Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Йога и буддизм

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

344342СообщениеДобавлено: Пт 22 Сен 17, 13:59 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

На мой взгляд, слово "осознанность" имеет вполне релевантное значение.

И даже википедия дает вполне консолидированное определение https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Цитата:
Осознанность — понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые. Осознанность включается в более общее понятие внимательности (англ. mindfulness)[1].

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

344344СообщениеДобавлено: Пт 22 Сен 17, 14:07 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Об ошибочности теории последовательности пунктов Пути - 13-я вайшешикагуна в самьяк-самадхи это смритюупастхана (то есть, 7-й пункт Пути). 8-й пункт Пути является тем, что устраняет препятствия для 7-го.

(xiii) What is the application of mindfulness (smṛtyupasthāna)? There are the three kinds of application of mindfulness.521 It consists of the meditative stabilization and wisdom – the rest as before – in accomplishing the cessation of all kinds of defilements (feelings) by attracting (gaining) to himself (the Buddha) multitudes of disciples (gaṇaparikarṣaṇa).
Махаянские дела!

В те 19 и все остальные пункты 8БП входят.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

344489СообщениеДобавлено: Пт 22 Сен 17, 22:45 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Есть ли в MN117 поздние вставки, и если есть, то какие - это вопрос, по которому вряд ли возможно окончательное решение. А вот что комментарий Дост. Аналайо - это довольно-таки поздний комментарий, спорить не приходится Smile

Безотносительно к личности и авторитету Бхиккху Аналайо, он приводит весьма крепкий аргумент, в виде трех сохранившихся в других Канонах версии этой сутты. По поводу некоторых других сутт, например, упомянутой МН 111 есть похожие исследования, которые с высокой долей вероятности говорят о поздних вставках.

Цитата:
Если же говорить по существу, то я бы сказал, что поздней и запутывающей схоластикой следует считать скорее искусственное отделение "осознанности к действиям, речи и устремлениям" от саммасати. Осознанность - это и есть осознанность; внимательное наблюдение за состояниями тела, чувственными восприятиями и мыслями, переживаемыми как приятные, неприятные или нейтральные, за намерениями, которые порождаются восприятиями и мыслями, и за последствиями намерений - (другими) мыслями, словами и действиями. Технически она не различается на разных этапах пути, а различается только степенью развития.

Опишу своими словами день хорошего монаха, как он предстает в суттах, что-бы была понятна разница между практикой сатипаттханы, которая относится к самма-сати и бдительностью/внимательностью (сампаджаннья), которая относятся к предыдущим ступеням БВП. Вот монах просыпается, приводит в порядок хижину, будучи бдительным; идет за подаянием, будучи бдительным; потом возвращается и ест пищу с бдительностью; моет чашу сохраняя бдительность к мыслям; а затем садится, скрестив ноги и практикует сатипаттхану и самадхи; затем общается с учителем и другими монахами, сохраняя бдительность к своей речи; потом еще медитирует; а потом ложиться на правый бок и сохраняя бдительность - отходит ко сну. И что такое бдительность, при ходьбе за подаянием, во время уборки, во время еды, бесед и т.п.? Это не причинение вреда живым существам (смотрит чтобы не раздавить или не повредить при ходьбе различных животных), не вовлечение в чувственные удовольствия (не залипание взглядом или мыслью на женщинах, не наслаждение вкусом пищи), внимательность к своему поведению, речи и мыслям (+ к правильным и - к неправильным), - это относится к 3,4,5 и 6 ступеням БВП.

А что такое практика сатипаттханы (самма-сати) - это глубокая осознанность к явлениям, разделенным по четырем типам, где каждое следующая совокупность явлений - более тонкая и сложная в созерцании; видение изменений, вплоть до самых тончайших (+самадхи); коррекция глубоких слоев психики; видение трех характеристик. Это существенно отличается от обычной бдительности/внимательности, когда идешь, ешь, говоришь, отходишь ко сну. Бдительность/внимательность - это сампаджаннья, а сатипаттхана - это созерцательная практика, и именно сатипаттхана называется самма-сати.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

344496СообщениеДобавлено: Пт 22 Сен 17, 23:14 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Я бы согласился на самом деле с этим, если бы было сказано наоборот — "развитие четырех джхан, это правильное сосредоточение, практика четырехчастной сатипаттханы, это правильная осознанность, а практика очищения ума, это правильное усилие."

Какая разница? Понятия шире, и включают другие практики?

Конечно!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

344505СообщениеДобавлено: Пт 22 Сен 17, 23:45 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:


Безотносительно к личности и авторитету Бхиккху Аналайо, он приводит весьма крепкий аргумент, в виде трех сохранившихся в других Канонах версии этой сутты. По поводу некоторых других сутт, например, упомянутой МН 111 есть похожие исследования, которые с высокой долей вероятности говорят о поздних вставках.

Опишу своими словами день хорошего монаха, как он предстает в суттах, что-бы была понятна разница между практикой сатипаттханы, которая относится к самма-сати и бдительностью/внимательностью (сампаджаннья), которая относятся к предыдущим ступеням БВП. ... И что такое бдительность, при ходьбе за подаянием, во время уборки, во время еды, бесед и т.п.? Это не причинение вреда живым существам (смотрит чтобы не раздавить или не повредить при ходьбе различных животных), не вовлечение в чувственные удовольствия (не залипание взглядом или мыслью на женщинах, не наслаждение вкусом пищи), внимательность к своему поведению, речи и мыслям (+ к правильным и - к неправильным), - это относится к 3,4,5 и 6 ступеням БВП.

А что такое практика сатипаттханы (самма-сати) - это глубокая осознанность к явлениям, разделенным по четырем типам, где каждое следующая совокупность явлений - более тонкая и сложная в созерцании; видение изменений, вплоть до самых тончайших (+самадхи); коррекция глубоких слоев психики; видение трех характеристик. Это существенно отличается от обычной бдительности/внимательности, когда идешь, ешь, говоришь, отходишь ко сну. Бдительность/внимательность - это сампаджаннья, а сатипаттхана - это созерцательная практика, и именно сатипаттхана называется самма-сати.

1. Когда речь о формировании тех или иных текстов (особенно текстов, записи которых предшествовала длительная устная традиция) любые аргументы насчёт того, что откуда взялось, что куда делось, что раннее, что позднее, что вставка, что не вставка, и т.д., и т.п., носят по необходимости косвенный характер. Перенестись в прошлое и увидеть это мы не можем, провести эксперимент, который опроверг бы одни гипотезы, и подкрепил бы другие - тоже не можем.

2. Понятно, что день монаха включает разные занятия - в одно время он занят непосредственно созерцанием (например, непосредственно развитием четырех установлений осознанности), а в другое время - собирает подаяние, разговаривает с другими монахами, может быть, разговаривает с мирянами, выполняет какие-то бытовые действия - и, делая всё это, старается сохранить осознанность, хотя и не занят в данный момент специально её развитием.  

Несмотря на все различия в образе жизни, некоторые аспекты этой структуры дня будут присутствовать и у мирянина. У мирянина будут какие-то периоды времени, специально выделенные на "формальную практику", и весь остальной день, заполненный разными делами и общением. При этом во время общения и дел он тоже будет стараться сохранить осознанность, хотя и не будет занят, в каждый момент времени, специально её развитием. Но вопрос, о котором я говорил, заключается в следующем: откуда мирянин (а тем более монах) будет "брать" осознанность, необходимую, чтобы сохранять бдительность по отношению к своим не только действиям, но и к словам, к мыслям и намерениям?

У "обычного" человека, у человека, не развивающего осознанность специально, она, в огромном большинстве случаев, развита настолько, чтобы успевать воздерживаться от неблагих поступков, и наиболее грубых форм неблагой речи. Этого совершенно недостаточно даже для того, чтобы выполнять рекомендации, которые Будда дал Чунде, относительно десяти неблагих деяний.

Для того, чтобы быть бдительным по отношению к своим мыслям и намерениям, необходимо специально развивать осознанность в отношении мыслей, переживаний, намерений. Нужно учиться замечать их сразу, как они возникают (и как исчезают). А сатипаттханы, несмотря на все эпитеты, которыми Вы сопровождаете упоминание о них, по сути дела именно на этом основаны - на тщательном отслеживании того, как возникают и прекращаются телесные состояния, приятные/неприятные/нейтральные/переживания, состояния ума (определяемые, как легко заметить, теми намерениями, которые в данный момент оказались более интенсивными и доминируют) и мысли/явления, воспринимаемые умом.

Другое дело, что сатипаттханы включают в себя не только отслеживание, как психические явления возникают и исчезают, но и приложение к замеченным явлениям аналитических классификаций, разработанных Буддой - четыре истины, пять препятствий, пять совокупностей, шесть аятан. Но в своей основе и сатипаттханы развиваются, и бдительность тренируется одним и тем же способом - направлением внимания на то, как возникают и прекращаются психические явления.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

344692СообщениеДобавлено: Вс 24 Сен 17, 00:44 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Добавлю, что буддийское видение, где карма связана именно с намерениями, а не с действиями (как в санкхье), хорошо согласуется с психологией.

Поправлю: в буддизме камма порождается намеренными действиями.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
Страница 19 из 19

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.043 (0.554) u0.010 s0.003, 18 0.031 [248/0]