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Так, дана ниббана-без-остатка, как вы думаете, в опыте или нет?
ЗЫ "Отсутствие" [жажды] не существует (само по себе). Как, например, не существует "отсутствие" [апельсина], но существует стол [на котором не лежит апельсин].
Последний раз редактировалось: Adzamaro (Вс 17 Сен 17, 22:24), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
№343583Добавлено: Вс 17 Сен 17, 22:23 (7 лет тому назад)
Не помню в какой сутте Будда говорит, что невозможно, немыслимо, что-бы брахманы и саманы других учений достигали ниббаны и ниродха-самапатти, вне Дхаммы (прямого познания Четырех Благородных Истин). Четвертая арупа-сфера - это высший предел для любых йогических учений вне Дхаммы.
P.S. Понимаю, что для не принявших Прибежище в Трех Драгоценностях, слова Будды - не аргумент. Это просто для сведения.
empiriocritic_1900
Так, дана ниббана-без-остатка, по-вашему, в опыте или нет?
Мне казалось, что я ответил. Но, видимо, ошибался. Придётся повторяться. Итак, сначала есть человек, ещё не ставший арахантом. Он испытывает жажду. Это эмпирически данное явление. Он осознаёт: есть жажда. Это осознание - тоже эмпирическое явление.
Потом, однажды, в момент t, жажда прекращается, человек становится арахантом. И вот, в момент времени t1, он осознаёт: жажда отсутствует. Это осознание - тоже эмпирическое явление. А что такое само отсутствие жажды? Несомненно, это тоже реальность, причём данная эмпирически - ведь жажды действительно нет. Но назвать отсутствие жажды определённым явлением, в том же смысле, в каком мы говорим о любых других явлениях, нельзя.
Ведь отсутствие, как таковое, никак не воспринимается и не мыслится. У араханта возникает мысль "жажды нет" только потому, что есть воспоминание, что раньше она была.
Представим себе человека, у которого жажды изначально не было. Применительно к нему отсутствие жажды - тоже реальность, но он об этом отсутствии не будет думать, не будет никак его замечать. Вот Вы же не осознаёте отсутствия у Вас , ээ... супермикеновой конгруэнтности? А её, тем не менее, у Вас нет
Итак, отсутствие жажды - это реальность, которую, при определённых условиях можно заметить.
Ниббана - это и есть эта реальность, отсутствие жажды. Ни присутствие, ни последующее отсутствие "остатка" в самой ниббане ничего не меняет. Просто в какой-то момент арахант умирает, пять совокупностей распадаются, осознание ниббаны прекращается. Но сама ниббана при этом не меняется. Как отсутствовала жажда, так и отсутствует. _________________ Границы мира - это границы языка
№343586Добавлено: Вс 17 Сен 17, 22:48 (7 лет тому назад)
Сначала у кое-кого была жажда. Потом у кое-кого её не стало. Он стал "утолившим жажду". А потом и кое-кого не стало. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ниббана без остатка - это тоже самое, что ниббана с остатком. Только без остатка
То есть, у ниббаны без остатка нет каких-то отдельных характеристик, нуждающихся в дополнительном познании. Это то же самое отсутствие жажды. Только теперь ещё и пять совокупностей распались.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№343589Добавлено: Вс 17 Сен 17, 23:02 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Цитата:
Но назвать отсутствие жажды определённым явлением, в том же смысле, в каком мы говорим о любых других явлениях, нельзя
Значит, если отсутствие жажды не явление, а просто мысль "жажды нет" на основе памяти, то ниббана-без-остатка по-вашему не является опытом, доступным Будде и арахантам, верно?
Цитата:
Итак, отсутствие жажды - это реальность, которую, при определённых условиях можно заметить
Вы выше сказали что отсутствие это не явление, а просто мысли об отсутствии, так что же вы будете замечать?
Ответьте конкретно, ниббана-без-остатка является опытом или нет: да, нет, не знаю. Можете дать односложный ответ?
Ответьте конкретно, ниббана-без-остатка является опытом или нет: да, нет, не знаю. Можете дать односложный ответ?
Ниббана одна, есть вышедшие из неё и ушедшие в неё. Грубый пример - человек зашёл в комнату, ознакомился с интерьером потом вышел(ниббана с остатком - продолжает жить) и зашёл в комнату и остался(париниббана).
Что называется этим "остатком" - еще кто-то помнит? А то некоторые считают, что это все скандхи вообще.
Ниббана с остатком - это то же самое, что ниббана с результатами цепляния в прошлом (sopādisesa). Но какой Вы из этого делаете вывод? _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Вс 17 Сен 17, 23:39), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы