Да. В дхаммы входят не только (более-менее) реальные предметы, но и полностью абстрактные.
Вот это весьма важное уточнение. А то некоторые понимают окончательную ниббану, как некую реально существующую сферу, с особо хитрым безличным ниббаническим становлением, безличным ниббаническим рождением, безличным ниббаническим существованием и т.п.
Если даже это всё как-то и есть, то это не ниббана, а что-то параллельное ей. _________________ Буддизм чистой воды
Вы с таким пониманием постулируете безличный атман вне кхандх, сливающийся с брахманом ниббаной. Адвайта-веданта у вас получается. Нет никакого безличностного существования, существование может быть только как становление пяти кхандх (рождение). Sakkāyo - это существование кхандх, никакого другого существования в суттах нет. Личностное существование - просто неудачный перевод, который может ввести в заблуждение, создав допущение наличия некоего безличностного существования.
Ничего такого я не постулирую. Шанкару же не случайно называли крипто-буддистом. Существования безличного нет, я не говорил что есть безличное существование, я говорил безличное бытие - то есть безличный опыт если хотите. Ниббана не входит в имя-и-форму.
Процитирую еще раз то стихотворение:
Там, где вода, земля, огонь и воздух
Опоры обрести не могут:
Отсюда поворачивают все потоки вспять,
Здесь круговерть перестаёт вращаться,
Здесь имя-и-форма исчезает,
И прекращается здесь без остатка
Нельзя сказать "там" и "здесь" по отношению к вашему прекращению всего-всего. По другому говоря - вы отрицаете что у Будды был опыт ниббаны, то есть он говорит о том чего нет. Однако:
Если бы не было этого нерождённого, ненаступившего, несотворённого, несформированного, то нельзя было распознать освобождение от рождённого, наступившего, сотворённого, сформированного
Аджата сутта: Нерождённое
Ити 2.16
То есть нерожденное - есть. И если бы его не было, нельзя было бы распознать освобождение от рожденного.
Это не сфера, а точка, когда время, пространство и существование прекращаются. Нама-рупа - это пять кхандх, живое существо, существование, которое полностью угасает, исчезает. Другого существования не бывает.
Это сфера:
Есть сфера, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра
Ниббана сутта: Полное Освобождение I
Уд 8.1
Да, все верно. Имя-и-форма прекращаются и существования (живого существа) - больше не будет. Но это не означает что не будет ничего. В вашей трактовке Будда как будто бы учит достижению небытия атеистов-материалистов.
Последний раз редактировалось: Adzamaro (Пт 12 Май 17, 23:59), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Antaradhana
Я вот слышал утверждение, что дхармы на самом деле пусты сами по себе.
Так на санскрите это синонимично выражению про анатман дхарм. Анатман - "себя". Пусты от себя.
Некоторые путаются еще, считая атту и атман разными вещами в буддизме, хотя это одно и тоже, просто первое слово на пали, а второе на санскрите, также как анатта и анатман.
Я вот слышал утверждение, что дхармы на самом деле пусты сами по себе.
Так на санскрите это синонимично выражению про анатман дхарм. Анатман - "себя". Пусты от себя.
Просто тогда, если рассуждать логически, если мы приходим к пониманию пустотности всех понятий, что в конце концов, можно достичь понимания такого, когда утрачивают смысл все понятия, тогда получается, что пустота пустот стоит за всеми процессами, явлениями, короче говоря дхармами. Выходит что в любой науке, религии, подходе, человек может достичь просветления, если начнет докапываться до сути, отбросив всякие предубеждения и предрассудки.
Получается что не имеет разницы идти ли путем медетативного познания (через ощущения) или логического. Так как на высших уровнях оба они превращаются в трансцедентальную практику. И результаты такие же - получение прозрения, откровений, просветления, вход в ниббану
Вовсе нет. Именно в изначальной индийской традиции атма (пали - атта) - это буквально "душа, дух". Прана - это "дыхание/ букв. Воздух".
Так что Душа - это наиболее точное соответствие для Атмана в нашем языке. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№328284Добавлено: Сб 13 Май 17, 00:11 (8 лет тому назад)
Евлампий напрсал:
"Однако ...должна быть и некоторая причина, парадигма, движущая сила всех этих процессов. Вот ее то каждый по своему и понимает. Для кого то это Дхарма, для кого то Дао, Логос, кто то мыслит уже в рамках абсолюта, истины, божеств или личной души. [/quote]
Для буддистов это Карма. Пооверить и убедиться в карме - это вполне посильная задача для духовного Человека. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Существования безличного нет, я не говорил что есть безличное существование, я говорил безличное бытие - то есть безличный опыт если хотите.
Бытие и существование, в рамках буддизма - синонимы.
Цитата:
Ниббана не входит в имя-и-форму.
Процитирую еще раз то стихотворение:
Там, где вода, земля, огонь и воздух
Опоры обрести не могут:
Отсюда поворачивают все потоки вспять,
Здесь круговерть перестаёт вращаться,
Здесь имя-и-форма исчезает,
И прекращается здесь без остатка
Нельзя сказать "там" и "здесь" по отношению к вашему прекращению всего-всего.
Во-первых, Будда отвечает на вопрос божества, которое задает вопросы "откуда все потоки исчезают?" "где нама-рупа прекращается, исчезая без остатка?", а во-вторых "там" и "здесь" вполне можно сказать и о процессе, событии (наступлении окончательной ниббаны).
Цитата:
По другому говоря - вы отрицаете что у Будды был опыт ниббаны, то есть он говорит о том чего нет.
Не отрицаю, опыт ниббаны у Будды есть при жизни, после погружения в ниродха-самапатти, но речь идет о прекращении асав и знании, что после смерти будет неизбежное, окончательное угасание всех процессов (освобождение).
Цитата:
То есть нерожденное - есть. И если бы его не было, нельзя было бы распознать освобождение от рожденного.
Нерожденное и т.п. есть при переживании ниббаны при жизни (знание что становления и рождений больше не последует).
Цитата:
Это сфера:
Есть сфера, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни ветра
Ниббана сутта: Полное Освобождение I
Уд 8.1
Я вам на это уже отвечал. Это о прижизненной ниббане. После окончательной ниббаны никакой сферы нет, и нечем познавать ее существование.
Цитата:
В вашей трактовке Будда как будто бы учит достижению небытия атеистов-материалистов.
Разница огромная: атеисты-материалисты ошибочно полагают, что это наступит само-собой после смерти, тогда как их ждет следующее рождение. Будда критиковал существующие в его время разновидности материализма за то, что они не верят в следующее рождение, и в плоды добрых и злых дел.
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Сб 13 Май 17, 00:35), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Alex123, Adzamaro
мано+дхамма=сознание;
атта(субъективность)+анатта(объективность)= общее сознание. Сознание вообще.
Убрать один полюс - и всё, сознания не существует.
Зато у вас появилось "Сверх-сознание", которые вы назвали "Сознанием-вообще" - "Маха-атмам = Брахмам". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы