не факт. кто на кого повлиял первым выяснить очень сложно, тут мнение исследователей сильно расходятся. да и в йоге окончательная цель - слияние и растворение в безличном Брахмане, т.е. индивидуальность ликвидируется, а у джайнов она (душа) сохраняется.
Вы руководствуетесь поздними интерпретациями йогической практики - именно в них возникает идея соединения с безличным брахманом. Это весьма поздняя идея, точно после-буддийская.
Но идея джайнов была как раз такова - джива, очищаясь от всей кармы (которую аккумулирует тело), освобождается от оков личного (телесного) бытия и растворяется в безличном (бестелесном) бытии. Арупабхава. Это ещё не тот Брахман, о котором вы говорите, но вполне явное inception of it. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Сб 16 Сен 17, 18:07), всего редактировалось 1 раз
т.е. в йогическом "ничто", по мнению Будды, возможно снова появиться. а в его собственном, "нирваническом" - нельзя.
Да и вообще какая может быть разница между одним "ничто" и другим "ничто". "Ничто" разных не бывает, как не бывает разных бесконечностей в математике.
Поэтому совсем не ясно, что Будду не удовлетворило.
Вы задаете умные вопросы, но не о том. Вновь Вам рекомендую (не желаю быть навязчивым, но Вы же сами пишете о своих исканиях на форуме) часть того времени, которое Вы тратите на чтение буддологов, переориентировать на чтение сутт. Видите ли, цель Будды заключалась вовсе не в том, чтобы достичь некоего "ничто" - хоть нирванического, хоть йогического. Его цель - прекращение жажды (и порожденных жаждой цепляний за предметы, в которых жажда ищет удовлетворения). Медитативные состояния, в том числе и те, которые переживаются как полное слияние с "ничто", жажды ещё отнюдь не исключают. Наоборот, переживание этих состояний тоже может вызывать жажду (то есть, желание продолжать испытывать эти состояния). Будда ясно это увидел. А ещё он ясно увидел, что все такие состояния, сколь бы возвышенными они ни были, обусловлены - обусловлены именно тем, что йогин делает со своим умом и телом, чтобы их достичь. Есть это "делание" - есть состояния. Прекращается оно, прекращаются и они. Всё обусловленное непостоянно, всё непостоянное, если на него направлена жажда, ведет к страданию.
Ниббана же - это не медитативное состояние, в которое можно войти и выйти. Это ясное видение всех вещей - от материальных предметов, до сколь угодно возвышенных медитативных переживаний, такими, как они есть (обусловленными и непостоянными), и отсутствие жажды по отношению хоть к каким-то из этих вещей (см. сутту MN1). Поэтому из ниббаны, достигнув неё, невозможно "выйти". Достигнув ниббаны в возрасте (как рассказывают) 35 лет, Будда так в ниббане и жил до самой смерти. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Сб 16 Сен 17, 18:12), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: shpiler
Джайны были первыми, кто это сформулировал. Учение йоги - это интерпретация их идей.
Возможно первыми были брахманы. Понятие йоги упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы Ригведа. Ещё вот такую информацию встречал: На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.), изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал. В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане» (датируется учёными первой половиной I тысячелетия до н. э.), присутствуют идеи единения с Абсолютом. В Упанишадах, наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде» — одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X — IX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.).
№343484Добавлено: Сб 16 Сен 17, 18:17 (7 лет тому назад)
В некоторых школах, кстати, явно нет того, что переводят как не-я, не-индивидуальность, без-личностность и т.п. Анатма - это разница между упадана кхандхами и кхандхами Пути. С пятью упаданами можно вполне упарываться на не-я, безличности и т.д., имея неверные воззрения. В этой доктрине очень много пунктов и еще больше возможностей неправильно понять.
№343485Добавлено: Сб 16 Сен 17, 18:18 (7 лет тому назад)
Nima
Словом "йога" в древних текстах обозначалось гораздо более общее понятие, чем вкладывают в это слово сейчас. Славянское слово "иго" очень близко к нему - рассмотрите различные его коннотации, чтобы уловить смысл того, что я говорю.
Когда в суттах употребляется слово "йогино", то во множестве случаев оно является синонимом "самано" - что мы переводим как "монах, отшельник, духовный подвижник".
Мнение о чрезвычайной древности упанишад - это мнение востоковедов девятнадцатого века. Современные исследователи опровергают его, указывая, что наиболее ранняя - брихад-араньяка-упанишад - была, судя по всему, известна во времена Будды, так как в суттах есть ряд аллюзий с её содержанием. Под сомнением риторические отсылки к идеям ещё одной упанишады, и это, похоже, всё. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
т.е. в йогическом "ничто", по мнению Будды, возможно снова появиться. а в его собственном, "нирваническом" - нельзя.
Да и вообще какая может быть разница между одним "ничто" и другим "ничто". "Ничто" разных не бывает, как не бывает разных бесконечностей в математике.
Поэтому совсем не ясно, что Будду не удовлетворило.
Вы задаете умные вопросы, но не о том. Вновь Вам рекомендую (не желаю быть навязчивым, но Вы же сами пишете о своих исканиях на форуме) часть того времени, которое Вы тратите на чтение буддологов, переориентировать на чтение сутт. Видите ли, цель Будды заключалась вовсе не в том, чтобы достичь некоего "ничто" - хоть нирванического, хоть йогического. Его цель - прекращение жажды (и порожденных жаждой цепляний за предметы, в которых жажда ищет удовлетворения). Медитативные состояния, в том числе и те, которые переживаются как полное слияние с "ничто", жажды ещё отнюдь не исключают. Наоборот, переживание этих состояний тоже может вызывать жажду (то есть, желание продолжать испытывать эти состояния). Будда ясно это увидел. А ещё он ясно увидел, что все такие состояния, сколь бы возвышенными они ни были, обусловлены - обусловлены именно тем, что йогин делает со своим умом и телом, чтобы их достичь. Есть это "делание" - есть состояния. Прекращается оно, прекращаются и они. Всё обусловленное непостоянно, всё непостоянное, если на него направлена жажда, ведет к страданию.
Ниббана же - это не медитативное состояние, в которое можно войти и выйти. Это ясное видение всех вещей - от материальных предметов, до сколь угодно возвышенных медитативных переживаний, такими, как они есть (обусловленными и непостоянными), и отсутствие жажды по отношению хоть к каким-то из этих вещей (см. сутту MN1). Поэтому из ниббаны, достигнув неё, невозможно "выйти". Достигнув ниббаны в возрасте (как рассказывают) 35 лет, Будда так в ниббане и жил до самой смерти.
в йоге самадхи описывается так же. достигший последней стадии самадхи уже не имеет никакой жажды. хотя точней имея какую либо жажду ее не достичь. поэтому и возникло сомнение в том, что Шакьямуни достиг этой последней стадии. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
Nima
Словом "йога" в древних текстах обозначалось гораздо более общее понятие, чем вкладывают в это слово сейчас. Славянское слово "иго" очень близко к нему - рассмотрите различные его коннотации, чтобы уловить смысл того, что я говорю.
Когда в суттах употребляется слово "йогино", то во множестве случаев оно является синонимом "самано" - что мы переводим как "монах, отшельник, духовный подвижник".
Мнение о чрезвычайной древности упанишад - это мнение востоковедов девятнадцатого века. Современные исследователи опровергают его, указывая, что наиболее ранняя - брихад-араньяка-упанишад - была, судя по всему, известна во времена Будды, так как в суттах есть ряд аллюзий с её содержанием. Под сомнением риторические отсылки к идеям ещё одной упанишады, и это, похоже, всё.
брахманы и араньяки появились точно раньше буддизма. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
в йоге самадхи описывается так же. достигший последней стадии самадхи уже не имеет никакой жажды. хотя точней имея какую либо жажду ее не достичь. поэтому и возникло сомнение в том, что Шакьямуни достиг этой последней стадии.
Самадхи, любых стадий - это именно медитативное сосредоточение, а ниббана - нет. Существо, достигшее ниббаны, может входить в самадхи любого уровня, и выходить из них (описания того, как Будда это делал, содержатся, например, в Махапариниббана сутте (DN16)). Но, выходя из самадхи, пробужденный всё равно остаётся в ниббане. _________________ Границы мира - это границы языка
в йоге самадхи описывается так же. достигший последней стадии самадхи уже не имеет никакой жажды. хотя точней имея какую либо жажду ее не достичь. поэтому и возникло сомнение в том, что Шакьямуни достиг этой последней стадии.
Самадхи, любых стадий - это именно медитативное сосредоточение, а ниббана - нет. Существо, достигшее ниббаны, может входить в самадхи любого уровня, и выходить из них (описания того, как Будда это делал, содержатся, например, в Махапариниббана сутте (DN16)). Но, выходя из самадхи, пробужденный всё равно остаётся в ниббане.
медитативное сосредоточение в йоге - это дхьяна, 6-ой, предпоследний этап. а самадхи (точней его последняя стадия) то же, что и нирвана в буддизме (в том плане что "всё! святая жизнь прожита. не будет больше нового рождения" _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
медитативное сосредоточение в йоге - это дхьяна, 6-ой, предпоследний этап. а самадхи (точней его последняя стадия) то же, что и нирвана в буддизме (в том плане что "всё! святая жизнь прожита. не будет больше нового рождения"
То, что "не будет больше нового рождения" - это следствие. А как это состояние (последняя стадия самадхи в том понимании, о котором Вы говорите) переживается? Какие у него характеристики? _________________ Границы мира - это границы языка
№343504Добавлено: Сб 16 Сен 17, 20:44 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Цитата:
НИРВИКАЛЬПА-САМАДХИ
28. Нирвикальпа-самадхи -это состояние абсолютного осознания.
29. Знание и знаемое становятся единым.
30. В нирвикальпа-самадхи йогин видит без глаз, различает вкус без языка, слышит без ушей, чувствует запах без носа и осязает без кожи.
31. Описывается это состояние вот как: слепой просверлил жемчужину; беспалый втянул в нее нить; бесшеий ее надел; а безъязыкий это восхвалил.
32. Нирвикальпа-самадхи также известна как асампраджнята или нирбиджа-самадхи.
33. Наблюдается полное прекращение всех ментальных функций. Отсюда и название - асампраджнята-самадхи.
34. Это состояние достигается только тогда, когда есть абсолютная ниродха, или управление сознанием.
35. Самскары сгорают целиком. Отсюда и название - нирбиджа.
36. Лишь состояние нирвикальпа-самадхи способно уничтожить цепь перерождений.
37. Однако слабый проблеск Истины не может освободить вас от рождения и смерти.
38. Вам придется абсолютно утвердиться в нирвикалъпа-самадхи. Только тогда семя перерождений сгорит дотла.
39. Когда йогин достиг высочайшей ступени нирвикалъпа-самадхи, огонь йоги сжигает все остатки его деятельности. Йогин мгновенно получает освобождение уже при жизни. Он обретает бессмертие, высочайшую трансцендентальную мудрость и вечное блаженство.
40. Единственная садхана для достижения нирвикальпы -это паравапрагъя, или величайшее бесстрастие.
41. Здесь йогин полностью отделяется от пракрити и ее эффектов.
42. Мышление, интеллект и чувства полностью прекращают функционировать.
43. Здесь нет ни звучания, ни касания, ни формы.
44. Все недуги, а именно: неведение, эгоизм, симпатии и антипатии, связанные с жизненной рутиной, ныне уничтожаются.
45. Гуны, соответствовавшие объектам наслаждения, сейчас полностью прекращают свою деятельность.
46. Йогин достигает кайвальи, или высшей независимости, свободы.
47. Он обладает одновременным знанием или всеведением сейчас.
48. Прошлое и будущее вливаются в настоящее. Все - это "сейчас". Все - это "здесь".
49. Йогин трансцендирует время и пространство.
50. Все печали исчезают; все страдания прекращаются; семена деяний сгорают; все сомнения рассеиваются. Это вечная свобода.
51. Это состояние подобно океану без волн.
№343506Добавлено: Сб 16 Сен 17, 21:05 (7 лет тому назад)
Нирвана или кайвалья, судя по всему - название одной и той же вещи. Тем более, что в дзен нирвана или просветление-бодхи иначе называются как единство самадхи и праджни. Разве это и не есть асампраджнята-самадхи?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы